Конспект урока по литературе в 6 классе по теме: М.М. Пришвин. Слово о писателе. Сказка-быль "Кладовая солнца". Образы главных героев.
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Мидукова Ольга Владимировна

Конспект урока по литературе в 6 классе по теме: М.М. Пришвин. Слово о писателе. Сказка-быль "Кладовая солнца". Образы главных героев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_uroka.docx25.63 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 6 классе по теме «М. Пришвин «Кладовая солнца»»

Цель урока: Познакомить учащихся с биографией и творчеством М.Пришвина.

Задачи урока:

Образовательные: раскрыть замысел писателя – показать единство человека и природы.

Развивающая: развивать наблюдательность, речь, совершенствовать технику чтения, умение ориентироваться в тексте.

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к художественному тексту и к родной природе, научить «вслушиваться» и «вдумываться» в окружающий мир.

Средства обучения (в том числе технические средства обучения): иллюстрации, книги М.Пришвина, компьютер для учителя, мультимедийный проектор, учебники.

ИКТ на уроке: «М. Пришвин «Кладовая солнца»» (46 слайдов, 14 МБ)

Ожидаемые результаты обучения: пробудить интерес к чтению книг о природе.

Ход урока

  1. Оргмомент.   Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Объявление темы, целей и этапов урока.

  1. Слово учителя.

– Нужно не только наблюдать за природой, но и любить, и беречь её. Сегодня мы будем рассматривать произведение о взаимоотношениях природы и человека. Как вы думаете, о чём мы будем читать в данном произведении? Какие вы читали произведения о животных? Вспомните писателей и поэтов, которые писали о природе.

Многие поэты и писатели так же, как и вы, дети, любят природу и всегда подмечают в ней что-нибудь необычное, интересное. Сегодня мы познакомимся с удивительным человеком, страстно любящим природу. Он описывал ее так, словно пел торжественную песню в ее честь. Слайд 1

Слайд 2

Знакомство с биографией М. Пришвина. Чтение эпиграфа учителем с комментированием:

– «Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина».

Константин Паустовский.

Вот так рассказывает о писателе Паустовский.

Пришвин родился в имении Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии (теперь Орловская область), провел здесь свое детство. Среди громадного сада с тополевой, ясеневой, березовой, еловой и липовой аллеями стоял старинный деревянный дом. Это было настоящее дворянское гнездо. Жилось в семье трудно – мать осталась вдовой с 5 детьми. Прочитаем, как каковы детские воспоминания самого Пришвина. Слайд 3, 4

Семья была вынуждена уехать в Германию. Там он окончил университет, стал агрономом. Он собирался заниматься наукой, но к 30 годам решил стать писателем.

Неутомимый путешественник, он исходил и изъездил многие места нашей огромной страны, прекрасно знал ее север, Дальний Восток, Среднюю Азию, Сибирь. С наступлением ранней весны писатель отправлялся в леса, на речки и озера. Он умел видеть обыкновенное, волшебное в самом простом. Слайд 5 

Михаил Михайлович так любил лес и так умел его понимать, что даже в обыкновенной заячьей капустке видел интересное: под жарким солнцем она закрывалась, а к дождю раскрывалась, чтобы ей больше дождинок перепало. Как будто она живое, разумное существо. С детства любил охоту. Охота была особенной. А вот в чём была её особенность, вы узнаете, прочитав отрывок из воспоминаний Пришвина. Слайд 6

Сегодня мы будем говорить об одном из замечательных произведений М. Пришвина – повести «Кладовая солнца». Слайд 7, 8.

  1. Проверка домашнего задания (литературный диктант по заранее прочитанному произведению).
  1. В каком году была написана сказка-быль? (В 1945 году)
  2. Кто такой Антипыч? (Лесник)
  3. Как в произведении называли волка? (Серый помещик)
  4. По-народному какое-нибудь отменно приятное местечко в лесу. (Палестинка)
  5. Топкое место в болоте ,всё равно,что прорубь на льду. (Елань)
  6. Название болота, возле которого жили дети. (Блудово)
  7. Имена главных героев. (Настя, Митраша)
  8. Кто спас от смерти мальчика на болоте? ( Собака Травка)
  9. От чьего имени ведётся повествование «Кладовой солнца»? (Разведчики болотных богатств).

  1. Фронтальная беседа с элементами выборочного чтения текста.

– С самого начала произведения мы знакомимся с главными героями Настей и Митрашей. Слайды 9, 10

– Рассказчик рисует нам портреты детей. Найдите в тексте портрет Насти. (Автор Настю называет не «курицей», а «курочкой», этим выражает свою нежность к девочке. Помогает понять отношение автора к своим героям именно большое количество уменьшительно-ласкательных суффиксов. Веснушки сравнивает с золотыми монетками, волосы отливают золотом, не нос, а носик, вся она улыбчивая, похожая на весёлое солнышко.)

