Коррекционно-развивающая программа для 1 класса интегрированного группового занятия психолога и дефектолога
рабочая программа на тему

Шолина Мария Сергеевна

Коррекционно-развивающая программа развития познавательных способностей, учебных навыков и эмоционально-волевой сферы  у учащихся 1 класса с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_1-yy_kl._psihologdefektolog.doc187.5 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы «Школа № 329

имени Героя Советского Союза А.С.Хлобыстова»

ОГРН 1157746770620; ИНН/КПП: 7721343021 / 772101001

109456,  г. Москва,                                                                                                          Тел. /факс (495) 371-67-02

4-й Вешняковский проезд, дом 1, корпус 2                                                                   E-mail:  329@edu.mos.ru

Принято на заседании ППк

Методист  Бессонова С.К.

______________

Протокол №1

от  26 августа 2016г.

Проверено

Зам. директора по УВР                   ____________Самохина Е.Ф.

28.08.2016г.

Утверждено

Директор

ГБОУ Школа № 329

__________Н.П.Даньшина

Приказ № 561-а

от 29.08.2016г.

Коррекционно-развивающая программа

 развития познавательных способностей,

учебных навыков и эмоционально-волевой сферы  у учащихся

 (1-ый класс)

Составители:

педагог-психолог Балабанова И.Р.

педагог-психолог Шолина М.С.

учитель-дефектолог Зайцева И.В.

Москва, 2016г.

Программа учитывает особенности  психофизического развития и индивидуальные возможности обучающихся 1-ого класса, которые характеризуются уровнем развития ниже возрастной нормы.

У детей отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом. Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности сформированы недостаточно.  Неадаптивность поведения связана как с недостаточным пониманием социальных норм, так и с нарушением эмоциональной регуляции, гиперактивностью.

Цели программы: 

1. Создание условий для естественного психологического развития ребенка.

2. Формирование элементарных математических представлений.

Задачи программы:

  1. Развитие эмоциональной сферы. Введение ребенка в мир человеческих эмоций.
  2. Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса обучения.
  3. Развитие волевой сферы – произвольности психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе.
  4. Развитие личностной сферы – формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.
  5. Развитие интеллектуальной сферы – развитие мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления.
  6. Формирование позитивной мотивации к обучению.
  7. Развитие познавательных психических процессов – восприятия, памяти, внимания, воображения.
  8. Познакомить детей с образованием чисел первого порядка.
  9. Закрепление знаний о составе числа.
  10. Обучение количественному и порядковому счету в пределах «10» (прямой и обратный счет).
  11. Учить решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание.
  12. Закреплять знания о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник,  прямоугольник, овал, ромб, трапеция.
  13. Формирование представления о величине предметов, их сравнении.

Форма работы: групповая.

Групповые занятия проводятся 1 раз в неделю.

Содержание программы

Раздел программы

Задачи

Методы и приёмы

Контролируемые параметры

Мотивационная сфера

Создание условий для развития эмоционально-положительной мотивации учения.

Прослушивание и проигрывание сказок на школьную адаптацию из серии «Лесная школа».

Позитивное отношение к занятиям.

Формирование адекватного отношения к оценочному компоненту учебной деятельности.

Адекватные реакции на оценку педагога.

Формирование устойчивого позитивного отношения к школе.

Позитивное отношение к школе.

Развитие учебной мотивации.

Учебная мотивация.

Память

Развитие зрительной памяти

Дидактические задачи и игры на развитие того или иного вида памяти.

У большинства учеников объем памяти составит 7-8 элементов

Развитие слуховой памяти

Развитие слухоречевой памяти

Внимание

Развитие объема внимания

Дидактические задачи и игры на развитие того или иного вида внимания.

У большинства учеников объем внимания составит 7-8 элементов

Развитие концентрации внимания

Станет доступным поиск двойственного изображения.

Развитие устойчивости внимания

Доступно в тексте объемом 8 строк выполнять 4 разных корректурных задания.

Развитие распределения

Совместно с педагогом выполнять задания на распределение внимания.

Развитие переключения внимания

Без помощи педагога выполнять задания типа «Забор»

Воображение

Развитие творческого воображения

  • Придумывание образа с опорой на 1 элемент;
  • «оживление» отдельных эпизодов сказки с помощью рисунка;
  • придумывание сказок с использованием известных персонажей.

