Использование современных образовательных технологий, в том числе ИКТ в учебно-воспитательном процессе в условиях реализации ФГОС
статья по теме

Гаврилова Оксана Борисовна

Описан опыт работы воспитателя школы-интерната 8 вида с использованием образовательных технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnye_tehnologii_v_usloviyah_realizatsii_fgos.docx888.92 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат» №11

Использование современных образовательных технологий,
в том числе ИКТ в учебно-воспитательном процессе в условиях реализации ФГОС

Одна из первых - технология разноуровнего обучения, где перед педагогом стоит задача увидеть индивидуальность учащегося и сохранить ее, помочь обучающемуся поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие. Группа дифференцировано делится на 3 подгруппы, где самостоятельно выполняют задания, не испытывая больших затруднений –в первой подгруппе; работают по наводящим вопросам –вторая ; нуждаются в помощи педагога, в постоянном контроле и подсказках во время выполнения работы-третья подгруппа воспитанников. В связи с этим, свои занятия и повседневную работу с учащимися я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащихся. И у меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание более успешному.

Технология проблемного обучения, где под руководством педагога создаются проблемные ситуации и организуется самостоятельная деятельность учащихся по их разрешению. Проблемная   ситуация  стимулирует познавательную активность и повышает интерес к процессу обучения, формирует мотивационную составляющую и развивает исследовательские способности. Так, например, изучая свойства воды, учащиеся узнают о том, что на 80 процентов человек и животные состоят из воды. Для создания проблемной ситуации вопрос: «Почему наше тело не жидкое, ведь в нас так много воды?» Вместе с педагогом ребята ищут ответ и приходят к выводу, что вода - внутри организма, поэтому и не вытекает из человека. В ходе поиска ответа на поставленный вопрос выслушиваются все доводы воспитанников. После того как все ребята предложат свои ответы, совместно выбирается общее решение. Для поиска правильного ответа можно провести и эксперимент, натерев  морковь или картофель, выжав сок, затем сравнить объем полученной жидкости. Создав проблемную ситуацию,  вынуждаю своих подопечных получать знания, развиваться, самосовершенствоваться.

Проектная деятельность позволяет решать ряд важных профессиональных задач –повышение интереса к деятельности, развитие учебной мотивации,  углубление знаний по теме. Так как проект – это продукт сотрудничества и сотворчества воспитателя и детей, то в ходе реализации проекта проводится совместная деятельность учащихся и педагога. В связи с этим, в качестве темы для проекта я выбрала кукольный театр (пальчиковые и перчаточные куклы) и рисование пальчиками, ладошками, а именно творческий проект «Волшебные пальчики», целью которого является создание условий для самореализации творческого потенциала воспитанников, развития познавательных и коммуникативных способностей детей, эмоциональной сферы.  

C:\Users\USER\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\п.jpgC:\Users\USER\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\ж.jpg

         

Внедряя в педагогическую практику технологию проектной деятельности, обращаю внимание на всестороннее развитие личности воспитанника: выявление талантливых детей;  активизация воспитательного процесса;  формирование у воспитанников интереса к исследовательскому поиску.                                        

При выполнении групповых и индивидуальных заданий каждый обучающийся внёс свой вклад в выполнение проекта. Воспитанницы знакомились с понятиями «Театр» и «Кукольный театр», беседовали о ширме и работе за ней, отрабатывали навыки работы с пальчиковыми и перчаточными куклами, выбирали сказку, с которой будем работать, распределяли роли, выбрали сказку «Три медведя». Перед тем как приступать к репетициям, просмотрели мультфильм к сказке, обсудили характеры героев сказки, и только недавно начали отработку выразительного чтения слов каждого героя сказки, впереди ещё работа по отработке этюдов с куклами на материале пьесы, поиски выразительных возможностей кукол в предлагаемых обстоятельствах сказки, это и эмоциональная интонация, паузы, темп.                                                                 Любой театр предполагает наличие в нём декораций, поэтому девочки помогали мне в оформлении атрибутов к сказке, внося тем самым свой посильный вклад. И конечно, итогом нашего проекта был показ кукольного спектакля «Три медведя», оставив у воспитанников ощущение гордости за полученный результат. 

   

В рамках технологии критического мышления использую в работе такие приёмы, как кластер, синквейн, таблицу «тонких» и «толстых» вопросов. Например, на занятии «Право на жизнь» ввела кластер «Что угрожает жизни?», а на занятиях «Почему подростки курят?» и «Если кто-то заболел»,  учащиеся работали над синквейнами «Сигарета» и «Иммунитет».

