ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ:«Предупреждение и коррекция дисграфии у младших школьников"
статья на тему

Груздева Пелагея Александровна

Нарушения чтения и письма является наиболее распространенной формой речевой патологии у детей младшего школьного возраста. Основная задача логопеда в школе состоит в том, чтобы своевременно выявить и предупредить нарушения чтения и письма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon preduprezhdenie_i_korrektsii_disgrafii.doc312 КБ
Microsoft Office document icon Изографы420 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Тонкинская СШ»

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ:

«Предупреждение и коррекция

дисграфии у младших школьников»

Учитель-логопед:

 Груздева П.А.

р.п. Тонкино

2016

                                Пояснительная записка.

Актуальность данной темы заключается в том, что нарушение письма является наиболее распространенной формой речевой патологии у учащихся младших классов. В настоящее время в отечественной логопедии освещены вопросы симптоматики, механизмов дисграфии, структуры этого речевого расстройства, разработаны как общие методологические подходы, так и направления, содержание и дифференцированные методы коррекции различных видов дисграфии (И.Н. Ефименкова, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Е.А. Логинова, Л.Г. Парамонова, И.Н. Садовникова, Е.Ф. Соботович, О.А. Токарева, С.Б. Яковлев и др.). Однако и до настоящего времени эффективность логопедической работы по коррекции дисграфии недостаточно высока. По данным Л.Г. Парамоновой, количество детей с дисграфией в младших классах массовой школы достигает 30%.

Известно, что нарушения формирования письма препятствуют успешности обучения, эффективности школьной адаптации, часто вызывают вторичные психические наслоения, отклонения в формировании личности ребенка, а специфическое расстройство письма (дисграфия) влечет за собой и трудности в овладении орфографией, особенно при усвоении сложных орфографических правил. 

Основная задача логопеда в школе состоит в том, чтобы своевременно выявить и предупредить нарушения письма и чтения, а при невозможности пропедевтической работы своевременно устранить специфические ошибки с целью недопущения их перехода на дальнейшее обучение.

            Поскольку письмо из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися, очень важно как можно раньше приступить к коррекционной работе по устранению дисграфии. 

 Целью опробовать методические рекомендации по предупреждению и коррекции дисграфии  у младших школьников 

Задачи:

  1. проанализировать психологическую, логопедическую и методическую литературу по теме;
  2. провести анализ результатов письменных работ для определения  состояния процесса письма  и сформированности языкового анализа и синтеза детей;
  3. изучить возможные направления коррекционной работы на занятиях по данной теме с использованием дидактического материала Милостивенко Л. Г.
  4. обобщить имеющий опыт работы по данной проблеме.

Объект исследования: процесс письма у младших школьников.

   Предмет исследования: пути коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников.

Методы исследования:

Теоретический (анализ психолого-педагогической, логопедической литературы);

Эмпирический (констатирующий эксперимент);

Интерпретационный (количественный и качественный анализ данных).

Ожидаемый результат:

- уменьшение количества специфических ошибок на письме у учащихся 2 классов;

- увеличение количества учащихся, повысивших свою оценку по русскому языку за четверть и в конце года.

- разработка дидактического пособия на основе принципиально новых подходов к решению образовательных задач.    

Срок реализации: 1 год.

База апробации: МБОУ «Тонкинская СШ»

Методика профилактики и коррекции дисграфии у младших школьников

Дисграфия – нарушение процесса письма, проявляющееся в повторяющихся, стойких ошибках, которые обусловлены несформированной высшей психической деятельностью, участвующей в процессе письма [6].

Логопедическая диагностика письменной речи учащихся 2 классов МБОУ «Тонкинская СШ» в начале года показала, что дисграфия имеется у 26 учащихся, что составляет 29% от общего числа детей. Количество детей с дисграфией по классам представлено в таблице и на диаграмме.

   

Таблица 1.

Количество детей с дисграфией  (в начале года)

2 класс

3 класс

4 класс

Кол-во

уч-ся

%

Кол-во

уч-ся

%

Кол-во

уч-ся

%

18

29

6

8

1

2

Диаграмма 1. Количество детей с дисграфией.

1. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ КОРРЕКЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

     Нарушение чтения и письма у детей чаще всего возникает в результате общего недоразвития всех компонентов языка: фонетико-фонематического и лексико-грамматического. Поэтому работа должна вестись по нескольким направлениям:

1
. Формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков.