Станет доступным выполнение данных заданий.

Когнитивная сфера

Анализ

  • Анализ своего эмоционального состояния;
  • задания и игры на установление причинно-следственной связи;
  • развитие умения формировать вопросы в зависимости от познавательной деятельности;
  • развитие рассуждений в процессе работы со сказками.
  • Понимание учеником своего эмоционального состояния;
  • возможность установить причинно-следственную связь совместно с педагогом;
  • ученики будут правильно формулировать вопросы с опорой на подсказки педагога
  • будет доступен анализ сюжета сказок.

Синтез

Собирание разрезных картинок.

Собрать разрезную картинку из 14 – 24 частей с предъявлением образца.

Сравнение

Задания на выделение существенного признака.

Самостоятельное выделение существенного признакачпредметов.

Обобщение/ конкретизация

Задания на обобщение по темам: эмоции, деревья, цветы, черты характера, геометрические фигуры, транспорт, птицы, школьные принадл., электроприборы.

Возможность выделять предметы данных групп и обобщать в одну.

Сериация

Работа с сюжетными картинками.

Самостоятельное (или с подсказками педагога) выкладывание сюжета из 3-4 картинок.

Классификация

Задания на классификацию по 1, 2, 3 признакам.

Самостоятельная классификация по 1 - 2 признакам

Элементарные математические представления

1. Дидактические игры и задания на закрепление понятий число, цифра, количество в пределах 10.

2. Примеры на сложение и вычитание в пределах 10.

3. Решение арифметических задач.

1. Сформированы понятия о Числе, цифре, количестве в пределах 10.

2. Самостоятельно с опорой на счетный материал решать примеры на сложение и вычитание в пределах 10.

3. Сам. составление и решение арифм. задач с опорой на образец.

Эмоциональная сфера

Способность определять и выражать свое эмоциональное состояние социально-приемлемыми способами.

Игры на развитие и коррекцию эмоциональной сферы.

Возможность определить свое эмоциональное состояние, выразить его социально-приемлемым способом.

Работа с тревожностью и страхами.

Снижение тревожность и уменьшение кол-ва страхов.

Умение распознавать эмоц. состояния других людей.

Обучающиеся смогут распознавать 4-5 эмоций по картинкам и фотографиям.

Коммуникативная сфера

Коррекция поведенческих реакций

Игры на развитие и коррекцию коммуникативной сферы.

Более адекватные поведенческие реакции.

Обучение элементам ролевого общения.

Элементы ролевого поведения.

Личностная сфера

Формирование адекватной самооценки.

Игры на развитие и коррекцию самооценки.

Адекватная оценка продуктов своего труда.

Помощь в осознании социальной роли ученика.

Прослушивание и проигрывание сказок на школьную адаптацию из серии «Лесная школа».

Осознание социальной роли ученика.

Волевая сфера

Контроль своего поведения

Игры типа «Побежали-замерли»

Возможность контролировать свое поведение более длительное время.

Обучение элем. способам планир

Сост. и выполнение плана решения задачи.

Овладение элементарн. способами планирования.

Моторная сфера

Развитие мелкой мускулатуры руки.

Пальчиковая гимнастика, письменные задания.

Захват карандаша, возможность более длительное время писать, раскрашивать.

Тематическое планирование.

I полугодие

№ п/п

Тема

Задачи

1.

Диагностика

Диагностика:

1) групповой сплоченности,

2)уровня развития регуляторных функций,

3)коммуникативной компетентности.

4)уровня когнитивного развития

5) уровня развития психических процессов.

2.

Создание лесной школы.

Цвет предметов.

1. Развитие навыков вербального и невербального общения.

2. Снятие телесного и эмоционального напряжения.

3. Создание эмоционально положительного климата в группе.

4. Знакомство с цветом, как с одним из свойств предмета.

3.

Букет для учителя.

Количественные отношения.

1. Развитие коммуникативной сферы.

2. Развитие эмоциональной сферы.

3. Развитие внимания, памяти, мышления.

4. Развитие мелкой мускулатуры руки.

5 Развитие произвольности психических процессов.

6. Уточнение и закрепление количественных отношений.

4.

Смешные страхи.

Числа от 1 до 10.

1. Сплочение группы. Развитие умения выступать публично.

2. Развитие навыков вербального и невербального общения.

3. Развитие эмоциональной сферы.

