Тематическое планирование логопедических занятий 2-3 класс
календарно-тематическое планирование на тему

Кононова Светлана Александровна

Тематическое планирование логопедических занятий 2-3 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

С ГРУППАМИ УЧАЩИХСЯ

2-3-Х КЛАССОВ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ НВОНР

Тема урока

Содержание по темам

КоЛ-ВО

Часов

ДАТА

Требования к уровню подготовки учащихся

Виды фонетико-

фонематического анализа и синтеза

Развитое лексико-

грамматической стороны речи

Развитие связной речи

Раздел I.              Развитие и уточнение пространственно-временных представлений

Должны:

- уметь, не отвлекаясь, слышать и слушать учителя-логопеда

- уметь понять и принять учебное задание, поставленное в вербальной форме;

- отвечать на вопросы простыми предложениями;

- иметь элементарные оптико-пространственные и временные представления.

1

Орг. занятие

Знакомство детей с логопедическим кабинетом, его оборудованием, и с новыми требованиями

2

Уточнение и развитие

пространственных представлен

Определение схемы собственного тела, правого и левого направлений в пространстве. Установление пространственных взаимоотношений объектов; последовательности предметного ряда, числового ряда. Уточнение семантического значения предлогов и их адекватное использование. Расширение и активизация лексического запаса на данную тему

3

Уточнение и развитие

временных отношений

Обобщение и систематизация знания детей об основных единицах времени, о периодах человеческого возраста.

Наблюдение и определение временной последовательности каких-либо действий и событий. Понятия: вчера, сегодня, завтра, послезавтра; утро, день, вечер, ночь; времена года; дни недели….  

Активизация и обобщение словаря словами, относящимися ко времени: суток, год, век, эпоха. Анализ сказки  «Старик-годовик».

Составление рассказа по серии сюжетных картин «Славкин колосок»

Раздел II. Коррекционная работа на фонетическом уровне

1

Речь. Предложение.

Выделение из речи предложений. Составление схем к предложению.

Большая буква вначале предложения. Точка в конце предложения.

Составление предложений по предметным картинкам.

Дети должны уметь:

- разграничивать понятия речевые и неречевые звуки;

-  различать по акустическим  и моторным  признакам: гласные звуки от согласных, твёрдые согласные от мягких, звонкие от глухих;

- называть звуки из которых состоит слово  (гласные: ударный - безударный согласные: звонкие -глухие, твёрдые - мягкие);

- не смешивать понятия «звук» и «буква»;

- определять кол-во слов в предложении; кол-во слогов и звуков в слове;

- определять границы предложения и слова;

- уметь передать выразительным чтением различные  по интонации и цели высказывания предложения и ставить необходимые пункт.знаки в конце предложения при письме;

 

-делить слова на слоги, ставить ударение;

- владеть правилами переноса слов;

- уметь понять и принять учебное задание, поставленное в вербальной форме;

- целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки со стороны логопеда;

- умение отвечать на вопросы в точном соответствии с заданием;

- умение работать в  заданном  темпе.

 

У учащихся должны быть сформированы:

- понятия о слове как единице предложения, о слоге как части слова, звуке как части слога;

- первичные фонематические представления  и фонематический анализ на уровне слова, слога, звука.

- наблюдательность к языковым явлениям;

-  определённые навыки учебной деятельности.

2

Предложение Слово.

Определение количества слов в предложении.

Грамматическое оформление предложения.

Отграничение предложений в сплошном (слепом) тексте.  Виды предложений  по интонации и цели высказывания

3

Слово. Слог.

Выделение гласного из слога.

Слогообразующая роль гласных.

Правила переноса.

Активизация и обогащение словаря по теме: «Животные»

Составление  и чтение предложений различных  по интонации и цели высказывания

4

Неречевые  и речевые звуки. Органы речи.

Дифференциация речевых и неречевых звуков. (Игра «Что звучит»).

Звукобуквенный анализ.

Графическая схема звуков.

Алфавит.

Чтение «Забавная азбука» (буква потерялась).

5

Звуки речи.

Классификация звуков.

Артикуляторные и акустические признаки гласных и согласных.

Слияние звуков.

Графическая схема звуков. Их цветовое обозначение

Беседа по прослушанной сказке «Сказке о гласных и согласных звуках».

6

Гласные звуки и буквы. Слогообразующая роль гласных звуков.  

Выделение гласного звука в слове

Составление слов из предложенных слогов. Игра: «Слоги разбежались Ударение.

Составление предложений по сюжетным картинкам со словами данными вразброс, но в правильной форме

Ударение.

Делить слова на слоги, определять количество звуков и слогов в словах

Понятия: ударный и безударный слоги.

Смыслоразличительная роль ударения.

Значения слов, отличающихся ударением (кружки -

кружки), составление предложений с ними.

7

Звук и буква У

Звукобуквенный анализ: УТКА. Определение количества звуков и букв.

Различия в написании

Письменных букв

Игровое упражнение

«Буква потерялась»: СУП

-С...П.

Закончи предложения

Словами со звуком у: В комнате летает... (муха). У ребёнка болит ...(ухо).

8

Звук и буква О.

Звукобуквенный анализ: осы Определение количества

Звуков и букв.

Различия в написании

Письменных букв

роса – росы; коса - косы

Безударная О.

Составить предложение

По сюжетной картинке.

9

Дифференциа-ция О-У.

Выделение звуков в

ударной и безударной позиции. Цифровой ряд:

Слух, куст, круги,

Кожура, стрекочут.

Слова-паронимы: гол-гул, ход-худ, сок-сук, сток-стук, точка-тучка, стройка-струйка. Их

Семантическое значение.

Составление предложения со словами стройка, струйка.

10

Гласные 2-го ряда.

Сравнение артикуляции:

А-Я (йа), О-Е (йо), У-Ю

(йу), Э-Е (йе).

Обозначение мягкости

согласных гласными 2-го

ряда.

