СОВРЕМЕННЫЕ СПОСОБЫ КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
статья

Безродная Юлия Александровна

Аннотация: Статья посвящена вопросам использования технических средств обучения в логопедической практике по коррекции дисграфии. Представлено, какую роль играют компьютерные технологии в современном коррекционно-образовательном процессе. Ключевые слова, понятия: методы,  способы, приемы обучения, ТСО, младший школьник, дисграфия, коррекционная работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon disgrafiya.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННЫЕ СПОСОБЫ КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ  С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Фамилия, имя, отчество автора: Безродная Юлия Александровна.

Город: Новокузнецк

Организация: муниципальное казенное образовательное учреждение «Начальная школа – детский сад № 235»

Должность: учитель-логопед

e-mail: Juliya0325@mail.ru

Дисграфия представляет собой частичное расстройство процесса письма, которое связано с недостаточной сформированностью психических функций, отвечающих за письменную речь. Дисграфия проявляется в стойких и типичных ошибках письма, которые ребенок постоянно повторяет.

Работа над дисграфией делится на этапы:

  • диагностический (выявление дисграфических ошибок у обучающихся);
  • подготовительный (развитие ручной моторики, пространственно-временных представлений, памяти и мышления);
  • коррекционный (преодоление дисграфических расстройств);
  • оценочный (оценивание результатов проведенной работы).

Таким образом, мы предлагаем  рассмотреть некоторые методы над преодолением  дисграфии: узнавание звуко-буквы; составление схемы слова; соотнесение начальной буквы со словом и картинкой; слова с пропущенными буквами; звуко-буквенный анализ; составление звуковой схемы слова.

На ряду с использованием различных методов работы с дисграфией, мы  включаем задания разных уровней, с помощью которых отрабатываются такие основные приемы:

На уровне буквы:

  • выкладывание букв из счетных палочек, пуговиц, шнурков;
  • обследование букв кончиками пальцев изготовленных из  картона, линолеума, дерева;
  • оппозиционирование букв с предметами окружающего пространства «На что похожа буква?»;
  • узнавание буквы, «написанной» на спине, на ладони;

На уровне слога:

  • составление слова с заданным слогом (начало, середина, конец слова);
  • составление слоговых схем;
  • составление слогов по картинкам;
  • составление слогов из букв;

На уровне слова:

  • отгадывание ребусов и кроссвордов;
  • деление слов на слоги с выделением ударного слога;
  • подбор слов к звуко-слоговым схемам;
  • подбор слов,  отличающихся только одним звуком.

На уровне словосочетания:

  • подбор прилагательных  к заданному слову: существительные к прилагательным;
  • согласование прилагательных с существительными в роде и числе;
  • подбор глаголов к заданному существительному;
  • изменение глаголов по лицам;

На уровне предложения:

  • составление предложения по схемам;
  • выделение границ предложений в тексте;
  • составление  предложений из слов данных в начальной форме;
  • составление предложения с заданным количеством слов и т.д.

На уровне текста:

  • работа с деформированными текстами;
  • работа с текстом, в котором нарушена последовательность изложения;
  • составление двух текстов из набора предложений;
  • составление рассказа по сюжетной картинке, по серии рисунков, по началу или концу текста, по опорным словам и т.д.

Хотелось бы отметить, что применение данных методов и приёмов должно осуществляться в системе логопедических занятий.

Эффективные способы коррекции дисграфии:

  • занятия для развития внимания, памяти, мышления и воображения;
  • обогащение активного словарного запаса;
  • работа над слоговой структурой слов;
  • освоение грамматических норм.

Эффективным направлением по преодолению дисграфии на современном этапе является применение технических средств обучения, которые преобладают над возможностями традиционных методик преодоления дисграфии.

Логопеду, применяющему в работе компьютерную технику, необходимо научить младших школьников работать в компьютерных программах, а затем  применять их для коррекции речевых нарушений.

Применяя ТСО в образовательном процессе, мы выявили ряд преимуществ. Выведение учебной информации на экран компьютера в игровой форме вызывает у обучающихся интерес к  познавательной деятельности. Анимация, звук, мультипликация, самостоятельный выбор ответа и самопроверка надолго привлекают внимание ребенка.

Примерные виды заданий для работы с компьютером на логопедических занятиях:

  1. Вставить пропущенные буквы в слова;
  2. Заменить букву другой.
  3. Подобрать части речи.
  4. Образование  порядковых числительных.
  5. Согласование частей речи.
  6. Подобрать синоним / антоним к слову.
  7.  Разделить записанные без пробелов между словами предложения.
  8. Найти границы предложения.
  9. Дифференцирование написания предлогов и приставок..

Таким образом, применение компьютерных программ, способствует повышению результативности коррекционно-образовательного процесса.

