Рабочие программы по литературе, русскому языку и развитию речи в 10 в классе
рабочая программа (10 класс) по теме

Адаптированная рабочая программа для глухих учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 12-13_rp_lit_10v_k_att.docx202.33 КБ
Файл 12-13_rp_rya_10v_k_att.docx75.01 КБ

Предварительный просмотр:

             

G:\сканир\вшк скан 001.jpg

Раздел I. Пояснительная записка.

Статус документа

Настоящая программа по литературе для V-IX классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и Программы общеобразовательных учреждений «Литература 5-9 классы (Базовый уровень)» под редакцией В.Я. Коровиной, 8-е издание, М.: Просвещение 2009. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Преподавание предполагает использование УМК, в который входит вышеуказанная программа; учебник «Литература 8 класс. Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Авторы–составители В.Я. Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ. Москва «Просвещение» 2009 г.

Структура документа

Рабочая  программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий семь разделов:

1. пояснительную записку;  

2. содержание тем учебного курса;

3. учебно-тематический план;

4. календарно-тематическое планирование,

5. произведения для заучивания наизусть,  

6. требования к уровню подготовки учащихся;

7. перечень учебно-методического обеспечения.

Общая характеристика учебного предмета

Учителя специальных (коррекционных) школ находятся в сложном положении, т.к. программ для специальных (коррекционных) школ 1 и 2 вида для обучения в среднем и старшем звене нет. Каждый учитель вынужден адаптировать базовые программы.

        Адаптированная программа курса литературы в 5-9 классах для глухих детей составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по литературе, авторской программы под редакцией В.Я.Коровиной ( 2009года) с учетом  психофизиологических особенностей развития детей с недостатками слуха. Это, в первую очередь, трудности усвоения значения слов и понимания речи в целом. Это создает трудности не только в сфере общения, но и в познавательной деятельности, в овладении программным содержанием общеобразовательной школы, в овладении учебным материалом. Поэтому в данной программе представлены варианты, предусматривающие более низкие, по сравнению со слышащими детьми, уровни образования. Из прочитанного  текста таким детям многое непонятно, что вызвано:

- ограниченностью их словарного запаса;

-конкретностью их мышления;

-неточным пониманием и неправильным  употреблением значений слов;

 - нарушением последовательности логического высказывания;

-ограниченным пониманием читаемого текста;

-недостаточным усвоением звукового состава слова;

-ошибок в грамматическом строе речи.

Многие слова и образные выражения невозможно наглядно объяснить. Количество  часов, предусмотренных программой на изучение того или иного произведения, для детей с нарушениями слуха не хватает. Осмыслению содержания изучаемого произведения требуется кропотливая работа по выявлению значений непонятных слов, работе по выявлению сюжетной линии нужно больше времени, чем для нормально слышащих детей. В связи с этим, например,  вместо 6-ти часов, предполагаемых программой, требуется 12 часов, а  некоторые произведения вообще исключены, т.к. психофизиологические особенности глухих учащихся в силу их слуховых недостатков (глухота  ……. и нейросенсорная тугоухость I-IV степени и  как следствие этого глубокое недоразвитие речи и вышеперечисленные особенности развития) не адекватны возможностям слышащих детей.

        Продолжительность коррекционного обучения в глухих классах на два года продолжительнее, чем в обычной школе. Поэтому  классы, обучающиеся по программе 1-го вида, изучают программу общеобразовательной школы на два класса ниже.

        По программе общеобразовательной школы курс «Литературы» рассчитан на 68 часов ( 2 часа в неделю). В базисном плане специальных (коррекционных) школ 1 вида отведено 9 часов (в т.ч. на грамматику, развитие речи): 5 часов на грамматику, 4 часа – на литературу (128 часов).

        Данная программа по курсу обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания образования, направлена на решение следующих задач:

Коррекционная задача процесса обучения - поддержка фундаментальных способностей глухого ребенка, создание слухоречевой среды, обеспечивающей формирование и развитие речи, что способствует  развитию словесно-логического мышления;

 активизация мыслительно-познавательной деятельности учащихся;

использование  уровневого подхода к формированию знаний с учетом индивидуальных особенностей учеников;

использование словарной работы как обязательного вида деятельности на каждом уроке;

формирование основ мировоззренческой, нравственной культуры,

Решаемые задачи позволяют достичь цели курса –

1. ВОСПИТАНИЕ духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

2. РАЗВИТИЕ эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, развитие устной и письменной речи учащихся;

3. ОСВОЕНИЕ текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико- литературных понятий ;

4. ОВЛАДЕНИЕ УМЕНИЯМИ чтения и анализа художественных произведений; грамотного использования  языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Приоритетами для учебного предмета «Литература» на данном этапе являются:

- выделение характерных причинно-следственных связей;

- сравнение и сопоставление;

- самостоятельное выполнение различных творческих работ;

- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде;

- осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения;

- владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем ( текст, таблица, схема и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

- составление плана, конспекта;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари и др.;

Для достижения поставленных целей и задач с учетом психофизических особенностей детей с недостатками слуха, использовать в работе следующие формы  и виды работ:

- мультимедийные презентации по некоторым изучаемым  произведениям;

- работа в группах, в паре (способствует формированию умения сотрудничать, умения договариваться и.т.д.);

- работа над пересказом;

- работа над выразительным чтением;

- проведение уроков-лекций, уроков-обзоров;

- творческая работа (способствует формированию самостоятельности в процессе обучения);

- словарная работа;

- контроль  и оценка знаний.

Предложенное тематическое планирование предусматривает после каждого изученного произведения или раздела уроки обобщения.

    Изучение курса завершается контрольной работой, которая включает  почти все изученные произведения (по четвертям и полугодиям).

  Раздел II.    Содержание тем учебного курса

Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

В мире русской народной песни  (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа  в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная…», «Вдоль по улице метелица метет…», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». 

        Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений).

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

        Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.

        Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления).

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

        Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.

        «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.

        Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.

 ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

        Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.

 «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).        

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

К*** («Я помню чудное мгновенье…»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

 «История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А.Пушкин).

