Не навреди...
статья по теме

          В нашей школе /МБОУ «школа №54» г. Нижнего Новгорода/  специальные коррекционные классы.  Опыт работы двадцать лет. Ребята учатся в общеобразовательной школе   вместе с обычными классами в параллели. Но эти дети  требуют пристального внимания педагогов.  Время показало, что  детям необходимо учиться вместе. Инклюзивное образование - эффективное. Но учащиеся с овз требуют пристального внимания педагогов, сопровождения специалистов коррекционного профиля: психолога, логопеда, дефектолога. «Обучение ведёт за собой развитие», - утверждал Л.С. Выготский. Для коррекционной педагогики эта формула как нельзя актуальна. 

        Приёмы и методы работы с коррекционными классами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ne_navredi.docx20.61 КБ

Предварительный просмотр:

                                        Не навреди…

                                                           Смотря на своё собственное дело, старайтесь сделать его возможно лучше, и делайте, не для других, а для своей души, стараясь извлечь себе пользу, назидание, питание души, чтобы ни одна минута вашей жизни не утекла мимо вас без значения и созидания.

Павел Флоренский «Все думы о вас»

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

   Сегодня пристальное внимание нашего общества к детям с ограниченными возможностями. Действительно, дети нуждаются в поддержке государства и общества, особенно дети – инвалиды. Мы как будто проснулись  и ужаснулись несправедливости общества к ним. Уже с конца 20 века государство пытается создать условия для развития и обучения таких детей.

   В нашей школе/МБОУ «школа №54» г. Нижнего Новгорода/ тоже появились специальные коррекционные классы. Ребята учатся в обычной общеобразовательной школе   вместе с обычными классами в параллели. Но эти дети  требуют пристального внимания педагогов, сопровождения специалистов: психолога, логопеда, дефектолога. Это дети с различными психо - физическими отклонениями и задержками в развитии. Почему у меня возникла потребность рассказать о своём опыте работы с такими детьми? Все школы рядом, и больно, когда наших  детей из коррекционных классов называют идиотами (вспомните князя Мышкина…) Как видим, нелегко принять людей, не похожих на других. Наша школа занимается воспитанием и обучением таких детей уже 20 лет. Сначала педагогический  коллектив тоже не был готов. Все методы и приёмы не срабатывали. Шли от наблюдения за каждым ребёнком. Дети тоже обучали нас терпению и смирению. Учителя понимают, что каждый день они должны улыбаться, смеяться – запрещено сердиться. Только спокойная, ровная интонация – это залог здоровья детей, учителей и родителей (если бы в нашем обществе так все контролировали своё поведение…). Самому важному, чему мы должны научить ребёнка, - жить в обществе. Но окончательный результат прогнозировать трудно. И без семьи, без специалистов школе не справиться. Родители – наши помощники, а мы для них надёжная опора. Они так же, как и их дети, нуждаются в добром слове, одобрении, а порою и объятии.

«Обучение ведёт за собой развитие», - утверждал Л.С. Выготский. Для коррекционной педагогики эта формула как нельзя актуальна. Как правило,  у таких детей замедленный темп мыслительной деятельности, нарушен процесс переработки информации, память, снижены умственные процессы. Неуравновешенная психика, быстрая утомляемость, недостаточный познавательный интерес, трудности во взаимодействии с педагогами… Принцип обучения - коррекционно – развивающий. Цель педагогов – повышение мотивации. Наглядность, игровые моменты, беседа, формирование адекватного взаимодействия с педагогами – основные приёмы работы.  Личность проблемных детей изучить трудно. Дети постоянно нуждаются в психолого – педагогическом сопровождении на протяжении всего  развития. К сожалению, полной личностной зрелости таких детей в школе не происходит.

Преподаватели русского языка и литературы наблюдают у таких детей  общее недоразвитие речи (от лепетной речи до бытовой лексики; дисграфия, угадывающее чтение…). Поэтому важно формировать: грамматические формы, лексикон, грамматический строй речи, чтение. Такие дети редко задают вопросы, не слышат часто, что говорит сосед по парте, а порой можно наблюдать речевой негативизм. Вот общая картина таких классов. И это не их вина, а беда…   И как не вспомнить: «Ничего нельзя вложить в чужую голову, можно только возбудить мысль,  аналогичной вашей» /Потебня/   Но как? Здесь помогает слаженный педагогический коллектив.   Во – первых, корректируется недостатки личности: эгоизм, неуверенность в своих силах, зависимость от лидера… Они могут быть преодолены. Важно, чтобы в классе был положительный пидер, если отсутствует, то учителю требуется привлечь к себе отрицательного.  Конечно, не дешёвыми приёмами: завышенной оценкой, лестью…  Важно увлечь делом, нужным и интересным делом. Учитель сам должен «заразиться» этим делом.

