Консультация для учителей начальной школы по теме "Коррекционная работа по формированию просодических компонентов речи"
методическая разработка

Писарева Надежда Амирбековна

Консультация предназначена для учителей начальной школы и представляет собой перечень приёмов по формированию просодических компонентов.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Коррекционная работа по формированию просодических компонентов речи у детей с СНР

Слайд 2

Основная цель в работе – сформировать речь ребёнка яркой, выразительной, эмоциональной. Просодика – сложный комплекс элементов, включающий ритм, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессии и эмоций.

Слайд 3

Основные компоненты просодической стороны речи.

Слайд 4

Особенности просодической стороны речи у детей с СНР речевой выдох ослаблен; речь монотонна, маловыразительна; темп речи замедленный или ускоренный; ритм нарушен при восприятии или воспроизведении; голосовые модуляции недостаточны или отсутствуют; голос либо тихий, либо чрезмерно громкий; тембр чаще низкий;

Слайд 5

Упражнения для формирования речевого дыхания «Жук жужжит» И.п . – руки поднять в стороны и немного отвести назад словно крылья. Выдыхая, дети произносят: «ж-ж-ж», опуская руки вниз . «Воздушный шарик» Предлагаем детям надуть шарик. Дети перед грудью руками держат воображаемый шарик. Медленный наклон вперед сопровождается выдохом на звук «ф-ф-ф». При выпрямлении вдох производится непроизвольно.

Слайд 6

Упражнения на развитие интонационной выразительности речи. На дворе трава, на траве дрова. Грустно («Ох, сколько здесь работы!»); Радостно («Ура, здесь можно интересно поиграть!»); Равнодушно («Ну и что?»).

Слайд 7

У пражнения на расширение звуковысотного диапазона. Произнеси звук (Ж), с разной степенью высоты, подражая жужжанию большого шмеля (низко) и маленькой пчелки (высоко). Начался пожар, вызвали пожарную машину. Она едет по улицам и издает пронзительные звуки сирены: «У-у-у-у». изобрази эти звуки голосом.

Слайд 8

Упражнения на развитие силы голоса. « Гудок паровоза». Изобразим голосом гудок паровоза: «Ту-ту-ту-ту». Сначала произносим очень тихо, как будто паровоз еще очень далеко, потом громче, еще громче, очень громко, а затем голос слабеет, как будто паровоз удаляется. «Ауканье». Представьте, что вы заблудились в лесу. Вы стоите и кричите: «Ау - ау!». Произносить звуки надо сначала тихо, потом громче, затем еще громче . «Поём гласные звуки» (громко, тихо, громко-тихо, тихо-громко)

Слайд 9

Упражнения на выработку умения управлять темпом речи. Произнесите следующие предложения в нужном темпе: Как медленно вертится колесо! Как долго тянется зима! Скорей бежим домой!

Слайд 10

Игры и упражнения на опознавание и различение тембра голоса. Игра «День и ночь» По команде «ночь» дети закрывают глаза. По выбору педагога один из детей рассказывает любое стихотворение. По команде «день» все открывают глаза и называют имя читавшего. Игра «Узнай по голосу» Дети становятся в круг. Водящий стоит в середине круга с закрытыми глазами. Играющие начинают двигаться по кругу подскоками. С остановкой музыки дети останавливаются , и один из них (по выбору педагога) должен громко сказать: «Ты загадку отгадай, кто позвал тебя, узнай!» Водящий с завязанными глазами должен назвать по имени того, кто это сказал. Если он правильно угадывает, его место занимает тот, кого он узнал по голосу .

Слайд 11

Упражнения на постановку логического ударения и выделение пауз 1 упражнение Последовательно меняя логическое ударение в вопросительном предложении, предлагаем детям ответить. Проследим, изменится ответ? Ты завтра встречаешь сестру? – Да, я. Ты завтра встречаешь сестру? – Да, завтра. Ты завтра встречаешь сестру? – Да, я встречаю. Ты завтра встречаешь сестру ? – Да, сестру. 2 упражнение Расскажи стихотворение, соблюдая паузы: Мама! Мама! Посмотри! Я пускаю пузыри. Желтый, красный, голубой – В каждом я и ты со мной ! 3 упражнение «Меня зовут» Учить детей делать небольшие паузы перед именем. Например , «Меня зовут (мини-пауза) Оля. Маму зовут (мини-пауза) Мария Ивановна .

