Проект "Волшебные пальчики"
проект на тему

Гаврилова Оксана Борисовна

Проект «Волшебные пальчики» рассчитан на обучающихся коррекционной школы 8 вида, которые испытывают трудности в общении, у которых значительно снижена познавательная активность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_volshebnye_palchiki.docx934.34 КБ

Предварительный просмотр:

КГКОУ ШИ 11 – Гаврилова Оксана Борисовна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Театр - это волшебный край,

в котором ребенок радуется,

 играя, а в игре он познает мир!

 С. И. Мерзлякова

На современном этапе развития школьного образования, в условиях внедрения ФГОС в практику, особую актуальность приобретает процесс формирования социально-личностных качеств у школьника.

Одна из задач системы образования сегодня - «овладение универсальными способами принятия решений в различных социальных и жизненных ситуациях на разных этапах возрастного развития личности».

Большое значение в решении данной задачи имеет внеурочная деятельность, объединяющая многие виды деятельности школьников, через которые целесообразно решать задачи воспитания и социализации. Это творческая работа и игровая деятельность. Это волшебный мир, где можно радоваться и играть, а играя, познавать окружающий мир.

Проект «Волшебные пальчики» создан в рамках проектной деятельности, результатом которого является развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения школьников в сферу межличностного взаимодействия.

Проект «Волшебные пальчики» рассчитан на обучающихся коррекционной школы 8 вида, которые испытывают трудности в общении, у которых значительно снижена познавательная активность. Наблюдения показали, что школьники с нарушением интеллекта с удовольствием посещают кукольный театр, а участие ребят в театральной деятельности становится средством коррекции личностного развития, помогает раскрыть его творческий потенциал, и дает реальную возможность адаптироваться в социальной среде. Учащиеся имеют уникальную возможность играть с пальчиковыми и перчаточными куклами и выступать перед своими сверстниками. А рисовать пальцами – это мечта любого школьника.

Как известно, развитие речи учащихся тесно связано с состоянием мелкой моторики пальцев рук, что стимулирует умственное развитие и способствует выработке основных элементарных умений.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны, захватывают ребенка своей импровизацией, непосредственностью, театрализацией, элементами сюрпризности и предполагают наличие ситуации успеха. Они способствуют развитию речи, творческой и мыслительной деятельности.

Игра в театр - одна из менее распространенных форм развития школьников. Он привлекает учащихся своей яркостью, динамизмом, радостью творчества. С куклами разыгрываются сказки, басни, смешные истории. Воспитанник во время таких игр становится и режиссером, и постановщиком, и актером, и художником.

Актуальность проекта состоит в том, что театрализованные занятия  выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коей мере не сводятся только к подготовке выступлений.  Игры, проводимые во внеурочное время, являются для воспитанника действительно игрой, а не заорганизованной деятельностью, где каждый участник проявляет свою инициативу, свои желания и представления, учится согласовывать свои действия с действиями других участников, с определенными правилами.

Занятия театральной деятельностью помогают развивать интересы и способности воспитанника, способствуют его общему развитию, проявлению любознательности, снижению уровня агрессии, раскрепощению и повышению его самооценки.

В театральной деятельности развиваются разные стороны личности школьника, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Задача педагога - поддержать крупицы его творчества, помочь развить способности ребёнка.

Проект рассчитанна школьников в возрасте 8-12 лет.

Срок реализации проекта – 1 год.

Количество часов в неделю – 1час, всего за год – 34 часа.

Проект реализуется в образовательном учреждении воспитателем. Занятия проводятся в группе девочек или в классе. Занятия строятся на принципе добровольного вовлечения в игру.  

 Формы проведения занятий:

- групповые;

- индивидуальные.

Целью проекта  «Волшебные пальчики» является создание условий для самореализации творческого потенциала воспитанников, развития познавательных и коммуникативных способностей детей, эмоциональной сферы.

Задачи:

  • Развитие любознательности через развитие внимания,

наблюдательности, памяти – как образной, эмоциональной, двигательной (моторной), так и словесно-логической.

  • Развитие фантазии, воображения, творческого и художественного типов мышления.
  • Развитие и обогащение эмоциональной сферы учащихся.
  • Развитие сенсорного опыта, координации движений, ловкости.
  • Развитие  у обучающихся коммуникативных навыков, умения работать в команде.

