Обследование неговорящего ребёнка.
учебно-методический материал на тему

Практический материал для обследования слухового и зрительного внимания ребёнка младшего дошкольного возраста с полным отсутствием экспрессивной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obsledovanie_negovoryashchego_rebenka.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обследование   слухового   внимания

1. Найди колокольчик

Цель: определить умение ребенка реагировать на внезапный звук и находить его источник в знакомой обстановке (детская или игровая комната).

Оборудование: 2—3 одинаковых колокольчика (лучше всего использовать «валдайские колокольчики» с очень красивым и мелодичным звучанием), любая игрушка или машинка.

Ход занятия

Занятие проводится в детской или игровой комнате.

Для его проведения необходимо предварительно раздать по одному колокольчику нескольким взрослым (маме, бабушке, няне). Попросите их сесть или встать в разных концах комнаты и звенеть колокольчиками по очереди только после специального знака (организатор игры поправляет свои волосы, дотрагивается до носа и т. п.).

В начале игры внимание ребенка специально привлекается к интересной игрушке, находящейся в центре комнаты. Если малыш возьмет игрушку в руки или потянет в рот, дать ему некоторое время (30 сек --1 мин) на то, чтобы он мог по-своему ее «изучить». Если же ребенок

ничем не заинтересовался, то организатор игры должен сам «начать игру» — передвигать игрушку (машинка катается, кукла ходит), чтобы удержать внимание ребенка (взгляд) и отвлечь его от происходящего вокруг в комнате. Затем, по специальному сигналу, «звучит колокольчик» сзади малыша. Обратите внимание: малыш не должен видеть колокольчик, звук должен идти длящего сзади, взрослый может даже спрятать колокольчик за спиной. Если ребенок только обернулся, но не стал «искать», что звучало, то вы должны помочь ему найти этот колокольчик.

Речевая инструкция: «Ой! Идем-идем. Вот сюда. Иди сюда! Вот это!» (Она должна произноситься эмоционально и сопровождаться соответствующими движениями взрослого в направлении предмета и жестами, при помощи которых вы обращаетесь к ребенку и стимулируете его подойти к колокольчику.) Взрослый, который звонил в колокольчик, может в этот момент достать колокольчик из-за спины, позвонить в него и на глазах у ребенка опять спрятать колокольчик за спину.

При успешном включении ребенка в игру выполните это задание несколько раз с разными колокольчиками. Как правило, если малыш еще очень мал, он бросает «старый» колокольчик или легко отдает его маме в руки, как только его внимание привлекает новое звучание в другом конце комнаты. Такой колокольчик можно использовать для повторного задания. С ребенком до 1 года 6 мес. не рекомендуется проводить больше 3—4 проб: он ведь не так давно начал ходить самостоятельно и еще с трудом может резко менять направление движения в пространстве вокруг себя.

Если ребенок так сильно увлекся одним колокольчиком, что не реагирует на звучание других, задание можно повторить в другой день, чтобы убедиться, что малыш реагирует именно на звучание колокольчика, а не на внешний вид предмета и двигается в направлении колокольчика, потому что соотнес понравившийся звук с этой игрушкой.

Отметьте, как ребенок реагирует на звучание колокольчика:

  • оборачивается, но не начинает искать его в комнате;
  • начинает самостоятельно искать колокольчик только после его
    показа;
  • сразу пытается найти источник звука (совершает хотя бы одну
    попытку).

2. Звонят. Откройте дверь

Цель: выявить уровень сформированности слуховых и поведенческих реакций ребенка на невербальные сигналы.

Оборудование: телефон (можно использовать игрушечный телефон с электрическим звонком), дверной звонок.

Ход занятия

Занятие проводится в коридоре квартиры ребенка или в одной из комнат, в ДОУ — в любом кабинете, группе.

Предварительно следует выяснить у родственников, пользуются ли в доме дверным звонком, есть ли в доме телефон и какого он типа (городской номер, сотовый, радиотелефон и т. п.), где он расположен.