Роман «Капитанская дочка». Гринев – жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова – нравственная красота героини. Швабрин – антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».

Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.

«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.

Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления)

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношении к истории, исторической теме в художественном произведении.

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора – высмеять «все дурное в России» (Н.В.Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В.И.Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю.Манн). Хлестаковщина как общественное явление.

Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

«После бала». Идея разделенности двух Росссий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.

Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).

                                       ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.

«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

Теория литературы. Сюжет и фабула.

Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.

«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С.Пушкина, С.А.Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.

Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).

Александр  Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.

«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.

Новаторский характер Василия Теркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.

«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою родину (Е.Винокуров. «Москвичи»; М.Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»; А.Фатьянов. «Соловьи»; Л.Ошанин. «Дороги»; В.Высоцкий. «Песня о Земле» и др.). Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).

Русские поэты о Родине, родной природе

Н.Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок…»; Н.Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия…».

                                          ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта – символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

Раздел III.     Учебно-тематический план.

Содержание

Кол-во часов

с/р

1 четверть.

Введение. Русская литература и история

1

Устное народное творчество. Лирические песни. Исторические песни.

3

Из древнерусской литературы. Житие князя Александра Невского.

3

Из литературы XVIII века.

Д.И.Фонвизин. Комедия «Недоросль»

10

1

Из литературы XIX века.

-А.С.Пушкин «История пугачевского бунта (отрывки)

3

-«Капитанская дочка».

13

1

2 четверть

-А.С.Пушкин. Стихотворение «Я помню чудное мгновение».

3

-И.А.Крылов. Басня «Обоз»

2

-М.Ю.Лермонтов. «Мцыри»

8

1

-Н.В.Гоголь – писатель-сатирик. Комедия  «Ревизор»

15

1

3 четверть

Л.Н.Толстой. «После бала»

6

1

Поэзия родной природы (стихотворения А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета о природе)

Анализ стихотворения (по выбору уч-ся)

5

1

   

А.П.Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье.

4

Из литературы XX века.

И.А. Бунин. Слово о писателе. Проблемы любви и счастья в рассказе «Кавказ»

4

А.И.Куприн. Рассказ «Куст сирени»

3

Сочинение «Что значит быть счастливым?» по рассказам А.П.Чехова, А.И.Куприна, И.А.Бунина.

3

С.А.Есенин. Слово о поэте. «Пугачев» - поэма на историческую тему.

4

А.Т.Твардовский.  Поэма «Василий Теркин».

6

А.Платонов. Рассказ «Возвращение»

4

4 четверть

В.Астафьев. Слово о писателе. «Фотография, на которой меня нет»

6

Стихи и песни о Великой Отечественной войне

3

Русские поэты о родной природе и о себе. Поэты Русского Зарубежья об оставленной Родине. (Н.Заболоцкий, Н.Рубцов, Б.Пастернак, И.Бунин)

4

1

Из зарубежной литературы

У.Шекспир. «Ромео и Джульетта». Сонеты.

Теория лит-ры: трагедия, сонет.

Самостоятельная работа по трагедии.

8

1

Систематизация и обобщение изученного за год.

2

Тестирование по произведениям русских писателей и поэтов, изучаемых в 8 классе

2

Итого

128

 

Раздел IV. Календарно-тематическое планирование  

                      (4 часа в неделю. Всего 128ч)

№пп

Содержание урока

Кол/во часов

Дата проведения

ЗУН

1 четверть -35

1

Введение. Русская литература и история.

1

Знать: тесную связь истории и лит-ры; уметь составлять план прочитанного и пересказывать по плану

2-4

УНТ. Лирические  песни. Исторические песни.

3

Знать: жанровые особенности лирической песни, классификацию лир.песен, учить наизусть..

5-7

Древнерусская литература.

«Повесть о житии и о храбрости великого князя Александра Невского».

Теория лит-ры: житие, военная повесть.

3

Знать: содержание «Повести…»,

Понятия «житие», «военная повесть»

Уметь определять жанры произведений, их характерные признаки.

8-17

Литература XVIII века (общий обзор)

Д.И.Фонвизин. Комедия «Недоросль». Теория лит-ры: классицизм.

Самостоятельная работа по комедии «Недоросль»

1

8

1      

Знать: содержание пьесы, черты классицизма.

Уметь: анализировать образы комедии, определять тему и основную мысль пьесы, кратко передавать содержание прочитанного.

18-19

РР. Сочинение по теме «Недоросль»

2

20-34

Литература XIX века.

А С.Пушкин. Рассказ о писателе.

 -А.С.Пушкин. «История пугачевского бунта (отрывки)

- А.С.Пушкин. «Капитанская дочка»:

-Главы1-3. Формирование личности Гринева.

-Главы 3-5. Гринев в Белогорской крепости.

-Гринев и Швабрин. Сравнительная характеристика.

-Главы 4-7. Гринев и Маша Миронова. Нравственная красота героев.

-Главы 8-9. Изображение народной войны и ее вождя Е.Пугачева. Взаимоотношения Гринева и Пугачева.

-Образ Пугачева в повести.

Утверждение автором нравственных идеалов гуманности, чести и долга.

-Обобщающий урок по повести «Капитанская дочка».

-Самостоятельная работа по повести  «Капитанская дочка».

1

1

13ч.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

2

2

1

2

2

1

1

1

1

Знать:  основные факты жизни и творчества А.С.Пушкина;

историю пугачевского бунта;

содержание и проблематику изучаемого произведения, этапы формирования характера героя.

Уметь: владеть различными видами пересказа, выделять смысловые части текста, составлять план прочитанной части текста, давать характеристику героям, задавать вопросы по содержанию друг к другу, отвечать на них; выразительно читать наизусть отрывок из повести.

Знать: особенности сюжета, композиции, выявлять авторскую позицию и свое отношение к прочитанному.

35

Контрольная работа за 1 четверть

1

Проверка знаний, умений.

2 четверть - 28

36

Повторение изученного в 1 четверти

1

37-39

А.С.Пушкин. Стихотворение «Я помню чудное мгновение». Чтение  наизусть отрывка.