  1. Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и
    синтеза слов, фонематических представлений.
  1. Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря.
  2. Развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания.
  1. Формирование связной речи: необходимо научить детей разным
    видам пересказа (подробному, выборочному, краткому), составлению
    рассказа по серии картинок, по одной сюжетной картинке, по предложенному плану, по заданному началу или концу и т.п.
  1. Совершенствование пространственно-временных ориентировок на себе, на листе бумаги, развитие способности к запоминанию, автоматизации и воспроизведения серий, включающих несколько различных движений (тест Озерецкого "кулак — ребро — ладонь"), пробы Хеда, рядоговорение (времена года, дни недели).
  2. Развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и самомассажа пальцев, игр с пальчиками, обводки, штриховки, работы с ножницами, пластилином и др.
  3. Развитие тактильных ощущений: посредством дермалексии проводят профилактическую работу по предупреждению дислексии (необходимо узнать, какую букву "написали" на спине, на руке, в воздухе рукой ребенка, узнать буквы на ощупь и т.д.).
  4. Расширение "поля зрения" ребенка.
  5. Развитие конструктивного праксиса путем моделирования букв из палочек, из элементов букв, реконструирования букв.
  6.  Подготовка к обучению грамоте: знакомство с основными понятиями (предложение, слово, слог, буква, звук), составление схем и т.д.

   Решение всех этих задач помогает сформировать базу для овладения школьными знаниями.
    Для профилактики и коррекции дисграфии на основном этапе коррекционной работы, как для фронтальной работы, так и для индивидуальной я использовала следующие виды заданий.


2. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОШИБОК ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА НА УРОВНЕ БУКВЫ

1. В русском альфавите 33 буквы, и написание 23 из них вызывает затруднение из-за свойств зеркальности:



   Поэтому прежде чем приступить к работе по различению правильной буквы и ее зеркального двойника, проводится подготовительный этап, помогающий развивать у детей ориентировку в пространстве, на себе и на листе бумаги. Дети должны четко усвоить понятия "верх", "низ", "право", "лево". Для осуществления этой цели мы проводили разные игры, вплоть до выкладывания различных фигур, орнаментов на полу из самих детей. Большим успехом в нашей группе пользовалась игра "Электронная муха".



На первых порах все дети имеют перед собой лист с квадратной сеткой, а одно крупное пособие крепится на доске. В центре сетки находится "электронная муха" — точка, которая может перемещаться только по сигналу и только на одну клетку в пределах данного поля. Начало отсчета всегда ведется только от центра. Дается сигнал: вверх — вправо. Дети
передвигают свою фишку по листу бумаги, отмечая, где остановилась "муха". В данном примере это — правый верхний квадрат.

Постепенно ускоряется темп и увеличивается количество перемещений: от 2 — 3 до 8 — 10.

Для усложнения игры детям предлагается не двигать рукой фишку, а мысленно представлять ее перемещение, глядя на таблицу.

На третьем этапе дети с закрытыми глазами определяют путь "мухи" и отвечают, где она остановилась.

В результате этой игры легко усваиваются понятия: верх — низ, право — лево, а также дети запоминают названия квадратов:

  1. — центральный квадрат;
  2. — правый центральный квадрат;
  3. — левый центральный квадрат;
  4. — верхний центральный квадрат;
  5. — нижний центральный квадрат;
  6. — правый верхний квадрат;
  7. — правый нижний квадрат;
  8. — левый верхний квадрат;
  9. — левый нижний квадрат.


После такой подготовки детям предлагаются диктанты для рисования орнаментов и букв. Например, поставить точку на клетчатом листе бумаги и от нее вести карандашом линии по клеточкам под диктовку:

5 вниз, 1 вправо, 4 вверх, 2 вправо, 1 вверх, 3 влево.

Если нет ошибок, то получается буква "Г", которую дети штрихуют. Таким образом дети могут написать под диктовку любую неизвестную букву. Работа эта интересна, требует концентрации внимания, четкости выполнения инструкции, сформированного зрительно-пространственного восприятия.

  1.  Выкладывание букв из палочек с фиксированием внимания на
    том, в какую сторону направлена буква, где расположены ее элементы и в каком количестве.
  2. Определение букв, написанных на карточках, где представлены
    как правильные, так и ложные (зеркальные) буквы.
  1. Ощупывание картонных букв с закрытыми глазами. Необходимо
    определить на ощупь, какая буква в руках, назвать ее, придумать
    слова, содержащие данную букву, положить ее на стол так, чтобы она
    отражала верное написание.
  2. Найти недостающие элементы буквы. Для этого обращаются к
    игре "Буква сломалась".


Какая буква сломалась?



6. Обведение букв по трафарету, шаблону, выкладывание контура буквы семечками, ниточками, проволокой.

Эти задания помогают как следует запомнить образ буквы. У детей есть специальные альбомы для рисования букв по трафаретам, а также для рисунков на ассоциативные связи.

На что похожа буква?

А антенна, телеграфный столб, стремянка; У уши, сучок, вешалка.


7. Предъявление букв разного шрифта: печатные; прописные; строчная; стилизованная.



8. Демонстрация букв в разном положении:



9. Определение буквы, "написанной" на спине (пальцем по коже медленно проводится контур буквы), на ладони, в воздухе (с закрытыми глазами, с открытыми глазами).

Эти упражнения можно использовать и для младших детей, рисуя геометрические фигуры, знакомые им (круг, квадрат, треугольник).