Планируемые результаты:

-формирование знаний о многообразии театрального искусства, позитивного отношения к творческой деятельности;

- умение выражать себя в доступных видах творчества, игре и умение использовать накопленные знания;

-  повышение общественной активности детей, развитие литературного и творческого воображения;

- освоение правил поведения во время игрового и творческого процесса, умение выступать перед зрителями;

- развитие речи детей;

- коррекция эмоциональных нарушений;

- умение рисовать пальчиками, ладошками;

- умение правильно взаимодействовать с партнерами по команде.

К концу первого года обучения воспитанники приобретут следующие умения и навыки:

 - свободно и раскрепощено держаться на выступлениях перед взрослыми и сверстниками;

 - импровизировать с помощью мимики, пантомимы, выразительных движений и интонации (при передаче характерных особенностей различных персонажей и т. д.);

- научиться рисовать пальчиками, ладошками;

 - работать в коллективе и подчиняться  общим правилам.

Тематический план  

п/п

Тема занятия

Содержание занятия

Кол-во часов

 

 

1.

 

 

 

2.

 

 

3.

 

 

 I. Введение

«Здравствуй, театр.

Здравствуйте, куклы!»

Театр кукол.

 

 

Моя волшебная ручка.

 

 Театр начинается с вешалки, а кукольный театр - с ширмы.

 

Знакомство с понятиями «Театр» и «Кукольный театр».

Разновидности кукольного театра.

Посвящение в актёры.

Упражнения для развития мелкой моторики.(Приложение 1)

Овладение навыками кукловождения (перчаточные куклы, пальчиковые куклы)

 

Беседа о ширме, работа за ней.

 

3 ч.

 

1 ч.

 

 

 

 1 ч.

 

 

 1 ч.

 

 

 

4.

 

 5.

 

 

6.

 

 

7.

8.

II. Постановка пальчикового кукольного театра «Курочка Ряба».

Мальчик-пальчик, где ты был?

 

Давайте познакомимся.

 

 

Без труда не выловить и рыбку из пруда.

 

Отработка спектакля.

 

Творческий отчет.

 

 

Распределение ролей и кукол. Репетиция. Показ сказок.

 Упражнения для развития мелкой моторики.

Знакомство с пальчиковым кукольным театром. Отработка навыка работы с пальчиковыми куклами.

Прослушивание сказки. Распределение ролей. Первичная работа с куклами-персонажами.

 

Куклы в действии. Обучение соединению действий кукол со словами пьесы.

Показ сказки «Курочка Ряба».

 

6 ч.

 

1 ч.

 

2 ч.

 

 

1 ч.

 

 

1 ч.

 

1 ч.

9.

III.  «Игры с красками»

Рисуем пальчиками и фантазируем

Упражнения для развития мелкой моторики.

Выбираем цвета. Учимся использовать пространство. Пальцев много – пробуем, фантазируем.

2 ч

2 ч.

 

10.

 

11.

 

 

12.

 

13. 

 

14.

15.

16.

17.

IV. Постановка перчаточного кукольного театра «Три медведя»

Моя волшебная рукавичка.

 

Давайте познакомимся.

 

 

 

Волшебный  фонарь.

 

Здравствуйте, сказочные герои.

 

Говорят герои.

 

Без труда не вытащить и рыбку из пруда.

 

Репетиция по эпизодам.

 

 

Творческий отчет.

 

Ознакомление детей с перчаточными куклами. Отработка навыка работы с ними.

Прослушивание сказки «Три медведя». Работа над основными терминами и понятиями, именами героев: Михайло Иванович и т.д.

Просмотр мультфильма.

 

Распределение ролей, обсуждение характеров героев сказки «Три медведя».

 

Заучивание слов (ударение, эмоциональная интонация, паузы, темп).

 Упражнения для развития мелкой моторики.

Обучение соединению действий кукол со словами пьесы. Работа за ширмой.

 Упражнения для развития мелкой моторики.

Поиски выразительных возможностей кукол в предлагаемых обстоятельствах пьесы, этюды с куклами на материале пьесы.

Показ спектакля «Три медведя». (Приложение 2)

Фотоотчёт (Приложение 3)

10 ч.

1 ч.

 

1 ч.

 

 

 

1 ч.

 

1 ч.

 

1 ч.

 

2 ч.

 

2 ч.

 

1 ч.

 

18.

19.

20.

21.

22.

V. «Техника рисования отпечатками пальцев»

Рисуем весёлые рожицы

Рисуем животных

Рисуем насекомых

Рисуем цветы

Подведение итогов

Упражнения для развития мелкой моторики.

Учимся использовать пространство и местоположение; цвет; светотени; мазки.

Выставка картин «Наше творчество» (Приложение4)

5 ч.

1ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

 

 

22.

