Конспект логопедического занятия " Звук "ш"
план-конспект на тему

Головина Татьяна Сергеевна

Цель данного занятия- развития фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста. В конспекты представлены авторские рифмовки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия.

Звук (ш).

Задачи.

Коррекционно- образовательные:

Обучение правильному дыханию ,  закрепление правильной артикуляционной позы языка и губ при произношении звука (ш), характеристика звука (ш) по акустическим принципам.

Коррекционно-развивающие:

Развитие фонематического слуха, восприятия, развитие зрительно- пространственных отношений,  развитие мышления, развитие языкового анализа и синтеза, схемы слов.

Коррекционно- воспитательные:

Воспитание правильного произношения

Оборудование:

Картинки, в названиях которых встречаются звук (ш) , авторские картины с рифмовками, фигурка гуся.

1. а)Упражнение для глаз.

Сегодня у нас в гостях гусь. Он гуляет по лужайке и шипит на всех, кто ему мешает щипать траву. Проследим глазками, где шипит гусь. ( передвигается фигурка гуся со звуком: шшшшшш). Гусь шипит справа. Гусь шипит слева. Гусь ходит вокруг лужайки .

Какой звук сегодня с нами?

б) Характеристика звука с опорой на схему.

- Согласный или гласный?

- Глухой или звонкий?

- Твёрдый или мягкий?

Физ.минутка.

Петушок, петушок! ( Дети ударяют прямыми руками по бокам. Показывают гребешок)

Подари мне гребешок.

Ну. Пожалуйста! Прошу! (вытягивают руки вперёд)

Я кудряшки причешу! ( Гладят себя по голове)

(Г. Лазгынь.)

2.Мы играем, мы играем- слова со звуком (ш) называем.

Вы сейчас будете разными словами со звуком Ш. Надо запомнить какое ты слово. Чтобы ответить на мой вопрос. Логопед даёт каждому ребёнку слово: ты слово- мышка, ты- шарфик....

А сейчас тот, чьё слово я назову, тот и отвечает на вопрос:

1. Кошка, кошка, ты какая?  Пшённая, пушистая или шерстяная?

Ответ: Кошка пушистая.

2.Шапка, шапка, та какая?    Шершавая, душистая или шерстяная?

Шапка шерстяная.

3.Шарфик, шарфик, ты какой? Душистый, шёлковый, смешной?

Шарфик шёлковый.

4.Малыш, малыш, а ты какой? Пшённый, шумный, шерстяной?

Малыш шумный.

5.Каша, каша, ты какая? Пшённая, пушистая или большая?

Каша пшённая.

6. Ландыш, ландыш, ты какой? Душистый , шёлковый, большой?

Ландыш душистый.

7. Мишка, мишка, ты какой? Шумный, пшённый или большой?

Мишка большой.

8.Шутка, шутка, ты какая? Игрушечная, шумная или смешная.

Шутка смешная.

9.Мышка, мышка, ты какая? Шустрая, шершавая или большая?

Мышка шустрая.

10. Шишка, шишка, ты какая? Шершавая, шёлковая, шерстяная?

Шишка шершавая.

11. Лошадка, ты какая? Игрушечная, шёлковая или смешная?

Лошадка игрушечная.

12. Книжка, книжка, ты какая? Школьная, душистая или  шерстяная?

Книжка школьная.

13. Избушка, ты какая? Душная, пушистая или ты смешная?

Избушка душная.

14. Шкаф, шкаф, ты какой? Пшённый, шумный или большой?

Шкаф большой.

3. Вот картинки половинки. ( на доске) Логопед вешает половинки любых картинок со звуком (ш). У детей- вторые половинки. Надо найти свою половинку и сказать- это половинка чего или кого?

Физ. минутка:    Шкаф купил себе жираф.

                           Шарф повесил в шкаф жираф.

                             Шарф берёт жираф из шкафа,

                             Длинный, длинный шарф жирафа.

Посмотрите на картинки и ответьте. Про кого сказали игрушечная? Про что сказали Шершавая ? Про что сказали шерстяная?....

 Чистоговорка:

Ышка- ышка- ышка- бежит по полю мышка

( Дети «пробегают» пальчиками по ногам)

Шу-шу-шу- в норке пошуршу.

( скребут по бёдрам)

Ши-ши-ши- зёрна хороши

( ритмично хлопают в ладоши)

Ша-ша-ша- кушай не спеша.

( грозят пальцем)

4.   В каких сказках мышка маленькая , шустрая,  серенькая ( предполагаются разные варианты ответов)

Распространение предложения: Бежит мышка маленькая, шустрая, смелая.

Выкладывается схема.

На какое слово приползла змея? ( Определяется порядок слов в предложении)

5.Работа с картинкой.

Кто- то шагает. А кто-то мешает.

Кто- то шумит, у кто- то шалит ( шипит)

Кто- то пишет, а кто- то дышит.

Кто- то штопает, а кто- то топает.

Кто- то кашу кушает, а кто- то книжку слушает.

Вы подумайте, не спешите

Кто что делает, мне скажите.

Вариант. ( показывается соответствующая картинка)

Пушок в камышах мышонка нашёл.

Мишка- медведь в избушку зашёл.

Бабушка шьёт на машинке штанишки

Для одного озорного мальчишки.

Маша пишет письмо Наташе.

А Яша кушает пшённую кашу.

Детишки очень шумят у окошка

Мышка- норушка боится злой кошки.

У шкафа в мешке лежит картошка

А около плошки Мишкина ложка.

Кто шьёт, а кто пишет?

Шумит кто и где?

Где мышонок?

Где мишка?

Где картошка?

Где ложка?

Какое слова звучат похоже? ( ложка- картошка, кошка- окошко, штанишки- мальчишки), нашёл- зашёл)

Мышка- квакушка, лягушка- норушка, зайчишка- топтыжка, мишка- трусишка на лошадку забрались, к детишкам в гости собрались. Но лошадка не скачет. Она от смеха чуть не плачет. Почему лошадка не скачет? Почему она смеётся? ( не так назвали). Назови правильно. В каких словах звук ш?

6. Итог занятия.

Уходим змейкой по канату.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бланк для конспекта логопедического занятия

Удобный для планирования коррекционной работы по звукопроизношению у детей с общим недоразвитием речи. Предполагает развитие всех компонентов речевой системы, возможность варьировать разн...

Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "Б-П", 2класс.

В данном уроке проводится дифференциация звуков и букв "Б-П", задания предлагаются в игровой форме. Используется интерактивная доска....

Конспект логопедического занятия «К нам весна шагает быстрыми шагами» для 3 класса

Цели:Коррекционно–образовательные:Активизировать и обогащать лексический словарь по теме «Весна».Учить устанавливать причинно-следственные связи и закономерности в явлениях природы, их  взаимосвя...

Конспект логопедического занятия "Праздник Правильной речи"

Данное занятие проводится в мае, в конце учебного года. На занятие приглашаются родители учащихся, посещавших логопедические занятия, а также одноклассники. Реплики...

Конспект логопедического занятия на тему: «Многозначные слова» в 3 классе(ЗПР) Занятие подготовила и провела учитель-логопед высшей квалификационной категории Е.Н. Курусь

Конспект занятия составлен для воспитанников 3 класса (ЗПР) по теме "Многозначные слова". Целью занятия являлось знакомство детей с помощью речевых упражнений и игр с многозначными словами....