"Обида" рассказ Набокова
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Урок литературы в 6 классе по рассказу Набокова "Обида"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rasskaz_nabokova.docx | 20.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассказ Набокова «Обида»
6 класс
Для того чтобы активизировать восприятие рассказа Набокова, можно прибегнуть к набоковской синестезии. У Набокова есть «цветной слух»: не только слова, но и буквы русского и латинского алфавитов имеют окраску. Особую палитру имеют и рассказы писателя. Во время чтения рассказа «Обида» ученики фиксировали свои ощущения в цвете, создавая ассоциативно-цветовую «палитру чувств» рассказа. Некоторые ученики отмечали цветовые эпитеты, с помощью которых автор рисует портрет героя («желтолицего сероглазого мальчика» Пути Шишкова), описывает лошадей, изображает лесную дорогу с «изумрудным мхом». Работы были разные. Ведь восприятие цвета у каждого индивидуально. Психологами выделены цвета, которые вызывают отрицательное отношение, передающее состояние угнетенности, внутреннего напряжения, граничащего со стрессом. Это черный, темно-коричневый, серый. Мягкий, умиротворяющий зеленый цвет передает состояние покоя; желтый и зеленый – раскрепощает, обновляет; у желтого значение контактирующего. Два последних эпизода, композиционно соотносимые с кульминацией и развязкой рассказа, в цвете передаются контрастом темного и светлого тонов – «просветлением финала». Кульминация выделена учениками черным, черно-коричневым, черно-синим, серым цветом; развязку – зеленым, желто-зеленым, желтым, желто-красно-коричневым. У некоторых был пропущенный кадр – пустой квадрат. Интересно, что кинематографичность – черта стиля Набокова. Во многих работах поверх красного наносят штриховкой темно-коричневый или сквозь черный просвечивает желтый. В рассказе описан один день из детства Пути Шишкова. Но как эмоционально насыщен этот день. Сколько пережито: мгновение счастья (признание Пути окружающими детьми) и часы неприятия, почти прозрения. Ощущение несправедливости по отношению к себе – обиды. Детство – волшебное время грез и первой любви, первых увлечений и открытий, но и трудное, драматическое время, порой время первых трагедий. Ведь боль, непонимание, одиночество в детстве тоже впервые. Как же сложно строить мосты понимания и доверия между собой и другими. Как тяжело натягивать тесные социальные одежды и «учиться вести себя». Как важно быть признанным в своей среде, не утрачивая при этом индивидуальности. Проблемы рассказа «Обида» оказались близки 12-летним читателям. Вопросы для обсуждения.
Рассказ называется «Обида». Когда впервые в тексте появляется слово обидеть и как оно характеризует Путю?
Кого на протяжении всего рассказа «не хотелось обидеть», «боялся обидеть отказом» Путя?
Почему?
Путе не хотелось обидеть домашних, студента, попавшего в неловкую ситуацию; старушку, испортившую игру в палочку-стукалочку. Путя наделен даром сочувствия. Он способен понимать других и ожидает такого же отношения к себе.
Дорога проходила к Козловым через лес, скошенные поля, «со звоном кузнечиков в канавах». «Сейчас будет село Воскресенское, - подумал Путя, - а еще через несколько минут – конец». Конец чего? Только ли дороги? Нет, не только. Путя предельно естественен, открыт. Его мир – это мир подлинных чувств. А в мире взрослых и сверстников, там, куда его везут, царят правила игры, определяющие поведение каждого и отношение друг к другу. Поэтому с окончанием дороги утрачиваются покой, защищенность Пути, его волшебно-заговорщицкое общение с природой. Нарушается естественная внутренняя гармония. День предстоял гнетущий, отвратительный, но неизбежный, - предчувствовал Путя, подъезжая к усадьбе Козловых. Что больше всего страшило и угнетало Путю? Он боялся, что его опять неправильно поймут и не полюбят. Путю угнетает страх и неизбежность «выхода на многие глаза». Ему предстоит выстраивать отношения с этим чужим, но притягивающим миром. Как ведет себя сестра Пути во время приветствия на веранде Козловых? Почему? Как вы объясните «ошибку» Пути, когда он «чмокнул» руку мужчины? Чуткий Путя чувствует неискренность, театральность ситуации. Этого не видит взрослая сестра, усвоившая правила игры. Рассмотрим эпизод – воспоминание о волшебном фонаре и чтение вслух «Мцыри» в Петербурге у Козловых. Чья реакция в этом эпизоде вам ближе? Тучкова или Пути? Как вы понимаете выражение мучительно краснеть за кого-то? Почему так важно Путе, чтобы именно Вася Тучков признал, оценил Путины достоинства и «преданно любовался его смелостью»? Вася Тучков – крепкий, ладный, 13-летний гимназист. Самоуверенный, артистичный – лидер среди детей, которые младше его на 3-4 года. Путя думал, что вместе с ним он будет выглядеть храбрее и достойнее в глазах Тани, которая ему очень нравилась. Найдите описание внешности Васи Тучкова, его движения во время игры. Сравните с тем, как движется Путя, прицеливаясь копьем в мишень. Почему Яков Семеныч громко сказал «браво!» Васиному попаданию в мишень, но никто не заметил Путиной точности? Как вы понимаете смысл слова ломака и какое значение вкладывают в это слово Таня, Леля и Вася? «За что? Что такого я сделал?» - возмущенно возмущался Путя. Что же сделал, а, может быть, не сделал Путя? Рассмотрим эпизод – спрятавшийся Путя