Рабочая программа внеурочной деятельности "Театральная студия" 2022 г.
рабочая программа

Зайцева Оксана Анатольевна

рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_programma.docx48.38 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Современное общество предъявляет все более высокие требования к человеку. Однако в последнее время обозначилась тенденция к увеличению количества детей, имеющих сложности биологического и социального характера. Это учащиеся с особыми образовательными нуждами. Поэтому воспитание, обучение и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья является в настоящее время важнейшей социально- педагогической проблемой.

Дети с ОВЗ более беззащитны в окружающем мире, чем их нормально развивающиеся сверстники; они плохо способны самостоятельно анализировать свои поступки, находить выход из конфликтных ситуаций.

Современная педагогическая наука рассматривает искусство как одно из ведущих образовательных воздействий на формирование личности ребенка, его мировоззрения, духовного потенциала. Оно имеет большое воспитательное и познавательное значение для человека, так как позволяет ему значительно расширить свой жизненный опыт, удовлетворять свои растущие интересы к окружающему миру и социуму, формирует его духовный мир. В эстетическом воспитании личности искусству принадлежит роль главного фактора.

Особое место среди других занимает искусство театра. Оно сосредоточивает в единое целое средства выразительности разных искусств (музыки, танца, живописи, скульптуры). Известно, что формированию целостной творческой личности в наибольшей степени способствует синтез искусств, что позволяет рассматривать театральную деятельность ребенка как наиболее природосообразную и целостную систему социального и эстетического образования и воспитания.


Игровые театральные технологии, активно проникающие в образовательный процесс, - мощный двигатель, который может сдвинуть творческий процесс в учебных заведениях. В этом выражается потребность времени: найти комплексный, достаточно универсальный, учитывающий новейшие разработки и основанный на естественных природных качествах человека, путь всестороннего гармоничного развития, обучения, воспитания личности.

В коррекционной работе с детьми, имеющими отклонения в развитии, также необходим комплексный подход к обучению и воспитанию. Для преодоления отклонений в развитии учащихся со специальными нуждами в обучении и воспитании необходима система педагогических и психологических мероприятий, «погружение» детей в творческую деятельность.

Большую роль в активизации мышления и познавательного интереса играют занятия в театральных кружках, театральных студиях.

Данный вид деятельности пробуждает фантазию и воображение, учит детей сочувствию и сопереживанию, способствует овладению навыками общения и коллективного творчества.

Проблема образования и воспитания школьников средствами театрального искусства актуальна для общеобразовательных и коррекционных школ. Ее недостаточное освещение в социальной, психолого-педагогической и методической литературе, позволяют нам рассматривать в работе кружковую театральную деятельность учащихся в школе не только традиционно, как самостоятельный раздел художественного воспитания детей, но и как действенное синтетическое средство развития их творческих и коммуникативных способностей. Вместе с тем многие вопросы возможностей театральной деятельности в социально-культурном развитии учащихся не разработаны, что и определило выбор цели нашей программы.

Одним из воплощений комплексного подхода, на мой взгляд, является разработка программы, направленной на развитие творческих и индивидуальных способностей учащихся, реализуемая в частности на занятиях в театральной студии.

Актуальность программы  заключается в том, что она направлена на выявление возможностей театральной деятельности детей в социально-культурном развитии личности. Участие в школьной театральной студии создает условия для раскрытия внутренних качеств личности и ее самореализации, формирования содержательного общения по поводу общей деятельности, умения взаимодействовать в коллективе, для развития художественного творчества, эстетического вкуса и стремления к освоению нового опыта.

Данная программа включает в себя в комплексе занятия по актерскому мастерству и основам сценической грамоты, ритмопластике, занятия по основам сценической речи, репетиционно - постановочные работы и т.д.