3

Уметь: выразительно читать лирическое произведение, анализировать: определять тему, осн. мысль, находить выразительные средства языка, определять способ рифмовки.

40-41

И.А.Крылов. Басня «Обоз».

2

Знать: основные факты жизни и творчества И.А.Крылова; героев,содержание, мораль басни.

Уметь: выразительно читать басню, определять мораль.

42-48

М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество.

Поэма «Мцыри».

Чтение наизусть отрывка.

1

6

Знать: основные факты жизни М.Ю.Лермонтова; содержание поэмы.

Уметь: определять род и жанр литературного произведения; пересказывать содержание прочитанного; выразительно читать выученный отрывок;

Анализировать поэтический текст; выделять смысловые части.  

49-50

РР

2

51-64

Н.В.Гоголь – писатель-сатирик.

Комедия  «Ревизор». История создания комедии.

-Действие 1. Страх перед «ревизором» как основа развития комедийного действия.

-Действия 2-3. Разоблачение нравственных и социальных пороков человечества в комедии.

-Действия 4-5. Образ Хлестакова. Хлестаковщина.

-Обобщающий урок по комедии. Чтение наизусть (монолог одного из героев на выбор).

-Практическая работа по комедии «Ревизор». Контрольное тестирование.

2

12ч.

1

2

3

3

1

1

1

Знать: основные факты жизни писателя, особенности драматического произведения; определение понятия «комедия».

Уметь: составлять конспект прочитанной статьи, читать выразительно по ролям, уметь пересказывать кратко содержание драматического произведения.

65

Контрольная работа за 2 четверть

1

3 четверть - 39

66

Повторение изученного во 2 четверти

1

67

И.С.Тургенев: личность, судьба, творчество

1

. Автобиографический характер повести «Ася». Особенности историзма.

68

История любви как основа сюжета повести.

1

Мастерство пейзажных зарисовок. Образ героя – повествователя.

69-70

Роль 16 главы в повести И.С.Тургенева «Ася»

2

71

«Тургеневская» девушка в повести. Образ Аси. Психологизм и лиризм писателя.

1

72-73

М.Е.Салтыков - Щедрин. «История одного города» как сатира на современные писателю порядки.

2

Знать: понятие «сатира»; особенности худ. мира Салтыкова-Щедрина Уметь: анализ. худ. произведения.

74-74

Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений»

2

Знать: особенности худ. мира Лескова; содержание рассказа. Уметь: анализировать текст произведения; чувствовать мысли автора.

76

Л.Н. Толстой. Слово о писателе. История создания рассказа «После бала».

1

Знать: основные факты жизни и творчества Толстого, содержание рассказа. Уметь: анализировать худ. текст; выделять смысловые части рассказа, составлять план прочитанного, формулировать тему, идею, проблемы.

77

Художественное своеобразие рассказа «После бала». Контраст как основной художественный приём рассказа.  

1

Знать: содержание изучаемого, прием «контраст». Уметь: находить изобр-выр-ные средства в тексте, сопоставлять эпизоды рассказа, участвовать в диалоге.

78-79

Социально-нравственные проблемы рассказа «После бала». Моральная ответственность человека за происходящее.

2

Знать: содержание рассказа, приемы, анализы текста. Уметь: сопоставлять эпизоды рассказа, выявлять авторскую позицию, выражать свое отношение.

80

Тестовое задание по рассказу Л.Н. Толстого «После бала».

1

Уметь: писать сочинение на основе и по мотивам лит. произведения, в том числе в форме стилизации

81-83

Поэзия родной природы в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.Н. Майкова.

3

Уметь: выразительно читать стихотворения, видеть роль изобразительно-выразительных средств в раскрытии идеи произведения, строить письменные высказывания -анализ поэтического текста.

84

Самостоятельная работа по теме: «Русская литература XIX века».

1

Знать: изученные теоретико-литературные понятия. Уметь: анализировать худ. текст ,формулировать тему, идею, проблематику. Давать хар-ку героев, хар-ть особ. сюжета, композиции, роль изобр-выр-х ср-в;  выявлять авторскую позицию

85-86

РР

2

Раздел 6. Литература XX века.

87-89

И.А.Бунин. «Кавказ». Тема любви в рассказе.

3

Знать: основные факты жизни и творчества Бунина ,содержание рассказа. Уметь: анализировать художественный текст, сопоставлять эпизоды лит.произведений и сравнивать их героев.

90-92

А.И.Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени»

3

Знать: основные факты жизни и творчества Куприна, содержание рассказа. Уметь: анализировать худ. текст , выделять смысловые части рассказа, формулировать тему, идею, проблему.

93

М.Горький. Слово о писателе. «Явление босяка» в творчестве писателя. Романтизм М. Горького.

1

94-96

М.Горький. «Челкаш». Герои и их судьбы. Авторское представление о счастье.

3

97-99

Развитие речи.

Изложение рассказа М.Горького

3

100-101

А.А.Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. «На поле Куликовом». «Россия».

2

Знать: основные факты жизни и творчества поэта. Уметь: определять род и жанр литературного произведения формулировать тему, идею, проблематику произведения. Выразительно читать.

102-103

А.Т.Твардовский. Слово о поэте. «Василий Тёркин». Идейно-художественное своеобразие поэмы.

2

Знать: образную природу словесного искусства, содержание произведения. Уметь: определять род и жанр лит.произведения, формулировать тему, идею, проблематику, дать хар-ку герою.

104-105

А.Т.Твардовский.  Поэма «Василий Тёркин». Герой и автор.

2

Знать: образную природу словесного искусства, содержание произведения. Уметь: характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобр.-выр-х средств, выявлять авторскую позицию.

106

Самостоятельная работа по поэме А.Т.Твардовского «Василий Тёркин».

1

4 четверть  - 25

107

Повторение изученного в 3 четверти

1

108-110

А.Платонов. Слово о писателе. Нравственная проблематика рассказа «Возвращение»

3

Уметь: выразительно читать произведения, анализировать текст; формулировать тему, идею, проблематику; выражать свою точку зрения.

111-112

Стихи и песни о Великой Отечественной войне.