C:\Users\USER\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\SAM_1790.jpg      C:\Users\USER\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\SAM_1793.jpg

На стадии осмысления содержания прием «тонких» и «толстых» вопросов служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии – для демонстрации понимания пройденного.

Таблица «тонких» и «толстых» вопросов выглядит так: в левой части - простые «тонкие» вопросы, в правой части – вопросы, требующие более сложного развёрнутого ответа.

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

  • кто...
  • что...
  • когда...
  • может...
  • будет...
  • мог ли...
  • как звали...
  • было ли...
  • согласны ли вы...
  • верно...
  • дайте объяснение, почему...
  • почему вы думаете...
  • почему вы считаете...
  • в чем разница...
  • предположите, что будет, если...
  • что, если...

Использую метод «Защита творческих работ»

C:\Users\USER\Desktop\РАБОТА\фото экскурсий\20160126_181926.jpg   C:\Users\USER\Desktop\РАБОТА\фото экскурсий\20160126_182558.jpg

Игровая технология может использоваться в качестве проведения целого занятия, например игра – путешествие или частью занятия (введение, объяснение, закрепление, упражнение), а также как технология внеурочной работы. Как известно, с помощью игры можно познать окружающий мир, корригировать недостатки, развивать навыки общения и формировать личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия. Дидактические игры, упражнения на закрепление, повторение и обобщение, кроссворды, головоломки, ребусы и т.д. этому способствуют. Для работы на занятиях использую развивающие и подвижные игры, занимательные задачи, физкультминутки, пальчиковую гимнастику, релаксационные упражнения и др. в пособии В.И. Ковалько «Младшие школьники на уроке»; игры на развитие пространственного восприятия А.В. Сунцовой «Изучаем пространство»

         

Предлагаю задания на развитие пространственно-временных представлений, например, «Весёлые клоуны». Представлены работы воспитанниц.

 

Сюжетно-ролевые игры воздействуют в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка, поэтому во многих случаях она является наиболее эффективным средством повышения речевой мотивации, развитию коммуникативных возможностей учащихся, отработки необходимых умений и навыков.

 C:\Users\USER\Desktop\Для портфолио\SAM_1843.JPG

     

Подвижные игры – важнейшее средство воспитания детей, особенно в школьном возрасте. Они всегда требуют от играющих активных двигательных действий, направленных на достижение условной цели, оговоренной в правилах.

C:\Users\USER\Desktop\РАБОТА\АТТЕСТАЦИЯ\фото\SUC40017.JPG   G:\интернат. постройки\20151129_115445.jpg   G:\ФОТО-работа\интернат\20140507_180511.jpg

Для развития мелкой моторики пальцев и рук служат настольно-печатные игры, мелкий конструктор, сложение пазлов, рисование пальчиками и ладошками, для конструкторских и творческих способностей -  игра с мягкими модулями, с дидактической черепахой.

         

  G:\интернат -дети\20150405_165120.jpg  C:\Users\USER\Desktop\РАБОТА\АТТЕСТАЦИЯ\фото\Фото-сет Модули 2\SL277348.JPG

Очень любят собирать воспитанники осколочные картинки.

C:\Users\USER\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20160927_180756.jpg    C:\Users\USER\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20160927_181113.jpg

Практика показывает, что занятия с использованием игровых ситуаций, делая увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников. В ходе  разыгрывания  проводится совместный поиск наиболее оптимальных путей выхода из различных ситуаций, обсуждаются различные пути ее разрешения. Так, например на занятии «Мы и наши имена» воспитанницы разыгрывали сценку знакомства, используя фразы при знакомстве: «Я очень хочу с тобой познакомиться», «Мне хочется с тобой познакомиться», «Давай познакомимся» и ответные реплики: «Рад нашему знакомству», «Очень приятно было познакомиться»

                             C:\Users\USER\Desktop\РАБОТА\фото\20160126_183248.jpg

Применяю также игровые упражнения, например, упражнение «Как бы ты поступил» было использовано на занятии по теме «Я дома. Я в школе. Я среди друзей», где учащимся предлагается картинка, на которой изображены два или более человек, взаимодействующие друг с другом. В процессе игры ученик должен предложить свой вариант окончания действия. После игры проводится обсуждение, в ходе которого дети объясняют, почему они повели бы себя именно так, а не иначе. Кроме того,  учащиеся обсуждают предложенные варианты разрешения ситуации и выбирают наиболее оптимальные из них.

           

Преимуществом технологии сотрудничества является формирование понимания того, что успех группы зависит от способности самостоятельно приобретать новые знания и умения их применять в конкретных заданиях; развитие чувства товарищества, взаимопомощи; овладение коммуникативными умениями.