Составление предложений со слова-ми мал-мял, мыл-мил.

11

Твердые и мягкие со-

гласные.

Выделение t-t* в начале и в конце слова. Звукобуквенный анализ.

Игра «Назови мягкую пару» (Б-Б*, В-В* и т.д.).

Парный слог ДА-ДЯ. Пр.

употребления ед. и мн. ч.

Составление предложений из слов (См. карт.).

12

Твердые и мягкие со-

гласные.

Звукобуквенный анализ ОСЕНЬ (кол-во букв и

звуков). Игра «Найди слово в слове»: олень

кони.

Обозначение мягкости согласных буквой Ь в конце слова. Активизировать словарь названием месяцев осени. Практическое употребление единственного и множественного числа. Слова- паронимы стал-сталь, был-быль

Дополни предложение

словом (см.карт.).

13

Твердые и мягкие со-

гласные.

Звукобуквенный анализ:

ДЕНЬ (кол-во звуков и

букв).

Обозначение мягкости согласных буквой Ь в середине слова. Практическое употребление единственного и множественного числа: день-деньки. Словообразование («Измени слово так, чтобы Ь был в середине»: встань-встаньте. «Назови свое имя ласково: Надя-Наденька.

Беседа по сказке про Ь (Ефименкова, стр. 158).

14

Разделительный Ь.

Отработка ня-нья, вю-вью. Деление слов на

слоги: листья - ли-стья, вьюга - вью-га.

Практ. употребление слов с Ь во множественном числе: воробей-воробьи. Слова-антонимы: работа -безделье

Слепой текст «Осенью».

15

Разделительный Ь.

Дифференциация: смягчение, разделение. РУЖЬЕ - МАЛЬЧИК.

Практическое употребление множественного числа: сук - сучья. Практическое употребление притяжательных прилагательных: барсучья, волчья. Слова-синонимы: приятель -друг, горе-несчастье.

Составление предложений с притяжательными прилагательными. Составление предложений

из слов: день, льет,

целый, дождь.

16

Звонкие и глухие согласные.

Определение позиции

звонких и глухих звуков.

Выделение звонкого звука в начале слова.

Графическое изображение звонких и глухих согласных.

Простое нераспространенное предложение. Главные члены предложения. Распространение дополнением вин-го падежа.

17

Звуки п - п'. Буквы П,п.

Определение наличия звуков п (п*) в слове. Помочь детям увидеть согласный в твёрдой и мягкой позиции, провести звуко-слоговой анализ слов, типа: плот, пила.

Буквы Пп. Чтение закрытого слога и односложного слова с t и t* согласным

Пал - пил - пыл - пол -пул - пял – пел.

Чтение и письмо слогов и слов с изученными буквами.

Совершенствовать умения и навыки в составлении предложений по картинке, типа, Петя заправляет постель. 

Уметь различать по акустическим  и моторным  признакам звуки п (п*) определять их в слогах, словах, предложениях; соотносить с буквами П, п.

18

Звуки б -б'. Буквы Б, б.

Помочь детям увидеть согласный в твёрдой и мягкой позиции, провести звуко-слоговой анализ слов, типа: бант, бинт. Определение наличия звуков б (б*) в словах

Буква Б б

Чтение с ускорением темпа, изменением последовательности и различны м ударением

Ба - бо - бу

Бо - ба - бу

Бу - бо - ба

Составление предложения по картинке, типа, Боря рисует кораблик.

Уметь различать по акустическим и моторным признакам звуки б - б', выделять их  в слогах, словах, предложениях; соотносить с буквами Б, б.

19

Различие звуков

п - б (п' - б')

Различения по акустическим и моторным признакам в слогах, словах предложениях. Сравнить

Палка Балка

Чем похожи, чем отличаются?

Активизации словаря словами-паронимами, типа, Палка – балка, Почка – бочка.

Лексическое значение слов-паронимов

Составление предложений со словами-паронимами по сюжетным картинкам.

Уметь  различать по акустическим и моторным признакам звуки п - б (п' - б'); определять и выделять их  в слогах, в словах, предложениях.

20

Звуки ф  - ф'. Буквы ф, Ф.

Определение наличия звуков Ф-Ф' в слове. Звуко- слоговой анализ: ФЛАГ, ФОКУС, ФИЛИН

Буква Ф ф.

Упражнения с разрезной азбукой:

АФ - ФА - ФЛА - ФЛАГ ИФ - ЛИФ - ЛИФТ ШАРФ - ШАРФЫ ШКАФ - ШКАФЫ ЖИРАФ – ЖИРАФЫ

Беседа государственном флаге Республики Татарстан.

Составление предложений по сюжетным картинкам.

Уметь различать по акустическим и моторным признакам звуки ф-ф',-определять и выделять их  в слогах, словах, предложениях; соотносить с буквами  Ф, ф.

21

Звуки в - в'. Буквы В, в.

Помочь детям увидеть согласный звук  В  в твёрдой и мягкой позиции. Определение наличия звуков В - В' в слове. 3вуко-слоговой анализ слов, типа: ВЕТКА, ХВОСТ

Буква В в.

Образование слов с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -УШК: СОВУШКА СОЛОВУШКА ЖУРАВУШКА и т.д.

Беседа (стр. 27, Конова-ленко-3) по рассказу Чарушина «Волчишко (стр. 84, Коноваленко -Зима)

Уметь различать по акустическим и моторным признакам звуки в-в',  определять их и выделять в слогах, словах, предложениях.; соотносить с буквами В, в.

22

Различие звуков

 ф - в (ф' - в').

Различение по акустическим и моторным признакам. Звуко-слоговой анализ на примере слов, типа, АЛФАВИТ.

Активизация словаря словами-паронимами, типа, ВАТА ~ ФАТА, ВАНЯ – ФАНЯ, ВЕНЯ – ФЕНЯ.

Составление предложения по сюжетной картинке: НА СТОЛЕ В ВАЗАХ ЛЕЖАТ КОНФЕТЫ И

ВАФЛИ.