2

Знать: поэтов военного времени и их творчество, стихи наизусть. Уметь: выразительно читать произведения; соблюдать нормы литературного произношения.

113-116

В.П.Астафьев. Слово о писателе. Тема детства в его творчестве. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет».

4

Знать: основные факты жизни и творчества писателя, содержание рассказа. Уметь: воспринимать и анализировать худ. произведение.

117-119

Отражение довоенного времени в рассказе «Фотография, на которой меня нет». Красота души бабушки, учителя, их однополчан.

3

Уметь: выделять и формулировать тему, идею, проблематику произведения; владеть различными видами пересказа.

120-122

Русские поэты о Родине, родной природе и о себе

3

Знать: образную природу словесного искусства. Уметь: определять род и жанр литературного произведения; выразительно читать стихи, участвовать в диалоге по прочитанным произведениям.

123-124

РР «Природа – наш родной дом»

2

125

Самостоятельная работа по теме: «Русская литература XX века».

1

Знать: изученные теоретико-литературные понятия. Уметь: анализировать худ. текс; формулировать тему, идею, проблематику; давать хар-ку героев; хар-ть особ. сюжета, композиции, роль изобр-выр-х.ср-в; выявлять авторскую позицию)

Раздел 7. Зарубежная литература.

126-132

У.Шекспир. Трагедия «Ромео и Джульетта». Конфликт живого чувства и семейной вражды.

7

Знать: основные факты жизни и творчества Шекспира, содержание трагедии «Ромео и Джульетта».Уметь: выразительно читать текст по сценам; характеризовать особенности сюжета, композиции; сопоставлять сцены, участвовать в диалоге, строить устные и письменные ответы.

133

Итоговая контрольная работа.

1

Знать: изученные теоретико-литературные понятия. Уметь: анализировать худ. текс; формулировать тему, идею, проблематику;давать хар-ку героев; хар-ть особ. сюжета, композиции, роль изобр-выр-х.ср-в; выявлять авторскую позицию

134-136

Работа над ошибками

2

136

Выявление уровня литературного развития учащихся. Задание на лето.

1

128

Раздел V.  Произведения для заучивания наизусть.

1 четверть. - А. С. Пушкин. Капитанская дочка (отрывок).

2 четверть. - А.С.Пушкин «Я помню чудное мгновение»

                      М. Ю. Лермонтов. Мцыри (отрывок на выбор).

                      Н. В. Гоголь. Ревизор (монолог одного из героев на выбор).

3 четверть. - Л. Н. Толстой. После бала (отрывок на выбор).

4 четверть. - А. Т. Твардовский. Василий Теркин (отрывок на выбор).

                      О Родине и родной природе (2—З стихотворения на выбор).

Раздел  VI. Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения литературы учащийся должен знать:

Авторов и содержание изученных художественных произведений.

Основные теоретические понятия, предусмотренные программой и их соотношение, роды литературы,  жанры всех трех родов.

Тему, идею, художественный образ, героев изученных произведений, сюжет.

Основные особенности композиции, изобразительно-выразительных средств языка в их взаимосвязи.

О тесной связи истории и литературы, видеть отражение в литературе истории русского народа.

Житийный жанр, автобиографическую литературу.

наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов (по выбору);

основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

основные теоретико-литературные понятия;

характерные особенности драматических и лиро-эпических произведений.

Учащиеся должны уметь:

- выразительно читать текст с учетом особенностей художественного    

  произведения (лирического, эпического, драматического).

- различать эпические, лирические и драматические произведения.

- находить элементы сюжета (экспозиции, завязки, кульминации и развязки)

- работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное,    

  сравнивать фрагменты, составлять тезисы и

  план  прочитанного, выделяя смысловые части);

- пересказывать текст или отрывок из него подробно, выборочно, сжато;  

- выражать свое отношение к прочитанному;

- анализировать лирическое произведение.

- характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное,

  сопоставлять героев с целью выявления  авторского отношения к ним

- пользоваться справочным аппаратом и школьным словарем  

  литературоведческих терминов.

- владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и

  аргументированно их отстаивать.

- готовить сообщение, доклад на литературную тему

- давать устный и письменный ответ на вопрос

- создавать небольшое по объему устное или письменное сочинение-рассуждение  

  о героях и событиях изучаемого произведения.

Раздел VII. Перечень учебно-методического обеспечения.

Для  учащихся:

Литература. 8 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях /В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, Москва «Просвещение» 2009.

Для учителя:

И.В.Золотарева. В помощь учителю. 8 класс. М.: Вако. 2007

М.И.Никитина «Уроки чтения в школе для слабослышащих». Пособие для учителя. Москва «Просвещение» 1991

О.А.Красильников «Литературное развитие слабослышащих школьников в системе начального обучения», Издательство «Каро» 2006.



Предварительный просмотр:

             Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Тыва

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I вида для неслышащих детей»  г.Кызыла

______________________________________________________________________________

«Согласована»                                                                      «Утверждаю»                                                                                                                                    

Зам. директора по УР  Хертек Ч.Б.                              Директор  ГБОУ РТ . СКОШИ 1 вида

____________  /Хертек Ч.Б                                           для  неслышащих детей» г.Кызыла                                                                                                                                                      

                                                                                             ______________ А.О.Пирингиле                                                                                          «___» ____________2012г.                                            Приказ №____ от ___ _______ 2012г

Рабочая программа

по русскому языку в 10в классе

на 2012– 2013 учебный год.

Составлена учителем русского языка и литературы

Донгак Надеждой Очуровной

Квалификационная категория – высшая.

Русский язык – 4 часа в неделю (в год-136ч)

Кызыл -2012г.

Статус документа.        

Рабочая программа по русскому для 10 класса специальной (коррекционной)  школы-интерната для неслышащих детей составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта общего образования 2004 года,  в соответствии с программой по русскому языку для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего  образования Министерства образования и науки Российской Федерации, под редакцией М.Т.Баранова. (М. «Просвещение», 2010  г.) и  учебником «Русский язык» для

8 класса общеобразовательных учреждений, авторы: С.Г. Бархударов,  С.Е.Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А.Чешко, - Москва. «Просвещение», 2010г.