Занятие проводится в форме игры-поиска: «где звонят?», которая организуется в непосредственной близости от источника звукового сигнала. Но, в отличие от игры «Найди колокольчик», вы на этот раз «не слышите» звонок (в дверь или по телефону), продолжаете свои дела — так проверяется собственная реакция ребенка на знакомый звуковой сигнал:

  • не реагирует;
  • слышит, но не пытается привлечь внимание взрослого;
  • слышит и пытается привлечь внимание взрослого;
  • самостоятельно подходит к двери или звонящему телефону,
    пытается открыть дверь или снять трубку;
  • плачет, пугается.

Если занятие проводится в помещении, не оборудованном телефоном и дверным звонком, то можно использовать упрощенный вариант задания («Кто стучится в дверь ко мне?»). Для этого следует находиться с ребенком в комнате, в которую можно войти через две двери. В любую из этих дверей одному из взрослых надо стучать извне, а другой должен находиться в комнате рядом с ребенком, наблюдая за его реакциями, но не открывать дверь. Иногда для этого варианта игры требуется предварительное обучение — некоторые дети просто не знают, что в дверь надо постучать, чтобы ее открыли.

3. Кто тak говорит?

Цель: определить уровень слухового внимания к речевым сигналам.

Оборудование: несколько игрушек, резко отличающихся друг от друга по «голосам» (курочка, собачка, кошка), столик и два стульчика.

Ход занятия

Занятие проводится за столом.

Сядьте на один стульчик и пригласите ребенка сесть напротив: «Иди сюда. Давай поиграем! Посмотри, кто к нам пришел». Поставьте перед ребенком сначала две игрушки (курочка, кошка).

Речевая инструкция: «Мяу-мяу! Покажи!» Изобразите «голос» кошки и подождите, сможет ли ребенок показать на нужную игрушку.

Если вам кажется, что ребенок затрудняется ответить, потому что инструкция ему непонятна, произносите: «Мяу-мяу! Где мяу-мяу?», выделяя голосом слово «где».

В наиболее сложных случаях, когда занятия проводятся с очень маленьким ребенком или с ребенком, у которого уже отмечаются явления речевого или поведенческого негативизма, можно принимать как правильный ответ не только указательный жест, но и «направленный взгляд» (ребенок на короткое время, не более нескольких секунд, смотрит на игрушку). Точно так же проверьте, знает ли ребенок «голос» курочки.

Если ребенок активно включается в задание, можно посмотреть, насколько легко он выбирает нужное звучание и соотносит его с игрушкой при последовательном предъявлении «голосов»: мяу-мяу, ко-ко, ав-ав (все три игрушки находятся перед ребенком). Чтобы исключить ваше подозрение, что ребенок случайно показал игрушку, животные несколько раз во время игры «пересаживаются».

В конце занятия отметьте типичные реакции ребенка на часто употребляемые в детской речи звукоподражательные слова:

  • эмоционально реагирует на игрушки, но не знает их «голоса»;
  • знает некоторые «голоса», но может спутать их в игре, когда
    устанет или отвлечется;
  • не удается привлечь внимание ребенка к «голосам» живот
    ных;
  • самостоятельно называет в игре животных (использует при этом
    слова-звукоподражания или облегченные слова);
  • отказывается от игры, плачет;
  • не понимает задания.

4. Правильно или нет?

Цель: выявить умение ребенка словами или жестами выражать свое несогласие с «неправильными» высказываниями взрослых.

Оборудование: в игровой комнате — соответствующие игрушки, а на прогулке это могут быть настоящие кошечки, собаки, вороны.

Ход занятия

Спросите у ребенка: «Это кошечка?» (показывая на кошечку) -и дождитесь утвердительного ответа в любой форме (кивок головой, улыбка, возглас). Если ребенок никак не реагирует, задайте вопрос о другом животном или игрушке. Если ребенок умеет использовать любые коммуникативные жесты, мимические выраже-

ния или лепетные слова для выражения своего согласия, переходите к основному этапу задания.

Покажите на собачку и с той же интонацией, что и в первый раз, еще раз задайте этот же вопрос: «Это кошечка?» (облегченный вариант вопроса «Это мяу-мяу?»). Дождитесь ответа ребенка, вопрос можно гГовторить несколько раз. Самое главное — не реагируйте негативно (не переспрашивайте с интонацией удивления, показывая, насколько неверно ребенок ответил; не хмурьтесь, не качайте головой), даже если ребенок ошибочно подтвердил ваш «неправильный» вопрос. Можно еще раз повторить вопрос, чтобы убедиться в том, что именно хотел «сказать» ребенок.