4. Развитие внимания, памяти, мышления.

5. Развитие мелкой мускулатуры руки.

6 Развитие произвольности психических процессов.

7. Учить называть и обозначать числа от 1 до 10.

5.

Игры в школе.

Цифра, число и количество в пределах 10.

1. Развитие коммуникативных навыков.

2. Развитие внимания, мышления, воображения, памяти.

3. Развитие умения выступать публично.

4. Развитие мелкой мускулатуры руки.

5 Развитие произвольности психических процессов.

6. Учить соотносить цифру , число и количество.

6.

Школьные правила.

Цифра, число и количество в пределах 10.

1. Развитие навыков культурного общения.

2. Обучение различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию.

3. Развитие мелкой мускулатуры руки.

4 Развитие произвольности психических процессов.

5. Учить соотносить цифру , число и количество.

7.

Собирание портфеля.

Анализ и сравнение совокупности предметов.

1. Развитие зрительной памяти, слухового внимания, мышления.

2. Развитие навыков общения, умения выступать публично, высказывать свое мнение.

3. Формировать умение анализировать и сравнивать совокупности предметов методом взаимного однозначного соотнесения.

8.

Белочкин сон.

Геометрические фигуры.

1. Развитие эмоциональной сферы.

2. Развитие коммуникативной сферы.

3. Развитие восприятия, памяти, внимания, мышления.

4. Развитие мелкой мускулатуры руки.

5 Развитие произвольности психических процессов.

6. Закреплять умение детей различать и называть геометрические фигуры.

9.

Госпожа Аккуратность.

Геометрические фигуры.

1. Развитие эмоциональной сферы.

2. Развитие коммуникативной сферы.

3. Развитие зрительной  памяти, внимания, мышления.

4. Развитие мелкой мускулатуры руки.

5 Развитие произвольности психических процессов.

6. Закреплять умение детей различать и называть геометрические фигуры.

10.

Жадность.

Количество и счет.

1. Развитие эмоциональной сферы.

2. Развитие коммуникативной сферы.

3. Развитие зрительной  памяти, внимания, мышления.

4. Развитие мелкой мускулатуры руки.

5 Развитие произвольности психических процессов.

6. Развитие умения счета на слух, выполнения движений на счет.

11.

Волшебное яблоко (воровство).

Количество и счет.

1. Развитие навыков общения, умения выступать публично, высказывать свое мнение.

2. Развитие эмоциональной сферы.

3. Развитие внимания, мышления.

4. Развитие мелкой мускулатуры руки.

5. Развитие умения счета на слух, выполнения движений на счет.

12.

Подарки в день рождения.

Порядковый счет.

1. Развитие коммуникативной сферы, навыков культурного общения.

2. Развитие памяти, внимания, мышления, воображения.

3. Развитие мелкой мускулатуры руки.

4 Развитие произвольности психических процессов.

5. Развитие порядкового счета.

13.

Домашнее задание.

Равенство и неравенство совокупностей предметов.

1. Развитие навыков общения, умения работать в паре.

2. Развитие речит и логического мышления.

3. Развитие зрительной памяти, слухового внимания.

4. Развитие мелкой мускулатуры руки.

5. Развитие произвольности психических процессов.

6. Формировать умение анализировать и количественно сравнивать совокупности предметов.

14.

Ленивец.

Повторение.

1. Развитие навыков общения.

2. Развитие внимания, мышления, слухоречевой памяти.

3. Развитие ориентировки в пространстве.

4. Развитие мелкой мускулатуры руки.

5 Развитие произвольности психических процессов.

6. Повторение пройденного материала.

II полугодие

№ п/п

Тема

Задачи

1.

Диагностика.

Повторение.

1. Промежуточная диагностика:

1) групповой сплоченности,

2)уровня развития регуляторных

функций,

3)коммуникативной компетентности.

2. Повторение пройденного материала по математике.

2.

Подсказка.

Сложение.

1. Развитие коммуникативной сферы.

2. Развитие эмоциональной сферы.

3. Развитие мелкой мускулатуры руки.

4 Развитие произвольности психических процессов.

5. Закреалять представление детей о сложении как объединении совокупностей предметов.

3.

Обманный отдых.

Сложение.

1. Развитие коммуникативной сферы.

2. Развитие эмоциональной сферы.

3. Развитие внимания, логического мышления, зрительной памяти, воображения.

