Э. Шим «Камень, Ручей, Сосулька и Солнце. Сказка.
план-конспект урока на тему

Торощина Светлана Анатольевна

Это комбинированный урок,  изучения нового материала и первичного закрепления знаний, 4 урок в разделе «Весна в окно стучится…»

 

Общая дидактическая цель: формирование навыков правильного плавного слогового и осознанного чтения.

·   Образовательная:

- познакомить учащихся со сказкой Э. Шима «Камень, Ручей, Сосулька и Солнце»;

- учить правильному, плавному слоговому, осознанному чтению;

-учить читать текст по ролям;

- расширение словарного запаса.

·   Развивающие и коррекционные:

- коррекция устной речи через чтение по ролям;

Коррекция развития мышления (установление причинно-следственных закономерностей наступления весны);

- расширение кругозора.

·   Воспитательная:

-способствовать формированию мотивации к учению, формированию познавательного интереса;

- воспитывать любовь к чтению.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_tor.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Урок чтения.

Класс: 3 «а».

Учитель: Трощина С.А.

Тема: Э. Шим «Камень, Ручей, Сосулька и Солнце. Сказка.

Ход урока

Организационный момент

(Дети приветствуют учителя стоя)

Разминка.

1). Дыхательная гимнастика

Учитель: Вдох-выдох;

Вдох- задержали дыхание-выдох;

Вдох -задержали дыхание-выдох.

Тихо садитесь.

2). Скороговорка (тренировка артикуляционного аппарата).

Учитель:  Прочитайте скороговорку написанную на доске (Учитель читает вслух, дети про себя). Прочитаем её хором вместе со мной, соблюдая ударение.

Как хорош весной денек!

Зажурчи, наш ручеек!

Учитель: … прочитай выразительно. 

Учитель: Молодцы!

Актуализация знаний

Учитель: Скажите, какой раздел мы начали изучать?

(Мы начали изучать раздел «Весна в окно стучится…»)

Прочитайте названия  первых трёх произведений с которыми мы уже познакомились. Для этого откройте учебник на странице 231

( «Зима недаром злится…» Ф.Тютчев; «Стальное колечко», отрывок, К. Паустовский, «Весна» А. Плещеев)

Сообщение темы урока

Учитель: Назовите какое сейчас время года. Подберите признаки весны.

 (Сейчас время года – весна. Весенние признаки это - тает снег, светит солнце, прилетают птицы).

- С крыш весной свисают сосульки.

Изобразим их голосом. Наступило утро.

Утром - сосулька-кап, кап.

Денём сосулька-кап, кап, кап.

Вечером-сосулька-кап, кап.

Ночью-молчание.

Ночью, ребята, сосулька молчит, не капает потому что…. (становится холодно и солнце не греет её)

Выяснение темы урока. Постановка проблемы.

Вспомните  стих. Ф.Тютчева (читаю)

Зима недаром злится

Прошла ее пора.

Весна в окно стучится,

И гонит со двора.

На ваш взгляд. Кто делает весну?

Перед нами встает проблема, узнать, кто делает весну.

Определение названия сказки.

Отгадайте загадки  (после того как дети угадают – выставляются рисунки с названием)

Лежит он на дороге,

Машине не проехать.

Валун большой, огромный.

Его не обойти.       (камень)                                     

Бегу я, как по лесенке,

По камушкам звеня.

Издалека по песенке,

Узнаете меня.    (ручей)

                                          

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

но солнце ее припечет-

Заплачет она и утечёт.   ( сосулька)

Большой подсолнух в небе,

Цветет он много лет,

Цветет зимой и летом,

А семечек все нет.         (солнце)

- Прочитайте название текста с помощью рисунков.

( после того как ученики назовут название сказки, учитель открывает словесное название сказки  «Камень, ручей, сосулька и солнце» Э.Шим.

Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся со сказкой русского писателя Эдуарда Шима «Камень, Ручей, Сосулька и Солнце»

Работа по теме.

  1. Словарная работа.

Учитель: прежде, чем познакомить вас со сказкой, давайте разберем сложные непонятные слова и выражения.

