мнемотехника
статья на тему

Лященко Алла Григорьевна

Мнемотехника- эфективное средство для развития речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotehnika-effektivnoe_sredstvo_.docx31.06 КБ

Предварительный просмотр:

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету". 

В настоящее время одной из особенностей контингента учащихся, посещающих общеобразовательные школы, является значительное число детей с билингвизмом, уровень владения русским языком которых различен, вплоть до полного незнания русского языка. Стойкая неуспеваемость и трудность школьной адаптации, у детей с билингвизмом, является одной из наиболее острых проблем. Для ребенка-билингва, процесс овладения новым языком – это коренная перестройка мышления. Чем беднее процесс формирования речи, тем ребенку будет сложнее овладеть навыками чтения и письма.

Незнание русского языка вызывает значительные затруднения у младших школьников с двуязычием, что оказывает отрицательное воздействие на усвоение школьной программы и влияет на процесс их адаптации в целом.

Успешная социализация и психическое здоровье обучающегося напрямую зависит от речевого развития. Только целенаправленная работа с учетом комплексной структуры процесса будет способствовать улучшению качества обучения детей с языковым барьером.

На основании логопедического обследования детей возникла необходимость в коррекции нарушений лексико-грамматического строя речи, так как при поступлении в первый класс у большинства детей с билингвизмом отмечаются часто встречающиеся нарушения:

• несформированность звуковой стороны речи;

• незаконченность формирования фонематического восприятия;

• бедность словарного запаса;

• нарушения в грамматическом оформлении речи;

• низкий уровень операций отвлечения и обобщения, способностей выделять существенный признак предметов и явлений;

• слабое словесно-логическое мышление, неумение устанавливать логические связи между понятиями.

Для преодоления речевых нарушений применяются как традиционные методики, так и оригинальные творческие инновационные методики и технологии, эфективность которых очевидна. Одной из таких методик является -мнемотехника-эффективное средство при обучении связной речи.

Мнемотехника — это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания и передачи информации.

Основные задачи мнемотехники направлены на развитие:

  • связанной речи
  • ассоциативного мышления
  • зрительной и слуховой памяти
  • зрительного и слухового внимания
  •  воображения

Мнемотаблица -это средство , орудие, которое помогает детям выделить предметах или отношениях те существенные признаки, которые должны войти в содержание рассказа.

Суть мнемотехники заключается в следующем:

на каждое слово или  словосочетание придумывается картинка (изображение) ; таким образом, весь текст зарисовывается схематично. 

Когда ребенок смотрит на эти схемы – рисунки , он легко воспроизводит текст, стихотворение, скороговорку, загадку.

Работа с мнемотехникой строится от простого к сложному.

Она начинается с простейших мнемоквадратов ( может обозначать символ привлечения внимания,  символ звука, символ предлога), далее последовательно переходит к мнемодорожкам (используются для составления предложений)  и позже - к мнемотаблицам. (используются для передачи рассказов, стихов, пословиц ) 

мнемотаблица -это орудие , которое помогает детям выделить в предметах или их отношениях, те существенные признаки, которые должны войти в содержание рассказа.

Мнемотаблицы-схемы -являются дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей, служат для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при загадывании и отгадывании загадок, при заучивании стихов.

Таким образом, использование мнемотаблиц облегчает процесс освоения связной речи и помогает достичь следующих результатов:

  • у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
  • появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
  • появляется интерес к заучиванию стихотворений;
  • словарный запас выходит на более высокий уровень;
  • дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Помимо этого, метод мнемотехники:

-универсален(подходит для любой возрастной категории)

- интегративен (  реализуется в разных образовательных областях)

-экономичен(не требует особых финансовых затрат)

Литература:

Омельченко Л/В/Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. Логопедия 2008г №4

Ткаченко Т?А/ Использование схем в составлении описательных рассказов/ Дошкольное воспитание/ 1990г№10

Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии, нейропсихологический подход. / Вопросы психологии № 4, 2002 .

Волынкин В.И. Школа в зеркале инноваций. / Начальная школа № 1,2000, .

Зиганов М.А. Как научиться на 100% запоминать тексты. М.: Образование, 2002,

Вахрушев ААКочемасоваЕЕ Акимова ЮА Москва Баласс 2000 Здравствуй мир!

Чохонелидзе Т учим стихи по картинкам Обруч 2006г №3



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мнемотехника - эффективная техника.

Эффективные приёмы мнемотехники (ассоциативного запоминания  правил) на уроках русского языка....

Некоторые приёмы мнемотехники в процессе первоначального обучения на уроках фортепиано в детской музыкальной школе.

Данная работа будет интересна и, надеюсь, полезна педагогам-пианистам, работающим с детьми младшего школьного возраста, приведены примеры использования конкретных мнемотехнических приёмов, способст...

Классный час «Мнемотехника.»

Главный инструмент нашего разума - это память.Память — это связь прошлого с настоящим и будущим, процесс сохранения прошлого опыта, дающий возможность его повторного использования. Для того, чтобы пам...

Использование мнемотехник для эффективного запоминания орфографических правил

В статье представлены методические рекомендации по использованию мнемонических приемов при изучении орфографических правил. Собран и систематизирован дидактический материал, способствующий формировани...

Подсказки по русскому языку.Приемы мнемотехники, 6 класс.р

Психологические приемы мнемотехники помогают учащимся через различные ассоциации понять и хорошо усвоить материал, так назывемые подсказки, как показала практика, дети запоминают на всю жизнь....

Дифференциация звуков с использованием приёмов мнемотехники у дошкольников (из опыта работы).

Дифференциация звуков с использованием приёмов мнемотехники у дошкольников (из опыта работы).Е.И. Батагова, учитель-логопедЦПМСС «Поддержка»Организация работы логопеда в центре сопровождения имеет сво...

Приемы мнемотехники на уроках иностранного языка

При изучении и усвоении материала ученик часто сталкивается с трудностями. Существует множество причин, по которым человек не может запомнить информацию...