10. Систематическое придумывание детьми слова на данную букву.
Связь звука и буквы, а также их различие объясняются на каждом занятии. Дети должны усвоить, что звук мы произносим и слышим, а букву видим и пишем. Согласные звуки могут иметь пару: твердый — мягкий звук, обозначающуюся одной буквой. Например: Т — твердый согласный звук (тапки, стук, рот). ТЬ (мягкий согласный звук (тяпка, утюг, мать).

Здесь выявляется роль "Ь" и "Ъ" на письме.

Гласные звуки и буквы также не совпадают: буквы Е, Ё, Ю, Я несут в себе каждая два звука (Й + Э, Й + О, Й + У, Й + А) либо служат показателем мягкости предыдущего согласного и обозначают соответственно звуки э, о, у, а.

11. Нахождение букв в геометрических фигурах.

Например, в приведенном квадрате предлагается отыскать спрятавшиеся буквы: О, У, И, М, П, Г, Т, С, Р, Л, X, Э и т.д. Чтобы легче было увидеть букву, дети параллельно выкладывают контур из палочек.



12. Поиск букв, наложенных друг на друга.

Необходимо выделить буквы, написанные одна на фоне другой.

13. Придумывание слов на данную букву в определенной позиции:



14. Реконструирование букв.

Например: из буквы П можно сделать букву Н, передвинув одну палочку.

15. Определение букв, которые можно выложить из трех (И, А, П,Н, С, К) и из двух (Т, Г, X) палочек.

16.Конструирование букв из элементов: овал, полуовал, длинная и короткая палочка.


3. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОШИБОК ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА НА УРОВНЕ СЛОГА

1.
Придумывание слов на заданный слог в определенной позиции.
Например СА:

САни поСАдка лиСА

САхар уСАдьба коСА

САлют расСАда полоСА

2.
Составление схем слогов с использованием цветных фишек: для гласного звука — красный цвет, для твердого согласного — синий цвет, для мягкого согласного — зеленый цвет. А также обратное задание: по данной схеме назвать слог.

3.
Чтение слогов по кубикам Зайцева и по слоговым таблицам.
Здесь прослеживается четкое написание в русском языке ЧУ, ЩУ,
ЧА, ЩА. Дети не видят неправильного написания данных слогов. На кубиках и в таблице встречаются слоги ЖИ, ШИ, которые дети запоминают как определенный блок. Любое слово с данным слогом невозможно составить, заменив ошибочно "И" на "Ы".

В то же время слоги ЦИ — ЦЫ, 40 — ЧЁ, ЩО — ЩЁ, ШО — ШЁ, ЖО — ЖЕ звучат идентично, но применять их надо осознанно, они заставляют задуматься, какой стороной нужно повернуть кубик, чтобы получилось верное слово.

4
. Работа с таблицами типа:

  • А                       С •
  • У                       М •
    Какой слог можно составить?


В результате этой работы выявляется слогообразующая роль гласного звука. Без гласного нет слога.

5.
Игра "Живые буквы".

Детям выдаются буквы. Они должны найти себе пару, так чтобы получился слог (любой или же заданный только по опорной гласной, либо по опорной согласной букве, либо слог называется сразу полностью).

6.
Составление слога по картинкам с выделением первых звуков, последних, вторых от начала слова, вторых от конца и т.д.

Например: даны картинки, на которых изображены улитка, муравей. Составим слог по первым звукам: УМ.
Придумаем слова с данным слогом;
УМный, УМник, УМницы
Поменяем картинки местами и выясним, какой какой теперь получился слог? Увидели — МУ. Вспомним слова с этим слогом:
МУка, МУха, МУзей, МУсор в начале слова эМУ, почеМУ, панаМУ, (взял) в конце слова заМУтить, заМУчить, приМУла в середине слова

4. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОШИБОК ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА НА УРОВНЕ СЛОВА

1, Вначале необходимо
дать понятие "слово".

Слова бывают короткие и длинные. Самые короткие слова — союзы и предлоги, состоящие из одной буквы У, И, К, В, С. Поэтому при изучении буквы "а" дети знакомятся с союзом "а".

Составляем предложения, используя картинки, между которыми написана буква "а" (противительный союз). Например:



Необходимо придумать как можно больше предложений, используя эту картинку. Например:

Морковь овощ, а яблоко фрукт. Морковь растет в огороде, а яблоко в саду. Из моркови делают салат, а из яблок компот.

2. Заучивание считалок.

На письме все слова пишутся отдельно, поэтому детям предлагается учить считалку, взмахом рукой ограничивая на каждое слово. Особое внимание уделяется предлогам, союзам, для того чтобы дети запомнили, что это отдельные слова и не соединяли их с другими.

3. Для работы с предлогами
используем схемы, где предлог —
маленький человечек.



U


4.
Отгадывание ребусов стимулирует умственную деятельность, а также дает прекрасные возможности для заучивания предлогов, их роли. Ведь предлоги в ребусах подразумеваются, а не изображаются:




5. Необходимо учить детей
дифференцировать слова, отвечающие на разные вопросы:

Кто это? Аня, кошка, мама...
Что это? Книга, лето, туча...
Что делает? Сидит, умывается, думает...
Какой? Какая? Какое? Какие?

