РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО) ОБРАЗОВАНИЯ 8 ВИДА 8 класс
рабочая программа (8 класс) на тему

Нестерова Оксана Геннадьевна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО) ОБРАЗОВАНИЯ 8 ВИДА

8 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

«РАССМОТРЕНО»  

Руководитель методического

Обьединения учителей

гуман. цикла

_________ Крылова Н.Л.

Протокол №___

от «__»_______20__г.

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель

 директора по УВР

____________Сизых Л.А

«__»____»20__г.

«УТВЕРЖДЕНО»

Директор школы

 _______ Лазорко О.Г.                   

Приказ №

от «__» ___20__ г.

 

 

 

 

Рабочая программа

по учебному курсу

«Обществознание»

8 класс

специальная (коррекционная)

программа YIII вида

 

20__-20__ учебный год

 

Составитель программы:

Нестерова О.Г. 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО) ОБРАЗОВАНИЯ 8 ВИДА

8 класс

Пояснительная записка

 

Статус документа

Тип: общеобразовательная

Вид: специальная (коррекционная)

Класс: 8 класс.

     Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

   Структура документа

          Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с указанием часов, отводимых на изучение каждого блока, требования к уровню подготовки выпускников.

Общая характеристика учебного предмета

Настоящий курс Обществознания предназначен для воспитанников, изучающих обществознание в  специальных (коррекционных) классах VIII вида. Дети с умственной отсталостью представляют собой одну из самых многочисленных групп детей с ограниченными возможностями здоровья. Понятием «умственная отсталость» объединены многочисленные и разнообразные формы патологии, проявляющиеся в наибольшей мере в нарушении  развития умственной деятельности. При изучении курса реализуется опора на уже имеющиеся знания воспитанников, учитывается, уровень возрастных и познавательных возможностей воспитанников старшей школы. Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с отклонением в интеллектуальном развитии. Направлена на всестороннее развитие личности воспитанников, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, эстетическое, нравственное воспитание. На уроках обществознания воспитанники должны познакомиться с современной политической жизнью страны, получить основы правового и нравственного воспитания.

Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников специфических нарушений. В программе основными принципами являются принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.

        Место предмета в базисном учебном плане

Данная программа представляет авторскую линию курса «Обществознание» и создает условия подготовки учащихся к изучению обществознания в 9 классе. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю).

        Цели и задачи курса:

  -развитие личности в ответственный период социального взросления, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия экономической и правовой информации и определение собственной позиции

-воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к правовым нормам

- усвоение знаний, необходимых для социальной адаптации.

-овладение умениями познавательной коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях.

-формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области экономической и гражданско-правовой деятельности.

 

       Данная рабочая программа составлена на основании:

- Данная программа представляет авторскую линию курса «Обществознание» и создает условия подготовки учащихся к изучению обществознания в 9 классе. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю).

 

В программу внесены следующие изменения:

Данная программа представляет авторскую линию курса «Обществознание» и создает условия подготовки учащихся к изучению обществознания в 9 классе. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю) без изменений.

      Межпредметные  связи.

 

На протяжении  всего курса  реализуются  межпредметные  связи с курсом  история.

 

Учебно-тематический план:

 

№п\п

Тема.

Кол-во часов

1

 Введение

2 часа

2

Государство, право, мораль.

13 часов

3

Конституция РФ

15 часов

4

Повторение

1 час

5

 Итого

34 часа

 

Содержание программы 34 ч (1 ч/н)

 

Обществознание – практика жизни в социуме

1.                  Овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, профессиональных и социальных ролях людей, об истории своей большой и малой Родины. Формирование представлений об обязанностях и правах самого ребенка, его роли ученика и члена своей семьи, растущего гражданина своего государства.

2.                  Развитие понимания непосредственного социального окружения, практическое освоение социальныхритуалов и навыков, соответствующих возрасту и полу ребенка.