Огромный положительный опыт отечественной театральной педагогики, театральных деятелей русской драматической школы «театра переживания», накопленный СВ. Гиппиус, Н.М. Горчаковым, П.М. Ершовым, Ю.А. Завадским, Б.Е. Захавой, М.О. Кнебель, Ю. Кренке, В.И. Немировичем - Данченко, С. В. Образцовым, Н. И. Сац, К.С. Станиславским, Г.А. Товстоноговым, В.О. Топорковым, М.С. Щепкиным, A.M. Эфросом и другими, доказывает эффективность занятий театральной деятельностью с неизменно положительным результатом на всех возрастных периодах человеческой жизни. Вопросы театральной деятельности освещены и в работах педагогов В.М. Букатова, И.А. Генераловой, А.Ю. Гончарука, А.П. Ершовой, И.Л. Любинского, Ю.И. Рубиной, Е.К. Чухман и др.

При разработке программы театральной студии мы исходили из гипотезы о том, что организация занятий в студии с использованием комплексного подхода будет способствовать актуализации творческого потенциала детей, коррекции их познавательной сферы, расширению активного и пассивного речевого словаря, развитию коммуникативных навыков, совершенствованию мелкой и общей моторики, формированию позитивной Я - концепции, открытию для учащихся, имеющих отклонения в умственном и физическом развитии, новых перспектив социализации и т.д.

Цель: воспитание и развитие понимающего, театрального зрителя и участника спектаклей, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением.

Задачи:

- познакомить с театром как видом искусства;

-через игровые и тренинговые упражнения помочь избавиться от излишних психологических зажимов и комплексов;

-через упражнения из области актёрского мастерства научить концентрировать внимание, управлять фантазией;

-дать понятие о технике сцены, об оформлении сцены, о нормах поведения на сцене и в зрительном зале, об этюде, о сценарии;

-через работу в форме творческой мастерской и творческой лаборатории развивать логическое мышление, способность выстраиванию событийного ряда, способность определять мораль, основную мысль и сверхзадачу произведения, способность моментальной реакции на предлагаемые обстоятельства;

-через постановочную работу развить чувство ответственности, коммуникабельность, дисциплинированность, организаторские способности, умение преподнести и обосновать свою мысль, художественный вкус, трудолюбие, активность.

Тип программы – комплексная.

Занятия в театральной студии ведутся по программе, включающей пять разделов:

I Раздел «Основы сценической речи» объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики речи и орфоэпии. В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

II Раздел «Ритмопластика» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений и снизить последствия учебной нагрузки.

III Раздел «Актерское мастерство и основы сценической грамоты» предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.

IV Раздел «Постановочно-репетиционные работы». В этом разделе учащимся будут даны знания и умения по постановке театрального действия, выстраиванию мизансцен при постановке творческих номеров, владению пространством сцены. Учащиеся овладеют умениями «видеть и слышать» партнера по площадке и уверенно чувствовать себя в сценическом пространстве. Им дается возможность проявить свою индивидуальность и неординарность, снять некоторые комплексы, почувствовать себя более раскованно.

V Раздел «Концертная деятельность» включает в себя подготовку и показ номеров на общешкольных мероприятиях.

Основные функции этого раздела:

- создает условия для самовосприятия, самореализации и самоутверждения ребенка;

- устанавливает позитивные взаимоотношения ребенка с окружающими;

- развивает эмоциональную сферу ребенка, формирует художественный вкус.

Концертная деятельность является основной и конечной формой творческой самореализации учащегося. Выступления на сцене позволяют каждому ребенку пережить чувство радости от достигнутого успеха и признания зрителей.

Часы занятий по разделам «Постановочно-репетиционные работы» и «Концертная деятельность» будут выстраиваться в соответствии с планом общешкольных мероприятий.

Программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной и групповой форм работы учащихся. Фронтальная форма предполагает подачу учебного материала всему коллективу учеников. В ходе групповой работы учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности.

В связи с особенными образовательными и воспитательными потребностями школьников рекомендуется проводить групповую работу путем создания пар или подгрупп (с учетом их возраста). Индивидуальная форма предусматривает самостоятельную работу обучающихся. В последнем случае предполагается оказание педагогической поддержки школьнику, что позволяет, не уменьшая его активности, содействовать выработке навыков самостоятельной работы.

