Эмоциональное предвосхищение поступков детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи как условие развития нравственного поведения
статья по психологии по теме

Кудряшова Екатерина Михайловна

 

Ребенок в современном обществе: психолого-педагогические аспекты развития, воспитания и обучения: материалы межвузовской научно-практической корнференции 19-20 октября 2006 года, Петрозаводск / отв. за вып. И.Л. Гольдфельд [и др.]; Федерал. агентство по образованию, ГОУВПО "КГПУ". - Петрозаводск, 2006, с. 312 - 316.

 

Е.М. Кудряшова,

ст. преподаватель кафедры Физического и психического здоровья ребенка

Карельского государственного педагогического университета

 

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ПРЕДВОСХИЩЕНИЕ ПОСТУПКОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ

 

На сегодняшний день действительно весомой проблемой является уровень нравственности в обществе. Это обусловлено многими причинами: переменами в политике, экономике, преобразованиями в отношении к религии, увеличением числа и разнообразия контактов между людьми и др., что явно сказывается на характере межличностных отношений.

Ускорение темпов жизни вызывает трудности в процессе морального становления человека. Приобщаться к нравственным ценностям сложно не только из-за внешних, глобальных причин, но и в силу проблем, имеющихся у отдельного индивида. Одной из множества подобных проблем являются особенности в его развитии, в частности, особенности речевого развития у детей стершего дошкольного возраста, что и рассматривается в рамках данной статьи.

Говоря о признании личностью общепринятых нравственных норм, необходимо отметить в качестве важнейших условий нравственного становления уровень развития потребностно-мотивационной сферы, эмоциональной сферы, а именно способности к эмоциональному предвосхищению, т.е. способности предвидеть последствия действий по отношению к окружающим людям на основе понимания их эмоциональных состояний. Это необходимо для изменения поведения во избежание нежелательных последствий и достижения желаемых, общественно одобряемых. Это, в свою очередь, требует умения «тормозить» побуждения, заменять импульсивные, ситуативные действия осознанными.

Таким образом, эмоциональное предвосхищение возможно только при условии развития эмоционального воображения, при наличии эмоционального опыта, при определенном уровне эмоционального сознания, соподчинения мотивов, произвольных действий.

У ребенка с общим недоразвитием речи (далее ОНР), в силу данного нарушения, эмоциональный опыт, эмоциональное воображение, соподчинение мотивов, волевые действия, социальный интеллект, социальные ценности и др. важные показатели эмоционального предвосхищения – имеют специфические особенности, которые определяют процесс эмоционального и социального развития. Многим детям с нарушениями речи свойственна пассивность, зависимость от окружающих, склонность к спонтанному поведению.

Кроме того, среди характерных особенностей, отражающихся в различных видах деятельности и в поведении детей с ОНР, отмечается недостаточно развитая способность к планированию действий, снижение самоконтроля, затрудненное понимание смысла вербальной инструкции, невозможность удерживания ее в полном объеме, возможна потеря цели, низкий уровень произвольности.

Целью исследования являлось выявление особенностей эмоционального предвосхищения (как компонента нравственного развития) у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, а именно: понимания возможных последствий собственных поступков и действий других, способности к определению значимости мотивов в зависимости от ситуации, возможности осознанного изменения собственного поведения, наличия социально одобряемых поступков детей.

Исследование проводилось на базе дошкольных образовательных учреждений г. Петрозаводска.

Экспериментальную группу составило 40 детей старшего дошкольного возраста: 20 детей с нормальным уровнем речевого развития и 20 детей, имеющих ОНР 2 и 3 уровней.

Изучение особенностей эмоционального предвосхищения у детей с ОНР осуществлялось с помощью: 1. теста изучения фрустрационных реакций (С. Розенцвейг); 2. модифицированного проективного теста социальных эмоций и ценностных ориентаций “Домики” (О.А. Орехова); 3. методики соотношения вербальных и реальных выборов (разработка авторов); 4. методики “Оцени поступок”: выбор возможных последствий в ситуациях препятствия и обвинения (разработка автора).

В результате исследования определено, что дети с ОНР владеют знаниями о нравственных нормах, о социально одобряемом и верном поведении, но, тем не менее, это мало определяет их реальное поведение. Наличие знаний социальных норм обеспечивается систематической, целенаправленной коррекционной работой, проводимой с детьми с нарушениями речи, в т.ч. по нравственному развитию, по расширению представлений о социальном окружении и ориентировке в нем, о правилах поведения. Но проблема состоит в том, что дети не видят необходимости поступать в соответствии с нравственными знаниями. Отсутствие данной потребности и приводит к тому, что дети не руководствуются в поведении имеющимися знаниями.  

В целом эмоциональное предвосхищение свойственно детям с ОНР: они способны представить и понять значение последствий собственных действий для окружающих, но, следует отметить, что это характерно, прежде всего, для знакомых детям конкретных ситуаций. В силу этого изменение поведения в соответствии с пониманием последствий будущих поступков отмечается не всегда.

