Особенности психического развития учащихся с ОВЗ
статья на тему

Царенкова Юлия Викторовна

Теоретические сведения о психическом разитии учащихся коррекционной школы, трудности обучения и особенности познавательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon os.psih_.razv_.uch_.s_ovz.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности психического развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья

  1. Типология интеллектуальной недостаточности.

Ограниченные возможности здоровья – это нарушения крайне неоднородной группы различных по этиологии, степени выраженности, характеру психических проявлений и способности к адаптации в обществе состояний. Среди интеллектуальных нарушений выделяют две основные группы: умственную отсталость и задержанное психическое развитие. Подробнее остановимся на первой группе – умственной отсталости, к которой мы имеет непосредственное отношение в нашей работе.

Умственная отсталость -  это стойкая (необратимая) недостаточность интеллектуальной сферы и личности в целом, которое является следствием органического поражения (или недоразвития) головного мозга.    

 Международная классификация болезней, травм и причин смерти 10-го пересмотра (МКБ – 10) понятие «умственная отсталость» рассматривает как снижение интеллекта, недостаточная социализация, время возникновения – до 18 лет.

  1. Систематизация учащихся с ОВЗ.

По степени тяжести состояния в соответствии с МКБ – 10 принято выделять следующие формы:

Легкая умственная отсталость  определяется при наличии легкой степени снижения интеллекта (55 – 69 IQ), способности к обучению по специальной программе, возможности получения несложной профессии и адаптации в обществе.

Умеренная умственная отсталость  характеризуется более выраженной степенью снижения интеллекта (40 – 54  IQ), способностью к общению с окружающими, но значительными трудностями в обучении, что приводит к возникновению серьёзных проблем в социальной адаптации.

Тяжелая умственная отсталость  определяется при наличии грубых нарушений интеллекта (25 – 39 IQ) и характеризуется отсутствием способности к обучению, даже в специально организованных  условиях, серьёзными затруднениями в общении при сохранении способности к усвоению элементарных навыков самообслуживания.

Глубокая умственная отсталость  определяется при наличии крайне тяжелых нарушений интеллекта ( ниже 25 IQ) и характеризуется как неспособностью к обучению, так и усвоению элементарных навыков самообслуживания.

В отечественной специальной психологии  наибольшее распространение получила классификация М.С. Певзнер, основанная на клинико-этоипатогенетическом принципе, которая широко используется на практике не только специальными психологами, но и  педагогами при осуществлении индивидуально-дифференцированного подхода в обучении детей с ОВЗ.  

Автор выделяет две основные формы – неосложненную и осложненную олигофрению.

Неосложненная форма определяется диффузным недоразвитием головного мозга без выраженных локальных нарушений. Она характеризуется недоразвитием сложных форм познавательной деятельности в сочетании с относительной первичной сохранностью эмоционально-волевой сферы, возможностью целенаправленной деятельности и контроля своего поведения. Эта форма является наиболее распространенной и имеет более высокие потенциальные возможности социальной адаптации.

Осложненная форма  включает еще 4 вида:

  1. Олигофрения, осложненная нарушениями нейродинамики. Характеризуется сочетанием диффузного поражения головного мозга, компенсированной гидроцефалией, которая вызывает нарушения взаимодействия процессов возбуждения и торможения. По соотношению нарушений нейродинамики можно выделить два варианта: возбудимый и тормозной. При тормозном варианте дети отличаются вялостью, адинамией, общей заторможенностью. При возбудимом варианте наблюдается двигательная расторможенность, импульсивность и эмоциональная лабильность.
  2. Олигофрения   с выраженной  лобной недостаточностью характеризуется  диффузным недоразвитием коры больших полушарий и сочетается с недоразвитием познавательной деятельности с изменением личности по лобному типу и специфическими нарушениями моторики. Дети этой группы вялые, безынициативные и беспомощные. Их речь многословна, бессодержательна, имеет подражательный характер. Они не способны к психическому напряжению, целенаправленной деятельности, слабо учитывают ситуацию.
  3. Олигофрения, осложненная психопатоподобным поведением. Характеризуется сочетанием недоразвитием познавательной сферы с  грубыми нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения. Характерным для таких детей является выраженное недоразвитие личностных компонентов, значительное снижение критического отношения к себе и окружающим в сочетании с грубыми нарушениями поведения и расторможенностью влечений. Наиболее типичными оказываются проявления выраженной агрессивности, драчливости и склонности к неоправданным аффектам. Обучение и социальная адаптация детей данной формы крайне затруднено.
  4. Олигофрения, осложненная нарушениями анализаторов. Характеризуется сочетанием диффузного  поражения коры головного мозга и глубокими нарушениями той или иной анализаторной системы.  Эти дети имеют локальные дефекты слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата в сочетании с более сложным неравномерным недоразвитием познавательной деятельности.

