Образ круга и его роль в рассказе В.Набокова «Круг»
план-конспект урока (литература, 11 класс) по теме

Ольга Владимировна Чернова

 Анализ художественного текста «вслед за автором», работа в группах. Урок формирует навыки рефлексивного характера, развивает умение видеть особенности хуложественной манеры автора. Рекомендуется в классах гуманитарного профиля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nabokov_11_klass.docx21.34 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: « Образ круга и его роль в рассказе  В.Набокова «Круг»,

11 класс, гуманитарный профиль

Чернова Ольга Владимировна,

учитель русского языка и литературы

  Цели урока:   

  1. Обучающие –
  1. познакомить учащихся  с  особенностями творчества В.Набокова;
  2. помочь им  понять  идею рассказа «Круг»;
  3. подготовить учащихся к пониманию характера главного героя рассказа.
  1. Развивающие
  1. формировать умения и навыки аналитического и рефлексивного характера;  
  2. формировать умения в монологической форме выражать  свою точку зрения, решать проблемную ситуацию;
  3. развивать умения видеть особенности художественной манеры В. Набокова.
  1. Воспитательные
  1. воспитывать любовь к художественному слову.

Тип урока: Урок формирования новых знаний.

Вид урока: проблемно- эвристическая беседа.

Основные приемы:  анализ художественного текста «вслед за автором», групповая работа.

Оборудование: презентация урока, портрет В.Набокова,  текст рассказа «Круг».

ХОД УРОКА

  1. Вступительное слово учителя

                Каждое произведение В.Набокова становится для читателя одновременно и откровением и загадкой писателя.  Всю свою жизнь Набоков стремился к тому, чтобы зашифровать свои замыслы, планы, даже точной даты своего появления на свет он не оставил.  А ещё Набокова принято считать русско-американским писателем, но в его произведениях чувствуются традиции русской классики. Русский писатель Иван Алексеевич Бунин так писал о Набокове: «Этот мальчишка выхватил пистолет и одним выстрелом уложил всех стариков, в том числе и меня. Чудовище, но какой писатель!» Вот так образно, ярко, высоко оценивает И.Бунин мастерство В.Набокова. А сам Набоков, несмотря на то что жил вдали от родины, всегда помнил отечество, и потому тема памяти является центральной в его творчестве («В горах Америки моей вздыхать по северной России…», « …и так в Россию вдруг потянет,// Обдаст всю душу тошный жар,// И  ноет грудь от запаха черемух…»).

  1. Выступления учащихся с сообщениями о творческой манере В.Набокова, об истории создания рассказа «Круг»

   

Сообщения учащихся составлены на основе исследований С. Федякина, статьи В.Набокова «О хороших читателях и хороших писателях» и отражают особенности языка и композиции  рассказов Набокова, учащиеся отмечают художественные средства и приемы, используемые автором  в рассказах, написанных в 30 годы 20 века.

Вывод по сообщениям

            Набоков достиг вершин в тончайших психологических наблюдениях, в игре языка,   в блистательной композиции, в динамизме сюжета.

Но Набоков не только пишет по-новому, он учит читать по-новому. Исследователь творчества Набокова С.Федякин в одной из статей говорит, что Набоков «просто вынуждает «ощупывать» свою прозу: «Писатель просто вынуждает ощупывать свою прозу и ощупывать с особым пристрастием: каждый абзац, каждую фразу, каждый изгиб фразы…»

Действительно, читая произведения Набокова, надо быть готовым ко всяческим неожиданностям: к тому, что Набоков ведет с читателями своеобразную игру, к тому, что «загадки» Набокова имеют не одну, а две, три отгадки, к тому, что сами тексты словно сопротивляются интерпретации.

Цель нашего урока – прочитать рассказ «Круг» по-набоковски

Из истории создания рассказа «Круг»: 

Это последний рассказ, написанный Набоковым по-русски, был  опубликован в 1934 году в Париже. Сам Набоков о появлении рассказа так: «…когда я уже заканчивал роман «Дар», от основной массы романа вдруг отделился маленький спутник и стал вокруг него вращаться. Не обязательно знать сам роман, чтобы испытать восхищение от довеска – у него есть своя орбита и своя расцветка».

  1. Анализ рассказа «Круг»

Слово учителя

Как правило, первое слово автора, обращенное к читателю, - это заглавие. Оно в  концентрированном виде формулирует тему, вводит читателя в суть проблемы, соотносится с ходом повествования, с художественными образами. Этот рассказ не исключение.

Прошу вас  анализировать рассказ линейно – абзац за абзацем (всего их 17), отмечая по возможности все места, где появляется – явно или неявно – ОБРАЗ КРУГА.

Вопросы для исследования текста:

  1. В чем особенность построения рассказа? Как оно  связано с заглавием рассказа?
  2. Почему рассказ начинается с «во-вторых», а заканчивается «во-первых»?
  3. В чем необычность композиционного кольца?  Композиционный круг сомкнут или разомкнут?
  4. Найдите в  тексте образы круга. Почему так много таких образов? О чем они говорят?
  5. Докажите, что вся жизнь героя – это круг.
  6.  Найдите единичные образы круга (круги на воде, падающий летунок и др.), соберите материал в круг памяти (портрет отца, усадьба, приятели и недруги и др.), в круг представлений героя о мире (переживаемое плебейство, ненависть к барству), в круг тайных переживаний (стыд за отца, любовь к Тане).

Учащиеся работают в группах, собирают материал, оформляя его  графически.

Комментарий:   исследовательская работа  ведется по абзацам, постепенно выстраиваются круги:  круг памяти, круг представлений героя о мире, круг единичных образов, связанный также с темой памяти, все эти круги входят в композиционный круг («во-вторых» – «во-первых»).

  1. Учащиеся представляют  свое  исследование текста.  Защита проекта.

  1. Рефлексия.

         Как вы думаете, круг - это символ спасения для героя или безысходности?  (Размышления учащихся).

  1. Заключительное слово учителя, задание на дом

Почти каждое произведение В.Набокова требует второго прочтения. При повторном чтении часто читатель по-иному расставляет акценты. Оно и дополняет, и «выправляет» первое прочтение. И если первое чтение – лишь знакомство с прошлым героя, то при втором все окрашивается в иные тона, в этом и есть загадка набоковских произведений.  Прочтите ещё раз рассказ «Круг» и постарайтесь определить, круг разрывается в  финале рассказа или нет.  Почему Набоков писал относительно этого рассказа, что «спираль – одухотворение круга». Как вы понимаете смысл этой фразы?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"9 кругов ада по Данте" Путеводитель по кругам ада из «Божественной комедии» Данте Алигьери.

«Божественная комедия» (итал. La Commedia, позже La Divina Commedia) — поэма, написанная Данте Алигьери в период с 1307 по 1321 годы и дающая наиболее широкий синтез средневековой культ...

Конспект урока по теме"Круг. Площадь круга"

Данный урок является 2 уроком по данной теме и имеет ряд прикладных задач для закрепления материала....

Эйлеровы круги (круги Эйлера).

Презентация к уроку для 8 класса Эйлеровы круги(круги Эйлера)....

"Обида" рассказ Набокова

Урок литературы в 6 классе по рассказу Набокова "Обида"...

Задания для формирования личностных и метапредметных результатов (математика, 6 класс "Круг. Площадь круга.")

Задания для формирования личностных и метапредметных результатов (6 класс)...

Урок "Круг, окружность, линии в круге"

урок для 9 класса коррекционной школы...