 

23.

 

24.

25.

26.

 

 

27.

  

VI.Постановка перчаточного кукольного театра «Битый небитого везёт» 

Давайте познакомимся.

 

 

Волшебный фонарь.

Роль моего героя.

Без труда не вытащить и рыбку из пруда.

 

Творческий отчет.

Дарить людям радость.

Итого:

 

 

Выразительное чтение сказки, обсуждение характеров героев сказки.

Просмотр мультфильма.

Распределение ролей.

Упражнения для развития мелкой моторики.

Отработка выразительного чтения слов каждого героя сказки, этюды с куклами на материале пьесы.

 Упражнения для развития мелкой моторики.

Показ перчаточногокукольного тетра «Битый небитого везёт»

Итоговое занятие. Просмотр слайдов, видео зарисовок о том, как мы работали.

8 ч.

 

 

1 ч.

 

1 ч.

 

1 ч.

 

2 ч.

 

 

1 ч.

 

 

1 ч.

34 ч

Список литературы

  1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. – М. 1987
  2. Борисова, Е. А. Пальчиковые игры для детей 4–5 лет / Е. А. Сизова, Т. А. Шуйская. – СПб. : КРО, 2001
  3. Букатов В. М., Ершова А. П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения. - М.: «Первое сентября», 2000.
  4. Генералов И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы. Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008.
  5. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. М., Просвещение, 2011.
  6. Игры в школе : для шк. возраста. – Минск :Харвест ; М. : ООО «Изд-во АСТ», 2000. – 144 с. – (Мамина школа).
  7. Карлина Р. П. Система воспитательной работы в коррекционном учреждении: планирование, развивающие программы, методическое обеспечение.- Волгоград: «Учитель», 2012.
  8. Ковалько, В. М. Школа физкультминуток (1–4 классы) : практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М. : ВАКО, 2005. – 208 с. – (Мастерская учителя).
  9. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.И. Театрализованные игры в школе. – М., 2001.
  10. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: Пособие для воспитателей и учителей / [Е.Д.Худенко [и др.]].- 2-е из.испр. и доп.- М.: «АРКТИ», 2006. - 309с. : ил. - (Методическая библиотека).
  11. Светлова, И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук / И. Светлова ;худож. Е. Смирнов. – М. : ЭКСМО-Пресс, 2002.
  12. Сорокина Н. Ф.«Играем в кукольный театр». Москва, «АРКТИ», 2000 г.
  13. Цвынтарный, В. В. Играем пальчиками и развиваем речь / В. В. Цвынтарный. – СПб.: Лань, 1997.
  14. http://www.olesya-emelyanova.ru 

Приложение 1

КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ
ДЛ
Я РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

Комплекс 1.

1. «Ладони на столе». На счет «раз, два» – пальцы врозь – вместе.

2. «Пальчики здороваются». На счет «раз, два, три, четыре, пять» поочередно соединяются пальцы обеих рук – большой с большим, указательный с указательным и т. д.

3. «Ладошки – кулачок – ребро». На счет «раз, два, три» поочередно касаются ладошками, кулачками, ребрами обеих рук.

4. «Человечек». Указательный и средний пальцы сначала правой, потом левой руки «бегают» по столу.

5. «Дети бегут наперегонки». Движения, как в четвертом упражнении, но выполняются одновременно обеими руками.

6. Инсценирование потешки«Пальчик-мальчик, где ты был?».

7. «Коза». Вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой.

8. «Козлята». То же упражнение, но одновременно выполняется пальцами обеих рук.

9. «Очки». Образовать два круга из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их.

10. «Деревья». Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы.

11. Инсценированиепотешки«Этот пальчик – дедушка».

Комплекс 2.

1. «Пчела». Вращать указательным пальцем правой, а затем левой руки.

2. «Пчелы». То же упражнение выполняется двумя руками одновременно.

3. «Лодочка». Концы пальцев направить вперед, прижать руки друг к другу, слегка согнув пальцы.

4. «Солнечные лучи». Скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы.

5. «Пассажиры в автобусе». Скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук – вверх, большие пальцы вытянуты вверх.

6. «Игра-потешка» «Этот пальчик хочет спать».

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик – прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

– Тише, пальчик, не шуми!

Братиков не разбуди.

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора!

Дети обращаются к большому пальцу, разгибают все пальчики.

7. Инсценированиепотешки.

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Дети правой рукой загибают пальцы левой руки по очереди, начиная с большого.

Комплекс 3.