Несколько раз задайте малышу такие вопросы, варьируя правильные и неправильные названия предметов, например, спросите, показывая на кошечку: «Это собачка?»

Следует помнить, что если вопросы задаются на прогулке, то особенности движений и поведения животных будут помогать ребенку «узнать» или «не узнать» кошечку. В помещении игрушки для этого задания должны быть тщательно отобраны, так как они будут предъявляться ребенку последовательно, несколько раз, и ребенок может их перепутать, если игрушки будут похожи.

В конце занятия отметьте, умеет ли ребенок выражать свое согласие или несогласие со словами взрослого:

  • ребенку впервые предъявляется задание в форме вопроса «Это?» (в семье к нему чаще обращаются с утвердительными выражениями), он не умеет на него отвечать ни в какой форме;
  • у ребенка сформирована стереотипная реакция на вопрос «Это ... ?», который всегда задавался ему только в правильной форме, поэтому утвердительный жест или слово он употребляет не в значении «Да», а как эмоционально-положительную реакцию на общение со взрослым. Если на любой вопрос ребенок отвечает «Да», удостоверьтесь, что это правильное согласие, — покажите на другой предмет и задайте тот же вопрос, если ребенок тоже радостно ответит
    «Да», значит, он реагирует на интонацию, на само обращение к нему, но не на слова;
  • ребенок понимает заданный вопрос и отвечает на него в соответствии с ситуацией («Да» или «Нет») — в форме жеста, возгласа, слова и т.п.;
  • ребенок вообще не реагирует на слова, обращенные к нему.

После проведения этих заданий можно уже предварительно определить уровень развития слухового внимания и типичные поведенческие реакции на невербальные и вербальные коммуникативные знаки у конкретного ребенка:

  • ребенок только реагирует на звуковые сигналы, например, поворачивает голову в сторону источника звука;
  • ребенок хорошо понимает, что означают звуковые неречевые сигналы (знает их коммуникативный смысл), которые его окружают в жизни (телефон, дверной звонок, стук в дверь);
  • ребенок знает некоторые элементарные слова-звукоподражания и соотносит их с конкретными предметами в окружающей действительности;
  • ребенок адекватно реагирует на использование в речевой коммуникации нескольких знакомых ему слов, отличает вопросительную интонацию от утвердительной, может выразить свое «согласие-несогласие» со словами взрослого жестами (утвердительными,
    отрицательными) или облегченными словами.

Обязательно запишите, хотя бы кратко, результаты ваших наблюдений за ребенком при проведении этих игр. Отметьте, какие именно задания вызвали у него наибольшие затруднения. Такие записи носят регистрирующий характер и помогут вам более точно определить исходный уровень развития слухового внимания у малыша.

Обследование зрительного внимания

1. Собираем мячики

Цель: определить, умеет ли ребенок находить в окружающей обстановке несколько одинаковых по форме предметов.

Оборудование: несколько мячиков в «волшебном мешочке».

Ход занятия

Занятие проводится в игровой комнате, на ковре.

Сядьте рядом с ребенком, возьмите «волшебный мешочек», в котором находится несколько мячиков, близких по размеру, и «случайно» развяжите его, так, чтобы мячики раскатились по ковру перед ребенком. «Ой! Мячики! Мячики где? Дай мне мячик. И еще один. Еще мячик». Когда ребенок протягивает мячик или хотя бы «ловит» его, тянется к нему, поощряйте его, говорите ему ласково: «Молодец!», «Умница», «Как хорошо у тебя получается». Если ребенок упорно не замечает мячик, возьмите один мячик в руки («Вот мячик»), а затем на глазах у ребенка еще раз покатите его по ковру в направлении ребенка («Дай мячик!»), затем повторяйте это действие, катая мячик в разных направлениях.

Когда ребенок «собрал» 1—2 мячика, сложите остальные в мешочек, повторяя: «Вот мячик. И еще один мячик». Затем рас-

сыпьте мячики еще раз, но постарайтесь сделать так, чтобы они откатились дальше от ребенка, чем в прошлый раз. Несколько раз повторите это задание, проверяя, может ли ребенок «увидеть» мячик, который укатился достаточно далеко, используя при этом помощь взрослого: словесную инструкцию типа «А где мячик? Посмотри! Посмотри туда!» и указательный жест в нужном направлении.