В своей работе использую принципы педагогики сотрудничества. Так, во время подготовки домашнего задания с учащимися я организую парные и групповые формы работы. Выбираются более сильные учащиеся, так называемые «консультанты». Консультанты помогают им выполнить то или иное задание, в процессе которого осуществляется взаимоконтроль учащихся. Детям очень нравится такая работа в группах.

H:\Интернат\100_6230.JPG    C:\Users\USER\Desktop\РАБОТА\фото\20160126_183208.jpg

Такие групповые творческие задания помогают слабым учащимся активизироваться и внести свой вклад в общее дело, что рождает у них чувство успеха, уверенности в своих силах и способствует усилению мотивации к обучению. Стараюсь использовать задания разного уровня. Для слабых учащихся это, как правило, чтение  текста и выполнение упражнений, или составление короткого высказывания по образцу. Для учащихся с хорошей успеваемость я использую более сложные формы опроса: ответы на вопросы, составление схем; заполнение таблиц. Такая форма сотрудничества помогает контролировать не только успешность выполнения задания, но и характер общения между собой, способ оказания помощи друг другу. Практические задания помогают закрепить тему занятия.

А использование невербальных средств общения «Пиктограмма» и «Пантомимика» делают занятия интересными и увлекательными.

На занятиях с использованием информационно-коммуникационных технологий применяю различные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-проблемный, элементы поисковой, коллективной познавательной игры для повышения эффективности усвоения знаний, навыков, а также расширение кругозора учащихся.

Например, вначале занятия по теме: «Учимся жить без конфликтов» я использовала элементы аутотренинга. Под спокойную музыку прочитала притчу о взаимоотношениях, которая была представлена на слайде. Использование музыки, подобранного иллюстративного материала, настраивает учащихся на интересное познавательное занятие.

Используя наглядный принцип обучения в сочетании со словесными методами, на занятии по теме: «Права и обязанности» предложила учащимся посмотреть фрагмент сказки «О царе Салтане…», указывая на вопросы: какие права Гвидона и царевны нарушил царь? Таким образом, учащиеся  включаются в мыслительную деятельность, готовятся к восприятию материала через аудивизуальные средства презентации.

Эффективность формирования познавательных интересов учащихся на занятиях достигается через использование ИКТ, а именно мультимедийные презентации. Сочетание моего рассказа с демонстрацией презентации позволяет проводить пошаговое ведение нового материала, а также акцентировать внимание учащихся на особо значимых моментах предлагаемого материала.

Использование в презентациях элементов мультипликации и анимации позволяют: повышать мотивацию обучения за счёт использования средств привлечения внимания и развития интереса, улучшать результативность обучения. Так, в викторине «Весёлый эрудит» я использовала анимированные слайды в программе Power Point, которые активизировали непосредственный интерес учащихся с нарушением интеллекта к новым фактам и теме материала. А на занятии по теме: «Почему подростки курят» применила работу с литературным материалом. Учащимся предлагалось прочитать на слайде отрывок из повести Л.Толстого «Юность» и найти признаки отравления никотином.

Для стимуляции познавательной активности использую проблемную ситуацию для организации активной самостоятельной деятельности учащихся по ее разрешению. Например, использую такой мотивирующий прием, суть которого заключается в сообщении темы занятия через интересный материл: притчи, сказки, легенды, отрывки из художественной литературы. Или предлагаю задания с заведомо допущенной ошибкой.

   

Чтобы вовлечь в познавательную деятельность воспитанников, предлагаю им выполнение творческих заданий, например, рисование плакатов  на заданную тему, КТД к групповым и общешкольным мероприятиям. После проведённых мероприятий необходимо узнать эмоциональное настроение воспитанниц, получили ли они удовлетворение, чему научились, не прошло ли время зря. Для этого использую метод рефлексии «Дерево настроений»

C:\Users\USER\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Дерево настроений.jpg

Большую часть недели воспитанники проводят в стенах школы. Время обучения в школе совпадает с периодом роста и развития ребёнка, когда организм наиболее чувствителен к воздействию различных факторов окружающей среды. Поэтому важнейшей целью является внедрение в воспитательный процесс школы здоровьесберегающих технологий, где главным становится формирование культуры здоровья воспитанников. Здоровьесберегающие технологии (или их элементы) являются обязательным условием при организации учебно-воспитательного процесса. Важная составная часть здоровьесберегающей работы воспитателя – это рациональная организация занятия, на котором постоянно происходит смена деятельности учащихся.