Уметь  различать по акустическим и моторным признакам звуки ф - в (ф' - в'); выделять их в слогах, словах, предложениях; соотносить с буквами ф,Ф.

23

Звуки Т- Т. Буква Т.

Звукобуквенный анализ

слов» телега, тайна, Татарстан.

Сказка про Тима и Тома.

Буква Т т. Различия в написании бук» Пп,Тт.

Уточнение и развитие

словаря по теме «Транспорт».

Какому транспорт-ному средству нужны эта колёса? (самолёту,самокату, телеге, тачке)

Беседа: «Татарстан -  республика в которой мы живём».

Уметь различать по акустическим  и мотор. признакам звуки т -т', определять их в слогах, словах, предложениях; соотносить с буквой. Различать буквы, имеющие кинетическое сходство: п и т

24

Звуки Д-Д. Буква Д.

Звукобуквенный анализ

слов: ДЕКАБРЬ, ДЫНЯ,

ДЕДУШКА

Буква Д д. Различение букв Д-Б. Практическое написание непроизносимой согласной в середине и в конце слов.

Составление пред-ложений по сюжетной картинке: Дима делает зарядку.

1чч

Уметь различать по акустическим  и моторным  признакам зв. д - д', определять их в слогах, словах, предложениях; соотносить с буквой. Различать буквы, имеющие кинет. сходство: д-б

25

Дифференциация Т-Д

(Т-Д*)

Звукобуквенный анализ:

том-дом, тачка-дачка.

тень-день

Лексическое значение

слов паронимов.

Составление предложений из слов со звуками Т, Д.

Уметь  различать по акустическим и моторным признакам звуки т - д  (т' - д'); определять  и выделять их  в слогах, в словах, предложениях.

27

Звуки к  - к'. Буквы к, К.    

Помочь детям увидеть согласный звук в твёрдой и мягкой позиции. Определение наличия звуков к - к' и их позиции в слогах

словах.   Звукобук. анализ слов с данными звуками (Казань, Кама).  

Составление цепочки слов коза - волк: Коза - поза - пола, Полк - волк Активизация словаря

«Сказочные герои»

Практическое употребле

ние тв.п. ед.ч. «Кто между кем». Игровое упражнение.

Распространение предложения путем введения дополнения.  Коля пишет буквы мелком.

Продолжение цикла бесед о нашем крае. «Казань – столица нашей республики».

Уметь различать по акустическим и мотор. признакам звуки к - к', определять их в слогах, словах, предложениях; соотносить с буквой.

28

Звуки г -  г'. Буквы г, Г.

Согласные звуки г -  г в твёрдой и мягкой позиции; определять и выделять данные звуки в слогах, словах, предложениях соотносить их с буквой. Определение наличия звука и его позиции в словах. Звуко-слоговой анализ слов: гимн герб флаг, пингвин, галстук.

Буква Г г

Практическое употребление творительного падежа ед.ч.

Игровое упр-е «Путешествие на

поезде» (Кто с кем едет в одном вагоне).

Составление предложе-

ний по картинкам и во-

просам типа: Гвозди забивают молотком. Белье гладят утюгом. Грядки рыхлят граблями.

Продолжение цикла бесед о нашем крае «Гимн, герб, флаг – символы Республики Татарстан».

Уметь различать по акустическим и мотор. признакам звуки г -  г', определять их в слогах, словах, предложениях; соотносить с буквой.

29

Различие звуков к  - г  (к' - г')

Сравнительный звуко-

буквенный и звуко-

слоговой анализ слов типа:  Кол – гол. Корка - горка

Определить  лексическое значение слов-паронимов, типа: Кол – гол. Корка - горка 

Выявить и расширить словарный запас детей  по темам «Овощи», «Фрукты».

Добавление предложения по картинке: В землю вбили…

В ворота забили….

Уметь  различать по акустическим и моторным признакам звуки к - г  (к - г'); определять и выделять их  в слогах, в словах, предложениях.

30

Звуки с - с'. Буквы с, С.    

Звуко-буквенный и звуко-слоговой анализ слов типа слон, стол, пост, страх,столб. Подбор слов к звуковым схемам

Активизировать и уточнять словарь словами по

теме «Птицы». Игровое упражнение «Кто с кем» (мама с дочкой, девочка с мячом). Буквы С-с, сопоставление написания с-е.

Составление словосоче-

таний с предлогом с.

Графическая запись

предлога с.

Уметь различать по акустическим  и мотор. признакам звуки с - с', определять их в слогах, словах, предложениях; соотносить с буквой;  различать их среди других букв (сопоставление написания с-е).

31

Звуки з  - з'. Буквы з, З.

3вуко-буквенный анализ слов типа звонок, стрекоза. 

Звуко-слоговой анализ с определением места звука з: Зебра, обезьяна, козы, кузнечик. 

Подбор слов к звуковым схемам.  

Буква 3 з. Сопоставление написания з, э.

Активизация и уточнение словаря по теме «Животные».

Понятие о непроизносимой согласной на конце слова.  

Введение в предложения

дополнения род.п. и

предлога без «Кто без кого вышел на прогулку».

Уметь различать по акустическим и моторным  признакам звуки з  - з', определять их в слогах, словах, предложениях; соотносить с буквой; различать   среди других букв (сопоставление написания з - э).

32

Различие звуков

 с - з (с' -з')

Находить предмет по

данному слогу: сан, за, со (санки, замок, собака). Звуко-слоговой анализ слов типа сказочник, стрекоза, кузовок.

Дидактическое. Упражнение  «Прятки». Упражнять в применении  правила о написании непроизносимой согласной на конце слова

Игровое упр-е «Кто с кем вышел на прогулку. Кто без кого вышел на прогулку».

Уметь  различать по акустическим и  моторным признакам звуки с - з (с' -з'); определять и выделять их  в слогах, в словах, предложениях.