Слайд 12

Логопедический тренажёр «Дэльфа»



Предварительный просмотр:

Консультации для учителей начальной школы по теме

«Коррекционная работа по формированию просодических компонентов речи»

 У детей младшего школьного возраста с СНР наблюдается несформированность как фонетической, так и просодической сторон речи. Под просодией следует понимать голосовые характеристики (высота, сила, длительность, тембр) и мелодико-интонационную сторону речи (темп, ритм, паузация, ударение логическое).

Структурные компоненты просодической стороны речи у детей школьного возраста с СНР имеет свои особенности, а именно:

  • речевой выдох ослаблен;
  • речь монотонна, маловыразительна;
  • темп речи замедленный или ускоренный;
  • ритм нарушен при восприятии или воспроизведении;
  • голосовые модуляции недостаточны или отсутствуют; 
  • голос либо тихий, либо чрезмерно громкий;
  • тембр чаще низкий;

Такие нарушения находят своё отражение в чтении. То есть на его выразительности. И на коммуникативной функции речи.  Поэтому целесообразно проводить коррекционную работу комплексно и во взаимодействии с учителями начальных классов.

 На сегодняшний день не существует никаких методик по формированию просодической стороны речи, поэтому используем комплекс упражнений.

Основная цель в работе с такими детьми – сформировать их речь яркой, выразительной, эмоциональной.

Просодика – сложный комплекс элементов, включающий ритм, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессии и эмоций.

Основные компоненты просодической стороны речи.

http://festival.1september.ru/articles/616855/img1.gif

Дыхательное упражнение "Ветер".

Логопед: Ребята, на деревьях листья, какого цвета? (Ответы детей: жёлтого, красного, оранжевого.)

Налетел ветерок, зашумели листочки и полетели на землю.

Дует лёгкий ветерок – Ф-Ф-Ф...
И качает так листок – Ф-Ф-Ф...
Дует сильный ветерок – Ф-Ф-Ф...
И качает так листок – Ф-Ф-Ф...
Дует ветерок, качаются листочки и поют свои песенки.
Осенние листочки на веточках сидят,
Осенние листочки детям говорят:
Осиновый – а-а-а...
Рябиновый – и-и-и...
Берёзовый – о-о-о...
Дубовый – у-у-у... (Дети хором поют: и а-а-а, и-и-и, о-о-о, у-у-у.)

В своей работе я использую различные упражнения и игры , например:

Упражнения для формирования речевого дыхания

«Жук жужжит»

И.п. – руки поднять в стороны и немного отвести назад словно крылья. Выдыхая, дети произносят: «ж-ж-ж», опуская руки вниз.

«Воздушный шарик»

Предлагаем детям надуть шарик. Дети перед грудью руками держат воображаемый шарик. Медленный наклон вперед сопровождается выдохом на звук «ф-ф-ф». При выпрямлении вдох производится непроизвольно.

Упражнения на развитие интонационной выразительности речи.

  • На дворе трава, на траве дрова.
  • Грустно («Ох, сколько здесь работы!»);
  • Радостно («Ура, здесь можно интересно поиграть!»);
  • Равнодушно («Ну и что?»).

Игры и упражнения на расширение звуковысотного диапазона.

1 упражнение.

Произнеси звук (Ж), с разной степенью высоты, подражая жужжанию большого шмеля (низко) и маленькой пчелки (высоко).

  1. упражнение.

Начался пожар, вызвали пожарную машину. Она едет по улицам и издает пронзительные звуки сирены: «У-у-у-у». изобрази эти звуки голосом.

Упражнения на развитие силы голоса.

1 упражнение «Гудок паровоза».

Изобразим голосом гудок паровоза: «Ту-ту-ту-ту». Сначала произносим очень тихо, как будто паровоз еще очень далеко, потом громче, еще громче, очень громко, а затем голос слабеет, как будто паровоз удаляется.

На логопедических занятиях упражнение поём гласные

2 упражнение «Аукание».

Представьте, что вы заблудились в лесу. Вы стоите и кричите: «Ау - ау!». Произносить звуки надо сначала тихо, потом громче, затем еще громче.

Игра на развитие полетности голоса «Эхо».

Дети становятся в два ряда лицом друг к другу. Одни громко произносят: «А!» другие тихо отзываются: «А-а-а!»

Упражнения на выработку умения управлять темпом речи.

Произнесите следующие предложения в нужном темпе:

  • Как медленно вертится колесо!
  • Помогите, человек тонет!
  • Как долго тянется зима!
  • Скорей бежим домой!