Организуя воспитательный процесс, я учитываю такие аспекты в работе, как:                - двигательная активность воспитанников, которая складывается из ежедневной (утренняя гимнастика, пешая прогулка, подвижные игры) и периодической (спортивные мероприятия, походы, дни здоровья);                

-психологический климат на занятии, наличие эмоциональных разрядок, соблюдение воспитанниками правильной позы, ее соответствие виду работы и чередование в течение занятия;                                                

-обстановка и гигиенические условия в классе на занятии и в корпусе: температура и свежесть воздуха, наличие благоприятного звукового фона;                                                -количество видов деятельности на занятии: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа при норме - не менее трех;                             -наличие, место, содержание оздоровительных моментов на занятии

-физминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз;                                                                                        -наличие в основной части занятия вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни. Формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности к здоровому образу жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся о возможных последствиях выбора поведения;                                        -наличие мотивации деятельности воспитанников на занятии         - оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент;                                                                        -психологический климат на занятии и в повседневной жизни - взаимоотношения между воспитателем и детьми, между воспитанниками, учет возрастных особенностей;                -наличие эмоциональных разрядок: шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, известное высказывание (афоризм) с комментарием, небольшое стихотворение.

В своей практической деятельности мною применяются следующие   здоровьесберегающие компоненты:

• дифференцированное обучение;

• обязательное использование динамических пауз на занятиях;

• систематическое использование дыхательной и зрительной гимнастик;

• упражнения на развитие общей и мелкой моторики;

• кинезиологические приемы.

Важной составляющей является психологический климат на занятии, включающий наличие внешней (похвала, поддержка) и стимуляция внутренней (стремление больше узнать, интерес к изучаемому материалу) мотивации, наличие эмоциональных разрядок (музыкальная минутка, небольшое стихотворение, известные высказывания, уместная шутка  и др.).

На своих занятиях я провожу различные виды физминуток, стараюсь их разнообразить. Физминутки могут проводиться в различной форме и воздействовать на различные органы. Это физические упражнения для формирования правильной осанки;

упражнения для укрепления «мышечного корсета;  упражнения для глаз; упражнения, способствующие выработке правильного дыхания; упражнения на развитие мелкой моторики.

На занятиях использую элементы здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного: зрительные траектории, как в электронном формате, так и в наглядных плакатах.

Использую элементы цветотерапии, например, на занятии «Тропа здоровья» воспитанницы узнали о целебном воздействии цвета на организм и здоровье человека, а затем закрепляли эти знания в игре «Азбука цвета», а также использую различные интерактивные физкультминутки, благодаря которым детвора с удовольствием и прыгает и скачет вместе с героями физминутки. (Интерактивные физкультминутки Васильевой Э. В.)

Воспитанницы получают необходимую информацию о здоровом образе жизни, об отрицательном отношении к вредным привычкам, о влиянии питания на организм. На занятиях учащиеся изучают полезные свойства овощей и фруктов, говорят о пользе гигиены, зарядки, закаливания и спорта.                                                 Здоровьесберегающие технологии используются и во внеурочной деятельности. Это различные спортивные секции непосредственно в школе, посещение бассейна во Дворце спорта. Учащиеся интерната начинают свой день с зарядки, проводятся эстафеты и подвижные игры. А игры с конструктором доставляют детворе не только удовольствие, но и укрепляют мышцы, развивают крупную моторику, координацию движений, укрепляют опорно-двигательной системы, развивают координацию движений.                Ну и конечно, мы педагоги понимаем, что нашим детям нужны положительные эмоции, и что на состояние здоровья оказывают большое влияние эмоциональные разрядки: шутка, улыбка, музыкальное сопровождение, небольшое стихотворение. Потому что учащийся, погружённый в атмосферу радости, вырастет более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям и будет менее подвержен стрессам и разочарованиям. Поэтому школьникам так важны праздники и развлечения, которые наши педагоги тщательно продумывают и организовывают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий

Всякое обучение по своей сути есть  создание условий для развития личности. В своей практической образовательной деятельности я  ставлю более конкретную цель -  развитие индивидуальных ...

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий...

Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения предмету и в воспитательной работе.

В основе преподавания английского языка, я использую педагогическую технологию  «Метод проектов». Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процес...

Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения предмету и в воспитательной работе

№п/пНазваниеобразовательной  технологии (с указанием автора)Цель использованияобразовательной  технологииОписание порядка использования  (алгоритм применения)  технологии впра...

Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения предмету и в воспитательной работе.

1) Свою учительскую и человеческую задачу вижу, главным образом, в том, чтобы помочь ученику стать свободной, творческой и ответственной личностью, способной к самоопределению, самоутверждению и самор...

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫСОКОГО КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЛИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ.

Статья к науч-но практической конференции " Совершенствование организации образования, образовательных технологий и программ физического воспитания в условиях внедрения ФГОС и всероссийского физк...