В процессе обучения предусматриваются следующие формы учебных занятий: типовое занятие (включает в себя знакомство с теоретическими основами, а также комплексы упражнений и игр для усвоения и закрепления теоретического материала), творческое занятие (этюды, миниатюры, пантомимы, построение мизансцены и т.д.), практическое занятие под руководством педагога по закреплению полученных на занятиях навыков (например, артикуляционная гимнастика и т.д.), просмотр видеоматериалов, двигательная итанцевальная разминки, сюжетно-игровые и конкурсные программы, театральные постановки.

Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:

- вводный (проводится перед началом работы, предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам);

- текущий (проводится в ходе учебного занятия, позволяет закрепить знания по изученной теме);

- рубежный (проводится после завершения изучения каждого раздела программы);

- итоговый (проводится после завершения всей учебной программы).

Для закрепления полученных знаний, умений и навыков предусмотрен показ театральных постановок на общешкольных мероприятиях, после которого проводится коллективный анализ ученических работ, в ходе которого отмечаются наиболее удачные сценические решения, оригинальные подходы к исполнению номеров, разбираются типичные ошибки.

Контроль так же может осуществляться в такой форме, как контрольное занятие, участие в общешкольных мероприятиях.

Учебно-тематический план работы театральной студии.

 Учебно-тематический план  занятий( группа младшего школьного возраста).

 №

Наименование разделов и тем

Общее

количество часов

из них, в том числе

Дата

теоретических занятий

практических занятий

1.

Вводное занятие

1

1

2.09

2.

Основы сценической речи

1

1

9.09

2.1

Вводное занятие

1

1

16.09

2.2

Культура речи

1

1

23.09

2.3

Дыхание и голос

1

1

30.09

2.4

Дикция

1

1

7.10

3.

Актерское мастерство и основы сценической грамоты

1

1

14.10

3.1

Вводное занятие

1

1

21.10

3.2

Практическое знакомство со сценическим действием в упражнениях, играх и этюдах

2

2

28.10

11.11

4.

Ритмопластика

1

1

18.11

4.1

Вводное занятие

1

1

25.11

4.2

Ритмика

1

1

2.12

4.3

Пластика

1

1

9.12

4.4

Танцевальная азбука

1

1

16.12

5.

Репетиционно- - постановочные работы

15

15

23.12

27.01

3.02

17.02

3.03

10.03

17.03

24.03

31.03

7.04

14.04

21.04

29.04

12.05

19.05

6.

Концертная деятельность

5

5

23.12

30.12

24.02

10.03

5.05

7.

Итоговое занятие

1

1

26.05

Итого

36

5

31

36

I. Младший школьный возраст.

Тема 1. Вводное занятие.

Знакомство с участниками кружка. Беседа о задачах и особенностях занятий в театральной студии. Краткие сведения о театральном искусстве. Общественное назначение театра. Театр драматический, театр кукол, музыкальный театр.

Знакомство с детьми предлагается проводить в форме собеседования и игр-знакомств («Снежный ком», «Угадай, чей голосок» и т.д.).

Тема 2. Основы сценической речи.

2.1. Предмет «Сценическая речь» .

Задачи предмета «сценическая речь». Художественное слово в системе работы над сценической речью.

2.2. Культура речи.

Беседа о вежливости.

Практическое занятие: урок-практикум по изучаемой теме (комплекс игр, упражнений).

2.3. Дыхание и голос.

2.3.1. Понятие «дыхание». Краткие сведения об анатомии и физиологии речевого аппарата. Особенности физиологического и речевого (фонационного) дыхания.

Практические занятия – дыхательная гимнастика:

1) Комплекс упражнений на расслабление и регуляцию дыхания («Ветерок», «Одуванчик», «Чистый носик» и т.д.).

2) Комплекс упражнений и игр на развитие физиологического дыхания («Приятный запах», «Цветы» и т.д.).

