Преемственность в работе по развитию слухового восприятия сурдопедагога и родителей (практические рекомендации для родителей).
статья по теме

Ткачёва Алла Анатольевна

В  данном материале материале описывается взаимосвязь таких понятий, как "слух" и "речь", приводятся конкретные упражнения по развитию слухового восприятия  ребенка в домашних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_preemstvennost.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

«Преемственность

в работе по развитию слухового восприятия

сурдопедагога и родителей»

Подготовила

Ткачева А.А.

Тольятти

 2013

Одной из важнейших задач школы для глухих и слабослышащих детей является формирование слухозрительного восприятия речи окружающих людей. Для этого необходимо усилить слуховой компонент         в слухозрительном  восприятии речи. Это может осуществляться в условиях целенаправленной специально  организованной деятельности по развитию слухового восприятие в учебно-воспитательном процессе школы и дома.

Особенностью специального обучение является организация практики речевого общения. С этой целью в школе и дома ребёнку должны обеспечиваться максимальные условие для организации речевого общения в виде создания речевой среды, речевого режима в учебном процессе и вне его: речевое общение с учителем, воспитателем родителями. Для этого используются плакаты, таблички, где приводятся образцы речевого высказывания, просьбы, речевые реакции.

Речь и слух тесно связаны. Нарушенный слух препятствует успешному развитию речи, а эффективное функционирование слуха зависит от уровня развития речи, то есть, чем лучше степень сохранности слуха, тем выше уровень речи. Но чем богаче речь, тем легче пользоваться неполноценным слуховым анализатором для ее восприятия.

Общеизвестно, что любые отклонения в физическом и психическом становлении ребенка приводят к нарушению его общего развития. Нарушение слухового анализатора ведет к существенным отклонениям в развитии речи, формировании устной речи, в общем развитии ребенка. Снижение или отсутствие слуха негативно отражается на психическом развитии ребенка, ограничивают возможности познания окружающего мира, затормаживают процесс овладения знаниями, умениями, навыками.

Даже небольшое понижение слуха может привести к существенным отклонениям речевого развития.

В истории сурдопедагогики по вопросу о роли слухового восприятия существовали две противоположные точки зрения. В одних случаях слуховое восприятие явно недооценивалось. Ученые высказывали опасение, что специальные слуховые упражнения могут неблагоприятно отразиться на формировании у детей навыка чтения с губ.

В других случаях возможности развития слухового восприятия крайне преувеличивались, что приводило к превращению слуховой работы в самоцель. Перед слуховой работой ставилась задача превращения глухих детей в слышащих. Естественно, такая задача оказывалась невыполнимой.

Как всегда «истина лежит где-то посередине». В школе для глухих и слабослышащих одной из задач обучения является развитие слухового восприятия. Исследования сурдопедагогов показали, что специальные упражнения по развитию слухового восприятия оказывают положительное влияние на восприятие речи на слух.

В процессе целенаправленной работы по РСВ у глухих и слабослышащих увеличивается расстояние при восприятии голоса разговорной громкости; дети лучше различают голос, к ним обращенный; совершенствуется восприятие на слух звуков речи, как гласных, так и согласных.

Таким образом, задачей работы по развитию слухового восприятия глухих и слабослышащих в школе является развитие остаточного слуха, осуществляемое в процессе целенаправленного обучения.

Почему я употребила слова «остаточный слух»? Потому что абсолютно глухих детей почти нет. У каждого глухого ребенка (тем более слабослышащего) есть слуховой резерв, те или иные остатки слуха, на которые мы должны опираться в своей работе.

Задача сурдопедагога состоит в том, чтобы обнаружить эти остатки у каждого ребенка, всемерно их развивать и научить ребенка пользоваться ими. Каким образом это делать?

В школе работа по РСВ осуществляется в таких формах:

  1.        Индивидуальные занятия по РСВ и ФП.
  2.        Групповые занятия.
  3.        Занятия в слуховом кабинете по различным неречевым звучаниям и ритмико-интонационной стороны речи.
  4.        Музыкально-ритмические занятия.

