Педагогическая концепция - "Не навреди!"
статья по русскому языку на тему

Жукова Лилия Ивановна

Это как раз новый способ преподавания, который предполагает сотрудничество с учеником, а не диктаторство. Ученик сам выбирает себе путь, и не нужно вмешиваться в этот процесс указаниями, как должно быть. Радость творчества и свободы всегда должна быть на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_kontseptsiya.docx14.33 КБ

Предварительный просмотр:

Не навреди!

(Моя педагогическая концепция.)

Скажи мне – и я забуду.

Покажи мне – и я запомню.

Вовлеки меня - и я научусь.

                                                        Китайская пословица

Для того чтобы ученик хорошо учился, нужно, чтобы он учился охотно.

Для того чтобы он учился охотно, нужно, чтобы то, чему учат ученика,

было понятно и занимательно, и чтобы душевные его силы были в самых            выгодных условиях.                                                        Л.Н.Толстой.

        Мне более всего близки идеи педагогики сотрудничества, потому что принципы эти по сути гуманны, проверены временем, начиная с Сократа и заканчивая современными педагогическими изысканиями.

        Я уверена, что в основе любого педагогического успеха всегда лежат отношения между учителем и учеником. Ни одна педагогическая идея, какой бы гениальной она ни была, не может быть реализована, если учитель вызывает у учеников реакцию отторжения, недоверия.  Отношения содружества, партнёрства – наиболее приемлемый вариант отношений «учитель – ученик». Он не совместим с такими проявлениями, как высокомерие по отношению к детям, принуждение их к работе. Только требовательность, основанная на доверии, только увлечённость, рождённая взаимным интересом

         Я расскажу известную притчу о маленьком мальчике, который пришёл в школу учиться. Однажды утром учительница сказала: «Сегодня мы будем рисовать». Он любил рисовать львов и тигров, кур и коров, поезда и корабли. Малыш взял карандаши и  начал рисовать.

Но учительница сказала: «Подождите, мы будем рисовать цветы». «Здорово!»-воскликнул мальчик . И он начал рисовать цветы  розовым,  оранжевым и синим карандашами.

 Но учительница сказала: «Подождите, я вам покажу, как нужно делать!» И она нарисовала красный цветок с зелёным стебельком. Мальчик посмотрел на цветок, нарисованный учительницей, и на свои цветы. Свои ему понравились больше. Но он перевернул лист и нарисовал цветок, как у учительницы.

        В следующий раз учительница сказала: «Сегодня мы будем заниматься лепкой».  «Хорошо,- подумал мальчик. Он любил   лепку и умел делать различные штучки из глины: змей и снеговиков, слонов и мышей, машины и поезда. И он начал разминать свой кусочек глины.

 Но учительница сказала: «Подождите, мы будем делать блюдо». Здорово!»- подумал мальчик и начал лепить блюдо всевозможных форм и размеров. Но учительница сказала: «Подождите, я покажу вам, как делать большое блюдо» И мальчик сделал такое же.

                Родители мальчика переехали, и ему пришлось поменять школу. В первый же день учительница сказала: «Сегодня мы будем рисовать». «Ура!- подумал мальчик и начал ждать, когда учительница скажет, как делать. Но она ничего не говорила,  просто прогуливалась по классу. Подойдя к мальчику, она спросила:

-Ты не хочешь рисовать?

-Хочу,- ответил он.- А что нужно рисовать?

-Что хочешь,-  ответила учительница.

-А как рисовать?- спросил мальчик.

-Как хочешь,-  ответила учительница.

-И не важно, каким цветом?

-Не важно,- сказала учительница.- Если бы все делали одинаково, как бы я узнала, чей это рисунок?

-Я не знаю,- сказал мальчик, и… он начал рисовать красный цветок на зелёном стебельке.

        Не правда ли, знакомая ситуация? Но «счастье для человечества,- писал Януш Корчак,- что мы не в силах подчинить детей нашим педагогическим влияниям и дидактическим покушениям на их здравый рассудок и здравую человеческую волю».

        В традиционном образовании наши вопросы заставляют мысль ребят двигаться в определённом, выбранном нами, учителями, а не школьниками, направлении.  А может, путь поиска истины должен выбираться самими учениками?

        Мы привыкли к мысли, что учитель выше ученика, он владеет тайной процесса обучения, он учит тому, что знает и умеет, значит, учитель тем лучше, чем больше он знает. Но тогда лучшими учителями следовало бы считать компьютеры, энциклопедии, самоучители, разного рода руководства…  А может быть, надо сделать учеников, равных нам, и они станут такими.

        Мы подносим ребёнку готовую истину, которую он обязательно должен принять. А если «лишь зародить в нём вкус к науке, чтобы он полюбил её, и дать ему методы, чтобы он мог изучать? В этом состоит основной принцип всякого хорошего воспитания» (Ж.Ж.Руссо)

        Если ты хочешь, чтобы рыбак был сыт, дай ему рыбу. Если хочешь, чтобы он мог прожить всю жизнь, научи его плести сеть и ловить рыбу» (гласит восточная народная мудрость)

«Воспитатель, который не сковывает, а освобождает; не подавляет, а возносит; не комкает, а формирует; не диктует, а учит… переживает с ребёнком много вдохновляющих минут» (Я. Корчак)

        Хороший урок как песня, где слова мудрости сливаются с мелодией души.

                        Чему учить – это слова.

                        Как учить – это музыка.

                        Но для песни ещё нужен исполнитель – учитель.

                        Так что же для  песни главное – музыка, стихи или исполнитель?

                                        СЛУШАТЕЛЬ. 

- Спасибо, что были внимательными слушателями.

Истинный предмет учения состоит в приготовлении человека быть человеком.  Н.И.Пирогов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогическая концепция

Формы и методы работы на уроках русского языка как средство расширения и углубления знаний по предмету воспитания любви к слову!...

Краеведческий компонент в системе школьного географического образования (Педагогическая концепция на основе опыта работы)

Понятие "школьное краеведение" по  своему содержанию включаает в себя разностороннее изучение местного края. Школьное краеведение необходимо рассматривать не только как деятельность учащихся, нап...

Моя педагогическая концепция по применению ИКТ для эффективности обучения на уроках географии.

В настоящее время большой популярностью пользуются разнообразные  педагогические технологии. Педагогическая технология - совокупность форм , методов, приёмов обучения, которые опираются...

Педагогическая концепция учителя русского языка и литературы

В работе показана специфика влияния педагогического отношения на формирование мировоззрения учащихся. Система работы содержит осмысленный, выстроенный в соответствии с современными требованиями опыт р...

Педагогическая концепция

Новый взгляд на современную педагогику и методику преподавания иностранного языка....

Моя педагогическая концепция

В статье расскрывается моя педагогическая концепция, рассказывается о тех приёмах и методах, которые за долгие годы работы стали приоритетными в моей работе....

Актуальность философско-педагогической концепции С.И. Гессена.

1.Становление философских и педагогический воззрений  С.И.Гессена.2.Развитие философских концепций С.И.Гессена в "зарубежный период".3.Философия образования как социо-культурное учение С.И.Гессен...