Консультация для родителей " В мире звуков"
консультация на тему

Головина Татьяна Сергеевна

Консультация знакомит родителей с понятием слуховое внимание и фонематический слух. Родители познакомятся с упражнениями, которые можно проводитьс детьми в игровой форме , как на свежем воздухе, так и в помещении.  Упражнения формируют у ребёнка слуховое внимание, которое имеет большое значение для развития фонематического слуха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_mire_zvukov.docx19.28 КБ

Предварительный просмотр:

«В мире звуков» или  « Развиваем слуховое внимание детей летом»

Консультация для родителей.

Слуховое восприятие - очень важная особенность человека, без нее нельзя научиться слышать и понимать речь, а значит, правильно говорить.

Слуховое восприятие начинается со слухового внимания – умение сосредотачиваться на звуке, определять его и соотносить с издающим его предметом, что и приводит к пониманию смысла речи через узнавание и анализ речевых звуков. Все звуки, которые человек воспринимает и анализирует, а затем воспроизводит, он запоминает благодаря слуховой памяти.

В развитии голоса ребенка большую роль играет речь взрослых. Мы, учим детей слушать и слышать речь окружающих, внимательно относиться к своему высказыванию, говорить приветливым, доброжелательным голосом, правильно пользоваться громкостью своего голоса с учетом условий общения, употреблять вежливые слова. Поощряем, когда дети осознанно передают с помощью модуляции голоса свои чувства: радость, грусть, печаль, торжественность.

Для того, чтобы ребёнок научился правильно и чётко говорить, хорошо ориентировался в пространстве слуховое восприятие, внимание и память нужно целенаправленно развивать с раннего детства. Всем известно, что дети любят играть, поэтому лучше это делать в игровой форме. Вот несколько игр, в которые вы можете поиграть со своим малышом во время прогулки, дома, в дороге.

Игра «Слушаем слова»
Договоритесь с ребёнком, что вы будете произносить самые разные слова. Ребёнку надо хлопнуть в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, посуду. И игра начинается: называются различные слова: стул, дерево, тарелка, ручка, лиса, картошка, вилка. Ребёнок должен успеть вовремя хлопнуть в ладоши.
Чтобы игра не надоедала её можно разнообразить. Поиграв несколько минут, можно менять задания. Ребёнку надо будет совершать уже другие действия, например, топнуть, когда услышит слово, обозначающее растение; прыгнуть, когда услышит слово, обозначающее животное; взять себя за нос, когда услышит слово, обозначающее мебель.
Когда малыш начинает справляться, задания можно усложнить, объединив их по два, а потом и по три. Например, ребёнку надо хлопнуть в ладоши, когда слышит слова, обозначающие растение, и прыгнуть при произнесении слов, обозначающих животное.


Игра «Топ-хлоп»
Договоритесь с ребёнком, что вы будете произносить разные фразы, как правильные, так и неправильные. Если выражение верное, ребёнку надо хлопнуть в ладоши, если не верное, ребёнку надо топнуть. И игра начинается.
Чем младше ребёнок, тем проще должны быть фразы - понятия. Например, для трёхлетнего малыша можно говорить такие фразы: «Помидоры всегда синие», «Суп мы едим ложкой», «Картошку едят сырую», «Люди ходят на руках». Для пятилетнего малыша можно уже усложнять понятия: «Медведь живет в деревне», «Белки любят орешки», «Крокодилы живут в лесу». Фразы надо подбирать соответственно интеллектуальному развитию ребёнка, чтобы ему было одновременно и не сложно угадывать правильные фразы и не скучно.

Игра «На стол! Под стол! Стучать!» 
Предложите ребёнку поиграть в игру, в которой он будет правильно выполнять ваши команды. Вы будете давать словесные команды, и при этом стараться запутать ребёнка. Для этого сначала говорите команду, и сами её правильно выполняйте, малыш будет повторять всё за вами. Затем начинаете путать ребёнка – говорить одну команду, а делать что-то другое.
Например, вы говорите: «Под стол!» и руки прячете под стол, ребёнок прячет руки, повторяя всё за вами. «Стучать!» и начинаете стучать по столу, ребёнок за повторяет. «На стол!» – руки кладёте на стол, ребёнок делает то же самое и так далее. Когда ребёнок привыкнет повторять движения за вами, начинайте его путать: говорить одну команду, а выполнять другое движение. Например, говорите: «Под стол!», а сами стучите по столу. Ребёнок должен говорите делать то, что вы, а не то, что выполняете.