Программа составлена на 105 часов в год (3 часа в неделю) с учетом уровня подготовки класса.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Структура документа

Рабочая  программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий 6 разделов:

- пояснительную записку;

- учебно-тематический план;

- календарно-тематическое планирование,

- требования к уровню подготовки учащихся,

- критерии оценивания работы учащихся,

- перечень учебно-методического обеспечения.

Общая характеристика учебного предмета

        В системе общего среднего образования в специальной (коррекционной) школе для слабослышащих слышащих детей обучение русскому языку занимает ведущее место. Оно должно сформировать базовый уровень владения русским языком,  как в устной, так и в письменной форме, необходимый и достаточный для общения с окружающими, для понимания смысла обращенной к слабослышащему человеку речи. 

Цели обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного, деятельностного подходов к обучению  языку обучающимися с нарушениями слуха:

- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков;

- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

- формирование умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

- развитие всех психических функций, познавательной деятельности, умственное развитие, развитие слухового восприятия,  в процессе обучения и коррекции недостатков по слуху обучающихся.

Задачи предмета «Русский язык» в коррекционной школе 1 вида направлены на:

- Развитие и формирование у детей с нарушениями слуха речи как средства общения и орудия познания, социализации и адаптации в окружающей среде, развитие потребности к речевому самосовершенствованию среди слышащих и говорящих;

- Развитие понимания детьми обращенной к ним речи;

- Развитие навыков продуцированной речи;

- Развитие словарного состава речи учащихся;

- Развитие  грамматического строя речи

- Развитие и совершенствование письменной и устной речи, мыслительной деятельности

Коррекционно-развивающие задачи:

корригировать внимание (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания) путем выполнения…;

коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через выполнение…;

коррекция и развитие связной письменной речи (при работе над деформированными текстами, сочинением, изложением, творческим диктантом)…;

коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной) …;

коррекция и развитие зрительных восприятий…;

развитие слухового восприятия…;

коррекция и развитие тактильного восприятия…;

коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений)…;

коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления)…;

коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства…;

Принципы обучения русскому языку в старших классах коррекционной школы:

  • Принцип коммуникативной направленности в обучении языку;
  • Принцип различения рецептивного, репродуктивного и продуктивного аспектов и этапов речевой деятельности в специальном обучении языку;
  • Принцип формирования и коррекции речи в связи с развитием всех других психических функций;
  • Принцип автоматизации речевых навыков на основе осознанного усвоения учащимися языковых закономерностей;
  • Принцип формирования речи на специально отобранном, организованном и методически отработанном материале;
  • Принцип создания специальных условий для ускорения и повышения эффективности процесса формирования у учащихся языковых обобщений.
  • Устное высказывание на лингвистическую тему.

Формы обучения (типы уроков):

- Урок изучения нового материала,

- урок закрепления знаний, умений и навыков,

- урок обобщения и систематизации знаний;

- урок проверки и оценки знаний;

- комбинированный урок,

- урок-экскурсия

- урок-беседа, диалог

- урок - лекция,

- урок - игра,

- урок- исследование,  

- урок-практикум,

- урок развития речи.

Методы и приёмы  обучения:

- обобщающая беседа по изученному материалу;

- индивидуальный устный опрос;

- фронтальный опрос;

- опрос с помощью перфокарт;

- выборочная проверка упражнения;  

- взаимопроверка;

- самоконтроль ( по словарям, справочным пособиям);

- различные виды разбора (фонетический, лексический, морфологический,  

  словообразовательный, синтаксический, лингвистический);

- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (составление  

  плана, комплексный анализ текста, целенаправленные выписки);

- составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка устных сообщений, написание  творческих работ);

- наблюдение за речью окружающих, пополнение словарного запаса – активного и пассивного, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

- изложения на основе текстов типа повествования, описания, рассуждения;

- написание сочинений;  

- письмо по памяти; -

- письмо под диктовку за экраном;

- комментирование орфограмм и пунктограмм.

Методы обучения:

объяснение;

рассказ;

демонстрация;

наблюдение;

работа с книгой;

игра;

упражнение;

лабораторно-практическая работа;

практическая работа;

самостоятельная работа;

применение технических средств обучения;

программированное обучение;

проблемное обучение.

Прием – это часть метода. Например, при использовании метода упражнений применяются следующие приемы: сообщение условий задания, запись условий, выполнение задания, анализ результатов выполнения задания, контроль за правильностью выполнения задания.

Виды деятельности учащихся на уроке:

- анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и  уместности их

  употребления;

- разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный,  

  морфологический, синтаксический, лингвистический);

- лингвистический анализ языковых явлений и  текстов различных

  функциональных стилей  языка;

- смысловой анализ и информационная переработка устного и письменного текста:

осознанное чтение текста

беседа над содержанием текста

составление плана текста;

пересказ текста по плану;

продолжение текста;

редактирование;

конспектирование;

- участие в диалогах различных видов;

аудирование (понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего; понимание на слух информации художественных, публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов, установление смысловых частей текста, определение их связей);

создание собственных письменных текстов;

- составление орфографических и  пунктуационных упражнений самими учащимися;

- составление опорных схем и таблиц;

работа с учебно-научными текстами, справочной литературой  и другими источниками информации, включая СМИ, компьютерные диски и программы,  ресурсы Интернета;

- работа с различными видами словарей, ведение индивидуальных словарей.

        Изучение русского языка способствует развитию речи учащихся с недостатками слуха, логического мышления, памяти; развивает умения делать языковой анализ текста, сопоставлять, отбирать материал в соответствии с заданной темой, строить  логически связное и композиционно законченное высказывание; составлять план текста,  тезисы.

        В соответствии с целями и задачами содержание курса в 5-9 классах составляет 2 раздела: развитие речи (коммуникативная компетенция) и система языка (языковая и языковедческая компетенция).