33

Звук ш. Буквы ш, Ш

Определять и выделять твёрдый звук ш в слогах, словах, предложениях соотносить с буквой

Образование слова путем добавления слога: шко…, шля...

Буква Ш ш. Сопоставление ш, и. Образование

слов из слова шоколадка.

Формирование умения выделять заданный звук в тексте  (на примере выделения слов со звуком ш  в стихотворе-нии Г. Тукая «Мышь, попавшая в молоко»).

Введение в предложение союза а. (Летом шишки зеленые, а осенью коричневые)

Уметь  определять по акустическим . и моторным признакам звук ш; выделять его  в слогах, в словах, предложениях; соотносить с буквой; уметь различать буку ш среди других букв (сопоставление ш, и).

34

Звук ж. Буквы ж, Ж

Звукобуквенный анализ слов со звуком ж. Определять и выделять его в слогах, словах, предложениях;

Превращение слова жир в слово нож, путём замены букв и слогов: жир – жар, ложа – ложка, ножка – нож.

Сопоставление ж – х. Упражнения в закреплении изученного на уроках правила «жи, ши»

Составление предложений по картинке (Дежурная Женя положила на стол ложечки и ножи). 

Уметь различать по акустическим   и моторным признакам звук ж; определять его в слогах, словах; соотносить с буквой. Уметь различать  буку ж среди других букв (сопоставлять ж -х).

35

Различие  звуков ш – ж

Звуко-слоговой анализ слов типа: одежда, пижама, шарф, шорты, шапка, рубашка.

Активизация словаря по теме «Одежда». Образование слов Р.п, мн. Числа.

Составление развёрнутого ответа на вопрос «В какой чемодан положишь одежду со звуком Ш?». Почему.

2ч.

Уметь  различать по акустическим и моторным признакам звуки ш – ж; определять и выделять их  в слогах, словах, предложениях.

36

Различие звуков

 з – ж

Различать по акустическим и моторным признакам звуки з - ж; определять и выделять их  в слогах, словах, типа жал – зал. Чем похожи слова, чем отличаются.

Игровое упр-е «Буква потерялась».

Железо - *еле*о

Составление предложе-

ний со словами парони-

мами по сюжетным картинкам.

Уметь  различать по акустическим и моторным признакам звуки з- ж; определять и выделять их  в слогах, словах, предложениях.

37

Различие звуков

 с – ш

Графическое изображение звуков с – ш. Звуко-слоговая схема слова с написанием согласного с и ш слов типа: Саша, старушка.

Игровое упр-е «Буква потерялась» (Сушки - *у*ки.)

Введение в речь предлога от. Составление предложений типа: Груша от грушевого дерева. Слива от сливого дерева.

Уметь  различать по акустическим и моторным признакам звуки с – ш; определять и выделять их  в слогах, словах, предложениях.

38

Звук ч. Букы ч, Ч.

Определять и выделять звук  ч в  слогах, словах, предложениях

Звуко-слоговой анализ слова типа пограничники. Звукобуквенный анализ ЧАЙКА-

Словообразование. «Измени слово так, чтобы появился звук Ч»: стул-стульчик, узор -узорчатый, мама-мамочка. Практическое написание чк, чн, чь. Сопоставление Ч-У

 Закончить предложения:

словами со звуком Ч.

Уметь  выделить по акустическим и  моторным признакам звук ч   в слогах,  словах, предложениях; соотносить звук с буквой.

39

Звук щ. Буквы щ, Щ.

Определение позиции

звука в словах: щенок, ящерица, плащ.

 Звуко-слоговой анализ данных слов.

Буква Щ щ. Сопоставление ш, щ. Игра «Измени слово так, чтобы появился звук Щ: комната - комнатища. Сравнение слов комната - комнатища. Какой слог добавили? Какое значение он придал  слову?

Распространение предложений путём дополнения слов со звуком щ: У собаки маленький щенок У щуки маленький щуренок.

Уметь  различать по акустическим и  моторным признакам звуки звук щ; выделять его в слогах, словах, предложениях; соотносить с буквой; способствовать  формированию умения различать буку щ среди других

40

Различие звуков

 ч - щ

Различение по акустическим и моторным признакам звуки ч - щ .

Продолжить формирование навыков звуко-слогового анализа на примере слов, типа: щучка.

Различение букв ч -щ. Активизации и уточнению словаря словами, типа чемодан –чемоданчик  чемоданище, волк –  волчонок – волчище. Правило «Ча– ща», «Чу – щу».

Дополнить предложения словом со звуком ч (Я ищу … ключ, очки, ручку).

Уметь  различать по акустическим . и моторным признакам звуки ч - щ; определять и выделять их  в слогах, в словах, предложениях.

41

Звук ц. Буквы ц, Ц.

Определять  звук ц по акустическим и моторным признакам Звуко-слоговой анализ слов типа: страница, сестрица, цыпленок, ящерица, цапля, курица

Буква Ц ц. Сопоставление ц, и.

Активизация словаря по теме «Цирк» арена ,трибуна, канатоходец

акробат, клоун, наездница, дрессировщица

Продолжить работу по формированию умений составлять предложения с опорой на схему по двум сюжетным картинкам из 3-х слов (Курица снесла яйц)о. 

Уметь  выделить по акустическим и моторным признакам звук ц   в слогах,  словах, предложениях; соотносить звук с буквой, различать её среди других букв (сопоставление ц – и).

42

Различие звуков

с - ц

Различение звуков

с - ц по акустическим и моторным признакам в слогах, словах, предложениях. Звуко-слоговой анализ на примере слов, типа: страница  и звукобуквенный анализ на примере слов-паронимов, типа: цвет – свет.

Активизация словаря по

теме «Птицы» (синица,

цапля, скворец, курица,

цыпленок, снегирь)

Продолжить формирование умений составлять предложения по картинке («Кого чем угощает Снегурочка». Синицу угощает салом. Зайца угощает капустой. Лисицу угощает холодцом.)