Игра «Нос - пол - потолок» 
Договоритесь с детьми, что когда вы скажете слово «нос», детям надо показать пальцем на свой нос. Когда скажете слово «потолок», дети должны направлять палец на потолок, а когда они слышат слово «пол», то показать пальцем на пол. Детям надо объяснить, что поддаваться на провокацию нельзя: выполнять надо те команды, которые вы произносите, а не те, которые показываете.
Затем начинайте говорить слова: «нос», «пол», «потолок» в разной последовательности, а показывать при этом либо правильно, либо неправильно. Например, называйте нос, а показывайте на пол. Дети же должны всегда показывать в правильном направлении.

Игра"Узнай по звуку"

Возьмите  различные игрушки и предметы, которыми можно производить шумы и звуки разными предметами. Если ребенок догадывается, чем произведен звук, он поднимает руки и говорит об этом взрослому, не оборачиваясь.

Шумы можно производить самые разные: бросать на пол ложку, мяч, бумагу; ударять предметом о предмет; перелистывать книгу; рвать или мять бумагу и т. д.

Игра"Кто летит"

Взрослый сообщает детям, что он будет говорить слово"летит" в сочетании с другими словами (птица летит, самолет летит) .Но иногда он будет ошибаться (например: собака летит) .Дети должны хлопать только тогда, когда два слова употребляются правильно. В начале игры взрослый медленно произносит фразы, делает паузы между нами. В дальнейшем темп речи ускоряется.

Игра"Домашний оркестр"

Сообщите ребёнку, что сегодня будет играть на инструментах, но не на музыкальных, а"домашних", и дайте ребенку посуду.

Спросите:"Как можно назвать одним словом эти предметы? "-"Посуда"-"Мы будем играть на посуде. Ты оркестр, а я дирижер. Я буду показывать, как играть, а ты повторяй за мной".

Отстукивайте ритмы, а ребенок должен повторять за вами.

Игра «Придумай слово».

Предложите детям назвать слова:

• с «песенкой комарика» - зонт, зебра, зарядка, ваза, корзина;

• с «песенкой жука» - жираф, желуди, жаба, лыжи, ножницы, кружок, ножик;

• с «песенкой ветра» — шапка, шуба, шарф, карандаш, машина, шкаф, шишка;

• с «песенкой мотора» -рак, рыба, грибы, сыр, рама, торт;

• с «песенкой насоса» - собака, лиса, ослик, сумка, стол, стул, самолет.

Наиболее часто дети путают звуки похожие по звучанию или близкие по способу образования (по произношению). Как правило, это свистящие и шипящие звуки: с-ш, з-ж, сь-щ, ц-ч, с-ц, з-с; соноры: р-л, рь-ль; твёрдые и мягкие: б-бь, з-зь, с-сь, и т. д. ; звонкие и глухие: д-т, в-ф, г-к, б-п и т. д.

Таким образом, недостатки в развитии слухового восприятия могут вызвать затруднения в различении и произнесении звуков, а так же в освоении грамоты детьми.

Однако, последовательная и систематическая работа в данном направлении позволит избежать или по крайней мере, минимизировать трудности в овладении ребёнком письменной и устной речью.

Составила : «учитель-логопед Головина Т.С.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей.Упражнения для постановки звуков Ть и Ц

Упражнения для развития фонематического слуха...

Консультация для родителей «В мире загадочных звуков»

Детский голос звучит так чисто, так нежно, так высоко. Но часто ли мы слышим пение наших детей дома? Часто ли они «мурлычут» себе под нос, играя или рисуя, вышивая или мастеря что-нибудь? Часто ли они...

Консультация для родителей "Мир звуков вокруг нас"

консультация для родителей о приобщении детей к музыке...

Консультация-практикум для родителей "В стране звуков и букв русского языка"

Практическое пособие по составлению звуковых схем слов при обучении дошкольников грамоте....

Консультация для родителей "В мире музыки"

Консультация для родителей...

Консультация для родителей "Поиграем со звуками"

Правильно организованная игра помогает закрепить, уточнить, обогатить представления о свойствах предметов и явлений окружающей действительности....

Консультация для родителей "Поиграем со звуками"

Игры со звуками – естественное дополнение к «звуковым забавам» малышей. Они помогают ребенку научиться лучше слушать, различать и самостоятельно производить звуки разной окраски, соз...