КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 6 КЛАССЕ ПО СКАЗКЕ-БЫЛИ «КЛАДОВАЯ СОЛНЦА» М.Пришвина.
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Кошеленко Юлия Александровна

Урок содержит конспект, презентацию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_klass.docx18.43 КБ
Файл prilozhenie_no1.docx10.75 КБ
Файл prilozhenie_no2.pptx798.13 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА ПО

ЛИТЕРАТУРЕ В 6 КЛАССЕ

ПО СКАЗКЕ-БЫЛИ

«КЛАДОВАЯ СОЛНЦА»

М.Пришвина.

Автор:

Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №2 п. Взморье

Кошеленко Юлия Александровна

Название урока: «Природа – это…»

Эпиграф:

    «Природа для меня огонь, вода, ветер,              камень, растения, животные – всё это часть разбитого единого существа. А  человек в природе - это разум великого  существа, накопляющий силу, чтобы собрать всю природу в единство».

                                    М.М. Пришвин

Словарь:

Храм - здание богослужения, церковь.

Олицетворение – воплощение чего-нибудь

                             в образе живого существа.  

Оборудование:  портрет М.М. Пришвина

                             интерактивное оборудование.

  1. Первая учебная ситуация.

- Назовите героев сказки-были.

- Найдите в тексте описание природы и зачитайте.

- А можно было бы рассказать историю детей, опустив описание природы?

- Какой вы увидели природу?

- Какой художественный приём применяет автор? Вспоминаем определение     термина (олицетворение).

  1. Вторая учебная ситуация.

 

- Представьте себе, если бы однажды утром, проснувшись, мы не увидели бы ни солнца, ни травы, ни деревьев, не услышали бы пение птиц.

- Какой бы стала наша жизнь, что бы она утратила?

- Почему без всего этого человек не смог бы жить на Земле?          (Слайд №1)

Вывод после ответов учеников делает учитель.

Человек и природа – это единое целое, это звенья одной цепи. Если болеет один – болеет другой, погибает один – погибает другой.

Учитель.    Вот об этом мы сегодня с вами и будем говорить на уроке, который я назвала: «Природа – это…». Но эта фраза не закончена. В конце урока вы должны будете продолжить её. Это будет ваша творческая работа.

- А теперь обратимся к эпиграфу.  (Читаю его)

- Скажите, чем природа была для М.М. Пришвина?

- Прочитайте высказывание Пришвина о природе.                           (Слайд№2)

- Но в конце урока каждый из вас выберет свой эпиграф, из предложенных мною. Ваш выбор будет зависеть от того, что для вас станет главным в нашем разговоре.

  1. Третья учебная ситуация.

- Читаю эпизод о двух семечках.                                                    (Слайд№3)

- Какое чувство у вас вызвала эта история?

- Почему?

- Почему именно с этой истории начинается описание приключений детей?

- В чём причина несчастья деревьев?

Учитель.  Но пока ещё ничего не случилось, и природа, и люди наслаждаются восходом солнца.

- Найдите строки, подтверждающие это, которые доказывают единство жизни всего живого.

- Какие сигналы подаёт природы о том, что случится беда?

- Оправдалась ли ваша тревога?

- Что с ним случилось?

- А почему с ним случилась беда? Найдите ответ на вопрос из предложенных высказываний. Объясните почему?

- А предупреждали ли его о беде?

Вывод.     Итак, природа помогает человеку, но и жестоко наказывает тех, кто не подчиняется ей, живёт не по её законам.

- Но это сказка. А в нашей жизни предупреждает ли природа человека о беде?

  1.  Четвёртая учебная ситуация.

Учитель.  -  А теперь вернёмся к Насте.

                 - Что же с ней произошло в это время?

               - Почему она забыла о брате?

(Природа отдаёт все свои богатства, но человек не знает меры)

- Приведете примеры из жизни.

- Осуждает ли автор её за это?

- А через кого он выражает своё отношение к Насте?

- Когда Настя очнулась? Что её заставило ВСПОМНИТЬ О БРАТЕ?

- Кого она первого увидела после этого?

- Почему именно её?

Учитель.  Первоначально название сказки-были было «Друг человека» и главным героем должна была быть собака.

- Как вы думаете почему?

- Как относилась Травка к Антипычу?

- А Антипыч к травке?

- Почему он собирался именно ей перешептать всю правду, что бы она передала её людям?

- А что является счастьем для любого человека?

Итак, мы пришли к выводу: и человек, и природа должны жить по одним законам, тогда будет гармония, мир, счастье. Человек и природа – это единое целое.

  1.  Пятая учебная ситуация.

- А теперь выберете эпиграф и объясните его смысл.

- А сейчас я предлагаю вернуться к словам М.М. Пришвина и        (Слайд№4)    

и проиллюстрировать их.

- Итогом нашего урока будет маленькая творческая работа, о которой я говорила в начале уроке. Напишите, чем является природа для вас.

                                         

                                                                   

                                                                       

 



Предварительный просмотр:

Приложение к уроку.

Раздаточный материал.

Природа покоряется лишь тому, кто сам подчиняется ей.

Ф. Бекон

Природу легче всего подчинить, повинуясь ей.

Ф. Бекон

В природе нет ничего бесполезного.

М. Монтень

Природа приятный наставник, и даже не столько приятный, сколько осторожный и верный.

М. Монтень

У природы чистое сердце.

Огума

Природа – это я.

Реверди


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по литературе (8 класс)

разработка урока по творчеству Л.Н.Толстого...

Конспект урока по литературе 11 класс "Тема кризиса цивилизации в рассказе И.Бунина "Господин из Сан-Франциско"

Тема кризиса цивилизации в рассказе И.А.Бунина   «Господин из Сан-Франциско».   На уроке литературы  учащиеся  11 класса попытаются осмыслить Бунинскую  идею кризиса...

План-конспект урока по литературе 5 класс. Русская народная сказка «Царевна - лягушка»

Цель  урока: Знакомство с жанром сказка; подробное изучение русской народной  сказки «Царевна-лягушка»Задачи:- обучающие:  Дать понятие о типах сказок (волшебные, бытовые, сказки ...

План-конспект урока-практикума ( литература, 6 класс) по теме: «Учимся видеть метафору».

Цели  урока- углубить представление о художественных выразительных средствах поэтического языка;- раскрыть смысловое многообразие поэтической метафоры (сравнения, олицетворения); - развить э...

Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....

Конспекты уроков по литературе. 9 класс. Тема: "Система образов в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин" (Первый урок - в обычном учебном режиме, второй - с использованием ЭОР)

Данный урок предполагает изучение нового материала (усвоение новых знаний : знакомство с историей создания романа, с героями, их взаимоотношениями; систематизация полученного нового материала ...