4. Развитие мелкой мускулатуры руки.

5 Развитие произвольности психических процессов.

6. . Закреалять представление детей о сложении как объединении совокупностей предметов.

4.

Бабушкин помощник.

Вычитание.

1. Развитие коммуникативной сферы.

2. Развитие эмоциональной сферы.

3. Развитие внимания, мышления.

4. Развитие мелкой мускулатуры руки.

5 Развитие произвольности психических процессов.

6. Формирование представления детей о вычитании как об удалении из совокупности предметов ее части.

5.

Прививка.

Вычитание.

1. Развитие коммуникативной сферы.

2. Развитие эмоциональной сферы.

3. Развитие внимания, мышления, зрительной памяти, воображения.

4. Развитие мелкой мускулатуры руки.

5 Развитие произвольности психических процессов.

6. Формирование представления детей о вычитании как об удалении из совокупности предметов ее части.

6.

Больной друг.

Вычитание.

1. Развитие эмпатии.

Развитие внимания, мышления, воображения.

3. Развитие навыков вербального и невербального общения.

4. Развитие мелкой мускулатуры руки.

5 Развитие произвольности психических процессов.

6. Формирование представления детей о вычитании как об удалении из совокупности предметов ее части.

7.

Ябеда.

Сложение и вычитание.

1. Развитие эмпатии.

Развитие зрительного внимания, логического мышления.

3. Развитие навыков вербального и невербального общения.

4. Развитие мелкой мускулатуры руки.

5 Развитие произвольности психических процессов.

6. Закрепление практических навыков сложения и вычитания.

8.

Шапка-невидимка (демонстративное поведение).

Сложение и вычитание.

1. Развитие эмпатии.

Развитие зрительного внимания, логического мышления.

3. Развитие навыков вербального и невербального общения.

4. Развитие мелкой мускулатуры руки.

5 Развитие произвольности психических процессов.

6. Закрепление практических навыков сложения и вычитания.

9.

Задача для лисенка (ложь).  

Вычисления в пределах 10.

1. Развитие эмоциональной сферы.

Развитие зрительного внимания, логического мышления, воображения.

3. Развитие навыков вербального и невербального общения.

4. Развитие мелкой мускулатуры руки.

5 Развитие произвольности психических процессов.

6. Закрепление практических навыков сложения и вычитания.

10.

Спорщик.

Вычисления в пределах 10.

1. Развитие эмоциональной сферы.

Развитие зрительного внимания, логического мышления, зрительной памяти.

3. Развитие навыков вербального и невербального общения.

4. Развитие мелкой мускулатуры руки.

5 Развитие произвольности психических процессов.

6. Закрепление практических навыков сложения и вычитания.

11.

Обида.  

Арифметическая задача.

1. Развитие эмоциональной сферы.

Развитие зрительного внимания, логического мышления, воображения.

3. Развитие навыков вербального и невербального общения.

4. Развитие мелкой мускулатуры руки.

5 Развитие произвольности психических процессов.

6. Развитие представления об арифметической задаче.

12.

Физические методы демонстрации обиды.

Арифметическая задача.

1. Развитие эмоциональной сферы.

2. Развитие коммуникативной сферы.

3. Развитие зрительного внимания, быстроты реакции.

Развитие логического мышления, восприятия.

4. Развитие мелкой мускулатуры руки.

5 Развитие произвольности психических процессов.

6. Развитие представления об арифметической задаче.

13.

Грубые слова.

Решение задач.

1. Развитие навыков вербального и невербального общения, навыков культурного общения.

Развитие эмоциональной сферы.

3. Развитие зрительного внимания, памяти.

4. Развитие мелкой мускулатуры руки.

5 Развитие произвольности психических процессов.

6. учить составлять задачи в предметно-практической деятельности.

14.

В гостях у сказки.

Решение задач.

1. Развитие навыков вербального и невербального общения, навыков работы в паре.

2. Развитие эмоциональной сферы.

3. Развитие внимания, мышления, воображения.

4. Развитие мелкой мускулатуры руки.

5 Развитие произвольности психических процессов.

6. Учить составлять задачи в предметно-практической деятельности.

15.

До свидания, Лесная школа!

Повторение.

Обобщение полученных в процессе освоения программы знаний и умений.

16.

Диагностика.