1. «Замок». На счет «раз» – ладони вместе, на счет «два» – пальцы соединяются в «замок».

2. «Лиса и заяц». «Лиса крадется» – всеми пальцами медленно «шагать» по столу вперед, «заяц убегает» – перебирая пальцами, быстро двигаться назад.

3. «Паук». Согнутыми пальцами, медленно передвигаться по столу.

4. «Бабочка». Ладони соединить тыльной стороной, махать пальцами, плотно сжатыми вместе («бабочка машет крыльями»).

5. «Счет до четырех». Большой палец соединяется поочередно со всеми остальными.

6. «Цветок».

Вырос высокий цветок на поляне,

Утром весенним раскрыл лепестки.

Всем лепесткам красоту и питание

Дружно дают под землей корешки.

Руки в вертикальном положении, ладони друг к другу. Развести пальцы и слегка округлить их. Развести пальцы рук. Ритмичное движение пальцами врозь-вместе. Ладони опустить вниз и тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести.

Комплекс 4.

1. «Ромашка». Соединить обе руки, прямые пальцы развести в стороны.

2. «Тюльпан». Полусогнутые пальцы обеих рук, образуя чашечку цветка, соединить.

3. Сжимание-разжимание кистей рук на счет «раз-два».

4. Потешка «Алые цветы». Ладони соединены в форме тюльпана, пальцы медленно раскрываются, затем производятся плавные покачивания кистями рук, после чего пальцы медленно закрываются, приобретая форму цветка, производятся покачивания «головкой» цветка.

Наши алые цветки        Наши алые цветки

Распускают лепестки,        Закрывают лепестки,

Ветерок чуть дышит,        Тихо засыпают,

Лепестки колышет.        Головой качают.

Комплекс 5.

1. «Улитка с усиками». Положить правую руку на стол, поднять указательный и средний пальцы, расставить их.

2. «Раковина улитки». Правая рука на столе, левую руку положить сверху.

3. «Ежик». Ладони соединены, прямые пальцы выставить вверх.

4. «Кот». Средний и безымянный пальцы правой руки прижать к ладони большим пальцем, указательный палец и мизинец слегка согнуть, поднять руку вверх.

5. «Волк». Соединить большой, средний и безымянный пальцы правой руки, указательный палец и мизинец слегка согнуть, поднять вверх.

Комплекс 6.

1. «Ножницы». Указательный и средний пальцы правой и левой рук имитируют стрижку ножницами.

2. «Колокол». Скрестив пальцы обеих рук, тыльные стороны обратить вверх, спустить средний палец правой руки вниз и свободно вращать им.

3. «Дом» – ладони соедините под углом. Кончики пальцев соприкасаются. Средний палец правой руки поднят вверх – это «труба».

4. «Бочонок с водой». Слегка согнуть пальцы левой руки в кулак, оставив сверху отверстие.

5. «Пожарные». Упражнение с предметом: используется лучше игрушечная лестница, указательный и средний пальцы бегут по ней.

6. Потешка «Прятки». «Прятать» пальцы, по одному зажимая их в кулачок.

Комплекс 7.

1. «Птички летают». Пальцами обеих рук производить движения вверх-вниз.

2. «Птица, высиживающая птенцов». Пальцы одной руки слегка прикрыты и согнуты, другая рука покоится между большим и указательным пальцами.

3. «Птички клюют». Большой палец поочередно соединять с остальными пальцами.

4. «Полет птицы». Пальцы рук прогибаются назад и сгибаются вперед.

Комплекс 8.

1. «Зайчик». Указательный и средний пальцы разведены, безымянный и мизинец полусогнуты и наклонены к большому.

2. «Большой зайчик». Руки на столе ладонью вниз, три первых пальца вытянуты вперед, два последних загнуты.

3. «Бежит собачка». Рука на столе ладонью вниз, указательный палец вытянут вперед, остальные «бегут» по столу.

4. «Дама с собачкой». Локоть левой руки на столе, рука сжата в кулак, указательный и большой пальцы вытянуты вверх, локоть двигается вперед – бегущая женщина. Правая рука изображает собачку.

5. Игра-потешка «Ну-ка, братцы, за работу!».

Ну-ка, братцы, за работу!

Покажи свою охоту.

Большому – дрова рубить.

Печи все – тебе топить.

А тебе – воду носить.

А тебе – обед варить.

А малышке – песни петь,

Песни петь да плясать,

Родных братьев забавлять.

Дети обращаются к правой руке, сжатой в кулак, поочередно разгибают все пальцы.

Комплекс 9.