3.         Развитие вкуса к участию в общественной жизни, способности к творческому сотрудничеству в коллективе людей для реализации социально заданных задач, соответствующих возрасту ребенка

               Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правого самосознания, толерантности,  уважения к социальным  нормам, приверженности  к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ

               Овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной практической деятельности, необходимые для участия в жизни гражданского общества и государства.

               Формированию опыта применения полученных знаний  и умений  для решения типичных задач в области социальных отношений, в сферах гражданской и общественной деятельности, в межличностных отношениях, в отношениях между людьми разных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения  своих действий и действий других людей  с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

 

  

Календарно-тематическое планирование

уроков по курсу «Обществознание»

в 8 классе

1 ч. в неделю, 34 ч в год

№ п/п

Название раздела, темы

Дата по плану

Дата факт.

Количество часов

Цель.

ЗУН

1-2

Введение

 

 

2 часа

Формировать представление о гражданской позиции..

Знать: гражданин, государство.

Уметь: показать границы государства.

3-4

Ответственность. Кто такой гражданин?

 

 

1

5

Страна, в которой мы живем.

 

 

1

 

Государство, право, мораль

 

 

13 часов

Формирование у воспитанников школы-интерната представления о видах правонарушений и правовой ответственности.

Знать: государство, право, виды ответственности, правонарушение, преступление, законодательная – исполнительная – судебная власть, основные права и обязанности граждан РФ.

 

6

Что такое государство?

 

 

1

7

Основные принципы правового государства

 

 

1

8

Законодательная власть

 

 

1

9

Исполнительная власть

 

 

1

10

Судебная власть

 

 

1

11

Что такое право?

 

 

1

12

Роль права в жизни человека.

 

 

1

13

Правонарушение

 

 

1

14

Преступление, как вид правонарушения; его признаки.

 

 

1

15-16

Правовая ответственность.

 

 

2

17

Мораль. «Золотое правило нравственности»

 

 

1

18

Повторительно -обобщающий урок

 

 

1

 

Конституция РФ

 

 

15 ч.

Формировать у детей представление об основах конституционного устройства РФ. Познакомить с видами власти. Воспитывать чувство ответственности.

Знать: Что такое Конституция? виды власти, Президент и его функция, гражданские права граждан РФ.

Уметь: написать заявление, заполнить заявление на прописку, ориентироваться в органах местного самоуправления, обратиться в суд, к юристу.

19

Конституция РФ – Основной Закон государства.

 

 

 

1 час

20

Законодательная власть.

 

 

1час

21

Исполнительная власть.

 

 

1час

22

Судебная власть.

 

 

1час

23

Практическая работа № 1 «Исковое заявление»

 

 

1 час

24

Органы местного самоуправления.

 

 

1 час

25

Практикум по решению жизненных задач

 

 

1час

26

Практическая работа № 2 «Заполнение заявления на прописку»

 

 

1 час

27

Правоохранительные органы.

 

 

1 час

28

Юридическая помощь в сложных жизненных ситуациях

 

 

1 час

29

Институт президентства.

 

 

1час

30

Избирательная система.

 

 

1час

31

Гражданство РФ

 

 

1 час

32

Семья и Семейный кодекс

 

 

1 час

33

Труд

 

 

1 час

34

Повторение

 

 

1 часа

Повторить знания, полученные в ходе изучения тем

 

 

 

 

 

 

Требования к уровню подготовки

Каждая содержательная область образования детей с ОВЗ включает два компонента: “академический” и формирование жизненной компетенции, что представляется разумным для образования любого ребенка, и совершенно необходимым для ребенка с ОВЗ. В названии каждой содержательной области образования должны отражаться обе, неотъемлемые и взаимодополняющие, стороны образовательного процесса:

                    Язык – речевая практика

                    Математика – практика применения математических знаний

                    Естествознание –  практика взаимодействия с окружающим миром

                    Знания о человеке –  практика личного взаимодействия с людьми

                    Обществознание – практика жизни в социуме

В образовании ребенка с ОВЗ особое значение должно придаваться развитию его жизненной компетенции. Соотношение компонентов жизненной компетенции и академического отражает специфику разработки каждой содержательной области образования в каждом варианте стандарта и для каждой категории детей с ОВЗ. Это соотношение по сути своей отражает степень активности и независимости жизни, к которой мы готовим ребенка с ОВЗ, исходя из представлений о его возможностях и ограничениях.

