Доклад на тему "Условия эффективной работы по развитию слухового восприятия речи"
статья на тему

Базыр – Тара Алевтина Шагдыровна

Проблема эффективности процесса обучения и воспитания является одной из важнейших задач теории и практики обучения и воспитания.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ РЕЧИ

Слайд 2

УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ РЕЧИ Проблема эффективности процесса обучения и воспитания является одной из важнейших задач теории и практики обучения и воспитания.

Слайд 3

Учет состояния слуховой функции Состояние слухового восприятия учащихся в пределах одной категории различно (неодинаково). Зависит это от степени сохранности слуха, умения пользоваться своим слухом, выработки слухового внимания, выработки слухового самоконтроля за речью. На восприятие речи на слух оказывают влияние уровень развития речи, встречная речевая активность, сложность речевых конструкций, возрастные и индивидуальные особенности учащихся. Все названные особенности свидетельствуют о функциональных изменениях слухового анализатора.

Слайд 4

Дозировка слуховой нагрузки Дозировка звуковой нагрузки на слух у детей с нарушением слуха тесно связана с постепенным нарастанием трудности предъявляемого речевого материала, его объемом и сложностью речевых конструкций, предлагаемых для восприятия на слух. Начинать работу нужно с различения неречевых звучаний, а затем переходить к различению речи.

Слайд 5

Однако каждая форма организации учебной деятельности школьника имеет тенденцию к использованию определенного вида ЗУА: на общеобразовательных уроках фронтальных (слуховой час), внеклассных занятиях рекомендуется использование ЗУА коллективного пользования; на групповых и индивидуальных занятиях используется ЗУА в соответствии с требованиями программы. На практике в школах, как правило, используется аппаратура или группового назначения или индивидуального. Учитель должен уметь работать с любой аппаратурой, используемой в школе, правильно определять место и значимость аппаратуры в учебном и воспитательном процессах школы.

Слайд 6

бережно обращаться с микрофоном, как с самой быстро выходящей из строя частью ЗУА. Поэтому его нужно закреплять на подвижном кронштейне или класть на постоянное, специально отведенное место; познакомить учащихся с правилами бережного отношения к кнопкам на панели управления, к проводам и другим частям ЗУА; научить учащихся контролировать громкость своей речи, говорить ровным, спокойным тоном, регулировать силу голоса. Объяснить детям, что голос, усиленный ЗУА, может принести вред как самому ребенку, так и другим детям класса. Резкие крики могут вызвать болевые ощущения.

Слайд 7

В работе с ЗУА учитель тоже должен придерживаться определенных правил: проверить перед началом урока качество работы аппаратуры, устранить неисправность или сделать вызов технику для устранения дефектов; включать аппаратуру в сеть только при выключении тумблеров питания усилителя; замену предохранителя в усилителе производить при обязательном отключении вилки из розетки электросети; за 2-3 минуты до начала занятия включить вилку в розетку электросети, установить тумблер-питания на усилителе в положение ВКЛ, проверить работу микрофона учителя, установить регулятором громкости необходимый уровень звукового сигнала в телефонах учащихся, проверить работу микрофонов учащихся; после окончания работы выключить тумблер питания и вынуть вилку из розетки электросети;

Слайд 8

располагать микрофон перед ртом говорящего нужно так, чтобы выдыхаемая струя воздуха не попадала в микрофон, т. к. это создает дополнительный шум, который будет затруднять восприятие речи. В свою очередь, микрофон не должен закрывать рта говорящего, чтобы не усложнять восприятие речи по чтению с губ. Чтение с губ в сочетании с усилением речи с помощью ЗУА будет способствовать успешному восприятию речи окружающих; учителю нужно знать, что на восприятие речи оказывает влияние расстояние, на которое он удаляется от микрофона. Удаление от микрофона диктуется его акустическими характеристиками, которые находят отражение в паспорте. Существуют узконаправленные и широконаправленные микрофоны. Каждый микрофон требует своего расстояния от рта говорящего; в зависимости от удаления от микрофона изменяется громкость звука. Этот прием используется в школе слабослышащих для "вытягивания" расстояния. В этом случае удаление от микрофона будет являться средством развития слухового восприятия. В результате таких тренировок степень удаления может увеличиваться до 1-2 метров для слабослышащих детей II отделения до 3-4 метров для слабослышащих детей I отделения.

Слайд 9

Использование разных видов восприятия речи Процесс восприятия устной речи детьми с нарушенным слухом тесно связан со слухо-зрительным и слуховым различением речи. Причем под слуховым различением понимается как восприятие с ЗУА, так и без нее. Подбор речевого материала для слухового восприятия В основу развития слухового восприятия в школах глухих и слабослышащих положена фраза. Именно фраза является основной коммуникативной единицей. Таким образом, учет названных условий, используемых учителем в работе с детьми, будут способствовать повышению эффективности занятий по РСВ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию слухового восприятия и формированию произносительной стороны речи по теме "Автоматизация звуков рь, ль. Работа над текстом "Как казаки на Кубань переселялись".

Конспект занятия по развитию слухового восприятия и формированию произносительной стороны речи по теме "Автоматизация звуков рь, ль. Работа над текстом "Как казаки на Кубань переселялись"....

Преемственность в работе по развитию слухового восприятия сурдопедагога и родителей (практические рекомендации для родителей).

В  данном материале материале описывается взаимосвязь таких понятий, как "слух" и "речь", приводятся конкретные упражнения по развитию слухового восприятия  ребенка в домашних условиях....

Виды работ по развитию слухового восприятия глухих школьников

В данной статье показана акутальность  и важность развития слухового восприятия глухих школьников современного мира....

Этапы работы по развитию слухового восприятия.

Материал будет полезен в работе учителей-дефектологов, работающих с детьми дошкольного возраста с недостатками слуха....

«Становление современной концепции развития слухового восприятия речи»

История вопроса развития слухового восприятия (РСВ) у детей с нарушением слуха свидетельствует о важности и необходимости совершенствования этой педагогической системы, которая имеет поступательный х...

Учебно-методический комплект к фронтальному занятию по развитию слухового восприятия и технике речи во 2 классе по теме "Восприятие неречевых звучаний. Бытовые шумы"

Учебно-методический комплект состоит из технологической карты фронтального занятия по развитию слухового восприятия и технике речи  во 2 классе, вариант 2.2, презентации к занятию, кроссворда. Мо...