1. «Цветок». Обе ладони соединены, пальцы округлены и слегка разведены.

2. «Корень растения». Тыльные стороны ладоней соединены, пальцы опущены вниз.

3. «Прорасти, растение». Пальцы сжаты в кулак, плотно прижаты друг к другу, затем они медленно поднимаются вверх до высоты большого пальца.

4. «Елка». Пальцы обеих рук скрещены.

5. «Малыш взбирается на дерево». Локоть правой руки на столе, пальцы широко разведены – «дерево». Два пальца левой руки «взбираются» вверх по предплечью.

Комплекс 10.

1. «Пунктиры». Подушечки четырех пальцев правой руки установлены у оснований пальцев левой руки с тыльной стороны ладоней. Движениями назад-вперед («пунктирами») смещаем кожу, постепенно продвигаясь к лучезапястному суставу. То же на другой руке.

2. «Пила». Левая рука (кисть и предплечье) лежит на столе ладонью вверх. Ребром правой ладони имитируем движение пилы по всей поверхности левой ладони в направлении вверх-вниз. То же для другой руки.

3. «Утюжок». Исходное положение (И. п.) то же. Правой рукой поглаживаем, растираем, разминаем левую. То же для другой руки.

4. «Каток». И. п. то же. Костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигаем вверх-вниз по левой ладони, разминая ее. То же для другой руки.

5. «Буравчик». И. п. то же. Фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки производим движения по типу «буравчика» на левой ладони. То же для другой руки.

6. «Согреем ладошки». Сильно потираем руки.

7. «Спиральки». Каждый палец левой руки поочередно, начиная с мизинца, кладется на четыре пальца правой руки. Большим пальцем правой руки делаем спиралевидные движения по пальцу левой снизу вверх от основания к подушечке. То же для другой руки.

Движения кистями рук

Движения выполняются по образцу, производятся сначала одной, затем другой рукой и, наконец, двумя руками одновременно.

Комплекс 1.

1. «Веселые маляры». Локти опираются на стол, пальцы вытянуты и плотно прижаты друг к другу, производятся движения кистями по направлению вверх-вниз.

2. «Трусливый зайка». Локти опираются на стол, указательный и средний пальцы вытянуты и раздвинуты, остальные плотно прижаты к ладони, производятся движения кистями по направлению вверх-вниз.

3. «Курочка пьет воду». Локти опираются на стол, все пальцы вытянуты и собраны в «клювик», производятся движения кистями по направлению вверх-вниз.

4. «Петушок». Локти опираются на стол, большой и указательный пальцы образуют «клювик», остальные уложены на указательный палец, производятся движения кистями по направлению вверх-вниз.

5. «Погладим котенка». Локти опираются на стол, пальцы вытянуты и плотно прижаты друг к другу, производятся движения кистями по направлению влево-вправо.

6. «Хорошо – плохо». Локти опираются на стол, пальцы плотно прижаты к ладони, кроме большого пальца, который направлен вверх – «хорошо», затем вниз – «плохо».

7. Пластический этюд «Листья падают». Под плавную, вальсообразную музыку дети кистями рук имитируют падающие листья. Движения должны быть нерезкими, передающими скольжение музыкальной мелодии. Можно усложнить задачу: «подул ветер». Характер образа меняется: движения более напряженные, порывистые.

8. Пластический этюд для рук «Снег кружится». Ассоциативное восприятие руки как снежинки должно направлять детей к ощущению легкости кистевого движения, к плавности жеста. Под музыку дети стараются передать кистями рук различные состояния: «медленно падает снег», «снегопад», «вьюга».

9. Пластический этюд «Сосулька плачет». Ритмическое повторение падающих с сосульки капель надо передать при помощи ритмичного движения кисти руки. В данном этюде следует обратить внимание на четкость и фиксированность, прерывистость и внутреннюю пульсацию движений.

10. Пластический этюд «Бегут ручьи». В данном этюде важно передать непрерывность движения при помощи рук. Под быструю, скользящую музыку дети кистями рук создают образ непрерывно струящихся весенних ручьев. Можно усложнить задание: пальцы – это воображаемые волны, движения пальцев должны быть быстрыми и легкими. При плавном, непрерывном движении кисти пальцы должны двигаться быстро.

Комплекс 2.

1. «Двое разговаривают». Сжать обе руки в кулак, большие пальцы вытянуть вверх, приблизить их друг к другу.

2. «Стол». Правую руку сжать в кулак, на нее сверху положить горизонтально левую руку.

3. «Кресло». Правую руку сжать в кулак, а левую прислонить к ней вертикально.