“Академический” компонент рассматривается в структуре образования детей с ОВЗ как накопление потенциальных возможностей для их активной реализации в настоящем и будущем. При этом мы полагаем, что ребенок в последствии сможет самостоятельно выбрать из накопленного потребные ему знания, умения и навыки для личного и социального развития.

Понятно, что устремление образования в будущее необходимо для стимуляции развития как обычного ребенка, так и ребенка с ОВЗ, и для отечественной педагогической культуры характерно не ограничиваться утилитарными знаниями, которые могут использоваться непосредственно  “здесь и сейчас”. В соответствии с этими традициями, при разработке академического компонента в каждой из пяти содержательных областей применяется логика сознательного разумного превышения актуальных возможностей и потребностей ребенка: обучение “ведет” за собой развитие. Подчеркнем, что этот принцип един для всех вариантов стандарта, включая третий и четвертый, ориентированных на нецензовый и даже индивидуальный  уровень образования.

Компонент жизненной компетенции рассматривается в структуре образования детей с ОВЗ как овладение знаниями, умениями и навыками, уже необходимыми ребенку в обыденной жизни. Если овладение академическими знаниями, умениями и навыками направлено преимущественно на обеспечение его будущей реализации, то формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем. При этом движущей силой развития жизненной компетенции становится также опережающая наличные возможности ребенка интеграция в более сложное социальное окружение. Продуктивность такого сознательно дозированного расширения и усложнения среды жизнедеятельности ребенка с ОВЗ можно обеспечить только с учетом его особых образовательных потребностей.

Логика ориентации на актуальный уровень психического развития ребенка и опережающее усложнение среды его жизнедеятельности и здесь остается единой для всех вариантов стандарта. При этом роль компонента жизненной компетенции варьируется и закономерно возрастает в вариантах стандарта, не предполагающих освоение ребенком уровня цензового образования. При разработке содержания компонента жизненной компетенции принципиальным является определение степени усложнения среды, которая необходима и полезна каждому ребенку - может стимулировать, а не подавлять его дальнейшее развитие.

            В процессе изучения курса у учащихся должны сформироваться:

- Знания и представления о нормах российского законодательства,

- Знания, достаточные для защиты прав и свобод и законных интересов личности;

- Коммуникативные способности, способствующие  творческому мышлению и деятельности  в ситуациях с незаданным результатом.

Реализация рабочей программы способствует

-развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самореализации и самоопределению; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правого самосознания, толерантности,  уважения к социальным  нормам, приверженности  к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ

-освоению системы знаний об экономических и  иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах,. Правом регулировании общественных отношений, необходимых для воздействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин  в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования

-овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной практической деятельности, необходимые для участия в жизни гражданского общества и государства.

-формированию опыта применения полученных знаний  и умений  для решения типичных задач в области социальных отношений, в сферах гражданской и общественной деятельности, в межличностных отношениях, в отношениях между людьми разных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения  своих действий и действий других людей  с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

 

Нормативная основа реализации рабочей программы по обществознанию

Закона об образовании

Примерной программы основного общего образования Сборник. –М.: Дрофа, 2007.

Приказ МО и науки РФ от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013-2014 учебный год»

Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 января 2012 г. №39 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089»

Список литературы

Обязательная литература:

нет

Дополнительная литература:

Матвеев А.И.. Введение в обществознание. М. Просвещение, 1996

Никитин А.Ф. Основы обществознания. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. М. Дрофа, 2004

Соколов. Я В. Прутченков А.С. Граждановедение. М., 2001

Конституция РФ. М. Юридическая литература Администрации Президента РФ, 1993г.