Раздел 2. Учебно-тематический план по русскому языку в 10 классе

Раздел программы

Кол-во часов ( в т.ч. уроков развития речи)

Введение

1

Повторение пройденного в 5-7 классах

7

Словосочетание

2

Простое предложение

3+1

Простые двусоставные предложения

8+1

Второстепенные члены предложения

9

Простые односоставные предложения

13

Однородные члены предложения

13+1

Обращение. Вводные слова и конструкции

12+1

Обособленные члены предложения

18+1

Прямая и косвенная речь

7

Повторение

7

105

Раздел 3. Содержание тем учебного курса «Русский язык».

Содержание тем учебного курса.

Функции русского языка в современном мире (1 ч)

Повторение пройденного в 5 - 7 классах (11ч + 2 ч)

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

Словосочетание (7 ч)

Повторение пройденного о словосочетании в V классе. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).

Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.

Простое предложение (4+2 ч)

Повторение пройденного о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения.

Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.

Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения.

Простые двусоставные предложения

Главные члены предложения (12+2ч)

Повторение пройденного материала о подлежащем. Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым. 
          Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.

Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием. Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.

Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.

Второстепенные члены предложения (8+3ч)

Повторение изученного материала о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное).

Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.

Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.

Ораторская речь, ее особенности. Публичное выступление об истории своего края.

Простые односоставные предложения (9 +2ч)

I. Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные).

Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.

II. Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами.

Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.

III. Рассказ на свободную тему.

Специфика использования страдательных оборотов в односоставных предложениях.

Неполные предложения (2+2ч)

Понятие о неполных предложениях.

Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.

Однородные члены предложения (12+2ч)

1. Повторение изученного об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях. Вариативность постановки знаков препинания.

II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах. 

III. Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера).

Обращение, вводные слова и междометия (12+2ч)

I. Повторение изученного материала об обращении.

Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания. Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий.

II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными словами; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.

III. Публичное выступление на общественно значимую тему.

Обособленные члены предложения (17)

I. Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения. Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.

II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.

III. Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.

Р.К.: Ошибки в употреблении причастий.

Прямая и косвенная речь (8+2ч)

Повторение изученного материала о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи. Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании. Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.

II. Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.

III. Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.

Повторение и систематизация пройденного в 8 классе (8+2ч)

Сочинение повествовательного характера с элементами описания (рассуждения).

Раздел 3. Календарно-тематическое планирование по русскому языку.

№пп

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Формируемые з.у.н

1 четверть – 32 ч

1

Русский язык  в современном мире

1

Повторение изученного в 5-7 классах (12+2+2)

2

Повторение изученного в 5-8 классах (обзор)

1

Закрепить и систематизировать знания учащихся, полученные в 5-8 классах;

Развитие орфографической                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     зоркости;

Отработать умение производить разборы слов (фонетический, морфемный, морфологический);

Развитие умений различать части речи по грамматическим признакам;

Развитие умений конструировать предложения по схемам;

Закрепить навыки работы со словарем

3

Повторение. Фонетика

1

4-5

Повторение. Морфемика и словообразование

2

6-7

Повторение. Лексика и фразеология

2

8-10

Повторение. Морфология

3

11-12

Повторение. Строение текста. Стили речи.

2

13-15

Развитие речи.  Описание памятника культуры

3

16

Контрольная работа на начало уч.года

1

17

Работа над ошибками

1

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

Словосочетание ( 4ч)

18-19

Строение и грамматическое значение словосочетаний

2

Развитие умений уч-ся строить словосочетания, выделять их в тексте, конструировать их, определять грамм. значение, делать схемы. Развитие умений рассуждать.

20-21

Связь слов в предложении

2

Простое предложение (3+2)

22-23

Строение и грамматическое значение предложений.

2

Расширение знаний уч-ся о строении и грамм-ом значении предлож-я,  развитие умений опред-ть виды предложения по цели высказ-я, по интонации, развитие навыков устной  речи.

24

Интонация предложения

1

25-26

Простое предложение. Порядок слов в предложении. Логическое ударение.

2

Знать: в русском языке порядок слов и логическое ударение помогают выделить наиболее важное слово в предложении; основные элементы интонации. Уметь выразительно читать предложения, выделять с помощью логического наиболее важное слово в предложении.

27-29

Развитие речи. Изложение по тексту.

3

Знать признаки текста, основные нормы русского литературного языка (орфографические, пунктуационные).

Уметь писать  изложение по материалам прочитанного текста.

30

Контрольная работа за 1 четверть

1

31

Работа над ошибками

1

2 четверть – 32ч.

Двусоставные предложения. Главные члены предложения (10+2+2)

                                                             

32

Повторение изученного в 1 четверти

1

33

Подлежащее.

1

Расширить знания уч-ся о подлежащем и сказуемом, их признаках, способах выражения, формирование и развитие умений различать простые и составные сказуемые, составное глагольное от именного.  Углубить знания учеников о постановке тире между подлежащим и сказуемым. Совершенствование умений строить предложения, конструировать предложения,

34-35

Сказуемое. Простое глагольное сказуемое.

2

36-37

Составное глагольное сказуемое.

2

38-39

Составное именное сказуемое.

2

40

Выражение именной части составного именного сказуемого.

1

41

Тире между подлежащим  и сказуемым.

1

42-43

Закрепление темы «Сказуемое».

2

44

Самостоятельная работа по теме «Словосочетание. Главные члены предложения»

1

Проверка знаний и умений по изученным темам

45

Работа над ошибками.

1

46-48

Развитие речи. Сочинение «Мое любимое время года»

3

Знать признаки текста- рассуждения.

Уметь писать сочинение –рассуждение; строить микротекст в соответствии с заданной темой; излагать свои мысли в письменной форме.

Двусоставные предложения. Второстепенные члены предложения. (10+2+3)

49

Дополнение

1

Знать виды второстепенных членов предложения по характеру значения и синтаксической роли в предложении: дополнение, определение, обстоятельство; основные виды и способы выражения; Уметь находить в предложении второстепенные члены предложения распознавать в предл-нии, определять их вид и способ выражения

50

Определение

1

51

Приложение

1

52-53

Обстоятельство. Основные виды обстоятельств

2

54

Обобщающий урок по теме «Второстепенные члены предложения»

1

55-57

Развитие речи.  Изложение по тексту

3

Знать признаки текста, основные нормы русского литературного языка (орфографические, пунктуационные).