6. Для уяснения лексического значения слова хорошо давать
задания на подбор нужного слова к смысловому ряду:

  • по опорным признакам — белое, теплое, парное-? (молоко);
    хищный, серый, злой, клыкастый-? (волк);
  • на обобщающие понятия:
  • какое слово лишнее и почему? (зима, весна, среда);
  • добавить нужное словечко (стол, шкаф, стул,... );
  • назвать общим словом (автобус, трамвай, троллейбус — ...).


7.
Деление слов на слоги, подсчет количества слогов в слове,
выделение ударного слога.

Эта работа пройдет успешней, если ребенок будет делить слова на слоги хлопками в ладоши, а на ударный слог — топать ногой. Такое задание на первых порах вызывает много трудностей, но в дальнейшем дети, овладевшие данным видом анализа слова на слоги, не испытывают затруднений в школе при переносе слов.

8. Ударный
слог проще выявляется, если слово произнести протяжно, как бы позвать заблудившегося в лесу человека. Если потянуть дольше других не ударный слог, а любой другой, то меняется смысл слова либо смысл теряется совсем:

зАмок замОк
крУУУжки (тянем У*) — кружкИИИ (тянем "и")
ИИИра — ИрААА

9.
Подбор слов к слоговым схемам


10. Придумывание слов по заданному ритмическому рисунку:

та дом, рак, лифт, пень, ... пгА-та осень, кошка, санки, ... та-тА вода, коньки, лицо, ... тА-та-та Ванечка, девочка, улица, ... та-тА-та корова, подушка, малина, ... та-та-тА бегемот, телефон, пироги, ...

Дается также обратное задание: заданное слово с помощью хлопков в ладоши изобразить ритмическим рисунком. Стучать можно пальцем или карандашом; по стуку необходимо определить задуманную картинку.

Используется также игра "Телеграфист" — передача слова закодированным сигналом.

11. Подбор слов к заданным схемам с гласными буквами. Например:



Дается также обратное задание: необходимо выделить только гласные звуки (буквы) из приведенных слов. Желательно подбирать такие слова, в которых написание звука и буквы не различается. Это правило обязательно при работе с детьми, которые еще не знакомы с определенными правилами русского языка.

Эта работа необходима, так как дети должны запомнить, что в слове столько слогов, сколько гласных звуков.

12. Составление звуковых схем слов.

Выполняя это задание, используют вначале кружки, как при составлении слогов, а затем — слог-слияние:



Дается также обратное задание: к данным схемам подобрать слова.

13. Подбор к данному слову родственных слов.

Например:
зима зимний, зимушка, зимующий, зимовье, зимовать; дом дома, домик, домишко, домище, домовой, домашний, домоводство.

13. Исключение лишних слов.

Например:
гусь, гусыня, гусак, гусенок, гусеница.

14. Составление слова из данных слогов (вначале слоги даны по порядку, затем врассыпную),

15. Разделение слова на слоги, а затем их перестановка.
Например: на-вес (весна), мон-ли (лимон).

16. Составление слова с использованием начальных звуков (букв) других слов.

Например:
Камень, Озеро, Торт (кот).
Составление слова по конечному звуку других слов.
Например:
кенгурУ, ананаС, часЫ (усы).
Составление слова по второму звуку данных слов.
Например:
уСы, лОдка, сМородина (сом).
Составление слова по третьему звуку приведенных слов.
Например:
саДовник, крЫша, саМолет (дым).

Затем, в зависимости от уровня подготовки детей, составляются слова по четвертому звуку, по пятому,... по второму звуку от конца слова, по третьему и т.д. Эту работу можно проводить, используя картинки, а при более усложненном задании — по памяти.

17. Замена в слове одного звука (буквы) для получения нового слова: зайка майка чайка гайка шайка сайка лайка Райка

18. Чтение слов в обратном порядке.
Например: шалаш, сон, наган слова, имеющие смысл; суп (пус), кран (нарк) слова, не имеющие смысла при обратном прочтении.

  1. Игра "Слово рассыпалось". Составление из данных букв слова.
    Например:
    М,Т,С,О — мост; Ы,3,Б,У — зубы.
  2. Игра "Потерялась буква".
    Например, даются следующие сочетания:
    ДУ. СУ. ДМ Б.К Какое получится слово, если вставить букву? Подобрать, если можно, родственные слова.
    ДУ. дуб, душ, дух;
    СУ. суп, сук, сух, суд;
    Д.М дым, дом, дам, дум;
    Б.К бак, бок, бук, бык, бек.
    Используя каждое придуманное слово, необходимо составить предложение, чтобы понять его смысл. Например:
    Из бука вырезали деревянную фигурку.
    Важный бек дал приказ слугам проводить гостей. И т.д.

    21. Из букв данного слова составить новые слова.
    Например: мороженое море, нож, морж,...