 

Требования к уровню подготовки

В результате изучения обществознания в 8 классе  учащиеся должны

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

 

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик 7 класса должен

 

Знать/понимать

• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

• сущность общества как формы совместной деятельности людей;

• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

 

Уметь

• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

 

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей

• первичного анализа и использования социальной информации.

                            

Контрольно-измерительные материалы

 

Тест№1  по обществознанию 7 класс

 

 

  1. Перечислите основные символы государства.

 

  1. Какой язык является государственным языком РФ?

1)      английский

2)      русский

3)      чувашский

4)      немецкий

  1. Какая валюта является денежной единицей РФ?

1)      рубль

2)      доллар

3)      евро

4)      фунт стерлингов

  1. Кто является источником власти в демократическом государстве?

1)      народ

2)      передовой общественный класс

3)      представители крупного бизнеса

4)      элита общества

  1. С какого момента человек получает гражданство РФ?

1)      с 14 лет

2)      с рождения

3)      с 18 лет

4)      с 21 года 

Контрольная работа по теме «Подросток и среда» (1 пол.)

1. Социальная среда бывает:

   а) ближайшая;           б) короткая;           в) длинная;            г) дальняя.

2. Навязывание отдельному человеку правил поведения, с которыми он не согласен, называется:

   а) конформизм;             б) групповое давление;               в) превышение власти.

3. Отношения, возникающие в малой группе между хорошо знакомыми людьми, называются:

   а) дружескими;               б) межличностными;                в) приятельскими.

4. Толерантность – это:

   а) терпимость к чужому образу жизни;           б) нетерпимость к другим;            в) равнодушие.

5.С кем из людей поддерживаются деловые отношения:

   а) с родителями;          б) с продавцом;             в) с одноклассниками;            г) с соседями.

6. Возрастные границы молодежи:

   а) 15-20 лет;             б) 16- 25 лет;               в) 14-30 лет;               г) 18-30 лет.

7. В какую группу молодежи входят студенты и молодые рабочие:

   а) младшую;              б) среднюю;              в) старшую.

8. Перечислите проблемы молодежи в современном мире (не менее3)

9. Соотнесите возрастные границы и статус :

   а) малолетние                б) несовершеннолетние                    в) совершеннолетние

    1. от 18 лет и старше               2. от 6 до 14 лет                 3. от 14 до 18 лет.

10. С какого возраста наступает уголовная ответственность:

    а) с 14 лет;              б) с 16 лет;              в) с 18 лет;               г) верно все перечисленное выше.

11.  С какого возраста подросток получает право голоса и становится полноправным гражданином:

    а) с 14 лет;              б) с 16 лет;              в) с 18 лет;               г) верно все перечисленное выше.

12. Какой закон является гарантом прав ребенка:

   а) Конвенция о правах ребенка;            б) Конституция;            в) Семейный кодекс.

13. В каком возрасте подросток получает паспорт:

    а) с 14 лет;              б) с 16 лет;              в) с 18 лет.      

14. К какому виду прав относится право избирать и быть избранным:

    а)  гражданское;               б) политическое;             в) культурные;            в) экономические.

15. К какому виду прав относится право на свободу:

     а)  гражданское;               б) политическое;             в) культурные;            в) экономические.

16. К какому виду прав относится право на образование:

     а)  гражданские;               б) политические;             в) культурные;            в) экономические.

17. К какому виду прав относится право на свободный выбор профессии:

    а)  гражданское;               б) политическое;             в) культурные;            в) экономические.

18. Опасное для других людей деяние человека называется:

    а) проступком;              б) преступлением;              в) правонарушением.

19. Перечислите способы поведения  подростка при его задержании органами милиции.

 

 

Тест №3  по обществознанию 7 класс

Тема: Общество

  1. Общество – это

1)      движение от менее совершенного к более совершенному

2)      способы взаимодействия и формы объединения людей

3)      часть природы

4)      весь материальный мир

 

  1. К какой сфере относятся производство, конкуренция, рынок?