3) Комплекс дыхательных упражнений лежа с движениями туловища и конечностей («Рыбки», «Осьминог» и т.д.).

4) Комплекс упражнений с поддуванием легких предметов («Сдувание бумаги», «Поддувание ватных шариков», «Поддувание бумажных самолетиков» и т.д.).

5) Комплекс упражнений с надуванием резиновых игрушек.

6) Комплекс упражнений, развивающих активность фонационного дыхания («Пылесосы», «Йоги», «В лесу», «Насосы», «Пильщики», «Вежливый поклон» и т.д.)

2.3.2. Понятие «голос». Голос как важнейший аппарат актера. Певческая и речевая постановка голоса. Неразрывная связь голоса и дыхания.

Практические занятия – голосовая разминка:

1) Комплекс упражнений на освобождение мышц голосового и речевого аппарата («В лесу», «Не разбуди медведя» и т.д.).

2) Комплекс упражнений на модуляцию голоса («Кто так кричит?», «Кто ушел?», «Магазин», «Стоп», «Баюшки-баю» и т.д.).

3) Комплекс упражнений на звукоподражание («Сигналы машин», «Голоса животных» и т.д.).

4) Комплекс упражнений на изменение силы голоса в зависимости от ударения («Ба-ра-бан» и т.д.).

5) Комплекс упражнений на плавный переход из грудного регистра в средний и обратно («Эхо», «Шмели» и т.д.).

2.4. Дикция.

Дикция как средство выразительности речи. Значение дикции для чтецов и участников художественной самодеятельности. Недостатки речи (органические и неорганические). Пути устранения неорганических недостатков речи.

Практические занятия:

1. Комплекс упражнений на укрепление мышц рта и языка. Подготовка к работе над звуками речи («Как фыркает ежик?», «Качаем куклу?», «Сомик» и т.д.).

2. Артикуляционная гимнастика:

1) Комплекс игр, способствующих развитию правильного и четкого произношения звуков («Чудесный мешочек», «Угадай, кто в домике живет?», «Эхо», «Кто позвал?» и т.д.).

2) Освоение четкости и ясности произношения на материале потешек с труднопроизносимыми сочетаниями звуков («Как на нашем на лугу», «Привяжу я козлика», «Сидит зайка», «Сорока-белобока», «Мальчик с пальчик» и т.д.).

Тема 3. Актерское мастерство и основы сценической грамоты.

3.1. Вводное занятие .

Беседа о предмете занятий, его целях и задачах.

3.2. Практическое знакомство со сценическим действием в упражнениях, играх, этюдах.

1. Комплекс простейших игр и упражнений, помогающих сосредоточить и организовать активное, заинтересованное отношение к объектам внимания (упражнения «10 ступеней», «Найди вещь», «Эксперты-криминалисты» и т.д.).

2. Комплекс игр и упражнений, показывающих необходимость подлинности и целенаправленности действий в предлагаемых обстоятельствах («Прислушайся к звукам на улице…», «Рассмотри предмет…», «Посмотри в окно…» и т.д.).

3. Комплекс упражнений на практическое знакомство с действием в условиях вымысла:

3.1. Действие с реальными предметами в вымышленных обстоятельствах (например, дети рассаживаются полукругом, руководитель предлагает им передавать друг другу мячик, меняя условия вымысла – если бы мячик был новый, ценный, тяжелый, грязный и т.д.)

3.2 Действие с воображаемыми предметами («Игра в снежки», «Собирание ягод», «Ловля бабочек» и т.д.).

Подобные упражнения и этюды полезно проводить с включением элемента игры. Например, одна группа выполняет этюд (без слов с воображаемым предметом), остальные ребята должны угадать, что в нем происходит, а также отметить, насколько правдиво, логично действовали участники этюда с воображаемыми предметами. В этих целях также можно использовать и шарады.

