КОНСПЕКТ УРОКА "КЛАДОВАЯ СОЛНЦА"-СКАЗКА-БЫЛЬ М.М. ПРИШВИНА"
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Козлова Людмила Анатольевна

Будучи агрономом по образованию, Пришвин очень внимательно относился к природе, писал агрономические книги, готовил себя к научной деятельности. Однако впоследствии он становится писателем-путешественником, что говорит об особенном его отношении к природе. Основная тема творчества писателя – Человек и Природа. Восприятие природы человеком, влияние природы на человека, взаимодействие человеческой души и природы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ЛИТЕРАТУРА25.72 КБ

Предварительный просмотр:

"Кладовая солнца"- сказка-быль. 6-й класс

Я ведь, друзья мои, пишу о природе,

сам же только о людях и думаю.

М.М. Пришвин

1.Работа с эпиграфом, целеполагание.

 -Эпиграфом к нашему уроку служат слова Михаила Михайловича Пришвина: “Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю”. Давайте запишем его в тетради и поразмышляем над словами писателя.

(Будучи агрономом по образованию, Пришвин очень внимательно относился к природе, писал агрономические книги, готовил себя к научной деятельности. Однако впоследствии он становится писателем-путешественником, что говорит об особенном его отношении к природе. Основная тема творчества писателя – Человек и Природа. Восприятие природы человеком, влияние природы на человека, взаимодействие человеческой души и природы).

-И вот перед нами одно из его произведений, посвящённых главной теме – «Кладовая солнца». Сегодня вы прочитали дома начало сказки-были. Как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке?

(О главных героях, об особенностях жанра)

-А что важнее на первом уроке?

(Жанровые особенности)

-Хорошо. Давайте сформулируем тему.

("Кладовая солнца"- сказка-быль)

-Какие цели поставим перед собой?

(Нужно определить род литературы, к которому относится произведение, тип рассказчика,  понять особенности жанра, познакомиться с главными героями)

2.Художественные особенности произведения.

-К какому роду мы отнесём данное произведение и почему?

(Эпос, его главная задача – рассказать о событиях и характерах героев. А ещё сказка - это эпический жанр)

-Какой у нас рассказчик?

(РГ: мы жили в этом селе всего только через один дом от детей, мы – соседи, приезжие люди)

-И наконец, жанровые особенности? Почему сказка-быль? Каким показалось вам начало произведения?

(Реалистичным, сюжет и герои вполне могли быть на самом деле)

-А что же сказочного?

(Может, мотив запрета как в волшебных сказках, за которым следуют испытания, из которых с честью выходит сказочный герой. Сказочный маршрут).

(Природа необычна: птицы здороваются, как люди, деревья «зарычали», ветер «злой», сказочная полянка, лежачий камень. Олицетворение природы)

3.Система образов.

-Посмотрите внимательно на портреты Насти и Митраши, созданные художником. Что вы можете сказать об их характерах?

(Почти ничего. Перед нами только внешние портреты)

-Ребята, скажите, а что такое портрет литературного героя?

(Литературный портрет (запись в тетрадь) – описание внешности и внутреннего мира героя)

-Сейчас я предлагаю вам поработать в исследовательских студиях. Их будет три. Попробуем создать литературные портреты Насти и Митраши. А это невозможно сделать, не познакомившись со словесным описанием героев. Поэтому обратимся к тексту. Прочитайте внимательно задания.
- Вот теперь можете приступать к работе.

СТУДИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ “НАСТЯ”.

1. Проведите наблюдения над текстом и создайте словесный портрет Насти. 
2. Свои наблюдения проведите по предложенному плану и сделайте соответствующие записи в таблицу.

Портрет Насти

Внешний

Внутренний

Возраст: 12 с хвостиком (Митраша был моложе своей сестры на два года. Ему было всего десять лет с хвостиком).

Внешность: волосы ни тёмные, ни светлые, отливали золотом; веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые; носик был чистенький и глядел вверх.

Авторское отношение подчёркивается такими художественными приёмами, как…

Сравнение – как золотая курочка.

Метафора – катилась обратно в избу, волосы отливали золотом, золотые веснушки, носик глядел вверх.

Трудолюбивая: как мать, вставала далеко до солнца…

Деловитая (умелая в работе): выгоняла своё любимое хозяйство и катилась обратно в избу; хлопотала по хозяйству до ночи.

Хозяйственная: выгоняла своё любимое хозяйство, растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед…

Уступчивая и благоразумная: мало слушается, стоит и улыбается; оглаживает брата по затылку

Любит родителей: как и покойная мать…

СТУДИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ “МИТРАША”.

1. Проведите наблюдения над текстом и создайте словесный портрет Митраши. 
2. Свои наблюдения проведите по предложенному плану и сделайте соответствующие записи в таблицу.

Портрет Митраши

Внешний

Внутренний

Возраст: десять лет с хвостиком.

Внешность: коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий, золотые веснушки, носик чистенький глядел вверх.