1)      экономическая

2)      социальная

3)      политическая

4)      духовная

 

  1.  К какой сфере относятся религия, искусство, образование?

1)      экономическая

2)      социальная

3)      политическая

4)      духовная

 

  1. К какой сфере относятся министерства, органы местного самоуправления, президент?

1)      экономическая

2)      социальная

3)      политическая

4)      духовная

 

  1. Установите соответствие и впишите в таблицу получившуюся последовательность   букв.

1)      использование пушнины для обмена             а) духовная сфера

     на другие товары                                               б)экономическая сфера

2)  рост цен на товары и услуги                            в) политическая  сфера

      3)  создание наскальных картин древними          г) социальная сфера

      охотниками и собирателями

4)существование в обществе семей различного типа

5)      активное участие народа в выборах

 

1

2

3

4

5

 

 

 

 

 

 

  1. И человеку, и животному свойственны потребности в

1)      самореализации

2)      самосохранении

3)      самопознании

4)      самообразовании

 

  1. В отличие от животного человек способен

1)        реагировать с помощью органов чувств

2)        вырабатывать условные рефлексы

3)        удовлетворять потребности

4)        предвидеть результаты своих действий

 

  1. Установить соответствие и запишите последовательность букв в таблицу:

1)      человек, активно преобразующий  окружающий мир,      а) индивид

природу и самого себя                                                                 б) личность

2)      человек, имеющий собственное мнение,                             в) индивидуальность

мировоззрение, принципы 

3)      отдельно взятый представитель человеческого рода

4)      непохожесть, неповторимое своеобразие человека,

набор его уникальных качеств

 

1

2

3

4

 

 

 

 

 

9.Установите соответствие и впишите получившуюся последовательность букв в таблицу:

1. Социальные потребности человека                         а) иметь хорошую семью

2. Духовные потребности человека                             б) иметь добрую славу о себе

3. Материальные потребности человека                     в) иметь удобное жильё

 

1

2

3

 

 

 

 

    10.Установите соответствие и впишите получившуюся последовательность букв в     таблицу:

     1. государство                                                       а) социальная сфера

     2. семья                                                                  б) духовная сфера

     3. банковская система                                          в) политическая сфера

     4. образование                                                      г) экономическая сфера

 

Тест №4.  7 класс

 

  1. Государство относится к

1)      политической сфере

2)      экономической сфере

3)      социальной сфере

4)      духовной сфере

 

  1. Как по другому называют демократическое государство?

1)      тирания

2)      монархия

3)      правовое

4)      республика

 

  1. Как называется государство во главе которого стоит выборный орган?

1) тирания

2)монархия

3)правовое

4)республика

 

  1. Как называется государство, возглавляемое королём или царём, и где власть передаётся по наследству?

1)тирания

2)монархия

3)правовое

4)республика

 

  1. Что означает слово «полис»?

1)      общество

2)      государство

3)      военное поселение

4)      все ответы верны

 

  1. Суверенитет это

1)      объединение людей с общей культурой

2)      независимость государства

3)      социальный слой общества

4)      орган управления государств


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для специального (коррекционного) класса, профильный труд, 5-9 классы

Рабочая программа по профильному труду представлена направлением "Основы компьютерной грамотности"...

Рабочая программа для специального (коррекционного) класса, профильный труд, 5-9 классы, профессия "Лаборант"

Рабочая программа представлена направлением "Лаборант компьютерной техники"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО) ОБРАЗОВАНИЯ 8 ВИДА 7 класс история

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО) ОБРАЗОВАНИЯ 8 ВИДА8 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО) ОБРАЗОВАНИЯ 8 ВИДА 8 класс обществознание

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО) ОБРАЗОВАНИЯ 8 ВИДА8 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО) ОБРАЗОВАНИЯ 8 ВИДА 9 класс обществознание

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО) ОБРАЗОВАНИЯ 8 ВИДА 9 класс...

Адаптированная рабочая программа для специального коррекционного 5 класса (VII вида)

Адаптированная рабочая программа для специального коррекционного 5 класса (VII вида)...