Уметь писать  изложение по материалам прочитанного текста

58

Контрольная работа за 2 четверть

1

59

Работа над ошибками

1

3 четверть - 48

Простые односоставные  предложения  (8+3+2)

60

Повторение изученного во 2 четверти.

1

61

Основные группы односоставных предложений

1

Знать виды односоставных предложений.

Уметь разграничивать двусоставные и односоставные предложения, определять способ выражения главного члена односоставных предложений; различать распространённые и нераспространённые односоставные предложения; распространять нераспространённые односоставные предложения

Уметь пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами; использовать односоставные  предложения в речи.

62-63

Предложения определенно-личные

2

64-65

Предложения неопределенно-личные

2

66

Безличные предложения

1

67

Самостоятельная работа по теме «Односоставные предложения с главным членом – сказуемым» +рно

1

68-69

Назывные предложения

2

70

Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения»

1

71

Контрольная работа за 2 четверть

1

Выявление уровня усвоения темы.

72-74

Развитие речи. Характеристика человека

3

Понимать особенности такого вида текста как характеристика человека, уметь составлять текст такого вида, использовать языковые средства, соблюдать на письме литературные нормы.

Неполные предложения

75-76

Неполные предложения

2

Дать понятие о неполных предложениях,

их роли в тексте

Однородные члены предложения (13-2)

77-78

Понятие об однородных членах. Однородные и неоднородные члены предложения.

2

Знать однородные члены

предложения, уметь опозна

вать их (распр,нераспр), выраженные разл.частями речи; ряды однородных членов;правильно ставить знаки

препинания; соблюдать перечислительные интонацию в предложениях

с однород членами; употребление предлогов

и союзов, обобщающих слов

при ОЧ; проводить синтаксический разбор предложения с однородн членами.

79-80

Однородные и неодно-

родные определения

2

81-82

Союзы при однородных членах и пунктуация

при них.

2

83-84

Обощающие слова при однородных членах и пунктуация при них.

2

85-86

Синтаксический разбор предложения с однород

ными членами

2

87-88

Обобщающий урок по

теме «Однородные

члены предложения»

2

89

Контрольная работа по изученной теме «Одноро

дные члены предложения»

1

Проверка полученных

знаний

90-92

Развитие речи.

Сочинение по  репродукции  К.Ф.Юона «Мартов

ское солнце» .Упр 239

3

Формирование умений поставить вопросы к картине, ответить на них, описать изображенное, выразить свое эмоциональное восприятие и отношение автора к картине.

Предложения с обособленными членами (18ч+2ч)

93-94

Обособленные определе

ния и приложения

2

Дать понятие – обособления. Развивать умения находить их в предложении, аргументировать свои ответы. Проводить синтаксический разбор с предложениями с обособленными членами.

95-96

Обособленные обстоя

тельства

2

97-98

Синтаксический разбор предложения с обособленными членами

2

99-101

Обобщающий урок по

теме «Предложения с обособленными членами»

3

102

Контрольная работа за 3 четверть

1

103

Работа над ошибками

1

4 четверть – 31ч.

Предложения с уточняющими обособленными членами

104

Повторение изученного в 3 четверти

1

105-106

Обособление уточняю

щих членом предложе

ния и пунктуация при

них

2

Дать понятие уточняющие члены и пунктуацию при них.

            Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями (9ч+2ч)

107-108

Обращение и знаки препинания при нем.

2

Дать понятие обращения, вводных слов и предложений, вставных конструкций. Уметь находить их в предложениях. Самостоятельно составлять предложения с обращениями. Объяснять постановку знаков препинаний при них.

109-110

Вводные слова и ввод

ные предложения. Знаки препинания при них.

2

111-112

Вставные конструкции

2

113-114

Обобщающий урок по

теме «Вводные слова и предложения»

2

115

Контрольная работа по

темам «Обособление.

Уточняющие обособле-

ия. Обращения. Вводные

слова и междометия».

1

Проверка знаний и умений по изученной теме.

116-118

Развитие речи.

Сочинение-рассуждение

о пользе чтения.

3

Написание сочинения с использованием вводных слов о пользе чтения, роль книги в становлении человека

Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь. Диалог. Цитата. (6ч+1ч)

119-120

Прямая речь. Знаки препинания в предложе-

ниях с прямой речью.

2

Знать, что такое прямая и косвенная речь, диалог, правила. Уметь составлять предложения с прямой речью, переделывать их в косвенные.

 Уметь объяснять постановку знаков препинаний при них.

121

Диалог

1

122

Косвенная речь

1

123

Знаки препинания при них.

1

         Повторение изученного в VIII классе ( 5ч. + 1ч.)

124-125

Синтаксис простого

Предложения. Главные

члены предложения

2

Синтаксис простого предложения. Знать что такое грамматическая и основа и количество ГО в простом предлодении.

126

Второстепенные члены

предложения

1

Второстепенные члены предложения,

синтаксическая роль второстепенных

членов предложения

127

Однородные члены предложения

1

Однородные члены предложения.

Развитие пунктуационных навыков

128-129

Вводные слова, обраще-

ния, междометия. Предложения

с прямой речью

2

Повторение структуры простого ослож-

ненного предложения. Знаки препина-

ния при обращении, вводных словах,

междометиях, словах-предложениях

130-131

Обособленные члены

предложения

2

Второстепенные члены предложения

132-133

Обобщающий урок. Подготовка к

итоговой контрольной работе

2

Систематизировать знания по курсу

134

Итоговая контр. Работа

1

Проконтролировать ЗУН учащихся

135

Работа над ошибками

1

136

Анализ контрольной

работы

1

Проанализировать работу

Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся  за курс русского языка.

