Рабочая программа духовно-нравственного развития "Этот сложный взрослый мир"
рабочая программа (6 класс) на тему

Ижетникова Екатерина Владиславовна

Программа духовно-нравственного развития призвана направлять образовательный процесс на воспитание обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в духе любви к Родине, уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на формирование основ социально ответственного поведения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бюджетное образовательное учреждение «Саланчикская общеобразовательная школа-интернат  для обучающихся с ОВЗ»

Министерства образования и молодежной политики Чувашской республики

ПРИНЯТО                                                            РАССМОТРЕНО                                                     УТВЕРЖДЕНО                                              

Руководитель  ШМО                                  Зам.директора  по ВР                                            Директор                              

 _______________________ Ижетникова Е.В.   ___________________   Фондеркина А.С.             ______________________  Сокол Н.Д.      

«26» августа 2016г.                                      «29» августа 2016г.                                            «31» августа2016г.                  

Рабочая программа

духовно-нравственного развития

«Этот сложный взрослый мир»

 разработанная на основе  адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

C:\Users\Екатерина\Desktop\Мое письмо... продолжение\kdE6_eU9o84.jpg  Воспитатель:         Ижетникова Екатерина Владиславовна

2016-2017у/г

 

Саланчик. 2016.

Паспорт программы

Вид проекта: программа духовно-нравственного развития

Тема проекта:  «Этот сложный взрослый мир»

Пояснительная записка

Программа духовно-нравственного развития призвана направлять образовательный процесс на воспитание обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в духе любви к Родине, уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на формирование основ социально ответственного поведения.

Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является социально-педагогическая поддержка и приобщение обучающихся к базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.

Задачи духовно-нравственного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в области формирования личностной культуры

V-IX классы:

формирование способности формулировать собственные нравственные обязательства, давать элементарную нравственную оценку своим и чужим поступкам;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

формирование критичности к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты.

необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом;

осознание ответственности за результаты собственных действий и поступков.

В области формирования социальной культуры

V-IX классы:

пробуждение чувства патриотизма и веры в Россию и свой народ;

формирование ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;

формирование чувства личной ответственности за свои дела и поступки;

проявление интереса к общественным явлениям и событиям;

формирование начальных представлений о народах России, их единстве многообразии.

В области формирования семейной культуры

V-IX классы:

формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;

активное участие в сохранении и укреплении положительных семейных традиций.

Продолжительность проекта: с 1 сентября 2016 по 31 мая 2018 (2 учебных года)

Возраст учащихся: 13–15  лет

Основные направления духовно-нравственного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Организация духовно-нравственного развития обучающихся осуществляется по следующим направлениям:

  • Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

  • воспитание нравственных чувств, этического сознания и духовно-нравственного поведения.

  • воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

  • воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

В основе реализации программы духовно-нравственного развития положен принцип системно-деятельностной организации воспитания. Он предполагает, что воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности школьников.

  • Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения

к правам, свободам и обязанностям человека ―

V-IX классы:

представления о символах государства —Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится Организация;

интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

уважительное отношение к русскому языку как государственному;

начальные представления о народах России, о единстве народов нашей страны.

  • Воспитание нравственных чувств и этического сознания ―

V-IX классы:

стремление недопущения совершения плохих поступков, умение признаться в проступке и проанализировать его;

представления о правилах этики, культуре речи

представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;

отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.

  • Воспитание трудолюбия, активного отношения к учению, труду, жизни

V-IX классы:

элементарные представления об основных профессиях;  уважение к труду и творчеству старших и младших товарищей, сверстников;

проявление дисциплинированности, последовательности и настойчивости в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

организация рабочего места в соответствии с предстоящим видом деятельности;

отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.

  • Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание) ―

V-IX классы:

формирование элементарных представлений о душевной и физической  

красоте человека;

формирование умения видеть красоту природы, труда и творчества;

развитие стремления создавать прекрасное (делать «красиво»);

закрепление интереса к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;

стремление к опрятному внешнему виду;  

отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

Программа носит вариативный характер и может изменяться и дополняться в зависимости от социального заказа, материально-технической базы и уровня подготовки детей.