4. «Ворота». Соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук, большие пальцы поднять вверх и согнуть внутрь.

5. «Мост». Поднять руки вверх ладонями друг к другу, расположить пальцы горизонтально, соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук.

Комплекс 3.

1. «Кулачки». Сжимать пальцы обеих рук в кулачки и разжимать их одновременно. (5–10 раз.) Можно использовать резиновые игрушки.

2. «Счет». Сгибать пальцы по очереди, как будто считаешь, а затем, так же по очереди, разгибать их. (5–8 раз.)

3. «Массаж». Обхватывать по очереди каждый палец правой руки левой рукой и слегка поглаживать в направлении к его кончику. Поменять руки.

4. «Умывание». Делать такие движения, как будто моешь руки.

5. «Встряхивание». Встряхнуть кистями рук.

6. «Стой!». Левая рука сжата в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка правой руки. Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук.

Комплекс 4.

1. Кисти рук скрестить – «ползет змейка».

2. Поглаживание кисти рук и пальцев. Одной рукой поглаживаем другую руку и наоборот. «Согреем пальчики».

3. «Молоточки». Кисти рук сжаты в кулак. Постукивать одним кулачком о другой.

4. «Человечки пошли гулять». Большой и указательный пальцы обеих рук – ножки человечка. Остальные пальцы сжаты в кулачки. Ножки шагают по ладони второй руки.

5. «Флажок». Локти опираются на стол, пальцы плотно прижаты к ладони, кроме большого пальца, который оттопырен и направлен вверх, производятся движения кистями по направлению влево – вправо.

Приложение 2

Три медведя (По пьесе О. Емельяновой)

Рассказчик

За старой яружкой
В дремучей чащобе
Стояла избушка
От всех на особе
Из бревен горбатых,
Пеньков и сучья.
Жила в ней мохнатых
Медведей семья.

Из-за правой кулисы выходит медведь, идет к столу и занимает место у самой большой чашки.

Рассказчик

Медведя Михайло
Иванычем звали.
Так громко рычал он,
Что стены дрожали.
Ходил он в лаптищах
Длиною в аршин.
Глазищи, когтищи – 
Все было большим.

Из-за правой кулисы выходит медведица, идет к столу и занимает место у чашки поменьше.

Рассказчик

Медведицу звали
Настасья Петровна.
Такая дуб свалит
Одна, безусловно.
На званом обеде
Сидит дотемна,
Но все же медведя
Поменьше она.

Из-за правой кулисы выходит медвежонок, идет к столу и занимает место у самой маленькой чашки.

Рассказчик

А сын их, Мишутка,
Был маленький самый –
Пушистая шубка
И нос, как у мамы,
Пытается папу
Он перереветь
И сам косолапит,
Как взрослый медведь.

Михайло Иваныч (громким голосом)

Обедать без толку
На сытое брюхо.

Настасья Петровна (голосом чуть потише)

Пошли что ли волку
Наступим на ухо,
Чтоб целые сутки
Бревном пролежал
И воем Мишутку
Своим не пужал.

Медведи уходят и скрываются за левой кулисой.

Рассказчик

Ушли. И не важно,
Что с волком случилось,
Ведь девочка Маша
В лесу заблудилась.
Отбилась от стайки
Веселых подруг.
Была на лужайке,
И вот в чаще вдруг.

Голос Маши тихонько (как бы вдалеке, но все время приближаясь) кричит «Ау!». В ответ несколько раз ухает сова.

Рассказчик

Звала, но в ответ ей
Лишь вторило эхо,
И совы с ветвей
Надрывались от смеха.
Как в тягостной дреме
Вперед она шла,
И вот в буреломе
Избушку нашла.

Из-за левой кулисы появляется Маша и начинает оглядываться по сторонам.

Маша

Как по лбу корытом!
Очнуться бы дома.
А дверь-то открыта,
В сенях вот солома.
Коль есть кто в избушке,
Так мой вам поклон.

Маша кланяется, идет к столу и занимает место перед большой чашкой.

Маша

Дойти б до опушки
И из лесу вон!
Хозяин, знать, вышел
Из дому недавно –
И печь жаром пышет,
И пахнет так славно.
Три чашки с похлебкой.
Их три, я одна.
Не время быть робкой,
Когда голодна.

Маша берет большую ложку и черпает из большой чашки.

Маша

Какая большая,
Так мне несподручно.

Маша берет ложку поменьше и черпает из второй чашки.

Маша

А в этой мешает
Рисунок. Он скучный.