  1. Особенности ощущений и восприятия у учащихся с ОВЗ. 

Сенсорная сфера имеет большое значение в познании ребенком окружающего мира. Она создает базу для развития всей психической деятельности. Недостатки в деятельности ЦНС у детей с ОВЗ приводят к нарушению сенсорно-перцептивной организации деятельности. В результате у детей данной категории чаще, чем у нормально развивающихся сверстников,  встречаются нарушения слуха и зрения. Их ощущения замедленные, недостаточно дифференцированные, отмечается снижение порога чувствительности, что в свою очередь приводит к недостаточности ориентировочной деятельности в целом и оказывает значительные трудности на усвоение школьных навыков.

  1. Особенности мнестической деятельности учащихся  с ОВЗ.

Нарушения памяти детей с ОВЗ сразу бросаются учителю в глаза, которые чаще всего обусловлены слабостью мышления.  Нарушается в первую очередь точность и прочность запоминания смыслового словесного материала. Воспроизводя информацию, они многое путают, пропускают, переставляют местами, нарушая логику, часто привносят новые элементы. Механическая память может быть относительно сохранной.

  1. Особенности мыслительной деятельности учащихся  с ОВЗ. 

Мышление – это наиболее высокоорганизованная психическая функция и является важнейшей формой познания окружающего мира.

        Среди типичных особенностей мышления детей с ОВЗ является всеобщее недоразвитие всех его форм  и уровней. Тугоподвижность, инертность, недостаточная гибкость и конкретность мышления приводит к тому, что даже при незначительном изменении условия задачи воспринимают её как новую, а усвоенный опыт затрудняются использовать в новых условиях. Ведущим видом мышления долгое время, на протяжении школьного обучения,  остается наглядно-действенное мышление. Это приводит к тому, что в учебной деятельности дети долго заменяют умственные действия на более простые предметные и мнестические. Дети довольно долгое время делают грубые ошибки при установлении причинно-следственных связей, путают причину и следствие и в результате испытывают значительные затруднения в осмыслении логических рассказов, установлении последовательности событий и проч.

Неполноценной оказывается и операционная сторона мыслительной деятельности. Анализ зрительно воспринимаемых объектов осуществляется чаще по внешним несущественным признакам. Мышление детей с ОВЗ отличается конкретностью, это приводит к затруднению понимания переносного смысла пословиц, метафор, поговорок, осуществлять счетные операции в уме и проч.

6. Особенности внимания учащихся с ОВЗ. 

В современной психологии установлено, что внимание связано с динамикой работоспособности. Известно, что даже минимальная органическая недостаточность ЦНС ведет к нарушению работоспособности.

Общей особенностью детей с ОВЗ является преобладание непроизвольного внимания. Они затрудняются сосредоточить внимание, часто отвлекаются на несущественные детали, им трудно сосредоточиться при выполнении различных заданий. Особенно много ошибок допускают при необходимости распределения и переключения внимания. Также отличительной особенностью внимания таких детей является его низкая продуктивность в любом возрасте. Особенно страдает произвольное внимание, которое на протяжении всего школьного обучения остается несовершенным.