КАПЕЛЬ

Что же такое капель?

Капель – бывает весной, когда пригревает солнышко и сосульки начинают таять – тогда капельки падают с крыш, веток деревьев.

Прочитаем слово хором (капЕль)

Встретится словосочетание ЗАЙЦЫ БОЛОБОЧУТ. Как вы понимаете это выражение?

– по другому можно сказать - разговаривают, на картинке  вы видите группу зайчиков, как будто разговаривающих между собой.

ТЕТЕРЕВА БОРМОЧУТ – вот так выглядят птицы тетерева (картинка), звуки, которые они издают, похожи на бормотание (звук).

СИНИЦЫ БУБЕНЧИКАМИ РАЗЛИВАЮТСЯ – звонкий разговор синиц друг с другом.

КАМЕНЬ – ВАЛУН- это большой камень, который обвалился с горы и теперь лежит неподвижно на земле.

  1. Первичное чтение учителя.

Учитель:

А сейчас, ребята. Послушайте эту сказку и подумайте над вопросом кто главные герои сказки?

(Учитель читает)

Проверка восприятия (беседа),

И так, кто же главные герои сказки? (Главные герои сказки Камень, Ручей, Сосулька и Солнце, звери и птицы)

Учитель: 

Какое время года описано в сказке?

(В сказке говорится о весне).

 Релаксация.

Учитель: Закройте глаза, вытяните руки. Представьте, что на ладошках у вас лежат маленькие солнышки. Через пальчики, как будто через лучики солнышка, идет тепло по всей руке. Руки успокоились, отдыхают. Переключаем внимание на ноги. Солнечные лучики согревают стопы, пальцы ног. Усталость проходит, мышцы отдыхают.

     Дыхание успокаивается, становится плавным, равномерным. Откройте глазки.

Зрительная гимнастика.

Учитель: А сейчас, разминка для глаз.

Глазки вправо, влево; вверх, вниз;

Рисуем глазами круг (вправо, влево), рисуем глазами квадрат (вправо, влево).

«Читаем» называя цвет кружка 1 ряд – медленно, 2 ряд – быстро, 3 ряд – очень быстро.

Вторичное чтение детьми (Жужжащее чтение).

В сказке встретятся трудные слова, поучимся их читать:

ПЕ-РЕ-ЗВА/-НИ-ВА-ЕТ

РАС-ТА /П-ЛИ-ВА-Ю

ПРО-СВЕ /Р-ЛИ-ВА-Ю

Учитель: Открываем учебник на странице 181, читаем вполголоса (дети читают вполголоса, учитель следит за посадкой детей, читает со слабыми учениками). 

Учитель: Что происходит во время действия сказки? ( камен, ручей и сосулька разговаривают между собой).

Упражнение «Буксир».

Учитель: Выполним упражнение «Буксир». Я читаю с разной скоростью, вы за мной следите. Когда я остановлюсь, ученик, которого я назову, должен продолжить чтение.

( Начиная со слов:Благодать в лесу….)

Физкультминутка.

Учитель: А сейчас физкультминутка (Проводит физорг)

Руки подняли и покачали_

Это деревья в лесу.

Руки согнули. Кисти встряхнули. Ветер сбивает росу.

В стороны руки, ими помашем-

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем,

Руки сложили назад.

Учитель: Ребята, вы сказали, что главные герои разговаривают. Вспомните и скажите, как каждый из них говорит о себе?

( каждый из них себя хвалит).

Учитель: Что приписывает (т.е. говорит, то чего на самом деле нет) себе каждый из персонажей? (каждый из них говорит о том, что он весну «делает»).

Учитель: На какой вопрос ответила сказка?

( сказка ответила на вопрос: кто делает весну).

Учитель: перед чтением сказки у нас возникла проблема, кто же делает весну, скажите, кто же делает весну?

( весну делает солнышко).

Учитель: Почему, весной камень стал горячим, Ручей бурливым, а Сосулька тает?

( потому что их нагрело Солнышко).