Маша берет самую маленькую ложку и черпает из самой маленькой чашки.

Маша

А эта вот чашка,
Как будто по мне.
И с боку ромашка,
И, вроде, вкусней.

Маша доедает похлебку и скрывается за правой кулисой. Стол исчезает, появляются три стула.

Три медведя. Вид сцены со стульями.

Маша выходит из-за левой кулисы.

Рассказчик

Из чашки похлебку
Всю девочка съела.

Маша

Не время быть робкой,
Устала, так села.

Маша подходит к самому большому стулу и пытается взобраться на него. У нее не получается.

Маша

Нет, стул этот что-то
Уж больно велик.

Маша подходит к стулу поменьше и с трудом садится на него.

Маша

И здесь неохота –
Сидишь, как кулик.
Что так и что эдак,
Никак не годится.
На елке без веток
Удобней садиться!

Маша подходит к самому маленькому стулу и садится на него.

Маша

А этот вот стульчик,
Как будто по мне!
Ой, серый павучик
Бежит по стене!

Маша отклоняется на стуле, стул падает вместе с ней.

Маша

Неужто сломался?
Доска старовата.
А может, упал сам –
Я не виновата!

Маша поспешно скрывается за правой кулисой. Стулья исчезают, появляются три кровати.

Три медведя. Вид сцены с кроватями.

Маша выходит из-за левой кулисы и направляется к самой большой кровати.

Маша

Подушечки стопкой…
Стемнело, кажись.
Не надо быть робкой,
Пора спать – ложись!

Маша выглядывает из-за спинки самой большой кровати.

Маша

Просторно здесь слишком.
Лежишь, словно в поле.

Маша исчезает и выглядывает уже из-за спинки кровати поменьше.

Маша

А здесь… Ой, три мышки!
И дырки от моли.

Маша исчезает и выглядывает уже из-за спинки самой маленькой кровати.

Маша (зевая)

А эта кроватка,
Как будто по мне.
Лежать уже сладко,
А спать так вдвойне!

Кровати вместе с Машей исчезают, на сцене снова появляется стол и три чашки.

Три медведя. Вид сцены со столом.

Рассказчик

Уснула. А тут и
Медведи вернулись.

В дом из-за левой кулисы входят медвежонок, медведица, медведь и занимают места у своих чашек.

Михайло Иваныч (громким голосом)

Да с волком мы будто
В лесу разминулись.
Ну, ладно, Петровна,
Обедать пора.
Так голоден, словно
Во брюхе дыра.

Медведь берет самую большую ложку и наклоняется к своей чашке.

Михайло Иваныч (грозно)

Кто ложкой моею
Хлебал в моей чашке?
Поймаю злодея,
Прибью как букашку!

Медведица берет ложку поменьше и наклоняется к своей чашке.

Настасья Петровна

И в чашке моей тот
Злодей похлебал!
Невзвидел бы света,
Коль в лапы попал!

Медвежонок берет маленькую ложку и наклоняется к своей чашке.

Мишутка (тоненьким голоском)

А в чашке моей все
И вовсе пропало!
Остался бы здесь он,
Его бы не стало!

Медведь и медведица хлебают из своих чашек.

Михайло Иваныч (примирительно)

Давайте похлебку
Свою доедим,
Подбросим дров в топку
Да час посидим,
Погреем немного
Уставшие лапы.

Медвежонок пытается зачерпнуть своей ложечкой из маминой чашки, она его бьет своей ложкой по лбу.

Настасья Петровна

А ну-ка не трогай,
Проси вон у папы.

Медвежонок подходит к медведю и пытается зачерпнуть своей ложечкой из его большой чашки. Медведь отпихивает его.

Михайло Иваныч

Ты б лап не совал-то,
А ну отойди!
Еду прозевал, так
Голодный сиди!

Медвежонок возвращается на место. Медведь и медведица доедают похлебку. Все трое скрываются за правой кулисой. Стол исчезает, появляются три стула.

Три медведя. Вид сцены со стульями.

Мишуткин стул лежит на полу. Медведи появляются из-за левой кулисы. Медведь походит к своему стулу и садится.

Михайло Иваныч

Я вижу, на стуле
Сидел моем кто-то,
Как вошь на бауле,
А сдвинуть охота!

Медведица подходит к своему стулу и садится.

Настасья Петровна

Мой стул тоже сдвинут,
Не так он стоял!

Медвежонок подходит к своему стулу.

Мишутка (чуть не плача)

А мой опрокинут!
Кто стул мой сломал?

