Развитие речи неговорящих детей с моторной алалией.
статья на тему

Сиско Надежда Осиповна

Основная задача  при работе с неговорящими детьми вызвать подражательную речевую деятельность детей в форме любых звуковых проявлений и расширить объем понимания речи. Подражательные речевые реакции могут выражаться в любых звуковых комплексах. Поэтому  взрослому необходимо создать условия, в которых бы у ребенка появилось желание произносить (повторять) одни и те же звукосочетания неоднократно.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_negovoryashchih.docx23.34 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи неговорящих детей с моторной алалией.

Основная задача  при работе с неговорящими детьми вызвать подражательную речевую деятельность детей в форме любых звуковых проявлений и расширить объем понимания речи. Подражательные речевые реакции могут выражаться в любых звуковых комплексах. Поэтому  взрослому необходимо создать условия, в которых бы у ребенка появилось желание произносить (повторять) одни и те же звукосочетания неоднократно.  Какие приемы можно использовать,  чтобы вызвать у ребенку желание подражать речи взрослого? Как отмечают большинство исследователей (Н.С.Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева) при работе с безречевыми детьми неэффективно использовать слова «скажи», «повтори». Это вызывает у детей речевой негативизм.  Более продуктивный путь -  моделирование коммуникативных ситуаций, которые создают у ребенка потребность в речевом высказывании.  Особенно тяжело вызвать речевое подражание у детей с моторной алалией. Авторы Пятница Т.В. и Башинская Т.В. предлагают методику графомоторной стимуляции речи у детей с моторной алалией.   Основная идея предлагаемой методики заключается в максимальном совмещении   движения плечевого сустава (размах, бросок, линия) с моментом начала речи (голосовой реакцией).  Авторы  данной методики для развития активной речи предлагают использовать следующие игры и упражнения.

«Камешки»

Ребенок бросает мелкие камешки, крупные бусины в воду, произнося звук типа булъ

«Шарик»

Ребенок подбрасывает воздушный шар со звуком типа ух\

«Гвозди»

Ребенок «забивает гвозди», сильно ударяя молоточком и произнося звук бух.

«Юла»

Ребенок запускает юлу, произнося на каждый толчок звук [у], затем поет его столько, сколько крутится юла.

«Цапли»

Локоть ребенка опирается на стол, на расстоянии длины его предплечья рассыпаны мелкие игрушки, крупные бусины или выпуклые пуговицы. Ребенок опускает руку, не отрывая локтя от стола, захватывает игрушку пальцами, произнося (ц )ап, возвращает руку в исходное положение и переносит игрушку в коробочку, которая расположена левее или правее от захватываемых предметов, опускает руку и выпускает предмет со словом ба(х). 

«Филин» (Л. Волошина)

Руки — это крылья филина. Он взмахивает ими от самого плеча, «пугает» зверей!

Ребенок поднимает руки вверх, произнося звук высоко, опускает руки, произнося звук низко.  Взрослый  читает текст, ребенок произносит звук филина:

Ухал, охал, ахал филин: «У-у!» «У-у!» Эхо слышалось в лесу: «У-у!» «У-у!»

Звери в страхе разбежались: «У-у!» «У-у!» Песни фили испугались: «У-у!» «У-у!»

«Живые звуки»

«Хоккей» — ребенок машет «клюшкой» со звуком: ххх.

«Паровоз» —резко разжимает кулаки — со звуком: п-п-п.

«Крышка на чайнике» — стучит ладошкой по кулаку: б-б-б.

«Дождик» — стучит пальцами по столу: к-к-к.

«Часики» — палец качается в разные стороны:тъ-тъ-тъ.

«Насос» — руки ставит в замок, наклоняется со звуком: с-с-с-с.

Закрепляем умение произносить звукоподражания в момент движения.

«Зарядка»

 Взрослый читает текст, ребенок выполняет движения со звукоподражаниями.

Педагог. Руки вверх.

Ребенок. Хлоп-хлоп-хлоп (хлопает в ладоши). Руки вниз.