Отметьте, как ребенок играл с «мячиками»:

  • не реагировал на неподвижный мячик, «замечал» его только при движении;
  • плохо прослеживал взором за мячиком, который закатился далеко;
  • «видел»/«не видел» неподвижный мячик, когда взрослый указывал на него;
  • легко находил все мячики независимо от их месторасположения;
  • отказывался от участия в этой игре.

2. Найди пару

Цель: узнать, умеет ли ребенок находить парные предметы в своей одежде.

Оборудование: детские ботиночки и тапочки, большая кукла, стол, стульчик (обратите внимание — лучше взять личные вещи ребенка: его старенькие тапочки и носочки).

Ход занятия

Занятие проводится в игровой комнате.

Сядьте на детский стульчик и возьмите на руки большую куклу (или мягкую игрушку). Перед вами на столе стоят две пары чистой обуви (ботиночки и тапочки).

Речевая инструкция: «Обуваем Кате (имя куклы) ботиночек. Вот так. Дай другой ботиночек». Если ребенок не подходит к столу и не берет с него обувь, снимаем надетый ботиночек, ставим его на стол перед ребенком рядом с «парой», затем опять берем со стола и повторяем задание еще раз, проговаривая все наши действия: «Вот Катя. Катю одеваем. Обули один ботиночек. Вот он! А здесь нет ботиночка! Дай мне ботиночек!»

Отметьте, если ребенок:

  • часто ошибается при подборе парного предмета;
  • вообще не понимает, что надо искать именно «парочку» (даже
    после показа);
  • справляется с заданием;
  • отказывается от игры.

3. Ищем конфетку

Цель: определить, может ли ребенок находить спрятанный предмет («конфетку») под перевернутой формочкой, ориентируясь на ее цвет.

Оборудование: несколько разноцветных формочек от йогурта (две—три синие и одна желтая), стол, стульчики, «конфетки» (витамины).

Ход занятия

Занятие проводится в игровой комнате, за столом, или в столовой.

Сядьте за детский стол напротив ребенка и возьмите в руку одну «конфетку». Перед ребенком на столе стоят две перевернутые формочки из-под йогуртов разного цвета: желтая и синяя. На глазах у ребенка спрячьте «конфетку» под желтую формочку.

Речевая инструкция: «Вот конфетка. А теперь ее не видно. Где конфетка?» Если ребенок переворачивает синюю формочку, разведите руками (жест «Нет!») и произнесите: «Нет! Конфетки нет! А здесь?» Когда ребенок находит «конфетку», он может ее съесть: «Молодец! Съешь конфетку!»

Второй раз можно также спрятать «конфетку» под желтую формочку на глазах у ребенка, но затем поменяйте их несколько раз местами. «Где конфетка?» Затем количество формочек увеличивается до трех (две синие и одна желтая), но «конфетку» прячут только под формочку желтого цвета.

Если ребенок каждый раз ищет «конфетку» поочередно под всеми формочками или упорно смотрит только под той формочкой, под которой он нашел ее в прошлый раз (например, в центре), выполнение задания прекращается.

Если ребенок успешно находит «конфетку», то постепенно количество формочек можно увеличить до четырех. Однако зрительное внимание у маленьких детей еще очень неустойчиво, поэтому не следует раздвигать формочки на расстояние больше 5 см, так как одну из них малыш может просто не заметить.

Переворачивая формочки в поиске «конфеты», малыш может:

  • не обращать внимания на цвет формочки и хаотически переворачивать все формочки в поисках «конфетки»;
  • не прослеживать взором за движением желтой формочки, а просто переворачивать каждый раз любую формочку, которая оказалась на том месте (слева, справа или в центре), где он нашел «конфетку» в прошлый раз;
  • переворачивать желтую формочку, выбирая правильно из двух разных формочек;

•        переворачивать желтую формочку, выбирая правильно из 3—4 разных формочек.

4. Кормим 3айку

Цель: определить, умеет ли ребенок соотносить реальный предмет с его изображением.

Оборудование: несколько морковок, огурцов, яблок, тарелка, две картинки с крупными рисунками «яблоко», «морковка» (стимульный материал к методике), игрушечный заяц, стол, стул.