Учащиеся должны:

 знать/ понимать определения основных изучаемых в 10 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры;

уметь:

аудирование:

- дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию прослушанного текста;

- фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного и сжатого пересказа;

-определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка;

-рецензировать устный ответ учащихся;

- задавать вопросы по прослушанному тексту;

- слушать информацию теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения;

чтение:

 -прогнозировать содержание текста, исходя из анализа названия, содержания эпиграфа и  на основе знакомства с иллюстративным материалом текста – схемами, таблицами на основе текста;

-используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым словам, а в содержании книги, журнала, газеты – по оглавлению и заголовкам статей;

- при необходимости переходить на изучающее чтение;

- читать и пересказывать небольшие по объему тексты о выдающихся отечественных лингвистах;

говорение:

- пересказывая текст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора исходного текста;

- вести репортаж о школьной жизни;

-строить небольшое по объему устное высказывание на основе схем, таблиц и других наглядных материалов;

- создавать связное монологическое высказывание на лингвистическую тему в форме текста-рассуждения, текста-доказательства, текста-описания;

- составлять инструкцию по применению того или иного правила;

- принимать участие в диалогах различных видов;

-адекватно реагировать на обобщенную устную речь, правильно вступать в речевое общение, поддерживать или заканчивать разговор и т.п.;

письмо:

- пересказать фрагмент прослушанного текста;

- пересказать прочитанное публицистические и художественные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста;

- создавать сочинение- описание архитектурного памятника, сочинение – сравнительную характеристику, рассуждение на свободную тему, сочинение повествовательного характера с элементами повествования или рассуждения, репортаж о событии;

Писать заметки, рекламные аннотации, уместно использовать характерные для публицистики средства языка (выразительная лексика, экспрессивный синтаксис, расчлененные формы предложения – парцелляция, риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответная форма изложения. Ряды однородных членов, многосоюзие и т.д.);

- составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию;

текст:

- находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему, основную мысль, заголовок;

- распознавать характерные для худ-ых и публицистических текстов языковые и речевые средства воздействия на читателя;

Фонетика и орфоэпия:

- правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения;

- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;

Морфемика и словообразование:

- разъяснять значение, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов;

- разбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования;

- пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей;

Лексикология и фразеология:

- разъяснять значение слов общественно-политической тематики, правильно их определять,

- пользоваться разными видами толковых словарей («Словарь лингвистических терминов» ит.д.);

- оценивать уместность употребления слов с учетом стиля, типа речи и речевых задач высказывания;

- находить в художественном тексте изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;

Морфология:

- распознать части речи и их формы;

- соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов, пользоваться словарем грамматических трудностей;

- опираться на морфологический разбор слова при проведении, орфографического, пунктуационного и синтаксического анализа;

Орфография:

- применять орфографические правила;

- объяснять правописание труднопроверяемых орфограмм, опираясь на значение морфемное строение и грамматическую характеристику слов;

Синтаксис и пунктуация:

- опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов, использовать односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств;

- правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями, однородными и обособленными членами;

- правильно строить предложения с обособленными членами;

- проводить интонационный анализ простого предложения;

- выразительно читать простые предложения изученных конструкций;

- проводить интонационный и синтаксический анализ простого предложения при проведении синтаксического и пунктуационного разбора;

- использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;

- владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации, устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы простых предложений, самостоятельно подбирать примеры на пунктуационные правила.

    Формы промежуточной аттестации в 10 классе следующие:

* тест;

* проверочная работа с выборочным ответом;

* комплексный анализ текста;

* подробное и выборочное изложение;

* изложение с элементами сочинения-рассуждения;

* сочинение-описание памятника;

Сочинение на морально-этическую тему;

публичное выступление по общественно-важным проблемам;

 сочинение-рассказ на свободную тему;

Раздел V. Критерии оценивания работы учащихся

 Оценка сочинений и изложений.

оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

Содержание работы полностью соответствует теме.  Фактические ошибки отсутствуют. Содержание излагается последовательно. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета.

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная,

и 1 грамматические ошибки.

«4»

Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности, незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускается: 2 орфографические, или 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационная ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

В работе допущены существенные отклонения от темы. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. Беден словарь и однообразны синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускается: 4 орфографические и 4 пунктуационных ошибок, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.

«2»

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускается: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

                                                   

Раздел VI.   Перечень учебно-методического обеспечения.

Литература

Для учащихся

  Малюшкин   А. Б.   Комплексный   анализ   текста.   Рабочая   тетрадь:          8   класс / А. Б. Малюшкин. - М.: Сфера, 2006.

Русский язык: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов и др. - М.: Просвещение, 2006.

Для учителя

Н.В.Егорова. Поурочные разработки по русскому языку. 8 класс.  В помощь школьному учителю. – Издательство «ВАКО» 2005.

КИМ Русский язык.  8 класс. Москва «ВАКО» 2011.

А,Г,Зикеев «Практическая грамматика на уроках русского языка»  Москва «Владос» 2003.

К.В.Комаров «Методика обучения русскому языку в школе слабослышащих детей»Москва «Оникс 21 век», 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа. 6 кл. Русский язык и развитие речи. Для коррекционных школ.

Рабочая программа. 6 кл. Русский язык и развитие речи. Для коррекционных школ....

Рабочая программа. 6 кл. Русский язык и развитие речи. Для коррекционных школ. Надомное обучение.

Рабочая программа. 6 кл. Русский язык и развитие речи. Для коррекционных школ. Надомное обучение....

Рабочая программа по предмету «Русский язык и культура речи» для 10-11 классов

Рабочая программа по предмету «Русский язык и культура речи» для 10-11 классов разработана в соответствии с приказом  Департамента образования и науки Костромской области №1312  от 10.08.201...

Рабочие программы по литературе, русскому языку и развитию речи для 6 класса

Рабочие программы по литературе, русскому языку и развитию речи  для 9 класса...

Рабочая программа элективного курса "Русский язык и культура речи" 9 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуальной   направленности «Русский язык и культура речи» разработана на основе федерального компонента государств...

Рабочая программа элективного курса "Русский язык и культура речи" 11 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуальной   направленности «Русский язык и культура речи» разработана на основе федерального компонента государств...

Рабочая программа по русскому языку и развитию речи 6 класс

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся         с        умс...