Педагогическая концепция
статья по английскому языку на тему

Новый взгляд на современную педагогику и методику преподавания иностранного языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskaya_koncepciya.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

                                 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ.

С незапамятных времён рождаются на земле ангелы как обычные дети, взрослеют и спешат к детям. Они и называются учителями. Это мы с вами, уважаемые коллеги. Люди, дарящие Свет, Жизнь, Любовь, Мудрость, Знания.

Мы устремлены в будущее. В это будущее мы идём через обновление. Где же суть этого обновления? Она в обновлении школы, а школу реформирует учитель, но он же её и деформирует. Обновляется учитель - обновляется школа. Деградирует учитель - деградирует школа. А что со школой, то и с обществом. А что с обществом, то и с Отечеством. Поэтому роль учителя, как никогда важна и необходима в деле духовно-нравственного возрождения страны.

Это не высокие слова, а сама суть предназначения педагога - служить Отечеству.

Каким же должен быть педагог, чтобы успешно выполнить свою миссию? Конечно,  любить любого ребёнка, понимать и принимать таким, какой он есть. На земле с пустыми руками не рождается никто. В каждом есть свои возможные дары. Все эти качества: и любовь, и понимание, и оптимизм по отношению к любому ребёнку, несомненно, важны.

Но, я полагаю, современному педагогу необходимо взглянуть по-новому на сам процесс обучения и на методику преподавания в частности.

У всех есть священные слова. У нас учителей - они тоже есть:

Школа

Учитель

Ученик

Воспитание

Образование

Урок

Гуманность

Но правильно ли мы их понимаем? Та ли суть в них заложена, что дают нам современные словари?

Школа - учебно-воспитательное заведение.

Учитель – лицо,  которое обучает.

Ученик – лицо, которое обучают.

Образование – обучение просвещению.

Урок – основная форма обучения.

Гуманность – человечность в общественной деятельности.

Не кажется ли вам, что это звучит сухо и бездушно, а ведь есть другое понимание этих слов, более правильное. Слово «Школа» восходит к латинскому «Скале»- что означает, лестница. Итак:

Школа- это лестница для духовного восхождения человека.

Учитель – человек дарящий Свет, Жизнь, Любовь, Мудрость, Знания.

Ученик – человек ищущий Свет, Жизнь, Любовь, Мудрость, Знания.

Воспитание – питание духовной оси прекрасными образами Земли и Неба, Души и Тела.

Образование – заселение духовного мира ребёнка образами добра, любви, сострадания, радости и сорадости.

Урок – Великое Таинство, одаривания своих учеников нравственными, научными и духовными знаниями. Это общность учителя с учеником.

Гуманность – забота и озабоченность взрослых по поводу судьбы каждого ребёнка и через него - о судьбе человечества.

К сожалению, наш школьный учитель, призван не пробуждать истину в душе ученика, а сообщать ему информацию. Ученики должны слушать и слушаться учителя. Эта система требует авторитарности.

Одной из форм наказания служит отметка, она превращается в самоцель учения, вытесняя познавательную мотивацию.

Урочная система порождает  избыток отрицательных эмоций, повышенную тревожность. Массовость школьных нервозов. Следовательно, учителю нужно отказаться от авторитаризма и проникнуться идеей педагогики сотрудничества, «равноправия» учителя и ученика. Лишь она отвечает демократическим переменам в обществе.

В основе «педагогике сотрудничества» лежит диалог между учеником и учителем. Преимущество такого обучения в обращении к каждому ученику, как неповторимой индивидуальности.

Учитель занимает позицию собеседника, заинтересованного личным мнением каждого и уважающего это мнение, что располагает к свободе высказывания, спору, рождению новых открытий.

Позиция собеседника превращает учителя из источника информации и оценивающего контролера в ведущего участника творческого процесса.

Из своего опыта могу сказать, что более всего этим параметрам соответствует коммуникативный подход к обучению английского языка.

Методика коммуникативного обучения языку.

- это современное коммуникативно-ориентированное обучение готовит учащихся к использованию языка в реальной жизни.  

Коммуникативно-ориентированное обучение имеет целью не только усвоение грамматики и лексики изучаемого языка, но и формирование умений иноязычной коммуникации.

Формальные аспекты языка: грамматика, лексика и фонетика представлены коммуникативном контексте так, что учащимся сразу становится понятно их использование в речи. Кроме того, учащимся предлагаются приближенные к реальной жизни задания, в ходе выполнения которых систематически развиваются иноязычные, речевые умения (аудирование, говорение, чтение, письмо).

Такой подход предполагает создание на уроке атмосферы доверия и сотрудничества          (о чем было упомянуто выше).

В процессе обучения учащиеся включаются в познание окружающего мира.

Это значит, что учащиеся выполняют проблемные задания, развивающие мышление: игры, головоломки, викторины. При этом они используют английский язык. (КАРТИНКА)

(Учащиеся должны соединить название животного с соответствующей клеткой, используя грамматический материал: - притяж. падеж. сущ-х. (КАРТИНКА) или самостоятельно вывести грамматические закономерности и заполнить грамматическую таблицу).

Очень важна роль учителя на уроке.

Каждый учитель имеет собственный стиль обучения. Однако, в зависимости от типа работы, которая проводится в данный момент на уроке, учитель должен вести себя достаточно гибко: вести и поддерживать учащихся, но не всегда доминировать.

Роль учителя как носителя информации уместна на том этапе урока, когда учащемуся необходимы исходные сведения (например, при объяснении материала), когда требуется пояснения к заданиям, когда необходимо исправить ошибки.

Роль наблюдателя важна в тот момент, когда учащиеся работают самостоятельно в парах или группах.

Учитель принимает роль консультанта, когда учащимся при самостоятельном выполнении задания, требуется или совет, или определенные источники информации.

