Доклад. Тема: "Игры и игровые упражнения для развития мышления"
материал на тему

Суворова Любовь Викторовна

В  докладе  описывается  какие  бывают  нарушения.  Каков  необходимый  подход  к  детям, для  заинтересованности  во  влечение  в  игры. Перечисление  игр  и  игровых  упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_i_igrovye_uprazhneniya_dlya_razvitiya_myshleniya.docx22.72 КБ

Предварительный просмотр:

       Департамент социальной  защиты  населения  г.  Москвы

                                 ГКУ     ДДИ   № 24

                               

                 

                                         

                                               ДОКЛАД

 

                   ТЕМА: «Игры  и  игровые  упражнения для  развития

                              мышления  у  детей  с  нарушением  интеллекта »

                               

                                                                              Проводила  дефектолог:

                                                                                         Л. В. Суворова

                                           МОСКВА    2013г.

           В исследованиях Веккера Л. М. (3), Люблинской А. А. (24), Шиф Ж. И. (31), Гальперина  П. Я. (8) накоплен значительный материал по исследованию особенностей мышления детей с интеллектуальной недостаточностью и нормально развивающихся детей.

      Развитие всех видов психической деятельности идет путем присвоения ребенком общественного опыта. Это не пассивный процесс, а процесс деятельности,   в  результате   которого  происходит  психическое  развитие,

 в том  числе  формирование  мышления.

      Установлено,  что весь путь развития мышления ребенка связан

процессом формирования предметности его деятельности ( С. Я. Рубинштейн (41), Е. А. Стребелева (43), А. А. Катаева (20)).  У ребенка становление предметности идет путем присвоения им человеческих способов и мотивов реализации деятельности. Мышление ребенка развивается поэтапно на основе полученных знаний ребенком, в процессе обобщения опыта предметной деятельности.  

      Являясь целенаправленной деятельностью, мышление всегда выступает как решение определенной проблемы. Процесс решения мыслительной задачи имеет несколько этапов: постановка вопроса или ориентировка в условиях задач, создание гипотез возможного решения, осуществления решения и проверка правильного решения. Все эти этапы представляют собой произвольную, целеустремленную деятельность, в которых раскрываются знания, умения, способности личности и волевые и эмоциональные   качества.

       От   уровня   ориентировки  зависит   и   овладение   самим  предметным

действием   и   степень  обобщения   ребенком   своего   опыта   предметной

деятельности. Решение мыслительной задачи невозможно без ориентировки целей и условий задач, в которых нужно непосредственно действовать.

      Результативность решения наглядно-действенных задач находится в прямой зависимости от уровня развития ориентировочно - исследовательской деятельности ребенка дошкольника. И чуть ли не основной способ решения наглядно- действенных задач у дошкольников является метод проб и ошибок. С помощью этих методов ребенок учится рассматривать предметы не сами по себе, а в системе их функциональных связей с другими предметами (43).

       Включение предмета в новые связи С. Л. Рубинштейн (39) рассматривал как один из основных способов мышления. Используемый детьми метод проб и ошибок, которые в предметных жизненных обстоятельствах является необходимым и единственным, вооружает приемами поиска правильного решения     задач,    способами      апробирования      познаваемого      объекта.

       При возникновении ошибок ребенок должен владеть элементарными приемами анализа, извлечение полезной информации и исправление этих ошибок. Каждое последующее действие строится с учетом результата предыдущего. Этот способ играет свою специфическую роль в развитии мыслительной     деятельности    ребенка.

      С течением времени ребенок переходит к более высокому, зрительному типу    ориентировки   в  задачи.

      Становление наглядно-образного мышления у детей начинается с того, что у них появляется способность оперировать конкретными образами предметов  при решение  тех или иных задач. Развитие образного отражения действительности у дошкольников идет как по линии совершенствования и усложнения структуры отдельных образов, обеспечивающих обобщенное отражение предметов и явлений так и по линии формирования системы конкретных  представлений  о  том, или  ином  предмете  (43).

       А. Н. Поддъяков (36) отмечает, что основная линия развития наглядно-

образного   мышления   заключается   в   умении  дошкольника   оперировать

образами   предмета   или   хотя   бы  его  частями. Ребенок  должен  уметь

произвольно  актуализировать   эти   образы.

      Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления осуществляется  взаимосвязано с формированием словесно-логического мышления. Уже в процессе решения наглядно-практических задач у детей с  трудом  возникают зачатки понимания причинно-следственных связей между действием и реакцией на это действие. Именно в раннем возрасте простейшие логические операции анализа и синтеза начинают оказывать влияние  на  развитие  познавательных  процессов (2).

       Широкое распространение  получила  теория  формирования  и  развития  интеллектуальных  операций, предложенная  П. Я. Гальпериным (8).  В   своих  работах  П. Я. Гальперин  выделил  этапы  интериоризации  внешних  действий  и  определил  условия, обеспечивающие  успешный  перевод  внешних  действий  во  внутренние.

        В  основу  теории  П. Я. Гальперина (8)  было  положено  представление  о  генетической  зависимости  между  внутренними  интеллектуальными  операциями  и  внешними  практическими  действиями.  Он  считал, что  развитие  мышления  ребенка  на  ранних  этапах  его  развития  непосредственно  связано  с  предметной  деятельностью, с манипулированием  предметами  и  т. д.  Однако  перевод  внешних  действий  во  внутренние  с  превращением  их  в  определенные  мыслительные  операции происходит  не  сразу, а  поэтапно.  На  каждом  этапе  преобразование  заданного  действия  осуществляются  лишь  по  ряду  параметров.

      Согласно  мнению   П. Я. Гальперина (8), высшие  интеллектуальные  действия  и  операции  не  могут  складываться  без  опоры  на  предшествующие  способы  выполнения  того  же  самого  действия, а  те  в  свою  очередь  опираются  на  предшествующие  им  способы  выполнения  данного  действия.  И   в   конечном   итоге   все   действия   в   основе    своей  

опираются  на  наглядно – действенные  способы.

        П.  Я.  Гальпериным   выделяется   четыре   параметра,  по   которым

преобразуется  действие.  К  их  числу  относятся: уровень  выполнения;  мера  обобщения; полнота  фактически  выполняемых  операций;  мера освоения. При  этом  первый  параметр  действия  может  находиться  на  трех  подуровнях: действия  с  материальными  предметами; действия  в  плане  внешней  речи; действия  в  уме.

       Три  остальные  параметра  характеризуют  качество  сформированного  на  определенном  подуровне  действия: обобщенности, сокращенность, освоенность.

      Процесс  формирования  умственных  действий, в  соответствии  с  концепции  П. Я. Гальперина (8), имеет  следующие  этапы:

      Первый  этап   характеризуется  формированием  ориентировочной  основы  будущего  действия.  Основным  моментом  данного  этапа  является  ознакомление  на  практике  с составом  будущего  действия, а  также  с  требованиями,  которым  в  конечном  итоге  оно  должно  соответствовать.

      Второй  этап  формирования  умственного  действия  связан  с  его  практическим  освоением, которое  осуществляется  с  использованием  предметов.

       Третий  этап  связан  с  продолжением  освоения  заданного  действия, но уже  без  опоры  на  реальные  предметы. Главной  особенностью  данного  этапа  является  использование  внешней  речи  в  качестве  заменителя  манипулирования  с  реальными  предметами.

      На  четвертом  этапе  освоения  умственного  действия  происходит  отказ  от  внешней  речи.

      На пятом этапе  действие  выполняется полностью  во внутреннем  плане.

      Развитие  мышления  ребенка  оказывает  влияние  не  только  на  одновременное  развитие  его  речи, но  и  обусловливает  развитие  других  психических  познавательных  процессов, в  том  числе  и  развитие  представления.    

           Г. В. Цикото   считает необходимым  обеспечения  у  умственно  отсталых  дошкольников  сильной  мотивировки  в  решении  задач.  Важным  средством  мотивации  является  введение задачи  в  игру, в  практическую  деятельность.

      Таким  образом  в  построении  работы с детьми   с  умеренной и  тяжелой  умственной  отсталостью  чрезвычайно  важно  усилить,  увеличить  во  времени  начальный, ориентировочный  этап, тесно  связав  его  с  предметно – игровой деятельностью, направленной  на  пробуждение  интереса  и  мотивации.

  №

                       Игра  и  ее  содержание

Мыслительные

операции

  1

Игра  « Найди  такую  же  игрушку»

Инструкция: детям предлагают найти одинаковые игрушки, среди предложенных (игрушки расставить в ряд). Найти одинаковые игрушки в группе. Нужно предложить детям объяснить, почему они думают, что игрушки одинаковые.