Уметь  различать по акуст. и моторным признакам звуки с - ц; определять и выделять их  в слогах, в словах, предложениях..

43

Различие звуков

т - ц

Различение по акустическим и моторным признакам звуков

т - ц. Звуко-слоговой анализ слов типа: цыплята, отец, птицы, цветы.

Способствовать активизации  и уточнению словаря по теме «Детёныши животных» («У кого кто?» У курицы  цыплята. У лисицы лисята.).

Составление предложе-

ния по сюжетной картинке «Перелётные птицы улетают на юг».

Уметь  различать по акуст. и моторным признакам звуки т – ц;  определять и выделять их  в слогах, в словах, предложениях.

44

Повторение

45

Контрольный урок.

Диктант


II этап

Тема урока

Содержание по темам

кол. часов

Требования к уровню подготовки учащихся

Виды фонетико-

фонематического анализа

и синтеза

Развитие лексико-

грамматической стороны

речи

Развитие связной речи

         Раздел III.              Коррекционная работа на  уровне слова 

1

Слово, обозначающее

предмет

Подбор слов к звуковой схеме

Чем отличаются схемы?

Вопрос к слову. Что это? Кто это? Почему поставили этот вопрос? Графическое изображение слова  предмета ___Слово - часть предложения.

Разбор предложения: Дети насыпали корм птицам. Насыпали корм кому? (птицам). Насыпали когда?  (зимой). Распростр. предл-я по вопросам.

Дети должны уметь:

- выделять из речи слова различных частей речи, ставить к ним вопрос;

- правильно использовать новые слова в предложениях различных синтаксических конструкций;

- группировать языковой материал по заданным основаниям;

- передавать суть выполняемых упражнений, последовательность производимых умственных действий в развёрнутом высказывании.

Должны иметь представления:

- о зависимости смысла речи от особенностей лексической и грамматической сочетаемости слов в предложении;

 

-о грамматических группах слов: знаменательных (самостоятельных) словах, обозначающих предмет, признак
предмета, действие предмета.

2

Слово, обозначающее предмет

Подбор слов к звуковой схеме

Чем отличаются схемы?

Кто? Что? Цветное изображение слов, предметов. Игровое упражнение «Найди пару"

Картина «Зимние забавы». Сост. предложений про неживые предметы. «Настал морозный денек. Ярко светит солнце. Снег переливается  разноц.огнями»

3

Слово, обозначающее действие предмета.

Подбор слов к звуковой схеме

Что делает? Графическое изображение слова-действия: ======

Подбор слов-действий к картинкам. Тает снег. Бегут ручьи. Появились проталины. Возвраща-ются птицы. Озаглав. текст. Пересказать его.

4

Слово, обозначающее  действие предмета.

Подбор слов к звуковой схеме

Активиз. и обогащение словаря по теме  «Профессии». Что делает  повар, ...  Игр.  упр-ие  «Что лишнее»

Слепой текст. Найти конец предложения.

5

Дифференциация предмет - действие.

Подбор слов к звуковой схеме

Графическое изображение слов - предметов и

действий. Игра «Будь

внимательнее».

Выделение слов из предложения.

Рыба плавает. Солнце светит. Граф. диктант.

6

Слово обозначающее

признак предмета

Подбор слов к звуковой

схеме СТРИЖ

Подбор слов признаков к предмету. Вопрос - какой? Игр.упр. «Кто больше увидит слов – признаков».

Распространение предложения путем введения слова- признака.

7

Слово, обозначающее

признак предмета.

Подбор слов к слоговой структуре: перестановка буквы в слове марка- рамка

Подбери слово - друга.

Игра с мячом «Наоборот». Загадки про ручей, огурец, редиску.

Чтение рассказа А.И. Куприна «Слон». Нарисовать слона по описанию в рассказе.

8

Дифференциация предмет, действие, признак

Нарасти слово: сто - стол - столб - столбики..

Графический диктант. Игровое упражнение

«Кто больше подберет слов- предметов к словам - действиям», «Назови профессию людей по их действию».

Грамм-кое оформление предложения.  Разбор предложений с выделением членов предложения. Виды предложений.

9

Повторение

Образование слов путем замены гласных: МАЛ -

МЯЛ-МУЛ.

Грамматическое оформление предложения Графический диктант.

Виды предложений. Разбор предложений с выделением членов предложения.

10

Родственные слова. Корень слова.

Найди слово в слове: ОЛЕНЬ, ЛОСЬ.

Подбор родственных слов к слову ЛОСЬ, Определение общей части. снежок-снег,снежная, подснежник, снегопад. Общая часть снег. Безударн. е -и.

Добавление родственных слов в предложение: «жил в лесу...   Вместе с ним  жила... У них есть... .

Уметь:

- определять признаки родственных слов (общность слов не только на слух и зрительно, но и  через смысловое единство слов),

-определять и выделять общую часть слов (корень);

- определять группы родственных слов

11

Родственные слова. Состав слова.

Состав слова.

Нахождение родственных слов среди  предложенных со схожими корнями, но с разным лексическим значением, типа рис –рисовый, рисунок, рисовать.

Деформированный текст. Вставь пропущенную букву е или и.

12

Практическое овладение учащимися способа образования слов с помощью суффиксов и адекватного их употребления

Анализ слов солнце -

солнышко. Дифференциация С-Ш.

Анализ слов дом - домик.

Чем похожи, чем

отличаются, что добавили и т.д.

Звукобуквенный анализ. МЯЧ.

Звук Щ. Анализ слова ПЛАЩ.

Звук С. Звукобуквенный

анализ СТОН.

Наблюдение над словами с безударной гласной в корне

Трава-травка-траву-шка-травный.

Употребление -ушк-, юшк-, -ышк-, -ишк-.

Безударные гласные а-о

 Употребление суф-фиксов -ок-, -ек-, -ик-, -к-. Значение слова.