Первый год реализации программы

Месяц

Тема

Форма занятия

Сентябрь

Этот сложный взрослый мир

Час общения на «взрослые темы»

Этот сложный взрослый мир

Час общения на «взрослые темы»

Моя семья

Час общения на тему семейных традиций

Школа вежливости

Час общения о правилах поведения

Октябрь

День учителя

Коллективное творческое дело

Школа самоуважения

Создание ситуаций

Школа самоуважения

Создание ситуаций

Ноябрь

Единство – это сила!

Устный журнал

Единство – это сила!

Устный журнал

Мир вокруг меня

Путешествие во внутренний мир

О правах ребенка

Правовая игра

Права и обязанности

Правовая игра

Моя  семья

Час общения на тему семейных традиций

День Матери. Подготовка поздравлений детьми.

Коллективное творческое дело

Моя семья

Коллективное творческое дело

Декабрь

Не сотвори себе кумира

Час общения на тему подросткового фанатизма

Не сотвори себе кумира

Час общения на тему подросткового фанатизма

История появления новогодней елки

Коллективное творческое дело

Корни рода твоего

Час общения на тему семейных традиций

Январь

Мир моих увлечений

Путешествие в мир увлечений

Жемчужины русских промыслов

Игра

Кем быть?

Путешествие в мир профессий

Познай самого себя

Час общения по самопознанию и самооценки

Познай самого себя

Час общения по самопознанию и самооценки

Подготовка творческих работ к выставке поделок «На все руки – мастер»

Коллективное творческое дело

Подготовка творческих работ к выставке поделок «На все руки – мастер»

Коллективное творческое дело

Подготовка творческих работ к выставке поделок «На все руки – мастер»

Коллективное творческое дело

Подготовка творческих работ к выставке поделок «На все руки – мастер»

Коллективное творческое дело

Февраль

Мой маленький друг. Конкурс рисунков растений

Коллективное творческое дело

Подари мне валентинку. Открытки-поделки

Коллективное творческое дело

В гостях у Масленицы

Путешествие по масленичной неделе

Сделай правильный выбор! Конкурс плакатов

Коллективное творческое дело

Десант (К 23 февраля)

Ролевая игра

Десант (К 23 февраля)

Ролевая игра

Март

Подготовка поздравительных открыток «Самым добрым и любимым!»

Коллективное творческое дело

Необыкновенный ринг

Ролевая игра

Учимся быть культурными

Час общения

Учимся быть культурными

Час общения

Курение – коварная ловушка

Дискуссия. Ролевая игра

Апрель

Почему мы так говорим?

Ролевая игра

Космодром-2017. Поделки космических летательных аппаратов

Коллективное творческое дело

Настоящий друг

Деловая игра

Настоящий друг

Деловая игра

Учимся сотрудничать

Девая игра. Практическое занятие

Прививка от нацизма

Час общения по профилактике экстремизма

Прививка от нацизма

Час общения по профилактике экстремизма

Май

Черно-оранжевый всегда в моде

Час общения, посвященный Дню Победы

Конкурс рисунков и плакатов ко Дню Победы

Коллективное творческое дело

 

Второй год реализации программы

Месяц

Тема

Вид, форма занятия

Сентябрь

Важней всего погода в классе

Час общения

Нужно ли уважать себя?

Час общения о человеческом достоинстве и самоуважении

Нужно ли уважать себя?

Час общения о человеческом достоинстве и самоуважении

Сам себе воспитатель

Час общения по воспитанию характера

Октябрь

Поздравим учителя своего!

Коллективное творческое дело

Зеркало самооценки

Час общения по самопознанию и самооценки

Зеркало самооценки

Час общения по самопознанию и самооценки

Друг. Настоящий друг

Деловая игра

День пожилого человека

Час общения об уважении пожилых людей. Коллективное творческое дело

Ноябрь

День народного Единства

Устный журнал

Права и обязанности

Правовая игра

Права и обязанности

Правовая игра

Толерантность

Час общения о терпимости и уважении

Как воспитать силу воли?

Час общения по самопознанию и самооценки

Декабрь

Инвалид среди нас

Час общения о терпимости и уважении

Путешествие в Царство русских фамилий

Час общения на тему семейных традиций

День Конституции

Правовая игра

Коляда – отворяй ворота!

Ролевая игра

Коляда – отворяй ворота!