    22. Игра "Кто быстрее, кто больше?" Из каждой буквы данного слова придумать другие слова.
    Например,
    сирот соль сахар; ирис игра; рак роль; озеро — ослик; парк пыль.

    23. Составление из двух слов одного.
    Например:
    голубые глаза голубоглазый; нежное лицо нежно-лицый; длинные уши длинноухий.

    25. Придумывание лесенок слов на данную букву в определенной позиции. Например:


кот, ком, кум крот, кино, краб кошка, каток клубок, курица


лик, лук, сок брак, мрак, парк кулик, мячик, ножик кролик, пряник, зайчик

искра
блокнот
конокрады
Соревнование: кто быстрее поднимется по лесенке?
"Лесенки" используются разные, в зависимости от уровня подготовленности детей. Для решения аналогичных задач можно разгадывать кроссворды и чайнворды.

26. Подбор слов к данной рифме.
Например:
сок лесок, носок, поясок, голосок...; сы весы, часы, усы, носы.

27. Работа со сложными словами. Какие два слова спрятались в одном?
Например:
пылесос (пыль сосет); самокат (сам катит); самолет (сам летает); листопад (листья падают).

Дается также и обратное задание: из двух слов составить одно новое. Это задание аналогично изложенному в п. 23, где предлагалось составить одно прилагательное, используя два слова — существительное и прилагательное, а здесь составляется одно существительное из существительного и глагола. Эта работа вызывает у детей большие трудности. Лучше давать их врозь.

28. Подбор синонимов к существительным, прилагательным, глаголам.
Например:
приятель, знакомый, товарищ; добрый, ласковый, нежный, заботливый; бежать, мчаться, нестись, лететь.


29. Подбор антонимов к данным словам и сочетаниям.
Например:
высокий низкий; день ночь; строить ломать; далеко близко; свежий хлеб черствый хлеб; свежее молоко кислое молоко; свежие новости старые новости; свежий ветер душный ветер.

30. Работа с омонимами. Придумывание предложений с данным словом в разных лексических значениях.

Например:
ключ дверной, родник, скрипичный; лисичка гриб, животное; коса прическа, инструмент, часть суши в водоемах.

Будет полезно, если дети сами нарисуют картинки к данным словам.

31. Работа со словарными словами.

В русском языке много слов, правописание которых надо просто запомнить, так как написание букв проверить нельзя, поскольку ни одно правило к ним не подходит. Это — так называемые словарные слова.

Для детей мы вводим специальные "картинные словарики" — индивидуальные тетради или блокноты, куда дети записывают слово, рисуют слоговые и звуковые схемы к нему, а затем сами рисуют картинку. Предъявлять такое слово лучше с помощью загадок, чтобы возбудить интерес детей, усилить положительные эмоции, которые являются основой для запоминания информации на длительный срок.

Слова брали наиболее общеупотребительные, как-то:
корова, дорога, сорока, собака, заяц. Такие задания развивают память и значительно сокращают количество ошибок в письменных работах школьников. Дети становятся более наблюдательными, и уже сами на занятиях вспоминают правильное написание бытовых слов, встречающихся в окружающей их жизни: магазин, аптека, автобус, остановка и т.д.

32. Работа по профилактике ошибок в словах, имеющих приставки. Дифференцирование приставки и предлога.

Приставочные глаголы движения лучше предъявлять с существительными, имеющими аналогичный предлог (если возможно), либо сравнивать парами сочетания: приставочный глагол плюс существительное, предлог с существительным плюс глагол.

Например:Отъехал от дома. Въехал в лес. Заехал за гараж.

Дети должны понимать, где слово цельное, а где предлог, чтобы не отделять приставку на письме. Профилактика ведется при обучении считать с использованием считалочки, отделяя движением руки каждое слово.

 Например:Со второго этажа
Полетели два ножа... (дети выделяют как единое слово "полетели9');
Мы по лесенке бежим
И считаем этажи... (выделяется предлог "по" как отдельное слово).

Лучше подбирать считалочки, где встречаются похожие пары предлог — приставка, чтобы закрепить механический отрыв руки на письме, когда это потребуется.

Такая согласованная работа речи с движением руки, начатая в раннем возрасте, создает удивительно благодатную почву для формирования "языкового чутья" и служит основой для слитного написания приставок и раздельного написания предлогов в школьном возрасте.

33. Работа со словами, имеющими сложную слоговую структуру.
Часто дети пропускают в сложных словах буквы, слоги, либо меняют их местами, либо делают замены согласных и гласных букв, не изменяя слоговой структуры самого слова, либо укорачивают слово. Поэтому
важно сложные слова анализировать тщательнее, чем простые. Нередко дети, уяснив для себя точно смысл слова, начинают верно произносить их и писать. Поэтому все описанные выше задания со словом должны быть представлены при анализе слов со сложной слоговой структурой.

Эта работа проходит намного интереснее, если по каждому трудному слову устроить игру-соревнование типа телепередачи "Поле чудес". Дети угадывают, какая должна стоять буква в данном слове, и получают призы за каждый верный ответ.