Семантическое значение слов. Употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов: -очек-, -очк-, -еньк-, -оньк-.

Употребление суффиксов в названиях животных тигр ~ тигрица, тигрята, тигренок.

Употребление оттеночных суффиксов -щу-, --ущ-, ющ-, -оват-.

Употребление суффиксов профессий: -ист-, -ник-, -чик-, -щик-, -их-.

Употребление суффиксов прилагательных -СК-, -Н-,-ОВ-,-ЕВ--АН-,-ЕН-.

Безударные гласные я-и. пятно - пятнистый

Выделение слов с уменьшительно - ласкательными суффиксами в предложении.

Составление предложений по предметным картинкам (гриб –грибок; …)

Деформированный текст «ПИСЬМО К МАТЕРИ». Расставь предложения по

порядку. Выдели слова, имеющие уменьшительно-ласкательное значение.

Составление предложений с этими словами.

Чтение сказки «Заяц хвастун».

Прочитайте предложение, вставьте пропуще-нное слово. Определи профессию по словам действиям.

Составление предложений с этими словами.

Прочитайте предложение,

вставьте пропущенное

слово.

Иметь представление о суффиксе как о значимой части слова.

Уметь:

-  образовывать новые слова посредством суффиксов и

правильно использовать новые слова в предложениях различных синтаксических конструкций (т.е. устанавливать связь между формой и значением;

-  выделять знакомые суффиксы в словах.

- передавать суть выполняемых упражнений, последовательность производимых умственных действий в развернутом высказывании.

13

Проверочная работа по практическому использованию суффиксов

14

Практическое овладение

навыками образования слов при помощи приставок и адекватного их употребления  

Звуко-буквенный анализ слов

1. Состав слова.

Приставка - значимая часть слова.

 2.   Практическое овладение семантическим значением приставок  при-, про-, пере- и адекватное их применение.

3. Семантическое значение приставок вы-, от-, о-, у- и адекватное их применение

4.   Практическое овладение навыками образования слов при помощи приставок с-, за-, на-, по.

5.   Семантическое значение приставок при- пре-, про, пра-. Их практическое применение и правила написания.

6. Итоговый урок по теме «Приставка».

Выбрать нужную при-          

ставку и добавить её к        

выделенным словам в предложениях: «Птицы летели к кормушке (под, от)» и т.д.

Деформированное предложение (подобрать слова подходящие по смыслу среди ряда родственных слов, различающихся приставками).

Дидактическое упражнение «Лесная школа»

Уметь:

-  находить и выделять приставки в словах,

- образовывать новые слова с помощью приставок и правильно использовать новые слова в предложениях различных синтаксических конструкций (т.е. устанавливать связь между формой и значением);

-  выделять знакомые приставки в словах.

15

Понятие о предлогах и способах их использования

Звуко-буквенный анализ слов

1.Окончание. Роль предлога и окончания в предложении. В чем сходство и различие?

2.Семантическое значение предлогов на, в, из, с, над, под, около, за. Игр. упр. «Прятки».

3.Семантическое значение предлогов к, до, от и адекватное их применение.

4.Семантическое значение предлогов из-, под-, из-за, из-под и адекватное их использование

5. Практическая работа по применению предлогов.

Предложное управление. Распространение предложения путём введения обстоятельства, выраженного существительным с предлогом.

Выделения предлога из предложения.

Иметь представление о предлоге как о слове и его роли в речи.

Знать наиболее распространённые предлоги, их значение, уметь определять предлоги, правильно писать предлоги со словами

 

16

Дифференциация предлог-приставка (грубая).

Раздельное написание

предлога. Слитное написание приставки.

Анализ предложений, выделение предлогов и слов с приставками. Сравнение.

Уметь -дифференцировать предлог – приставку;  

-правильно писать предлоги со словами;

- пользоваться способами словообразования

17

Дифференциация предлог-приставка (тонкая).

Раздельное написание

предлога. Слитное написание приставки с глаголами.

Установление связи между предлогами и приставками.                                    

18

Проверочная работа

Практическое использование предлогов и приставок

19

Родственные слова. Состав слова.

Звуко-буквенный анализ слов

Безударные гласные а-о.

Знакомство с принципом подбора родственных слов и выделение из них проверочных слов. Безударные гласные е-и.

Практическое овладение навыком проверки безударной гласной.

Безударные гласные Я-И.

Практическое овладение навыком подбора проверочных слов.

Итоговый урок по подбору родственных слов к безударной гласной.

Деформированный текст, предложения.

Вставь пропущенную букву в слова, подбери родственное проверочное слово. Найти родственные слова в тексте. 

Уметь подбирать однокоренные слова отличать их от формы слова,

ориентироваться в морфемном составе слова; активно пользоваться   различными способами словообразования;

правильно использовать новые слова в предложениях различных синтаксических конструкций.

20

Практическое овладение навыком подбора синонимов; способы их употребления

1. Слова-синонимы (предметы): прут- хворостинка. 

2.Слова-синонимы (действия).

3.Слова-синонимы (признаки).

4.Практическое употребление слов-синонимов.

1.Редактирование текста «Дятел» (См. карт.).

2. Деформированный текст «Весна» (См. карт.).

3.Редактирование текста «Воробьиная семья».

Работа с текстом «Осень» (по Сладкову).

Уметь раскрывать лексическое значение близких по значению слов и сравнивать их; адекватно применять их  в предложениях

21

Практическое овладение навыком подбора антонимов; способы их употребления

1.Слова-антонимы (предметы).

2.Слова-антонимы (действия).

3.Слова-антонимы (признаки).

4.Итоговый урок по пройденной теме.

Составление предложений сложной син-таксической конструкции с союзом А.

Чтение и анализ пословиц.

Чтение и анализ метафор.

Уметь раскрывать лексическое значение противоположных по значению слов; адекватно применять их в предложениях

22

Многозначные слова.