Ролевая игра

Январь

Чудеса России – Кижи

Коллективное творческое дело

Мир дел

Коллективное творческое дело

Подготовка творческих работ к выставке поделок «На все руки – мастер»

Подготовка творческих работ к выставке поделок «На все руки – мастер»

Подготовка творческих работ к выставке поделок «На все руки – мастер»

Подготовка творческих работ к выставке поделок «На все руки – мастер»

Подготовка творческих работ к выставке поделок «На все руки – мастер»

Подготовка творческих работ к выставке поделок «На все руки – мастер»

Подготовка творческих работ к выставке поделок «На все руки – мастер»

Подготовка творческих работ к выставке поделок «На все руки – мастер»

Февраль

Неформалы – путь к себе или от себя?

Час общения о неформальных молодежных движениях

Масленица

Путешествие по масленичной неделе

Полоса препятствий

Ролевая игра

На страже Родины

Час общения о стражах нашей страны

Март

Этот сильный слабый пол

Ролевая игра

Жертвы моды

Час общения о моде

Апрель

Скоморошина

Устный журнал

Космос рядом

Час общения

Прививка от нацизма

Час общения по профилактике экстремизма

Май

Лента ордена Славы

Час общения, посвященный Дню Победы

Памяти Великой Отечественной войны

Час общения, посвященный Дню Победы

Планируемые результаты духовно-нравственного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

В результате реализации программы духовно-нравственного развития должно обеспечиваться:

приобретение обучающимися представлений и знаний (о Родине, о ближайшем окружении и о себе, об общественных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и  т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни;  переживание обучающимися опыта духовно-нравственного отношения к социальной реальности (на основе взаимодействия обучающихся между собой на уровне класса, общеобразовательной организации и за ее пределами);

приобретение обучающимся нравственных моделей поведения, которые он усвоил вследствие участия в той или иной общественно значимой деятельности;

развитие обучающегося как личности, формирование его социальной компетентности, чувства патриотизма и т. д.

По каждому из направлений духовно-нравственного развития должны быть предусмотрены следующие воспитательные результаты, которые могут быть достигнуты обучающимися.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека ―

V-IX классы:

начальные представления о моральных нормах и правилах духовно-нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

опыт социальной коммуникации.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

V-IX классы:

способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

знание традиций своей семьи и общеобразовательной организации, бережное отношение к ним.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни ―

V-IX классы:

элементарные представления о различных профессиях;

осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

потребность и начальные умения выражать себя в различных доступных видах деятельности.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание) ―

V-IX классы:

элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры.

опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.

Литература:

  1. Классные часы. 5 класс/Авт.- сост. А.В.Давыдова. М.: Вако, 2015. – 272с.
  2. Классные часы. 6 класс/Авт.- сост. А.В.Давыдова. М.: Вако, 2016. – 320с.
  3. Классные часы. 5-9 классы/Авт. - сост. М.Ю Михайлина, М.В. Лысогорская, М.А. Павлова. Волгоград: Учитель, 2015. – 247с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет о реализации рабочей программы духовно нравственного воспитания (гражданско патриотическое направление)

Отчет о реализации рабочей программы духовно нравственного воспитания (гражданско патриотическое направление)...

Рабочая программа "Духовно-нравственная культура народов России"

Рабочая программа составлена на основе современных требований....

Рабочая программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся 10__"А"____ класса на 2017-2018 учебный год

Программа воспитания и социализации обучающихся МБОУСОШ №1 предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающи...

Рабочая программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся

Программа воспитания и социализации обучающихся МБОУСОШ №1 предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающи...

Рабочая программа духовно-нравственного развития, воспитания слабослышащих умственно отсталых обучающихся третьего года обучения

В основу этой программы положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества.  Программа предусматривает приобщение обучающихся к базовым национальны...

Рабочая программа. Духовно-нравственное направление.

Цель: приобщение воспитанников к национальным обычаям и традициям, национальной истории и духовной культуре, формирующим национальное самосознание и достоинство, уважение и любовь к Отечеству, а также...

Рабочая программа духовно-нравственного воспитания детей и молодежи рассчитана на подростков с 7-11 классы

Рабочая программа духовно-нравственного воспитания детей и молодежи рассчитана на подростков с 7-11 классы. Количество часов – 35. При необходимости возможна интеграция данного курса с курсом Ос...