у многоцветного витражного окна на веранде. Почему именно в этот момент Путя подумал о Тане? Ему хотелось разделить с Таней радость открытия – мир вокруг меняется: «розовый Яков Семенович под рубиново-черной листвой деревьев. Ярко-желтый Яков Семенович на золотой скамейке. Изумрудный Яков Семенович на бледно-зеленом песке» - все зависит от того, сквозь какое стекло посмотреть. В многоцветном окне меньше всего просто белых стекол. Как вы понимаете выражение «странная кругом неотзывчивость»? Какую ситуацию и какое ощущение Пути передает это выражение? Только ли в данной ситуации оно уместно? Что же явилось главной причиной Путиной обиды? В кульминационном эпизоде (размышления Пути о том, что его забыли и уехали на пикник) найдите эпитеты, определяющие характер Пути и помогающие понять окружающих его. («ненайденный, таящийся» Путя). Почему рассказ заканчивается не «незаметным» уходом Пути домой, а эпизодом с пойманным совенком? Потому что все оказалось не так, как думал Путя. Жизнь дает если не счастливые, то неожиданно-обнадеживающие финалы детских трагедий. Мир вокруг не такой жестокий и холодный, каким он казался Путе. Так же как и Путя не такой, каким он кажется окружающим. На заключительном этапе урока снова делим рассказ на части на уровне композиции – от рождения, развития чувства обиды до отчаянья и развязки. Дали название частям. Обозначили цветом. Объяснили выбор цвета. Рассказ называется «Обида». Название определяет формосодержание. Обида – чувство горечи и досады, вызываемое несправедливым, оскорбительным отношением к себе – такое толкование дает словарь. Об этом рассказ. Где обида предчувствуется, рождается, зреет, прорывается и просветляется. Потому палитра красок, чтобы вывести анализ на видение формы. Домашнее задание собственные рассказы (подражание Набокову) с тем же названием – «Обида».
Грустный рассказ
Обида
Папа и Вася долго не могли вспомнить того, что случилось месяц назад. Но Вася помнила чувства, которые носила в себе в течение этих трех дней. Эти обыкновенные, на первый взгляд, дни длились, как вечность. Дачный сезон уже закончился, и было жалко расставаться с летом. Было грустно, скучно. Она ничего не ждала от наступающей осени. Впереди долгий учебный год. Осень подкралась незаметно. Не успели убрать помидоры, как ударили первые заморозки. Но дело не в помидорах, а в том, что папа запретил ей смотреть телевизор. Вчера она собирала клубнику с чужого огорода. Вечером вся семья собралась у телевизора, а Васечка сидела в своей комнате и изредка к нему прислушивалась. В ее душе все кипело от несправедливости. Ведь она рвала клубнику не для себя, а для мамы, которая лежала в больнице. Васечка обижалась на всех: на папу, который не смог понять ее, на сестру, которая громко смеялась от мультиков, чтобы Васечка непременно услышала этот смех. Васечка хотела поменяться местами со своими обидчиками. На следующий день после школы она направилась не домой, как обычно, а к своей подруге. Ей хотелось, чтобы ее искали. Федор Кузьмич, не дождавшись из школы дочь, весь вечер провел у телефона, разыскивая ее. Но обида была сильна, и они в течение трех дней не разговаривали. Это молчание надоело всем. На улице накрапывал мелкий дождик. Бледный свет фонарей отражался в лужах, на душе у Васечки было гадко и сыро. Как будто бы дождь шел не на улице, а внутри ее. Предстоял неприятный разговор, но она ожидала его с нетерпением, невыносимо больше носить в себе обиду. Федор Кузьмич заговорил первым, но никак не мог вспомнить, с чего все началось. У него была плохая память.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы к трём урокам литературы на темы: «Герой мятущейся души…» (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»); «Детали будут тут нелишни…» ( по роману В.Набокова «Машенька»); «О чём поёт эпохи муза…» (по лирике А. Блока)
В методическую копилку учителей словесности предлагаю материалы к трём урокам литературы на темы: «Герой мятущейся души…» (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»); «Детали будут тут нел...
"Человек и история" Урок внеклассного чтения по рассказу В.Набокова "Посещение музея" в 10 классе
Урок построен в технологии РКМЧП. Основной прием - "Инсерт"...
Презентация к уроку по рассказу В Набокова "Посещение музея"
Презентация к уроку "Человек и история" по рассказу В.Набокова "Посещение музея"...
Урок литературы в 11 классе "Поэты и писатели русского зарубежья" ( Жизнь и творчество З.Гиппиус, М.Цветаевой,В.Набокова)
Конспект урока, на котором рассматривается жизнь и творчество писателей, эмигрировавших после революции 1917 года....
Урок внеклассного чтения по рассказу В.В.Набокова "Лебеда"
Урок внеклассного чтения по рассказу В.В.Набокова «Лебеда» в 8-ом классе. Цели урока:обучающая: знакомство школьников с биографией и творчеством В.В.Набокова, комментиров...
Образ круга и его роль в рассказе В.Набокова «Круг»
Анализ художественного текста «вслед за автором», работа в группах. Урок формирует навыки рефлексивного характера, развивает умение видеть особенности хуложественной манеры автора. Рекомендуется...
Разработка урока по роману В.Набокова "Машенька" "Сладчайший, но лукавый слух" родины
Урок изучения нового материала, знакомство с жизнью и творчеством писателя. Урок с использованием элементов критического мышления. ...