Результаты методики «Оцени поступок» свидетельствуют о том, что поведение детей с ОНР в меньшей степени характеризуется как гибкое, конструктивное. Трудности, связанные с выделением возможных путей изменения ситуации в зависимости от ее условий, могут объясняться особенностями речевого развития детей, а именно ограниченным объемом активного словарного запаса, недостаточно развернутой фразовой речью, аграмматизмами. Кроме того, невозможность определения дополнительных выходов из проблемной ситуации, а также отсутствие стремления и нежелание поиска вариантов, могут быть связаны с неустойчивым эмоциональным отношением к ситуации, с недостаточной интериоризацией социальных норм.

Социальный и эмоциональный опыт детей с ОНР включает разнообразные переживания, однако, при слабости эмоционального воображения и отсутствия легкости установления социальных контактов дети затрудняются в перенесении данных переживаний в реальную ситуацию. Отсюда спонтанность поведения, которая характеризуется привычными для детей поступками и действиями. Импульсивность, недостаточная настойчивость в проблемных ситуациях, а также трудности сдерживания собственных желаний определяют особенности межличностных взаимоотношений. (По данным методики соотношения вербальных и реальных выборов.)

Неуверенная оценка детьми эмоциональных состояний окружающих людей, обусловленная амбивалентностью, обобщенностью эмоциональных переживаний (как следует из результатов модифицированного теста «Домики»), отражается на понимании значимости социальной ситуации для ее участников и возможности изменения собственного поведения в зависимости от обстоятельств.

Выполнение детьми теста С. Розенцвейга позволило выявить следующее. Отношение детей с ОНР к фрустрационной причине характеризуется в большей степени как обвинительное, сопровождающееся тревожностью, наличием агрессивного компонента поведения, реакцией самозащиты. Иными словами, отмечается преобладание экстрапунитивных реакций поведения и фиксации на оправдании собственных поступков.

Специфика условий в дошкольном учреждении для детей с нарушениями речи обеспечивает достаточно высокий показатель социальной адаптации детей с ОНР (однако, возможна оговорка: социальная адаптация в малой социальной группе).

Несмотря на высокий коэффициент групповой адаптации (тест С. Розенцвейга), у детей фиксируется низкая фрустрационная толерантность, наличие которой объясняется выше названными причинами: плохая ориентировка в социальной ситуации, недостаточная дифференцированность эмоциональных состояний, некоторая сосредоточенность на собственном положении в ситуации, стремление к самозащите. Превалирование в поведении данных особенностей является препятствием для развития вариативности поведения, его конструктивности.

Между тем, дети с ОНР способны трактовать ситуацию как предполагающую оказание помощи, им свойственны переживания содействия, соучастия, но стремление к самостоятельному исправлению своей вины отмечается в меньшей степени, чем у детей, не имеющих речевых нарушений. Таким образом, нередко наблюдается уход от ответственности.

Подводя итоги, отметим, что возможности эмоционального предвосхищения собственных поступков у детей с ОНР и с нормальным уровнем речевого развития различны (у детей с ОНР эти возможности ниже).

Итак, речевые нарушения могут затруднять эмоциональную оценку последствий собственных поступков и регуляцию поведения. Как выяснилось, данные затруднения обусловлены низкой фрустрационной толерантностью, выраженностью экстрапунитивных реакций; не всегда адекватным пониманием значимости социальных ситуаций; несоответствием реального поведения детей имеющимся знаниям о моральных нормах, т.е. расхождением между понимаемым и реальным поведением. Однако это не исключает возможности эмоционального предвосхищения в целом.

Проблема развития эмоционального предвосхищения у детей с ОНР имеет большое значение не только непосредственно в изменениях эмоциональной сферы, но и в становлении их нравственности и социальном развитии.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

Предлагаю небольшую статью о своей работе над исправлением нарушений грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР....

Конспект интегрированного занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Поле чудес»

В конспекте представлена интеграция образовательных областей художественно-эстетического  и  речевого развития....

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами пальчикового театра

В современной  логопедии  остро  встает  вопрос о недостатках  связного  высказывания  детей  с  общим  недоразвитием речи. Увеличение телевизио...

Статья "Развитие связной речи и формирование навыков творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в психолого-педагогических исследованиях"

Статья опубликование в сборнике научных трудов "Специальное образование XXI века: от ранней помощи до профессиональной подготовки". В статье раскрываются идеи влияния формирования навыков тв...

Статья "Развитие связной речи и формирование навыков творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в психолого- педагогических исследованиях"

В статье рассматривается взаимосвязь специальной комплексной, систематической и длительной психолого-педагогической и логопедической коррекции на формирование творческого рассказывания у детей с ОНР с...

Статья "Развитие связной речи и формирование навыков творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в психолого- педагогических исследованиях"

В статье рассматривается взаимосвязь специальной комплексной, систематической и длительной психолого-педагогической и логопедической коррекции на формирование творческого рассказывания у детей с ОНР с...

Статья "Развитие связной речи и формирование навыков творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в психолого- педагогических исследованиях"

В статье рассматривается взаимосвязь специальной комплексной, систематической и длительной психолого-педагогической и логопедической коррекции на формирование творческого рассказывания у детей с ОНР с...