Сравнение

  2

Игра «Чудесный мешочек»      

Инструкция:  В полотняный мешочек кладут несколько предметов. Например: 1 катушка, пуговица, резиновую игрушку,2 ложки. Ребёнку предлагается на ощупь определить, что это за вещи, описать их и подумать, есть ли среди них одинаковые.

Сравнение

 №

                       Игра  и  ее  содержание

Мыслительные

операции

  3

Игра  « Бабочка  и  цветок»

Инструкция: Бабочки  хотят  найти  свои  цветы – сесть  на  такой  цветок,  чтобы  их  было  не  видно  и  никто  не  смог  их  поймать.  Обращая  внимание  на  то,  что цвет  бабочки  и  цветка  совпадают.

Сравнение

  4

Игра «Пирамидка» (большая)

Пирамидка-неваляшка с яркими колечкам.                   Инструкция: необходимо     нанизывать колечки на стержень в произвольном порядке, а потом – по возрастанию или убыванию их диаметра  или  по цвету.

Синтез

  5

Игра «Почтовый  ящик»

 Перед  ребенком  ставят  коробку  с  фигурами; фигуры  вынимают. Педагог  берет  одну  из фигур, показывает её основание.

Обводит  соответствующую  по  форме  прорезь  и  опускает  в  нее  фигуру.  Жестом  предлагает  продолжить  работу  ребенку.

Инструкция: « Опусти  все  фигуры  в  коробку».

Синтез

  6

  №

Игра  «Что нарисовал художник»

Инструкция: Детям раздаются натуральные  предметы, подобранные по лексическим темам (фрукты, овощи) либо в произвольном порядке. Каждый ребёнок рассказывает о предмете, выделяя его свойства и признаки. Первоначально предмет называется, затем  перечисляются его признаки, дети отгадывают предмет.

                       Игра  и  ее  содержание

Синтез

Мыслительные

операции

  7

Игра «Что  здесь  лишнее?»

Ребенку  предлагают  предметные  игрушки.

Инструкция: Внимательно  посмотрите на  четыре  предметные  игрушки  и  определи, какой  предмет  и  почему  является  лишним.

Анализ

  8

Игра «Пирамидка»  (маленькая) 

Пирамидка «пчелка» состоит из 3 деталей.  

Инструкция: Посмотрите  внимательно  и  подумайте, в  каком  порядке  необходимо     нанизывает колечки на стержень, для  того  чтобы появилась  «пчелка».

Анализ

  9

Игра   «Светофор»  

Педагог  знакомит  детей  со  светофором, показывает  как  загорается  свет. Вспоминают  на  какой  цвет  какие  делают  действия.

Инструкция: Внимательно  смотрите,  какой  цвет  у  светофора, при  каком  цвете  светофора  нужно  двигаться, приготовиться, идти.

Анализ

 10

Игра « Зоопарк »

Педагог  строит  «зоопарк»  и  располагает  в  одном  вагоне  зверей, а  в  другом – птиц.

 Инструкция: Посмотрите  внимательно,  подумайте  и  найдите  дом  для  животных  и  дом  для  птиц.  Расставьте  всех  по  местам.

Обобщение

 11

  №

Игра  «По  грибы»

Педагог  расставляет  на  полу  грибы  трех  цветов  (шляпки  грибов  красного, желтого, коричневого  

                       Игра  и  ее  содержание

Обобщение

Мыслительные

операции

цвета), берет  три  корзинки - красного, желтого, коричневого  цвета.

 Инструкция: В  корзинку  нужно  положить  грибы  такого  цвета, какого  цвета  корзинки.

 12

Игра  «Разложи  предметы по местам»

Педагог  расставляет  предметы, дети  рассматривают  их.

Инструкция: Детям  предлагается  найти и поставить  предмет, который   похож  на  треугольник, назвать  цвет  предмета ( например: пирамидка похожа  на  треугольник, красного  цвета  и т. д.).

Обобщение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад:"Эффективность учебного занятия-стимул к успеху педагога и обучающегося" Доклад:" Профессиональная компетенция педагога в дополнительном образовании"

Млтивация ребенка на освоение нового для себя и интересного вида деятельности.Профессионально компетентным можно назвать педагога доп. образования, который на достаточно высоком уровне осуществляет пе...

Доклад к педсовету от 27 марта 2013 г. Тема доклада: «Формирование продуктивных компетенций через участие учащихся в кружковой деятельности».

Развитие творческих способностей  детей является неотъемлемой частью образовательного процесса, который включает в себя не...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...