– Прочитайте портрет Митраши (Не меньшей симпатией пользуется и брат. Что в его внешности больше всего подчёркивает писатель? (Силу, упорство, настойчивость).

– Сколько лет было Насте и Митраше? Слайд 11

– Что получили в наследство дети? Слайд 12

– Нельзя не заметить «прямые» оценки рассказчика, в которых он высказывает своё сочувствие к детям, гордится ими, радуется их успехам.

«Они были очень милые…»
«…досталось, однако, детишкам бедным и большая забота…»
«Но очень что-то скоро умненькие и дружные ребята сами всему научились…»
«И какие это были умненькие детишки!»
«Не было ни одного дома, где бы жили и работали так дружно, как наши любимцы».

– Докажите словами из текста, что Настя и Митраша отличаются трудолюбием, деловитостью, хозяйственностью. Они любят и помнят своих родителей.

«Точно так же, как и покойная мать…»
«Митраша выучился у отца…»
«Он (Митраша )хорошо, по-отцовски обернул вокруг ног портянки…»
«- Зачем тебе полотенце?- спросил Митраша.

-А как же?- ответила Настя. - Ты разве не помнишь, как мама за грибами ходила?»

«- Ты это помнишь, - сказал Митраша сестре, как отец нам говорил о клюкве…»

– Зачем отправились в лес Настя и Митраша? Слайды 13-16

– Как же дети ведут себя в лесу?

« Было совсем тихо в природе и дети, озябшие, до того были тихи…»
« Затаив дыхание, дети сидели на холодном камне, дожидаясь, когда к ним придут первые лучи солнца».
«Неподвижные сидели на камне».
 Слайды 17-20

– Как называлось болото, в которое отправились за клюквой Настя и Митраша? Слайд 21

– Почему поссорились Настя с Митрашей? Слайды 22-24

– Что такое елань? Слайд 25

– Что такое палестинка? Слайд 26

– Почему все так изменилось в природе после ссоры детей? Слайды 27-29

Митраша прямо полез в Слепую елань, проигнорировав двумя вещами. Какими? (Предупреждение Насти и трава белоус). Слайды 30-32

Вернёмся на дорогу, по которой шла Настя. Настя выбрала правильную дорогу: не случайно именно она нашла клюквенную палестинку. Над чем заставляет нас задуматься Пришвин, изображая путь Насти? Найдите отрывок «Лесные ягоды», и нам станет понятно, что Пришвин подбирает «ласковые слова», чтобы передать ласковое отношение к природе.

- Как же ведёт себя Настя среди такого богатства? (Её охватывает жадность). Такая жадность не нравится писателю, он показывает великана-лося и говорит, что ему, такой громадине хватает осиновой корочки и лепестков болотного трилистника. Слайды 33-35

– Кто спас Митрашу? Собака Травка. Слайды 36-38

– Расскажите, что же случилось, когда Митраша выбрался из Слепой елани? (Убил волка). Слайды 39-42

– Так что же такое кладовая солнца? Слайды 43-46

(Это не только Блудово болото со своими запасами горючего торфа, это вся природа и человек - «мудрый хозяин».)

Соединяя жизнь людей и природы, Пришвин выражает свою главную мысль: Человек должен быть разумным в своих отношениях с природой, понимать её, любить и охранять. (Это эпиграф к уроку, его записываем в тетрадь).

  1. Домашнее задание.
  1. Подумайте, почему «Кладовая солнца» называется сказкой-былью?
  2. Пересказать близко к тексту одно из описаний природы.
  3. Нарисовать иллюстрации «У лежачего камня», «Ель и сосна на Блудовом болоте».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока-практикума ( литература, 6 класс) по теме: «Учимся видеть метафору».

Цели  урока- углубить представление о художественных выразительных средствах поэтического языка;- раскрыть смысловое многообразие поэтической метафоры (сравнения, олицетворения); - развить э...

План – конспект урока по литературе (10 класс) по теме «Пo страницам великой жизни. Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.)»

План – конспект урока по литературе (10 класс) по теме «Пo страницам великой жизни.Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.)» с применением компьютера. Тема рассчитана на 2 часа.При подготовке ур...

Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....

Конспект урока по литературе 11 класс по теме "Серебряный век"

Конспект урока  по литературе 11 класс по теме "Серебряный век"...

План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:" Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово"

Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова...

План – конспект урока по литературе (10 класс) по теме «Пo страницам великой жизни. Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.)»

План – конспект урока по литературе (10 класс) по теме «Пo страницам великой жизни.Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.)» с применением компьютера. Тема...

Урок литературы в 9 классе по теме "А.П.Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к «маленькому человеку».."

Тема. А.П.Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа  «маленького человека» в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к «маленькому челове...