Игры на совершенствование чувства ритма

  • Игра «Барабанщик»
  • Ты – барабанщик. Отбей палочкой походный марш в следующем ритме:
  • Пам-пара-па-памм-памм-памм-памм!
  • Пам-пара-па-памм-памм-памм-памм!
  • Памм!   Памм!   Памм!

Игры и упражнения на опознавание, различение, характеристику и воспроизведение тембра голоса.

Игра «День и ночь»

По команде «ночь» дети закрывают глаза. По выбору педагога один из детей рассказывает любое стихотворение. По команде «день» все открывают глаза и называют имя читавшего.

Игра «Узнай по голосу»

Дети становятся в круг. Водящий стоит в середине круга с закрытыми глазами. Играющие начинают двигаться по кругу подскоками. С остановкой музыки дети останавливаются , и один из них (по выбору педагога) должен громко сказать: «Ты загадку отгадай, кто позвал тебя, узнай!»

Водящий с завязанными глазами должен назвать по имени того, кто это сказал. Если он правильно угадывает, его место занимает тот, кого он узнал по голосу.

Упражнения на постановку логического ударения и выделение пауз

1 упражнение  

Последовательно меняя логическое ударение в вопросительном предложении, предлагаем детям ответить. Проследим, изменится ответ?

  • Ты завтра встречаешь сестру? – Да, я.
  • Ты завтра встречаешь сестру? – Да, завтра.
  • Ты завтра встречаешь сестру? – Да, я встречаю.
  • Ты завтра встречаешь сестру? – Да, сестру.

2 упражнение

Сколько ответов можно дать на вопрос: Мы летом поедем в деревню?

3 упражнение

Расскажи стихотворение, соблюдая паузы:      Мама! Мама! Посмотри!

                                                                               Я пускаю пузыри.

                                                                               Желтый, красный, голубой –

                                                                               В каждом я и ты со мной!

4 упражнение «Меня зовут»

Учить детей делать небольшие паузы перед именем. Например, «Меня зовут (мини-пауза) Оля. Маму зовут (мини-пауза) Мария Ивановна.

На ряду с этими упражнениями существует более современные приёмы. Например, логопедический тренажёр ДЭЛЬФА. Это компьютерная программа, состоит из микрофона, который улавливает частоту звука, вибрацию, колебания. Он позволяет выполнять упражнения в игровой форме, многократно дублировать, и устанавливать разные уровни сложности. Позволяет работать над коррекцией речевого дыхания, силы голоса.

Упражнения предназначены для правильного речевого выдоха (плавности и длительности)

«Задуй свечки»

«Чашка чая»

Упражнения на силу голоса 

«Колобок», «Бегемот».

Чем громче будет говорить ребёнок, тем шире будет открывать рот персонаж.

Упражнения на длительность звука (устанавливается длительность паузы, которую компьютер не будет оценивать как прерывание звука) если выполнено правильно огни зажгутся.

«Ёлочка» «Репка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по развитию просодического компонента речи у дошкольников.

Перспективный план по развитию основных просодических элементов речи (дыхания, темпа, ритма, мелодики, модуляции голоса) у детей старшего дошкольного возраста...

Игры для формирования просодического компонента речи у дошкольников

Качественной характеристикой речи является практическое овладение её просодической стороной.Она обеспечивает эффективность коммуникации, способствует донесению смысла высказывания до слушателей....

Развитие просодических компонентов речи у детей с дизартрией

Радионова Н.А.      Логопед реабилитационного центра «Лучик» г. Ханты- Мансийск.         Развитие просодических компо...

Развитие просодических компонентов речи у детей с дизартрией

Радионова Н.А.      Логопед реабилитационного центра «Лучик» г. Ханты- Мансийск.         Развитие просодических компо...

Игры, способствующие формированию просодического компонента речи.

Одним из основных направлений информатизации современного образования является использование компьютерных технологий, как метод эффективного воздействия на психо - речевое развитие детей....

Развитие просодических компонентов речи у заикающихся дошкольников

Роль выразительности речи чрезвычайно важна. Прежде всего, она обеспечивает оформление фраз как целостных смысловых единиц, и , вместе с тем, обеспечивает передачу информации о коммуникативном т...

Нарушения чтения у учащихся младших классов общеобразовательных школ. Консультация для учителей начальных классов общеобразовательных школ.

Нарушения чтения у учащихся младших классов общеобразовательных школКонсультация для учителей начальных классов общеобразовательных школ    Начало школьной ...