В настоящее время у многих школ появилась возможность оснащать логопедические кабинеты ТСО, включающим мультимедиа. Школьную доску постепенно заменяют проекторы и интерактивные доски. С помощью такого средства обучения можно повысить эффективность коррекционной работы при нарушениях процесса письма. Интерактивность досок обеспечивают различные технологии, которые предоставляют возможности продемонстрировать материал, представленный ранее традиционными способами.

При использовании интерактивной доски можно появились преимущества для логопеда:

1. Чтобы акцентировать внимание обучающихся на нужной  информации, можно использовать различные цвета для обозначения связи между схемами, рисунками, которые в этот момент демонстрируются на интерактивной доске.

2. Для улучшения значительного качества наглядности учебной информации и ее восприятия младшими школьниками добавляют звук и видеоклипы.

3. Чтобы направить внимание учеников на определенную область при помощи дополнительных функций можно выделить   отдельные элементы на изображении. Части изображения можно вырезать, стирать с экрана, копировать, вставить, отменить или повторить действие. Такие возможности придают ученикам уверенности в своих силах, т. к. они знают, что всегда можно вернуться и исправить ошибки.

4. При сопоставлении различных процессов или сравнение каких либо объектов имеется возможность разделить экран на две части.

Преимуществами использования интерактивной доски для младших школьников в коррекционном процессе является: ·повышение мотивации, за счет наглядности материала; активизация деятельности учащихся за счет возможности самостоятельного управления объектами на доске, что способствует более полному и глубокому восприятию учебного материала.

Использование различных технических средств обучения  на логопедических занятиях может сделать работу по преодолению дисграфии более  качественной, интересной и эффективной.

Литература

1. Афанасьева Е. А. Интерактивная доска: приемы использования в образовательном процессе. – 2011.  - 10 с.

2. Кузнецов А. И., Шехман С. А. Интерактивные доски: теория и практика // Мир ПК, 2007.  - 5 с.

3. Клоков, Е.В., Технология проектного обучения / Е.В. Клоков, А.В. Денисов // Школа. – 2006. – № 2. – С. 29-36.

4. Коноплева, И.С. Компьютерные обучающие системы / И.С. Коноплева, А. П. Чубова // Учитель. – 2007. – № 5. – С.        16-17.

5. Кораблёв, А.А. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовательном процессе / А.А. Кораблёв // Школа. – 2006. – №2. – С. 37-39.

6. Кораблёв, А.А. Непрерывное образование / А.А. Кораблёв // Школа. – 2006. – № 2. – С. 34-36. 5. Судаков, А.В. Формирование информационно-образовательной среды / А.В. Судаков // Школа. – 2006. – № 2. – С. 49-59. 6. Шампанер, Г. Обучающиекомпьютерные системы / Г. Шампанер // Высшее образование в России. – 1998. – № 3. – С. 95-96

7. Лалаева Р. И., Венедиктова Л. В. Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. СПб.: «Образование», 1997. 172 с.

8. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. Пособие для студентов высш. учеб.заведений. М.: Издат. Центр «Академия», 2007.

9. Фокина О. А. Использование компьютерных технологий в коррекции дисграфии / О. А. Фокина // Коррекционная педагогика, 2010. № 4.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика и содержание обучения учащихся 5 классов с применением технических средств обучения.

В данной работе представлена авторская программа раздела с пояснительной запиской.  Разработаны методические подходы к организации учебного процесса с составлением планов-конспектов уроков. Приве...

Факторы, средства, методы и приемы коррекции дисграфии у младших школьников

Особый интерес к изучению дисграфии связан с тем, что она является специфическим расстройством речевой деятельности у детей и, одновременно, нарушением усвоения и функционирования одного из важнейших ...

Психолого-педагогическон исследование на тему:"Техника "живопись шерстью" как способ коррекции эмоциональных состояний младших школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности"

Думаю, что проблема влияния занятий искусством на душевное состояние человека, ребенка является достаточно актуальной в настоящее время.С учетом того, что детей с синдромом дефицита внимания с каждым ...

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ:«Предупреждение и коррекция дисграфии у младших школьников"

Нарушения чтения и письма является наиболее распространенной формой речевой патологии у детей младшего школьного возраста. Основная задача логопеда в школе состоит в том, чтобы своевременно выявить и ...

Лого - квест "Нескучная коррекция дисграфии у младших школьников"

Лого-квест - как эффективная игровая форма коррекции дисграфии...

Использование различных приёмов работы в коррекции дисграфии у младших школьников

У детей младшего школьного возраста часто наблюдаются нарушения письменной речи - дисграфия. Основным симптомом дисграфии является наличие стойких специфических ошибок.Коррекция недостатков письма и ч...

Наставничество молодых педагогов при организации работы по коррекции дисграфии у младших школьников с ОВЗ, обучающихся инклюзивно в общеобразовательных учреждениях, во внеурочной деятельности

Организация работы педагогов-наставников позволяет молодым специалистам легко адаптироваться в педагогическом коллективе и создает условия для профессионального роста и развития....