Учитель: Что произошло с ними, когда Солнце закатилось?

(камень остыл, ручей перестал бурлить, а сосулька перестала капать). 

Чтение по ролям.

Учитель: Подготовимся к чтению сказки по ролям.

Какие действующие лица нам нужны?

( автор, камень, ручей, сосулька, солнце, звери)

Давайте разберём, какие у них характеры:

Камень – старый, важный, гордый.

Ручей – молодой, звонкий, весёлый.

Сосулька – хвастливая.

Учитель выбирает детей для чтения сказки по ролям.

АВТОР – …

КАМЕНЬ – …

РУЧЕЙ – …

СОСУЛЬКА – …

ЗВЕРИ – ….

Чтение сказки по ролям детьми.

Итог урока.

Учитель: С какой сказкой мы познакомились сегодня на уроке?

(Сегодня на уроке мы познакомились со сказкой «Камень, ручей, сосулька и солнце».

Кто автор сказки? (Эдуард Шим)

Почему это произведение мы относим к сказке?

(Разговаривают предметы).

Учитель: О чем рассказала нам эта сказка?

(Эта сказка рассказала нам о том, кто помогает приходу весны).

Учитель: Ребята, с какого месяца начинается весна?

( весна начинается с месяца – март). Назовите все весенние месяцы (март, апрель, май).

Учитель: В завершении нашего урока мы прочитаем прекрасное весеннее стихотворение. А позже заучим его наизусть. Положите перед собой листочки со стихотворением. Я читаю, а вы следите и старайтесь запомнить.

Весна.

Замер лес в прозрачной дымке,

На деревьях тают льдинки.

С веток капает капель

И летит синицы трель.

Домашнее задание.

Учитель: дома, подготовьте чтение  сказки по ролям. … – выучит стихотворение о марте.

Оценки. Вы хорошо поработали. Послушайте оценки.

- На «5» работали …

- «4» получили …

Урок окончен, готовимся к … .

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Каменный цветок" Драматическая сказка в двух действиях, по мотивам сказов П. П. Бажова «Каменный цветок», «Горный мастер».

Действующие лица Прокопыч– горный мастер.Данило– ученик Прокопыча.Катя– невеста Данила.Медной горы Хозяйка.Приказчик.Вихориха– бабка-знахарка.Автор....

М.М.Пришвин Кладовая солнца. Сказка -быль. 1- ый урок

Содержится разработка первого урока по теме. Прилагается презентация. Есть материал об авторе, истории создания произведения....

Презентация "Кладовая солнца" к уроку литературного чтения в 7 классе "Нравственность взаимоотношений Митраши и Насти" по сказке-были М.М.Пришвина "Кладовая солнца"

Презентация составлена в помощь учителю на уроке литературного чтения в 7 классе школы-интерната для глухих детей....

Конспект урока чтения по теме "Э.Шим "Камень, ручей, сосулька и солнце" Сказка".

В данном материале представлен подробный конспект урока чтения для учащихся 3 классов С(к)ОУ VIII вида по теме "Э.Шим "Камень, ручей, сосулька и солнце" Сказка"....

Презентация "Сравнительный анализ сказа П.П.Бажова "Каменный цветок" и сказки А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и золотой рыбке" .

В презентации даётся сравнительный анализ сказа П.П. Бажова "Каменный цветок" и сказки А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и золотой рыбке". Выполнила ученица 5б класса Фатнёва Дарья....

Конспект урока чтения в 8 классе для детей со сложной структурой дефекта коррекционной школы VIII вида "Ручей и камень"

Адаптированный конспект урока чтения для учащихся 8 класса для детей со сложной структурой урока с использованием тренажёров для отработки навыков чтения....

КОНСПЕКТ УРОКА "КЛАДОВАЯ СОЛНЦА"-СКАЗКА-БЫЛЬ М.М. ПРИШВИНА"

Будучи агрономом по образованию, Пришвин очень внимательно относился к природе, писал агрономические книги, готовил себя к научной деятельности. Однако впоследствии он становится писателем-путешествен...