Авторское отношение подчёркивается такими художественными приёмами, как…

Метафора– мужичок в мешочке, десять лет с хвостиком, носик глядел вверх, золотые веснушки.

Гипербола – есть ладило длиной больше чем в два его роста.

Трудолюбивый: выучился у отца делать деревянную посуду.

Деловитый (умелый в работе): делает деревянную посуду: бочонки, шайки, лохани, ладилом подгоняет дощечки, складывает и обдерживает обручами.

Хозяйственный: на нём лежит всё мужское хозяйство и общественные заботы.

Строптивый (упрямый) – начинает злиться, хорохориться и всегда говорит задрав нос

Любит родителей: вспомнит, как отец наставлял его мать, и вздумает, подражая отцу, учить свою сестру; отцовский задор.

Выступление студий. 

– Что вы знаете об имени Настя, Анастасия? 
(Анастасия – с греческого “воскрешённая к жизни”. Закончилась война, нет родителей, но Настя не растерялась, она продолжает жить и поддерживать брата).

 
- Почему родители назвали мальчика Митрашей? Что вы знаете об этом имени?

(Митраша – полное имя Дмитрий – в переводе с греческого обозначает посвящённый богине Диметре, богине земледелия и плодородия). (Митраша любит крестьянский труд, он живёт на земле.) 

А теперь давайте объединим ваши выступления и составим общий литературный портрет Насти и Митраши. Здесь нам поможет третья студия, которая работала над составлением общей таблицы “Портреты Насти и Митраши”.

СТУДИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ “ГЕРОИ”

Общее

  1. Внешние сходства
  2. Внутренние

  1. Отношение жителей
  2. Отношение автора

Дети: в золотых веснушках, носики чистенькие и глядели вверх.

Умные, трудолюбивые, хозяйственные, заботливые, деловитые.
Старались помочь им; наши любимцы.
Они были очень милые.

Различие внутреннее

Настя – уступчивая и благоразумная.

Митраша – строптивый (упрямый).

– Скажите, а для чего мы с вами составляли литературные портреты героев? 
(Чтобы понять их характеры и почему они поссорились.)

4.Рефлексия.

- А теперь мне бы хотелось услышать ваше отношение к детям. А поможет вам в этом синквейн. Это будет вторым вашим заданием. Слово “синквейн” происходит от французского слова, означающего “пять”. Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк:

Первая строка – существительное, обозначающее тему синквейна, например: “Зима”, “Закон”, “Море”.

Вторая строка – два прилагательных, раскрывающих какие-то интересные, характерные признаки явления, предмета, заявленного в теме синквейна.

Третья строка – три глагола, раскрывающие свойственные данному явлению или предмету действия, воздействия и т. д.

Четвертая строка – фраза, раскрывающая суть данного явления, предмета, усиливающая две предыдущие строки.

Пятая строка – существительное, выступающее как итог, вывод, подводящее черту.

- Исследовательская студия “Настя” будет составлять синквейн о Насте, студия “Митраша” – о Митраше.

– А теперь мы узнаем о вашем отношении к Насте и Митраше.

- А вот как получилось у меня. Думаю, ребята, что у вас синквейны получились лучше. Молодцы. Итак, помогли ли нам литературные портреты Насти и Митраши представить их? А теперь оцените своё участие в работе исследовательских студий, заполните таблицу.

Домашнее задание: читать 5-8 главы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

М.М.Пришвин Кладовая солнца. Сказка -быль. 1- ый урок

Содержится разработка первого урока по теме. Прилагается презентация. Есть материал об авторе, истории создания произведения....

Презентация "Кладовая солнца" к уроку литературного чтения в 7 классе "Нравственность взаимоотношений Митраши и Насти" по сказке-были М.М.Пришвина "Кладовая солнца"

Презентация составлена в помощь учителю на уроке литературного чтения в 7 классе школы-интерната для глухих детей....

Конспект урока по литературе в 6 классе по теме: М.М. Пришвин. Слово о писателе. Сказка-быль "Кладовая солнца". Образы главных героев.

Конспект урока по литературе в 6 классе по теме: М.М. Пришвин. Слово о писателе. Сказка-быль "Кладовая солнца". Образы главных героев....

Конспект урока по сказке - были М.М. Пришвина "Кладовая солнца"

Конспект урока по сказке - были "Кладовая солнца"...

Конспект урока и презентация по литературе на тему сказка-быль М. М. Пришвина "Кладовая солнца" в 6 классе

Урок литературы по сказке-были М. М. Пришвина "Кладовая солнца" в 6 классе с презентацией. Данный урок является первым в системе уроков по изучению сказки-были "Кладовая солнца" в шестом классе. На пе...

Конспект урока литературы 6 класс Сравнительная характеристика Насти и Митраши в сказке - были М. Пришвина "Кладовая солнца"

Методическая  разработка  по  литературе  "Сравнительная  характеристика  Насти  и  Митраши  в  сказке  -  были  М.Пришвина ...