Ход занятия

Занятие проводится в игровой комнате или в столовой.

На столе перед ребенком поставьте тарелочку, на которой лежат морковка и яблоко. Сядьте напротив ребенка и усадите зайца к себе на руки.

Речевая инструкция: «Зайка хочет кушать. Дай ему морковку!» Наблюдая, как ребенок выполняет это задание, вы убедитесь, что ребенок знает слова «яблоко», «морковка», т.е. понимает и правильно соотносит их с реальными предметами.

Затем покажите малышу картинку с изображением яблока. Положите реальное яблоко рядом с картинкой. Речевая инструкция: «Вот яблоко. И это яблоко».

После этого поставьте перед ребенком тарелочку с набором из овощей и фруктов: например, яблоко и две морковки. Одновременно покажите ему картинку «яблоко». Речевая инструкция: «Зайка хочет кушать. Дай зайке это!» Если ребенок правильно выбрал фрукт, зайка «благодарит» его (кланяется и говорит «спасибо»). Если ребенок выбрал неправильно, зайка отворачивается от еды и мотает головой.

В ходе занятия перед ребенком следует один-два раза менять тарелки, чтобы он выбирал из разного набора овощей и фруктов.

На следующем занятии ребенок знакомится с картинкой «морковка».

Если эти задания очень просты для ребенка и он легко с ними справляется, то увеличиваем количество фруктов и овощей на тарелочке, из которого ребенку надо будет выбирать, и предъявляем ему на одном занятии поочередно две картинки. Каждую картинку следует показывать несколько раз, но менять последовательность их предъявления: яблоко, морковь, яблоко, яблоко.

Ребенок может:

  • хорошо знать реальные фрукты, но он не способен соотносить
    их с изображенными на картинках;
  • уметь соотносить реальные предметы и их изображения;
  • отказаться от выполнения этого задания.

Запишите наиболее типичные реакции ребенка на предъявление ему всех этих заданий. После проведения этих заданий можно будет предварительно определить как уровень развития зрительного внимания и познавательных способностей у конкретного ребенка, так и сформированность первичных зрительных представлений об окружающем мире:

- ребенок только реагирует на предметы, его реакции носят ориентировочно-познавательный характер, однако крайне неустойчивы, малыш чаще замечает движущиеся предметы и с трудом фиксирует внимание на неподвижных;

  • ребенок понимает, что его окружают в жизни некоторые предметы, которые имеют сходную форму и одинаковое назначение, с ними можно выполнять одинаковые действия (первичные зрительные обобщения — мячики, кубики);
  • ребенок способен самостоятельно выделять значимые признаки похожих предметов и использовать этот навык в своих практических целях;
  • ребенок понимает, что говорить можно не только о реальных предметах, но и о их изображениях, т.е. понимает символические знаки (например, крупные рисунки вместо реальных предметов);
  • ребенок знает и умеет использовать некоторые коммуникативные жесты (отрицательные, утвердительные).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

55 способов общения с неговорящим ребёнком

55 способов общения с неговорящим ребёнкомАвтор: Дедюхина Г. В., Кириллова Е. В....

Инновационный проект "Определение механизма и формы речевой симптоматики, уровня речевого развития, составления профиля индивидуального маршрута ребёнка, через реализацию авторизованной, иллюстративной методики обследования дошкольников 4-7 лет"

Методика предполагает выявление нарушений по разработанным диагностическим заданиям по 10-ти разделам и включение нарушенных звеньев в индивидуальный коррекционный план....

Подборка игр для обследования неговорящих детей

Столкнувшись в работе с безречевыми детьми многие логопеды первое, в чем я испытывают  трудность – как проводить логопедическое обследование безречевых детей?...

Акт внешнего обследования ребёнка

При поступлении ребёнка в детский дом всем службам необходимо проверить его внешний вид....

Карта диагностического обследования старшеклассника (Диагностическое обследование устной речи обучающихся 5-9 классов)

Материал является адаптированным вариантом Тестовой методики диагностики устной речи старших школьников (Т.А. Фотековой)...

Консультация для родителей "Диагностическое обследование речи ребёнка дошкольного возраста"

Выявление речевых нарушений и оказание своевременной квалифицированной помощи ребенку дошкольного возраста...