Слова-омонимы. Анализ слова МЫШКА: животное, компьютер. Анализ словосочетаний пушистая норка, неглубокая норка.

Текст. Его анализ. Не хочет косой косить косой. Говорит: «коса коса». 

Составление предложений со словосочетаниями.

Уметь находить лексического значения слов одинаковых по звучанию и написанию, но различных по смыслу

Тема урока

Содержание по темам

кол.часв

дата

Требования к уровню

подготовки учащихся

Развитие лексико-

грамматической стороны речи

Развитие связной  речи

1

2

3

4

5

V    раздел.                   Коррекционная работа на уровне предложения

1

Практическое овладение построением простого нераспростр-го предложения. Практическое овладение умением выделять в предложении главные члены.

Согласование глагола с именем существительным. Главные члены предложения.

Практическая работа с текстом «Весна». Выделение главных членов предложения

Предложения с однородными членами.

Уметь

- наблюдать, сравнивать,

- слышать и слушать, думать,

 - высказывать свои мысли и давать оценку товарищам;

- сотрудничать в коллективе (принимать помощь товарищей и оказывать самому).

данной учителем.

Уметь:

- участвовать в беседе;

- связно  отвечать на вопросы, употребляя простые распространённые предложения;

- давать коллективные ответы на вопросы по теме;

 - составлять предложения по вопросам;

- распространять предложения путём введения дополнений В., Р., Д., Т. падежей.

- сжато излагать содержание небольшого рассказа, сказки по вопросам учителя. 

  • -  отличать  текст от предложения, предложение от слова;
  • - находить границы предложения;

- по вопросам учителя описывать иллюстрацию.

Иметь представление о признаках предложения (смысловая законченность, оформление: первое слово пишется с большой буквы, в конце ставится нужный знак)

Писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить пунктуационные знаки; составлять по заданиям предложения;

правильно оформлять тетради и письменные работы.

2

Дифференциация «Словосочетание - предложение»

Практическое усвоение сочетаемости слов. Осознанное построение предложений.

Главные члены предложения

Составление предложений из данных словосочетаний

Беседа по прочитанной татарской народной сказке «Шурале»

3

Практическое овладение распространением предложения за счёт дополнения в В.п. с предлогом и без  в ед. и мн.ч.

Практическое употребление вин. пад. ед. и мн. числа. Беспредложное управление. Обогащение словаря профессиями людей.

Графическая схема предложения. Связь слов в простом предложении.

Дети слепили бегемота.

4

Практическое овладение распространением предложения  путем введения определения к дополнению.

Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде и числе. Поздняя весна - ранняя весна.

Составление предложений из 4-х слов по схеме

5

Практическое овладение распространением предложения за счёт дополнения в Р. пад с предлогом и без  в ед. и мн.ч.

Практическое употребление родительного падежа единственного и множесчтвенного  ч

числа

ч. Игра «Угадай, чего не стало?»

Чтение и анализ «Чей хвост лучше»

6

Практическое овладение распространением предложения за счёт дополнения в Твори-тельном падеже  с предлогом и без  предлога в ед.ч.

Практическое употребление творительного падежа. Игровое упражнение «Что между чем»

Составление предложений по схеме: кто? что? чем?

Мальчик забивает гвоздь молотком.

7

Практическое овладение распространением предложения за счёт введения прилага-тельного. и существительного в Д. падеже.

Согласование им прилагательного с именем существительным в падеже. Практическое употребление дат падежа.

Чтение и анализ сказки «Три медведя»

8

Практическое овладение распространением предложения с опорой на вопрос.

Активизация и обогащение словаря. Количественное увеличение слов в предложении. Кто? Птица. Что сделала? Принесла. Птица принесла кого? Птица принесла гусеницу. Птица принесла какую гусеницу? Птица принесла кому жирную гусеницу? Каким птенцам принесла птица жирную гусеницу?

Составление предложений по картине

«Скворец»

Чтение текстов без окончаний,

нахождение предложений заданной конструкции

9

Предложения с предлогами

Связь слов в предложениях с предлогами

Анализ предложений с предлогами, уточнение роли предлога в предложении.

Деформированные предложения (вставь пропущенный предлог в предложение)

Повторение.

Обобщение знаний и проверка навыка составления распространенного предложения различной структуры.

VI    раздел.                   Коррекционная работа на уровне текста

10

Текст.

Связь предложений в тексте. Практическое применение навыков согласования и управления.

Виды текстов. Анализ

текста.

Коллективное составление текста из предложений по теме «Весна» («Осень»)

Участвовать в беседе, отвечать на вопросы полными предложениями.

Иметь представление о признаках текста и его оформлении.

Владеть  дифференцированной работой с текстом.

Составлять текст (связный рассказ) из данных предложений, уметь  его пересказать.

Находить границы предложения.

Иметь представление о различении предложений по цели высказывания и интонации.

11

Дифференциация текст –предложение Практическое овладение делением сплошного текста на отдельные предложения.

Практическое употребление навыка согласования слов

Деление сплошного текста на отдельные предложения

«Выпал первый снег»

«Вечером»

Последовательный пересказ

12

Практическое овладение составлением рассказа из данных предложений. Последовательный пересказ

Составление предложений из данных словосочетаний.

Деформированный текст

Последовательный пересказ.

Составление связного текста из деформированных предложений (предложения даны в нужном порядке, отдельные слова – в начальной форме). Последовательный пересказ. («Сон», «Лиса и козёл»).

13

Практическое овладение составлением плана к  рассказу. Последовательный пересказ научн. худ. текста («Альма»).

Составление плана (коллективное). Дробление текста на части и озаглавливание их.

Правила оформления плана.

Последовательное описание собаки, щенят, конуры.

Участвовать в беседе, отвечать на вопросы,

связно высказываться по плану, употребляя простые распространённые предложения.

Уметь:

-  отвечать на отдельные вопросы, на вопросы по картинке, по теме данной учителем;

- составить план рассказа, пересказывать по данному плану и составленному самостоятельно;

 

-составлять рассказы по серии сюжетных картин и пересказывать их.