3.3. упражнения по развитию образных представлений (описать знакомый пейзаж, встречу, видя внутренним взором то, о чем рассказываешь; придумать небольшой рассказ на предложенную тему и рассказать его так, как если бы ты был участником описываемого события и т.д.)

3.4. упражнения и этюды, развивающие способности живо и интуитивно отвечать на изменения условий вымысла (сел на бугорок, а это оказался муравейник; опаздываю в школу и обнаруживаю, что в портфеле нет дневника и т.д.).

4. Практическое знакомство с элементами общения и взаимодействия:

4.1. Групповые игры, упражнения и этюды на простейшие виды общения без слов (например, участник кружка делает непроизвольное движение, затем старается придать ему то или иное смысловое значение: нагнулся, чтобы поднять тетради; другой участник старается угадать смысл и цель движения, сделанного первым и соответственно присоединяется к нему для продолжения совместного действия и т.д.).

4.2. Сюжетные этюды на общение без слов (например, отрядный вожатый следит за соблюдением тихого часа, а двум ребятам непременно надо найти способ, чтобы усыпить его бдительность и «улизнуть» и т.д.).

4.3. Литературные сюжеты с минимальным использованием слова в целях воздействия на партнера – удивить, попросить, приказать и т.д. (этюды по сказкам, рассказам А. Барто, С. Михалкова, Н. Носова и др., оправдывающие необходимость действия с минимальным использованием слов).

Тема 4. Ритмопластика.

4.1. Предмет «Ритмопластика» .

Беседа с детьми о целях и задачах занятий по ритмопластике, о правилах поведения на уроке, о форме одежды для занятий.

4.2. Ритмика.

Понятие «ритмика». Её значение в воспитании актерской личности. Ритм и темп движения как выразительные средства в искусстве.

Практические занятия:

1. Комплекс упражнений, развивающих чувство ритма:

1) отстукивание, прохлопывание заданного ритма

2) ходьба с хлопками в различном ритме (с переходом на бег)

3) ходьба под музыку (с ускорением, замедлением)

4) построение и переход в колонну, шеренгу, круг

5) прыжки под музыку под скакалку

6) бросание, подбрасывание, ловля мяча или обруча.

2. Комплекс упражнений на сочетание ритма музыки с ритмом движений («Веселый дождик», «Шустрые ножки», «Пяточка - носочек» и т.д.).

3. Комплекс упражнений и игр, развивающих быстроту и точность реакции («Гонка мячей», «Кошки - мышки», «Совушка», «Пустое место» и т.д.).

4.3. Пластика .

Понятие «пластика». Пластика как выразительное средство в театральном искусстве. Воспитание пластичности.

Практические упражнения:

1. Комплекс общеразвивающих упражнений (движения руками, ногами, туловищем, головой; комбинированные упражнения; беговые упражнения; прыжковые упражнения с разнообразными движениями различных частей тела и т.д.).

2. Комплекс упражнений на ориентировку в пространстве с элементами пластики («Ветер», «Ветряная мельница», «Змея» и т.д.).

3. Комплекс упражнений на напряжение и расслабление мышц живота, спины, на выпрямление позвоночника («Эйфелева башня», «Толстый и тонкий», «Кощей Бессмертный » и т.д.).

4. Подвижные игры («Третий лишний», «Космонавт», «Зайка в огороде » и т.д.).

5. Пластические этюды («Пружина», «Гвоздики», «Иголка с ниткой», «Бумажный змей » и т.д.).

6. Комплекс упражнений на равновесие («Цапля», «Смешные ножки» и т.д.).

7. Комплекс упражнений на развитие координации движений («Смешные ручки», «Успей-ка!» и т.д.).

8. Комплекс упражнений для кистей рук, запястий, предплечий  («Гуттаперчевый мальчик », «Шарниры» и т.д.).

4.4. Танцевальная азбука .

Понятие «танец». Значение танца в театральном искусстве. Первоначальные сведения об особенностях танцевальных направлений (занятие рекомендуется проводить с использованием видеоматериалов).