Михайло Иваныч

Ну вот, посидели,
Пора спать ложиться.
Авось, на постели
Поменьше тужится.
А завтра, гулять коль
По лесу пойдем.
Уж мы того татьку
В яруге найдем.
Медведи встают со стульев и скрываются за правой кулисой. Стулья исчезают, появляются три кровати.

Три медведя. Вид сцены с кроватями.

В самой маленькой спит Маша. Медведь подходит к самой большой кровати.

Михайло Иваныч (удивленно)

Ну, надо же, даже
В кровать он забрался!
Ему мы покажем,
Лишь только б попался!
Медведица подходит к своей кровати.

Настасья Петровна

В моей он кровати
Помял всю постель.
На части порвать бы
Таких вот гостей!
Медвежонок подходит к своей кроватке.

Мишутка

Ой, вот она! Злая!
Хватайте! Вяжите!
Ее покусаю,
Вы только держите!
Маша вскакивает и, уворачиваясь от медведей, бросается бежать к левой кулисе. Медведи гонятся за ней.

Рассказчик

В лесу ночью страшно,
Но здесь пострашней.
И бросилась Маша
Бежать. А за ней
Погнались медведи
И вскоре отстали,
Но лишь на рассвете
Искать перестали.
Она ж добежала
До дома цела
И всем рассказала,
Где ночью была.

Приложение 3

Фотоотчёт (Подготовка к пьесе «Три медведя»)

Любой театр предполагает наличие в нём декораций, поэтому девочки помогали мне в оформлении атрибутов к сказке, внося тем самым свой посильный вклад.

Репетиция и показ пьесы

C:\Users\USER\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Кукольный театр 003_0001.jpg  C:\Users\USER\Desktop\Кукольный театр 004_00012.jpg

C:\Users\USER\Desktop\Кукольный театр 004_0001.jpg C:\Users\USER\Desktop\Кукольный театр 006_00014.jpg

C:\Users\USER\Desktop\РАБОТА\фото\IMG_20160426_193131.jpg

C:\Users\USER\Desktop\РАБОТА\фото\IMG_20160426_193222.jpg

C:\Users\USER\Desktop\РАБОТА\фото\IMG_20160426_193053.jpg

Приложение 4

 Рисование пальчиками, ладошкамиC:\Users\USER\Desktop\РАБОТА\фото\IMG_20160522_151744.jpg

 C:\Users\USER\Desktop\РАБОТА\фото\IMG_20160527_095140.jpgC:\Users\USER\Desktop\РАБОТА\фото\IMG_20160527_095631.jpgC:\Users\USER\Desktop\РАБОТА\фото\IMG_20160522_151635.jpgC:\Users\USER\Desktop\РАБОТА\фото\IMG_20160522_151701.jpgC:\Users\USER\Desktop\РАБОТА\фото\IMG_20160530_134702.jpg

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зарядка для пальчиков

Ваш ребенок долго писал? У него устали руки? Выполнение несложных упражнений, представленных на данном тренажере, решит вашу проблему. Ребенок отдохнет и с удовольствием продолжит выполнение домашнего...

Программа по развитию крупной и мелкой моторики «Вышли пальчики гулять» Конспект занятия на тему «Лето»

Данная программа рассчитана для детей от 2-х лет. Ее можно проводить как индивидуально, так и с подгруппой и группой. Рекомендованное количество детей -  6-7 человек....

Программа по развитию крупной и мелкой моторики «Вышли пальчики гулять» Конспект занятия на тему "Осень"

Данная программа рассчитана для детей от 2-х лет. Ее можно проводить как индивидуально, так и с подгруппой и группой. Рекомендованное количество детей -  6-7 человек....

Программа по развитию крупной и мелкой моторики «Вышли пальчики гулять» Конспект занятия на тему "Зима""

Данная программа рассчитана для детей от 2-х лет. Ее можно проводить как индивидуально, так и с подгруппой и группой. Рекомендованное количество детей -  6-7 человек....

Программа по развитию крупной и мелкой моторики «Вышли пальчики гулять» Конспект занятия на тему "Весна"

Данная программа рассчитана для детей от 2-х лет. Ее можно проводить как индивидуально, так и с подгруппой и группой. Рекомендованное количество детей -  6-7 человек....

"Рисуем пальчиками"

"Рисуем пальчиками"источник - интернет-ресурс...

Игровая программа "Весёлые пальчики"

Я работаю с детьми со сложной структурой дефекта. Материала для них очень мало, поэтому я разработала, учитывая особенности детей моей группы, иговую програму "Весёлые пальчики"....