Топ-топ-топ (топает ногами). Руки в стороны.

Ух-ух-ух (машет кистями рук, как крыльями). Руки вперед.

Тук-тук-тук (стучит кулачками).

«Ладошка» (Т. Башинская)

 1. На листе формата А4  взрослый обводит свою правую руку, максимально раздвинув пальцы, большой палец вверху. Каждому пальцу соответствует свой звук-буква: большой —А, указательный — О, средний — У, безымянный — Ы, мизинец — Э, ладошка — И.

Ребенок плотно складывает ладошки и соединяет одноименные пальцы, произнося звуки.

 2. Одноименные пальцы «летят» друг к другу с расстояния 3—5 см, ребенок произносит звуки.

 3. Ребенок ударяет 2 раза пальцами и произносит по два звука: А, А; О, О; У, У; Ы, Ы; Э, Э; И, И.

Рисование

Рисование на влажном песке

(Для увлажнения песка используется любая «брызгалка», ребенок нажимает на рычажок со звуком пш.)

«Ладошки на песке»

В коробке с влажным песком ребенок ставит произвольные отпечатки своей ладошки, сильно прижимает ладонь так, чтобы она провалилась глубже в песок, произнося звук у-у-у-у с усилением.

«Следы тигра»

Пальцы обеих рук ребенок сжимает в кулак, большой палец внутрь. Отпечатывает на песке «следы тигра» со звуком [ы] на каждый след. Сначала печатает двумя руками одновременно, затем поочередно.

«Отыщи игрушку»

Педагог прячет в песке несколько мелких игрушек. Ребенок нажимает на песок ладошкой.

На вопрос:  Где игрушка? ребенок определяет ее место и отвечает: «Тут!»

Затем ребенок разгребает песок указательным пальцем одной или обеих рук, полностью очищает игрушку от песка и достает ее большим и указательным пальцами, произнося: «Вот».

«Веревочки»

Ребенок раскручивает или закручивает на карандаш ленточку с игрушкой на конце, произнося протяжный звук: гласный или отрабатываемый согласный звук (ссс, ззз, ввв, хххх).

«Скачет лягушонок»

Ребенок выполняет характерные движения во время чтения   текста, затем произносит звукоподражания в такт движениям.

  Скачет лягушонок,   Ква-ква-ква!

Плавает утенок — Кря-кря-кря! Прыгает козленок — Ме-ме-ме!

А за ним ягненок — Бе-бе-бе!

А за ним ребята —

Раз-два-три!        (Ребенок хлопает в ладоши на каждое слово)

Весело шагают

По-смо-три!        (Хлопает в ладоши на каждый слог.)

«Кап-буль»

А. Ребенок рисует короткие вертикальные линии сверху вниз со словом кап на каждую черточку.

Б. Рисует маленькие кружочки со словом буль.

 Данные игровые упражнения  способствуют развитию речевой подражательной деятельности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сравнительная характеристика речевого развития детей с нарушением слуха и детей с моторной алалией.

В докладе проводится сравнительная характеристика речевого развития детей с нарушением слуха и детей алаликов.  В результате сравнения делаются выводы,что часто речевое развитие глухого ребёнка п...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Поле чудес»

В конспекте представлена интеграция образовательных областей художественно-эстетического  и  речевого развития....

Цикл логопедических занятий № 2 для группы детей с общим недоразвитием речи III уровня «Коррекция и развитие речи у детей с ОНР III уровня»

Направлен на продолжение коррекционно-развивающей работы по преодолению общего нарушения речи третьего уровня у детей....

Развитие понимания обращённой речи неговорящих детей.

Материалы методических объединений. Развитие понимания обращённой речи неговорящих детей...

ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ

Поскольку у детей с моторной алалией страдает не только речь, но и основные психические процессы: память, внимание, мышление, сенсорные представления о величине и форме, очень важно развивать эти функ...

Использование элементов фонетической ритмики как средства развития произносительной стороны речи у детей с моторной алалией

Фонетическая ритмика – система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, ко...