Вызывают интерес, так как оказывают большую помощь в закреплении верного написания, игры на придумывание других слов с данными слогами, буквами.

 Например:па рик ма хер ска — я
палец рикша машина Херсон скамейка яма
крупа старик зима мохер доска змея

Слово "парикмахерская" можно предложить прочесть, изменив порядок слогов. Произнесение бессмысленных слов хорошо развивает навык правильного чтения, так как это сложнее, чем читать знакомое слово, где дети могут прочесть по догадке конец, зная начало.
Дается инструкция: прочесть слово, поменяв местами 3-й и 1-й слоги, —
марикпахерская и т.д.
Прочесть это слово по слогам, начиная с конца:
яскахермарикпа.
Прочесть слово, пропустив 1-й или несколько заданных слогов, например, 2-й и 4-й:
памаская.
Такие нелепицы возможны только после твердого усвоения лексического значения трудного слова, чтобы оно не было детям чуждо, словно иностранное.

34. Работа с неизменяемыми словами.
В русском языке существуют слова, не склоняемые по падежам: кофе, домино, кенгуру, кафе, пальто, кино, кашне, кашпо, шоссе, шасси, алоэ, мулине и т.д.
Самым эффективным является задание, при котором дети сами рисуют картинку к данному слову, а также составляют предложения с этим словом либо быстро добавляют слово в предложение, данное взрослым.
Наример, играем со словом "пальто":
Я вышел на улицу без ...
Мама пришила пуговицу к моему ...
В магазине висят разнообразные ...

35. Чтение слов по полбуковке. Например:



Половина слова (верхняя или нижняя) закрывается. Детям предлагают догадаться, какое слово написано.

36. Работа с изографами.

На картинках слова записаны буквами, расположение
которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь. Например:



5. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОШИБОК ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА НА УРОВНЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ

1. Сочетания существительных с прилагательными.

а) Подбор как можно большего количества слов к предлагаемому, отвечающих на вопросы: какой?, какая?, какие?, чей?, чья? чье?, чьи?. Например:

яблоко (какое?) сочное, спелое, вкусное, зеленое, красное, крупное, червивое, целое, надкусанное, ароматное, печеное, гнилое, сладкое;след (чей?) заячий, волчий, лисий, собачий и т.д.
б) Подбор существительного к данному прилагательному.

О чем можно сказать: теплый, теплая, теплое, теплые? Например:

 теплый день, вечер, пирог, чай, свитер, ...; теплая погода, кофта, весна, рука, ...; теплое молоко, платье, письмо, озеро, ...; теплые носки, дни, пироги, слова ...

в) Соединение стрелками слов, чтобы получилось верное словосочетание, при этом используя как относительные, так и притяжательные прилагательные. Например:
зеленый листья хвост коровьи
зеленая платье голова коровье
зеленое дуб туловище коровья
зеленые лужайка ноги коровий

г) Предъявление сочетаний с пропущенным окончанием прилагательного. Например:
кофта краен..., син...;
туфли краен..., син...;
помидор краен..., син...;
пальто краен..., син...

Это задание может быть устным, чтобы дети на слух определяли нужное окончание, либо его можно предъявлять напечатанным, а отдельно дать карточки с окончаниями. Например:
ое ые ая ый
ее ие яя ий

д) Предъявление детям неверно составленных сочетаний. Игра типа
"Помоги Незнайке исправить ошибку". Например:
длинная вечер (длинный), черный крылья (черные)

2. Сочетания существительных с глаголами.

а) Подбор как можно большего количества к данному слову.
Например:
Что можно сделать с яблоком?
Сорвать Яблоко купить, съесть, помыть, разделить, откусить, отнять, уронить, сварить, запечь, засушить, нарисовать, вылепить и nun

б) Подбор существительного к данному глаголу с предлогом. Например:
Прийти к ... (дому, отцу, решению,..);
уйти от ... (дедушки, дома, проблемы,..); войти в ... (дом, лес, доверие,..).

в) Подбор нужного глагола в зависимости от рода и числа существительного. Например:
Женя упал Женя упала; Саша ушел Саша ушла;
яблоня цветет яблони цветут.

Это задание нужно проводить, используя картинки.

3. Сочетание существительных с числительными.

В русском языке у существительных изменяется окончание, а порой — и вся основа при счете.

Необходимо учить детей верно согласовывать числительные 1,2,5 с существительными:
один цыпленок, два цыпленка, пять цыплят;
одна курица, две курицы, пять куриц;
одно яйцо, два яйца, пять яиц.

При выполнении такого задания успехом у детей пользуются игры типа "Дразнилки". Детям даются карточки, на которых изображены картинки с определенным количеством предметов; при этом дети проговаривают: "У меня два конверта, а у тебя нет двух конвертов", "У меня пять лимонов, а у тебя нет ни одного лимона".

Иногда детям заранее даются карточки с любыми предметами и ставится такое условие: вначале у Саши всех предметов будет по одному, у Сережи — по два, а у Ани — по пять. Затем они меняются карточками между собой.