5.       Все уроки (в том числе и общеобразовательные, на которых тоже осуществляется развитие речи).

А задача ваша, как родителей, поддерживать и продолжать работу сурдопедагога дома.

Каким образом вы, родители, должны поддерживать и продолжать работу по РСВ дома?

1.        Прежде всего, ребенок должен и дома находиться в слухо-речевой среде, а для этого он должен быть слухопротезирован и носить слуховой аппарат. Случается, что дети не хотят носить слуховой аппарат, ссылаясь на мнение родителей: «Мама сказала, что с аппаратом я стала хуже слышать». Значит, аппарат подобран неправильно или идет воспалительный процесс. Мы сталкиваемся и с негативным отношением глухих родителей к аппарату: «Он не нужен, бесполезен». Если ребенок с раннего возраста
носит слуховой аппарат, учится слушать в нем, это оказывает огромное влияние на развитие его речи. Слуховой аппарат должен быть подобран индивидуально; должен быть индивидуальный вкладыш.

Родители должны общаться с ребенком дома речью.

Таким образом, будет осуществляться развитие слухо-зрительного восприятия. Речь должна быть внятная, членораздельная, ребенок должен полностью видеть ваше лицо.

  1.          В домашних условиях ребенок может упражняться в различных звучащих музыкальных инструментах (дудочка, пианино, металофоны и др).
  2.         На магнитофонную пленку можно записать пение, музыку без слов, разговор, голоса женские, мужские, детские, голоса соседей, родственников и давать слушать это ребенку. Выбор: пение – музыка, музыка – пение и т.д.
  1.          Кроме этого, можно записать бытовые шумы: шум льющейся воды, звонок, стук, шелест бумаги, поезд. И эти шумы тоже учиться различать. (Все это называется различение бытовых звучаний).
  2.         Упражнение на различие ритмико-интонационной структуры слова. (Различать слова по количеству слогов и ударению). Как это нужно делать?
  • Произнести двусложные слова с ударением на первый слог и отстучать ритм: мама, папа, Таня, лыжи. Ребенок выполняет то же самое.
  • Ребенок отстукивает ритм, не повторяя произнесенных вами слов.
  • То же самое, только на слух (вы закрываете листочком бумаги или ребенок отворачивается).
  • Ребенок может сам придумать слова с таким же ритмом (это касается слабослышащих детей). Те же упражнения проводятся со словами, в которых ударение попадает на 2-й, 3-й слог. (Причем, расстояние постепенно увеличивается. Глухим детям требуются качественные слуховые аппараты для такой работы).

6.        Различение глухих и звонких согласных. Ребенок показывает карточки разного цвета (наглядность).

7.    1) Различение твердого – мягкого:   апа - апя

Поднимает одну игрушку, поднимает вторую игрушку.

           2) Различение глухой – глухой: п - т,  звонкий – звонкий: б - д

8.   Слуховые диктанты (записывать знакомый речевой материал, произнесенный вами за экраном).

9.        Игра в лото.

10.    Просмотр и прослушивание телепередач. Нужно сидеть рядом  с ребенком и объяснять ему, что он не смог уловить.

11.     Читать рассказы и сказки.

Таким образом, чем теснее будет наше с вами сотрудничество и взаимосвязь, тем эффективнее будут результаты работы по РСВ и тем успешнее дети интегрируются (вольются в социальное общество).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды работ по развитию слухового восприятия глухих школьников

В данной статье показана акутальность  и важность развития слухового восприятия глухих школьников современного мира....

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 7 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 7 класс.

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 7 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию про...

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 4 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 4 класс.

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 4 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию произнош...

Доклад на тему "Условия эффективной работы по развитию слухового восприятия речи"

Проблема эффективности процесса обучения и воспитания является одной из важнейших задач теории и практики обучения и воспитания....

Этапы работы по развитию слухового восприятия.

Материал будет полезен в работе учителей-дефектологов, работающих с детьми дошкольного возраста с недостатками слуха....

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 10 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 10 класс.

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения (далее РСВ и ФП) в 10 б классе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (слабослышащих и позднооглохших) (далее...