- сжато излагать содержание небольшого рассказа, сказки по вопросам учителя, с постепенным переходом к самостоятельному пересказу, близкому к тексту; 

- предугадать сюжетно-идейный замысел автора;

Уметь:

- разъяснять заголовок с помощью учителя и сюжетные картинки;

- озаглавливать небольшие части текста, составлять самостоятельно;

 - отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

- пересказывать прочитанное;

- выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении с соблюдением
соответствующей интонации, громкости и темпа речи;

- подробно пересказывать по вопросам, с опорой на план и на сюжетные картинки;

- составлять устные рассказы по картинкам; 

 -  составлять тексты, с последовательной записью предложений под руководством учителя (сочинения, изложения)

- по вопросам учителя описывать иллюстрацию, давать небольшое описание растения, животного, природы в разные времена года;

-правильно  подбирать языковые средства;

 - высказывать  своё отношение к тексту.

14

Практическое овладение кратким пересказом описательно - повествовательного текста («На катке»)

Однородные члены предложения (сказуемые). Согласование в роде и падеже.

Пересказ с опорой на рисунок.

15

Практическое овладение пересказом повествовательного текста «Дрозд»

Активизация словаря дрозд, злодей. Установление временной связи.

Умение отвечать на вопросы и распространять предложения с опорой на вопрос. Пересказ с опорой на временную связь.

16

Практическое овладение творческим пересказом описательно –повество-вательного текста («Как медведь себя напугал»)

Активизация  словаря:  хрустнула, угодила  (попала в цель), выпугнул (выгнал и напугал), выпорхнула (быстро вылетела), испугавшись, дал стрекача (очень быстро удалился). Умение применять близкие по значению синонимы. Сложное предложение с союзом, чтобы, потому что

Установление предметных связей медведь, ветка, белка, заяц, сорока, лоси, медведь. Установление временных связей. Под каждым рисунком пишем слово-действие. Выявление причинно-следственных связей. Первый пересказ цепочкой. Затем каждый самостоятельно.

17

Практическое овладение выборочным пересказом («Дружок и Пушок»). Изложение.

 

Грамматически верное оформление собственного высказывания предложениями сложной синтаксической конструкции. Большая буква в предложении. Грамматически правильное оформление плана и каждой новой части. Красная строка в тексте.

Самостоятельное описание сначала кошки, собаки, а затем объединить единым предложением.

18

Практическое овладение составлением рассказа по сюжетной картине («Кошка с котятами»)

Однородные члены предложения (подлежащие). Графическое изображение предложений. Правила написания однородных членов предложения. Согласование в роде и падеже.

Последовательное описание кошки, котят, корзины. Самостоятельное составление плана.

19

Практическое овладение составлением рассказа по серии сюжетных картинок и данному плану

Активизация словаря: животные нашего края, Татарстан, Набережные Челны

Беседа о животных нашего края.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок и по готовому плану «Нашли ежа» («Заяц»)

20

Практическое овладение составлением рассказа по серии сюжетных картинок и самостоятельно составленному плану

Активизация словаря: животные нашего края, Татарстан, Россия, река Кама (приток Волги), Набережные Челны

Составление рассказа по серии сюжетных картинок и самостоятельно составленному плану «Оленёнок»

(«На рыбалку»)

21

Устное сочинение-описание арбуза.

Однородные определения. Согласование в роде и падеже. Практическое употребление синонимов. Сложное предложение с союзным словом «который»

Описание деловым языком с опорой на карточки - символы (глаза, руки, нос, рот).

22

Устное сочинение-описание белки и лисы.

Составление предложений сложной синтаксической конструкции. Сост. простого предложения и распространение его. Белка живет в дупле. Лиса живет в норе. Белка живет в дупле, а лиса - в норе. Грамматическое оформление сложного предложения.

Умение пользоваться планом. Составление связного высказывания с опорой на предложенный план.

23

Письменное сочинение «Как Миша нашел щенка» (по серии сюжетных картин с элементами описания щенка)

Грамматическое оформление сложных предложений. Практическое употребление синонимов, сравнительных оборотов. Знакомство с метафорой.

Подобрать слова действия к каждой картинке. С каждым словом - действием составляют предложения. Установление предметной связи, временной. Умение излагать в определенной последовательности. Умение подбирать языковые средства при описании щенка. Совершенствовать навыки составления плана и его использования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование логопедических занятий 1 класс

Раздел 1. Текст. Предложение. Слово.Текст (описательный). Предложение. Слово-предмет.Текст (повествовательный). Предложение. Слово-действие.Текст (описательный). Предложение. Слово-признак.Текст (опис...

Тематическое планирование логопедических занятий 2 класс

Раздел 1. Текст. Предложение. Слово. Звук (буква).Текст (списывание)Текст. Предложение (диктант).Текст. Предложение. Слово (диктант).Текст (повествование, описание).Текст (басня)....

Календарно-тематическое планирование логопедических занятий в 5-7 классе СКОШ 8 вида

Данное календарно-тематическое планирование разработано на основе материала Е.В.Мазановой....

Программно-методическое обеспечение Программа логопедических занятий для специальной (коррекционной) школы . Тематическое планирование логопедических занятий для 1 – 7 классов.

Программа логопедической коррекции речи рассчитана на учебный план, в котором для логопедических занятий в 1-3 классах отводится 4 часа в неделю, в 4-5 классах – 3 часа в неделю, в 6-7 классах – 2 час...

Тематическое планирование логопедических занятий 1 класс

Тематическое планирование логопедических занятий 1 класс...

Календарно-тематическое планирование логопедических занятий с учащимися 1-х классов, имеющими ОНР, ФНР, ФФНР. Подготовительный этап.

Подготовительный этап.Цель: развитие и совершенствование сенсомоторных функций, психологических предпосылок и коммуникативной готовности к обучению....