Это задание можно выполнять аналогично вышеизложенной работе по сочетанию существительного с другими частями речи.
Соединение стрелками слов. Например:
один зеркало одно весла
одна сутки два весел
одно пень пять весло
одни комната
Предъявление детям неверных сочетаний. Необходимо найти ошибку.
Предложить назвать по картинкам слова, используя сочетания со словами "один" — "много" и изменив основу. Например:
один человек много людей;
один ребенок много детей.
Сочетания числительных с существительными, не имеющими единственного числа;
одни брюки, двое брюк, одни ножницы и т.д.

6. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОШИБОК ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА НА УРОВНЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1.
Составление предложений по схемам:


Зима.

Наступила зима. Наступила холодная зима. Наступила холодная вьюжная зима.



Дается также и обратное задание: составление схем к данным предложениям.

2. Составление предложений по интонационной схеме:

Затем предлагается одно и то же предложение произнести с разной интонацией, учитывая конечный знак, либо подобрать несколько предложений к одной схеме.

  1. Перестановка слов: Юли красивая кукла у с целью получения
    нужной фразы:
    У Юли красивая кукла. Красивая кукла у Юли.
  2. Исключение слова из предложения, для того чтобы предложить
    детям исправить ошибку, составив нужное предложение.


а) Пропуск предлогов:
Мы гуляли ... лесу.
Кошка сидит
... окне.

б) Пропуск существительных:
Яблоки растут на ...
Мама положила книгу в ...
...
играет с куклой. ... вяжет носки.

в) Пропуск прилагательных:
Летом листья клена зеленые, а осенью ... Дай, пожалуйста, ленту не короткую, а ... У белочки зимой шкурка серая, а летом ...

г) Пропуск наречий:
Скажу я слово высоко, а ты ответишь ... (низко). Скажу я слово далеко, а ты ответишь ... (близко). Легче всего такой вид заданий давать на материале антонимов русского языка.

д) Пропуск глаголов:
Саша ... машину.
Папа
... из машины.
Дети ... конфеты.
Закончить логически фразы:
Врач это человек,.который ... (лечит).
Ткачиха это человек, который ... (ткет).
Портниха это человек, который ... (шьет).
Чтобы волосы на голове были аккуратными, их надо ... (мыть, причесывать, заплетать, стричь).
Чтобы книга не портилась, ее необходимо ... (беречь).

Это задание лучше выполнять на материале русских пословиц и поговорок:
Семь раз отмерь, а один раз ...
Без труда не ... и рыбку из пруда.

5. Выделение границ предложений в тексте.

а) Предлагается детям хлопнуть в ладоши, когда, по их мнению,
смысловая фраза закончилась. Взрослый монотонно читает фразы:

На улице льет дождь. В парке гуляют дети. Мама купила арбуз.

Вначале подбираются предложения короткие и не связанные по смыслу, затем — более распространенные и близкие по смыслу.

б) Постановка точек в предложениях, предъявленных на доске или
на карточках.

6. Соединение частей разорванных предложений:
Падает липкий. Снег громко лает. Шарик.
Падает липкий снег. Громко лает Шарик.


В зависимости от уровня подготовки детей это задание можно проводить устно или письменно: либо дети определяют границу предложения на слух и говорят верные предложения, либо читают.

7. Выделение всех слов в предложении, подсчет их количества и
составление нового предложения с тем же числом слов.

  1. Выделение слов и предложений в слитном тексте.
    ПАДАЮТЛИСТЬЯДУЕТВЕТЕРЛЬЮТДОЖДИ:
    Падают листья. Льют дожди.
  2. Чтение всего предложения от конца к началу.


Дети должны усвоить, что начало предложения всегда пишется с большой буквы, а в конце ставится точка, вопросительный или восклицательный знак.

10. Работа с фразеологизмами.

7. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОШИБОК ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА НА УРОВНЕ ТЕКСТА

  1. Чтение деформированных текстов, где существительные заменены картинками.
  2. Составление связного рассказа из двух текстов, прочитанных
    вперемежку, либо составление двух текстов из смешанных фраз.
  3. Составление связного рассказа из обрывочных фраз, словосочетаний.
  4. Составление рассказов по серии картин, по одной картине, по
    заданному началу или концу рассказа, по опорным сигналам.
  5.  В одном законченном тексте определение порядка следования
    предложений, расположенных в нарушенной последовательности.
  6.  Составление рассказа, с использованием схемы типа:



    Дается также и обратное задание: к данному рассказу (5-6 предложений, не более) составить схемы, а затем вспомнить весь рассказ, опираясь на них.
  7.  Чтение текста с конца.

Заключение

  Работа по предупреждению ошибок чтения и письма будет успешной, если логопеды и родители объединят свои усилия. Различные виды заданий можно включать в подвижные игры не только в помещении, но и на улице. Например, использование считалок, либо деление слов на слоги хлопками в ладоши, это можно также делать мячом.
 Чтобы овладеть премудростями родного языка, дети должны слышать правильную речь взрослых, которая является образцом для подражания. Поэтому взрослым необходимо знать орфоэпические нормы литературного современного языка, чтобы не давать детям ошибочных эталонов. Грамотная, связная устная речь — залог успешного обучения ребенка в школе.