  1. Особенности эмоционально-волевой сферы учащихся с ОВЗ. 

Общей характерной особенностью является ее незрелость. Их эмоции недостаточно дифференцированы, а настроение неустойчивое. Они малоинициативны, затрудняются самостоятельно поставить цель и добиться ее реализации.

У учащихся с ОВЗ наблюдаются ярко выраженные специфические особенности эмоциональных проявлений – их неадекватность. Их чувства часто бывают не связаны с определенным контекстом.  Длительное время они испытывают только удовлетворение или неудовлетворение, а тонкие оттенки чувств им недоступны. Это приводит к тому, что высшие эмоции, такие как чувство долга, ответственности и проч. Формируются длительное время и с трудом.

Учащиеся затрудняются узнавать эмоциональное состояние людей, если они не видели ситуацию, вызвавшую переживания. При определении таких эмоций, как радость, гнев, удивление, страдание и страх часто называют их все одним определением – злостью.

Еще большие трудности вызывает определение чувств людей, изображенных на картине или фотографии, это приводит к тому, что они не  понимают смысла изображенного. Особенно трудно детям понимать, какое эмоциональное состояние переживают герои рассказов.

  1. Особенности формирования личности у учащихся с ОВЗ. 

Развитие личности у детей данной категории характеризуется целым рядом особенностей, обусловленных, прежде всего тотальным недоразвитием их познавательной деятельности. Это приводит к тому, что они долго не разбираются в понятиях морали и нравственности. Их представления о моральных способах поведения поверхностны и конкретны. Дети данной категории  часто поддаются дурному влиянию, что обусловлено их повышенной внушаемостью и подражательностью. Однако этому способствует не сама болезнь, а то социальное окружение, в которое попадает ребенок.  

Недоразвитие мотивов определяет  недостаточность потребностной сферы и интересов. Мотивы неустойчивы и недостаточно осознаны и в значительной степени зависят от ситуации. В связи с этим физиологические потребности длительное время преобладают над духовными и затрудняют формирование культурных и общественных потребностей.  Отмечается растормаживание элементарных влечений: увеличение аппетита, неуемная жажда, преждевременные сексуальные потребности.

Формирование самооценки  также складывается с большим опозданием. У младших школьников встречается и завышенная и заниженная самооценка. В среднем возрасте чаще всего формируется относительно адекватная, а в старшем – преимущественно завышенная, что связано со стремлением компенсировать свой дефект.

Уровень притязаний  находится в зависимости от самооценки, поэтому можно наблюдать как завышенный, так и заниженный уровень притязаний.

Мировоззрение  развивается с большим опозданием, по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Они затрудняются высказать свой взгляд на то или иное явление; они не могут оценить последствий собственного поведения, своих отрицательных поступков, что обуславливает примитивности, ситуативность идеалов.

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ

(КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА VIII ВИДА № 27

г. БРАТСКА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ДОКЛАД

Тема:  «Особенности психического развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья»

                                                                   Подготовила

                                                                                Учитель-дефектолог

                                                                         Царенкова Ю.В.

Братск, 2012 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Одаренные дети и творческие люди: особенности психического развития.

Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой человеческой деятельности....

Особенности психического развития детей с СДВГ

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – неврологическо-поведенческое расстройство развития (дисфункция ЦНС, преимущественно ретикулярной формации ГМ), начинающееся в детском возрасте и пр...

Реферат ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ

Проявления раннего детского аутизма меняются с возрастом. Клиническая картина формируется постепенно к 2,5—3 годам и остается наиболее выраженной до 5—6 лет, представляя собой сложное сочетание первич...

Методические рекомендации для родителей. Особенности психического развития в ранней юности.

Юношеский возраст – период жизни между подростковым возрастом и взрослостью. Слово «юность» обозначает фазу перехода от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослост...

Особенности психического развития в ранней юности.

На какие особенности ранней юности необходимо обратить внимание...