Рабочая программа "Дружный круг"
рабочая программа по психологии по теме

Шолина Мария Сергеевна

Развитие эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков у детей с ОВЗ дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_druzhnyy_krug.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы «Школа № 329

имени Героя Советского Союза А.С.Хлобыстова»

ОГРН 1157746770620; ИНН/КПП: 7721343021 / 772101001

109456,  г. Москва,                                                                                                          Тел. /факс (495) 371-67-02

4-й Вешняковский проезд, дом 1, корпус 2                                                                   E-mail:  329@edu.mos.ru

Принято на заседании ППк

Методист  Бессонова С.К.

______________

Протокол №1

от  26 августа 2016г.

Проверено

Зам. директора по УВР                   ____________Самохина Е.Ф.

28.08.2016г.

Утверждено

Директор

ГБОУ Школа № 329

__________Н.П.Даньшина

Приказ № 561-а

от 29.08.2016г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ДРУЖНЫЙ КРУГ»

 курса

«Развитие эмоционально-волевой сферы

и коммуникативных навыков

у детей с ОВЗ дошкольного возраста»

Составители:

педагог-психолог Церах С.С.

педагог-психолог Шолина М.С.

учитель-дефектолог Зайцева И.В.

Москва, 2016г.

Пояснительная записка

          С самого рождения ребенок испытывает потребность в общении с окружающими людьми. Ребенок растет, и эта потребность увеличивается. Младенцу достаточно для общения родителей и узкого круга родных и знакомых. С 2–3 лет ребенок стремится играть с другими детьми. Во взаимодействии со сверстниками ребенок усваивает разные формы и правила поведения, учится общаться с другими детьми, добиваться того, что он хочет, и учитывать желания других. Во время общих игр происходит развитие эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы, ребенок учится подражать другим, осваивает новые действия, игры, увеличиваются активный и пассивный словарь, развиваются коммуникативные навыки ребенка.

У детей с нарушениями развития большинство психических функций формируются с запаздыванием, в том числе и навыки общения. Развитие общения у ребенка, имеющего какие-либо отклонения, может качественно отличаться от развития его в норме. Часто «особому» ребенку трудно установить эмоциональный контакт даже с родными, а тем более с другими детьми и взрослыми. Навыки взаимодействия и общения, которыми в норме ребенок овладевает сам, у «особого» ребенка могут сформироваться только в результате специальной работы. Отсутствие навыков общения, а также недостаточность механизмов саморегуляции затрудняют интеграцию такого ребенка в детские группы.

Групповое занятие «Дружный круг» – первый  опыт посещения структурированных групповых занятий у детей с ОВЗ и их родителей.

Это  ритмически организованное, краткое по времени и эмоционально насыщенное занятие. Оно интересно и доступно всем детям.

Главная цель – дать каждому ребенку возможность получить опыт взаимодействия с другими детьми, освоить разные формы такого взаимодействия и, таким образом, почувствовать себя частью коллектива.

Основные задачи:

– создание условий и формирование у детей мотивации к взаимодействию и общению;

– формирование образа себя через игровое взаимодействие с детьми и взрослыми;

– стимуляция собственной игровой, коммуникативной, речевой активности ребенка;

– развитие произвольной регуляции поведения;

– развитие познавательной сферы;

– формирование представлений об окружающем мире

– оптимизация детско-родительского взаимодействия.

Содержание программы

Раздел программы

Задачи

Методы и приёмы

Контролируемые параметры

Общение

1. Формировать продуктивный контакт.

2. Способствовать эмоциональному развитию детей.

3. Развитие возможности контролировать собственные импульсивные желания

4. Формирование активного и пассивного словаря

1, 2, 3. Групповые эмоционально насыщенные игры.

3.Игры  с остановками, переключением с одной деятельности на другую по инструкции. Соблюдение очередности в игре.

4. Занятия по лексическим темам.

1.  Возможность продуктивного контакта.

2. Расширение репертуара выражения эмоций.

3. Ребенок правила поведения на группе, переключается с одного действия на другое в рамках одной игры.

4. увеличение активного и пассивного словаря.

Когнитивная сфера

1.Выполнение заданий по инструкции.

2. Развитие слухового восприятия

3. Развитие внимания

1.В игре или в другой деятельности (лепка, рисование) выполнение простых инструкций, удержание программы действий.

2. Прослушивание песенок, игры на музыкальных инструментах.

3. Игры и задания с использованием игрушек.

 Игры с мыльн. пузырями.

1. Сможет выполнять простые задания, подолгу сможет заниматься интересующейся его деятельностью.

4. Ребенок слышит и узнает музыкальные инструменты, знакомые песенки.

3. Удерживает внимание в ходе занятия.

Моторный контроль

1. Развитие контроля над двигательной деятельностью

2. Развитие пространственной ориентации.

3. Развитие мелкой моторики

1,2. Танцы, ритмические игры, тактильные игры.

3. Пальчиковая гимнастика, лепка, рисование красками карандашами

1,2,3. Построение пространства и тела.

Более точные и скоординированные движения, дети будут более подвижными.

3. Смогут выполнять элементарные поделки самостоятельно или совместно со взрослым.

Личностно-социальное развитие

1. Формирование представлений о себе, о собств. схеме тела

 

1. Игры, песни

1. Отвечает на вопросы о локализации собственных частей тела.

Литература

  1. И.Ю.Захарова. Лечебно-педагогическая диагностика детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы.
  2. Улла Кислинг. Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие.
  3. Э. Джин Айрес.  Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития.
  4. Педагогика, которая лечит: опыт работы с особыми детьми. Сост. М.С. Дименштейн.
  5. Ньюмен Сара. Игры и занятия с особым ребенком. – Пер. с англ. Н.Л. Холмогоровой.
  6. А.М. Казьмин, Е.А. Петрусенко, Г.А. Перминова, А.И. Чугунова, А.М.Пайкова, Склокина Н.А. Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая  программа «ЛЕКОТЕКА»
  7. ЗарубинаЮ.Г., Константинова И.С., Бондарь Т.А., Попова М.Г. – Адаптация ребенка в группе и развитие общения на игровом занятии Круг - М.: Теревинф, 2009
  8. И.А. Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст. – М., ТЦ Сфера, 2007г.
  9. Т. Сауко, А. Буренина. Топ-Хлоп малыши. Программа музыкально-ритмического воспитания детей 2-3 лет. С.-Пб., 2001г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образ круга и его роль в рассказе В.Набокова «Круг»

Анализ художественного текста «вслед за автором», работа в группах. Урок формирует навыки рефлексивного характера, развивает умение видеть особенности хуложественной манеры автора. Рекомендуется...

"9 кругов ада по Данте" Путеводитель по кругам ада из «Божественной комедии» Данте Алигьери.

«Божественная комедия» (итал. La Commedia, позже La Divina Commedia) — поэма, написанная Данте Алигьери в период с 1307 по 1321 годы и дающая наиболее широкий синтез средневековой культ...

Конспект урока по теме"Круг. Площадь круга"

Данный урок является 2 уроком по данной теме и имеет ряд прикладных задач для закрепления материала....

Эйлеровы круги (круги Эйлера).

Презентация к уроку для 8 класса Эйлеровы круги(круги Эйлера)....

Задания для формирования личностных и метапредметных результатов (математика, 6 класс "Круг. Площадь круга.")

Задания для формирования личностных и метапредметных результатов (6 класс)...

Урок "Круг, окружность, линии в круге"

урок для 9 класса коррекционной школы...