Подборка игр для обследования неговорящих детей
методическая разработка по теме

Столкнувшись в работе с безречевыми детьми многие логопеды первое, в чем я испытывают  трудность – как проводить логопедическое обследование безречевых детей?
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подборка игр для обследования неговорящих детей младшего дошкольного возраста.

1. Импрессивная речь.
Игра «Зеркало».
Цель: выявить понимание простых указаний, обследовать знание частей тела, исследовать умение выполнять простые инструкции.
Ход игры: Ребенок садится рядом со взрослым перед зеркалом, взрослый дает инструкции, ребенок их выполняет.

Игра «Сварим суп»
Цель: исследование словарного запаса категорий «Овощи», «Посуда», исследование понимания простых словесных инструкций.
Ход игры: По просьбе педагога ребенок находит картинки (или игрушки) и выполняет простые задания.

Игра «Кто в гости к нам пришел»
Цель: исследование словарного запаса в категории «Животные», исследование понимания простых словесных инструкций.

Игра «Найди шарик»
Цель: изучить понимание преложно-падежных предлогов и конструкций (через, около, перед), исследовать понимания словесных инструкций, понимание предлогов из-под, из, за, под, над.
Ход игры: Педагог прячет шарик, просит найти его и дает подсказку. («Шарик за коробкой», «Достань шарик из-под коробки».)

Игра «Найди картинку»
Цель: Узнавание действий на картинке.
Ход игры: по просьбе педагога попросить показать картинку (где мальчик спит, девочка чистит зубы и т.д.

2. Слуховое внимание и фонематический слух. 
Игра «Кто в гости пришел»
Цель: выявить умение различать звук и соотносить его с игрушкой.
Ход игры: Ребенок слышит звук животного и находит его среди игрушек. Например, слышит мычание – дает корову, слышит мяуканье – дает кошку.

Игра «Помоги найти».
Цель: исследовать умение различать слова близкие по звучанию.
Ход игры: по просьбе педагога дать одну из парных картинок. (мышка-мишка, стол-стул, усы-уши, ежата-мышата, коса-коза).

3. Экспрессивная речь.
Игра «Волшебный мешочек»
Цель: выявить уровень овладения звукоподражанием.
Ход игры: ребенок достает из мешочка фигурку животного и показывает, как оно «говорит».

Игры «Качаем малыша», «Заблудились», «Самолет»
Цель: выявить уровень овладения звукоподражанием.
Ход игр: игровая ситуация, в которой ребенок показывает как звучит плач малыша, самолет и т.п.

4. Мелкая мотрика.
Игра «Золушка»
Цель: оценка дифференциации захватов.
Ход игры: собрать бусины в банку.

Игра «Просыпался горох»
Цель игры: оценка дифференциации захватов.
Ход игры: собрать со стола горох.

Игра «Замок»
Цель: оценить состояние мелкой моторики
Ход игры:
Выполнять указанные движения по подражанию.
На двери висит замок (руки в замок)
Кто его открыть бы смог
Потянули
Покрутили
Постучали
И открыли.

Игра «Пошли пальчики гулять»
Цель: исследование мелкой моторики.
Ход игры:
Раз, два, три, четыре, пять (по очереди соединять пальчики)
Вышли пальчики гулять
Этот пальчик в лес пошел (соединить в кольцо большой пальчик и указательный)
Этот пальчик гриб нашел (соединить средний и большой)
Этот пальчик жарить стал (соединить безымянный и большой)
Этот все на стол подал (соединить мизинчик и большой)
Этот съел, все съел (собрать пальцы в кулак оставив только большой палец)
Потому и потолстел

5. Общая моторика. 
Игра «Волшебные превращения»
Цель: выявить состояние общей моторики
Ход игры: ребенок повторяя за педагогом показывает движения соответствующие превращению:
Часики (наклоны головой)
Лягушка (прыжки от пола)
Кенгуру (прыжки с места)
Цапля (стоять на одной ноге)

6.Внимание и память.
Игра: Кто ушел.
Цель: исследование внимания и памяти ребенка.
Ход игры: на столе стоят фигруки животных. Ребенок отворачивается одна фигурка убирается. Педагог спрашивает кто ушел? И ребенок выбирает и 3-х предложенных фигурок (если ребенок владеет звукоподражанием, то озвучивает животное)

Игра «Что поменялось»
Цель: исследовать внимание и память ребенка
Ход игры: ребенку предлагают предметные картинки в определенной последовательности. Ребенок отворачивается, картинки меняются местами. Ребенок находит изменения.
Вариант игры: ребенок добавляется лишняя картинка, ребенок ее находит.

Игра: Найди пару
Цель: исследование внимания.
Ход игры: Ребенку предлагаются картинка с изображениями и предлагается найти два одинаковых рисунка.

Игра «Повтори»
Цель: оценка внимания и памяти.
Ход игры: ребенку называются слова в определенном порядке, после этого он показывает соответствующие картинки в том же порядке. (от 2-х до 5 картинок)

7. Мышление 
Игра «Кто здесь лишний»
Цель: исследовать уровень развития мышления
Ход игры: ребенку предлагается дифференцировать предмет, отличающийся от других по опреденным признакам (цвету, форме, группе и т.п.).

Игра «Лабиринт»
Цель: исследовать уровень внимания, мышления.
Ход игры: найти конечный пункт лабиринта (помочь мышке прийти домой, найти у кого какой шарик) по картинкам.

Игра «Найди правильный»
Цель: исследование умения соотносить размер.
Ход игры: Ребенку предлагается помочь зайчику, который заблудился в лесу, для этого нужно найти самую длинную дорожку, самую узкую. Низкое-высокое дерево.

8. Зрительное восприятие.
Игра «Накорми лошадку»
Цель: исследовать умение детей соотнести цвета, формы по образцу.
Ход игры: Ребенку дается инструкция: «Давай покормим лошадку. Она любит красные печеньки» (показывается образец). Также поиграть с другими характеристиками – цвет, форма.

9. Исследование артикуляционного аппарата
Игра "Зоопарк"
Цель: исследовать состояние артикуляционного аппарата ребенка.
Ход игры: Дети повторяют за педагогом "превращения" в различные животные: слон (губы трубочкой), лягушка (растянуть губы в улыбке), гиппопотам (широко открыть рот), змея (высовывать и убирать язычок), котенок (лакает язычок)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самые известные игры для неговорящих детей

Игры из классических методик Н.Н. Трауготт, Р.Е.Левиной,С.Н.Шаховской...

СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА РОДИТЕЛЯМ НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ

Документ содержит советы логопеда родителям неговорящих детей...

Советы родителям неговорящих детей

Уважаемые родители! Помните, что подражание - одно из основных средств воспитания и обучения. Если хотите обучить ребенка выполнять какое-либо действие, выполняйте его сами на глазах у ребенка....

Конспект ноод «Развитие кинестетического контроля у неговорящих детей» с использованием пескотерапии (младшая диагностическая группа

Конспект ноод«Развитие кинестетического контроля у неговорящих детей»с использованием  пескотерапии(младшая диагностическая группа)...

Обследование неговорящего ребёнка.

Практический материал для обследования слухового и зрительного внимания ребёнка младшего дошкольного возраста с полным отсутствием экспрессивной речи....

Развитие речи неговорящих детей с моторной алалией.

Основная задача  при работе с неговорящими детьми вызвать подражательную речевую деятельность детей в форме любых звуковых проявлений и расширить объем понимания речи. Подражательные речевые реак...

Развитие понимания обращённой речи неговорящих детей.

Материалы методических объединений. Развитие понимания обращённой речи неговорящих детей...