Какие этапы урока необходимо учитывать, чтоб коммуникативно-ориентированный урок был наиболее эффективным.

  1. Использование невербальных средств общения – мимики и жестов – является испытанным способом объяснения значения новых слов. Это позволяет избежать как постоянного перевода на русский язык, так и пространных, но непонятных объяснений на английском языке. Учитель может показать жестом, как выполнить задание.
  2. Речь учителя. Английский язык должен стать основным средством общения на уроке. Речь учителя на английском языке полезна с разных точек зрения. Учащиеся слышат английскую речь в реальной коммуникативной ситуации. Они не только слышат, но и видят учителя, что облегчает восприятие и понимание. Хорошая речь учителя является образцом для подражания. Но речь учителя не должна быть долгой.
  3. Большая роль на уроке отводится работе в парах или группах.
  4. Приемы активизации устной речи учащихся. С помощью приемов активизации устной речи, учитель может вызвать у учащихся желание выразить свое мнение или идею без дополнительных указаний учителя. Преимущество этих приемов в том, что учащиеся, активно участвуя в процессе обучения, начинают обдумывать, вспоминать и использовать изученный материал.
  5. Контроль и обратная связь с учащимися. После того, как время выполнения задания истекло, учитель обращается к всему классу и сообщает о том, что он увидел и услышал, т.е устанавливает обратную связь, хваля учащихся или указывая на допущенные ошибки. Но, проводя урок английского языка, учитель должен помнить что, несмотря на то, что сейчас в современном образовании приоритет отдается изучению иностранных языков (в частности английского), хотя в более критическом состоянии находится наш родной русский язык. А ведь это он является культурообразующим языком народа. Конечно, иностранные языки учить нужно и необходимо. Но нельзя использовать учителей иностранцев как проводников и так уже разгулявшейся инородной стихии. Поэтому перед учителями иностранцами лежит выбор – воспитывать из русских детей рабов и халдеев для обслуживания иностранных фирм, плодящихся на нашей земле, или духовно-нравственную личность, способную прославить свою страну в любой точке земного шара. Очень нужно быть внимательным при выборе учебника. Ведь не секрет, что многие учебники ориентированы не только на культурологический аспект иностранного языка, но и на несвойственное русскому менталитету мировоззрение. Поэтому считаю, что учитель иностранного языка, как никто из предметников, должен иметь твердую гражданскую и патриотическую позицию, которая основана на отечественных традициях духовно-нравственного воспитания. (КАДР)

    Позвал Бог ангелов, вернувшихся на Небеса после служения учителями на Земле.

- «Покажите, с чем вы вернулись», - сказал он.

        Положил первый ангел у ног Господа ордена, медали, дипломы, грамоты и сказал:  - «Я прославился». Положил другой ангел у ног Господа груду программ, учебников, методических пособий, длинный список научных трудов и сказал:

- «От простого учителя вырос я до профессора».

Третий ангел перечислил Богу по пальцам имена всех своих учеников, ставших в обществе известными людьми: учеными, поэтами, художниками, министрами, бизнесменами и положил у ног его гордость за них.

        Предстал перед Богом четвертый ангел, бросился к его ногам и взмолился:

- «Господи не жди от меня даров, ибо я опустошен. Судьба забросила меня в Богом забытую школу, и я отдал своим ученикам весь Свет, что был во мне от тебя. И спешу к тебе с мольбой: дай мне больше Света и отправь обратно, ибо ученики ждут меня, а без них не мыслю свою жизнь».

        И сказал Бог:

- «Отдавший Свет умножит его в себе». И отправил его в Богом забытую школу.

        Это и есть наша миссия служить детям. А через них отечеству.

        Когда-то, в 1868 г., после битвы при Садове, которая принесла Пруссии, не смотря на превышающие силы противника, победу над Австрией, Бисмарк подчеркнул колоссальную роль школы в воспитании будущих воинов. Он сказал:

- «Войну выиграл прусский учитель».

        Вот было б здорово, если бы когда-нибудь, лучше поскорее – мы смогли бы сообщить историкам, что необъявленную войну против России выиграл прусский учитель.

        Выиграл потому, что ценой героических усилий спас образование, отказавшись расчеловечивать детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогическая концепция

Формы и методы работы на уроках русского языка как средство расширения и углубления знаний по предмету воспитания любви к слову!...

Краеведческий компонент в системе школьного географического образования (Педагогическая концепция на основе опыта работы)

Понятие "школьное краеведение" по  своему содержанию включаает в себя разностороннее изучение местного края. Школьное краеведение необходимо рассматривать не только как деятельность учащихся, нап...

Моя педагогическая концепция по применению ИКТ для эффективности обучения на уроках географии.

В настоящее время большой популярностью пользуются разнообразные  педагогические технологии. Педагогическая технология - совокупность форм , методов, приёмов обучения, которые опираются...

Педагогическая концепция учителя русского языка и литературы

В работе показана специфика влияния педагогического отношения на формирование мировоззрения учащихся. Система работы содержит осмысленный, выстроенный в соответствии с современными требованиями опыт р...

Моя педагогическая концепция

В статье расскрывается моя педагогическая концепция, рассказывается о тех приёмах и методах, которые за долгие годы работы стали приоритетными в моей работе....

Актуальность философско-педагогической концепции С.И. Гессена.

1.Становление философских и педагогический воззрений  С.И.Гессена.2.Развитие философских концепций С.И.Гессена в "зарубежный период".3.Философия образования как социо-культурное учение С.И.Гессен...

Педагогическая концепция учителя музыки

Воспитание духовности, формирование системы духовных и нравственных ценностей у подрастающего поколения, становление личности, воспитание гражданственности и патриотизма – вот наиболее проблемн...