В мае 2016 года я провела повторную диагностику в группах и наблюдала уменьшение количества ошибок на письме, что говорит о положительная динамике (см. таблицу 2 и диаграмму 2). В 2 классе было выявлено 18 человек с дисграфией, а осталось 6 человек, в 3 классе было выявлено 6, а осталось 2, во 3 классе было выявлено 1, а осталось 0. У остальных учащихся количество оптических ошибок значительно снизилось. Кроме того, 4 ученика из 2 класса повысили свои четвертные оценки по русскому языку, они получили отметку «4».

Таблица 2.

Результаты коррекционной работы по устранению дисграфии

Класс

Выявлено

Осталось

2

18

6

3

6

2

4

1

0

Диаграмма 2.

Динамика коррекционной работы

      На диаграмме прослеживается положительная динамика, снизилось количество ошибок на письме.

      Проанализировав результаты коррекционной работы, можно сказать, что использование  данных методических рекомендаций активизировало деятельность детей, у них возникала заинтересованность в результате, они стали более внимательными.

Данные методические рекомендации может применяться в работе не только учителем-логопедом, но и учителями начальных классов и родителями в процессе домашней работы с детьми при условии соответствующего их обучения логопедом.

      Считаю, что использование данных методических приемов для профилактики и коррекции дисграфии у младших на практике оказалось эффективным, т.к. позволило значительно сократить количество учащихся с дисграфией и улучшить общую картину успеваемости детей по русскому языку.

      Таким образом, цель работы достигнута, намеченные задачи решены.

Литература

1. Ахутина Т.В. Нарушения письма: диагностика и коррекция. Актуальные проблемы логопедической практики / Под ред. Храковской М.Г. - СПб.: Изд. Акционер и К., 2004. – 246 с.

2. Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет. Пособие для логопеда. – М.: Владос, 2003. – 112 с.

 3. Иншакова О.Б. Некоторые приемы коррекции специфических ошибок чтения и письма. – СПб.: Образование, 1997. – 319 с.

4. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – СПб.: Союз, 2001. – 224 с.

5. Милостивенко Л. Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. Из опыта работы. . – СПб.: Стройлеспечать, 1995. – 64 с.

6. Парамонова Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. – 128 с.

7. Поваляева М.А. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи: качество образования. – Ростов на Дону.: Феникс, 2006. – 158 с.



Предварительный просмотр:

ИЗОГРАФЫ

  1. Дом 10. Пенал 19. Трактор
  2. Аист 11. Курица 20. Слониха
  3. Гусь 12. Сорока 21. Вертолет
  4. Маяк 13. Яблоко 22. Пистолет
  5. Часы 14. Страус 23. Парашют
  6. Утюг 15. Фонарь 24. Велосипед
  7. Лист 16. Колокол 25. Телевизор
  8. Лампа 17. Луноход 26. Экскаватор
  9. Сумка 18. Паровоз 27. Автомобиль









































































По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Факторы, средства, методы и приемы коррекции дисграфии у младших школьников

Особый интерес к изучению дисграфии связан с тем, что она является специфическим расстройством речевой деятельности у детей и, одновременно, нарушением усвоения и функционирования одного из важнейших ...

Обобщение опыта работы классного руководителя по теме "Сохранение и укрепление здоровья школьников, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни"

Муниципальный этап Педагогического марафона классных руководителей «Учительство Подмосковья-воспитанию будущего поколения России"Описание опыта работы классного руководителя 6  класса...

Лого - квест "Нескучная коррекция дисграфии у младших школьников"

Лого-квест - как эффективная игровая форма коррекции дисграфии...

Использование различных приёмов работы в коррекции дисграфии у младших школьников

У детей младшего школьного возраста часто наблюдаются нарушения письменной речи - дисграфия. Основным симптомом дисграфии является наличие стойких специфических ошибок.Коррекция недостатков письма и ч...

СОВРЕМЕННЫЕ СПОСОБЫ КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация: Статья посвящена вопросам использования технических средств обучения в логопедической практике по коррекции дисграфии. Представлено, какую роль играют компьютерные технологии в современном ...

Наставничество молодых педагогов при организации работы по коррекции дисграфии у младших школьников с ОВЗ, обучающихся инклюзивно в общеобразовательных учреждениях, во внеурочной деятельности

Организация работы педагогов-наставников позволяет молодым специалистам легко адаптироваться в педагогическом коллективе и создает условия для профессионального роста и развития....

Обобщение опыта работы учителя-логопеда на тему "Исследование эффективности применения информационно- коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда по коррекции оптической дисграфии у учащихся младшего школьного возраста с системным недоразвитие

Исследование эффективности применения информационно- коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда по коррекции оптической дисграфии у учащихся младшего школьного возраста с сис...