 У нас  коррекционные классы всегда принимают участие в общешкольных мероприятиях. Им нелегко, поверьте, выйти на сцену: прочитать стихотворение на конкурсе чтецов, спеть песню, посвящённую Дню победы, соревноваться …  И часто побеждают. Значит, эта и наша победа.

Мой коррекционный 7 «Б» занял первое место на фестивале  патриотической песни, в конкурсе  «Я и моя спортивная семья», где вместе с ребёнком бегали, прыгали, соревновались мама с папой; побеждают в спортивных играх. Только так можно помочь детям  с задержкой темпа психического (и ЗПР) психического     развития.

Учитель прокладывает маршрут развития и  отслеживает динамику таких детей: создаёт на уроках условия для индивидуальной работы с каждым ребёнком при равномерных нагрузках. Владеет специальными технологиями как для групповой формы, так и для индивидуальной. Если выпадает какое  –либо условие, то страдает и ребёнок, и учитель.

Главная задача учителя – формирование способности к обучению и умения применять знания. Деятельностный принцип – основной принцип и в коррекционной школе. Учиться читать интересно! Писать грамотно необходимо! Вот принципы обучения. И здесь хороша игровая мотивация:

- воображаемая ситуация

- правила взаимодействия

-интрига

-различные виды игр (драматизация, деловые, исследовательские, дидактические…). Важно при этом предлагать задания по уровню трудности. Даже ставить учащихся перед свободным выбором трудности. Конечно, установить средний и обязательный уровни достижения. В течение урока «подсчитывать» достижения детей, хвалить. Не только оценить домашнюю и классную работы, но и выполнить работу над ошибками. И тогда каждому ученику будет, чем гордиться. Ведь главное, чтобы возникло желание использовать приобретённые знания, умения и навыки. Здесь простор для фантазии учителя. Например, мы с классом готовим праздники начальной школе («Прощание с азбукой»,  «Здравствуй,  дедушка Мороз…», сказка Г. Х. Андерсена  «Оловянный солдатик»), проект  «Подарок дедушкам и бабушкам», буктрейлер «Бедные люди» по рассказу Л.Н. Толстого.

Расскажи – я забуду,

Покажи – я поверю.

Дай попробовать, и я пойму,- гласит восточная мудрость.

Художественное слово, музыка, изобразительное искусство повышают, как известно, устойчивость нервной системы.

Но мотивация таких детей очень часто теряется. Почему? Надеются на учителя, теряют самоконтроль. Как же воспитывать самоконтроль? Например, на основе образца даётся возможность исправить ошибки диктанта/ошибки не учитываются/, или намеренно предложить сделать работу с ошибками / например, пять ошибок/ и дать товарищу на проверку, ввести балл самоконтроля на уроках, который выставляет себе ученик. Проверить текст с точки зрения выразительности. За одну и ту же работу дети могут на уроках получить, таким образом, несколько оценок.

Дети должны верить в свои силы. И учитель, непременно, поддерживает концепцию веры в себя. Главное – здоровье  учащихся. Не навреди – помоги…

   

                        

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Не навреди своему здоровью"

В презентации собраны  данные о вреде курения....

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ АСПЕКТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ИЛИ КАК НЕ НАВРЕДИТЬ ЗДОРОВЬЮ ШКОЛЬНИКА НА УРОКЕ

Сохранение всеми возможными способами здоровья школьника – весьма актуальный вопрос сегодняшнего дня. К сожалению, именно школа, по   статистическим данным, способствует возникновению заболе...

Как побороть детскую лень и не навредить ребенку?

Как побороть детскую лень и не навредить ребенку?Задумаемся на минуту: а почему нас так расстраивает, а порой и просто выводит из состояния душевного равновесия то, что ребенок, как нам кажется, лентя...

Конспект занятия «Не навреди себе»

Данный материал содержит разработку занятия "Не навреди себе". В предложенном конспекте рассмотрены правила здорового образа жизни, а также некоторые виды зависимости, которые пагубно влияют на здоров...

Рабочая программа факультативного курса «Основы безопасности: уберечь, помочь, не навредить. Первая помощь пострадавшим»

Курс "Основы безопасности:уберечь, помочь, не навредить. Первая помощь пострадавшим" предназначен для формирования у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности, б...

Педагогическая концепция - "Не навреди!"

Это как раз новый способ преподавания, который предполагает сотрудничество с учеником, а не диктаторство. Ученик сам выбирает себе путь, и не нужно вмешиваться в этот процесс указаниями, как должно бы...

Здоровью не навредить

Презентация из цикла "Разговор о правильном питании"...