Итоговая диагностика:

1) групповой сплоченности,

2) уровня развития регуляторных функций,

3) коммуникативной компетентности,

4)  уровня развития когнитивных функций и развития психических процессов.

Календарно-тематическое планирование.

I полугодие

№ п/п

Тема

Дата

1.

Диагностика.

13 сентября

2.

Создание лесной школы. Цвет предметов.

20 сентября

3.

Букет для учителя. Количественные отношения.

27 сентября

4.

Смешные страхи. Числа от 1 до 10.

11 октября

5.

Игры в школе. Цифра, число и количество в пределах 10.

18 октября

6.

Школьные правила. Цифра, число и количество в пределах 10.

25 октября

7.

Собирание портфеля. Анализ и сравнение совокупности предметов.

1 ноября

8.

Белочкин сон. Геометрические фигуры.

8 ноября

9.

Госпожа Аккуратность. Геометрические фигуры.

22 ноября

10.

Жадность. Количество и счет.

29 ноября

11.

Волшебное яблоко (воровство). Количество и счет.

6 декабря

12.

Подарки в день рождения. Порядковый счет.

13 декабря

13.

Домашнее задание. Равенство и неравенство совокупностей предметов.

20 декабря

14.

Ленивец. Повторение.

27 декабря

II полугодие

№ п/п

Тема

Дата

1.

Промежуточная диагностика.

Повторение пройденного материала.

10 января

2.

Подсказка. Сложение.

17 января

3.

Обманный отдых. Сложение.

24 января

4.

Бабушкин помощник. Вычитание.

31 января

5.

Прививка. Вычитание.

7 февраля

6.

Больной друг. Вычитание.

14 февраля

7.

Ябеда. Сложение и вычитание.

28 февраля

8.

Шапка-невидимка (демонстративное поведение). Сложение и вычитание.

7 марта

9.

Задача для лисенка (ложь).  Вычисления в пределах 10.

14 марта

10.

Спорщик. Вычисления в пределах 10.

21 марта

11.

Обида.  Арифметическая задача.

28 марта

12.

Физич. методы. Арифметическая задача.

4 апреля

13.

Грубые слова. Решение задач.

18 апреля

14.

В гостях у сказки. Решение задач.

25 апреля

15.

До свидания, Лесная школа! Повторение.

2 мая

16.

Итоговая диагностика.

16 мая

Данная программа разработана на основании следующих программ:

1. Программа психолого-педагогических занятий «Цветик-семицветик». Авторы: Н.Ю. Куржаева, Н.В. Вараева, А.С. Тузаева, И.А. Козлова.

Речь/Санкт-Петербург – Москва/2016

2. Развитие элементарных математических представлений И.А.Морозова, М.А. Пушкарева Издательство Мозаика-Синтез 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно - развивающая образовательная программа по психологии (7 - 8 класс КРО).

Данная коррекционно-развивающая программа необходима в условиях реального современного образования.Основой коррекционной работы с детьми с ЗПР являются следующие положения:1)принцип несовпадения у дет...

Анализ имеющегося опыта применения компьютерных коррекционно – развивающих логопедических программ и игр на логопедических занятиях для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи)

Всем известно, как в наш компьютерный век сложно увлечь детей, а использование интерактивных средств помогает создать у них положительную мотивацию. Такими возможностями обладают компьютерные коррекци...

Педсовет. Выступление на тему: "Реализации программ с учащимися 1 – 5 классов в 2019-2020 уч. году Коррекционно-развивающая логопедическая программа «Коррекция устной и письменной речи».

ПедсоветВыступление на тему:"Реализации программ с учащимися 1 – 5 классов в 2019-2020 уч. годуКоррекционно-развивающая логопедическая программа «Коррекция устной и письменной ре...

Рабочая программа коррекционно-развивающего курса «Логоритмика» 2 класс для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2

Данная программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),  адап...

Открытое групповое занятие учителя логопеда-дефектолога по теме: "Кинезиология, как один из методов развития креативного мышления у детей с ОВЗ"

В последнее время много внимания уделяется проблеме обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Единственная категория детей с ОВЗ, не имеющая возможности обучаться в общеобразователь...

Рабочая программа "Коррекционно-развивающее обучение учащихся 1 класса с ОВЗ с фонетико-фонематическим недоразвитием речи"

Рабочая программа "Коррекционно-развивающее обучение учащихся 1 класса с ОВЗ с фонетико-фонематическим недоразвитием речи"...