Практические занятия:

1. Комплекс упражнений «на середине» (упражнения для рук, головы и корпуса, прыжки на 2-х ногах, прыжки с переменой ног, прыжки с 2-х ног на одну и т.д.)

2. Комплекс упражнений с подскоками, притопами, галопом, шагами «польки» и т.д.

3. Комплекс простых движений под музыку (танцевальные и двигательные разминки).

4. Комплекс упражнений с движениями подражательного характера («Звериная дискотека» и т.д.).

5. Подвижные игры, включающие простые танцевальные движения («Лебединое озеро», «Море волнуется», «Котята - щенята » и т.д.).

Тема 5. Репетиционно – постановочные работы.

Номер как единица любого творческого мероприятия. Классификация номеров, структура номера. Основные этапы работы над номером.

Практические занятия:

1. Предварительный разбор номера. Обмен впечатлениями.

2. Распределение ролей.

3. Рабочие репетиции.

4. Параллельная работа над оформлением: подготовка необходимых деталей, декораций, реквизита, костюмов и т.д.

5. Репетиции с деталями декораций, реквизитом. Развитие у детей представления о выразительном значении отдельных компонентов сценического действия (декораций, костюма, музыки).

6. Проигрывание номера целиком с включением готового оформления и музыки. Окончательная расстановка смысловых акцентов в развитии действия и закрепление последовательной линии поведения персонажей. Выявление недочетов и посильное их устранение путем повторных репетиций.

7. Показ номера на общешкольном мероприятии.

8. Обсуждение выступления с активом кружка, обмен впечатлениями, обсуждение достоинств и недостатков.

Также этот раздел включает подготовку и репетиции номеров к

общешкольным мероприятиям.

Тема 6. Концертная деятельность.

Практические занятия.

После первого года занятий в кружке учащиеся вместе с руководителем должны подготовить и показать два номера – пластический этюд с предметом и драматическую миниатюру (инсценировку)- по выбору педагога.

Тема 7. Итоговое занятие.

Заключительная беседа с разбором работы каждого участника. Перспектива работы кружка на следующий учебный год.

Учебно-тематический план (средний школьный возраст).

Наименование

разделов и тем

Общее

количество часов

из них, в том числе

Дата

теоретических занятий

практических занятий

1.

Вводное занятие

1

1

3.09

2.

Основы сценической речи

1

1

10.09

2.1

Культура речи

1

1

17.09

2.2

Дыхание и голос

1

1

24.09

2.3

Дикция

1

1

1.10

2.4

Орфоэпия

1

1

8.10

2.5

Работа над текстом

1

1

15.10

3.

Актерское мастерство и основы сценической грамоты

1

1

22.10

3.1

Наблюдательность

1

1

29.10

3.2

Сценическое действие

1

1

5.11

3.3

Сценическое внимание

1

1

12.11

4.

Ритмопластика

1

1

19.11

4.1

Ритмика

1

1

26.11

4.2

Пластика

1

1

3.12

4.3

Танцевальная азбука

1

1

10.12

5.

Репетиционно - постановочные работы

14

14

17.12

28.01

4.02

11.02

18.02

4.04

18.03

25.03

1.04

8.04

15.04

22.04

29.04

20.05

5.1

Основные этапы работы над театральным действием

1

1

21.01

6.

Концертная деятельность

5

5

24.12

25.02

11.03

6.05

13.05

7.

Итоговое занятие

1

1

27.05

Итого

36

6

30

36

II. Среднее звено.

Тема 1. Вводное занятие.

Ознакомление учащихся с задачами  на данный учебный год.

Тема 2. Основы сценической речи.

2.1. Культура речи .

Беседа о культуре общения.

Практическое занятие: урок – практикум по изучаемой теме.

2.2. Дыхание и голос .

Практические занятия:

1. Комплекс упражнений на расслабление и регуляцию дыхания («Три круга», «Пять точек», «Шарики», «Вибрационный массаж» и т.д.).

2. Комплекс дыхательных физических упражнений с использованием голоса («Чистим носоглотку», «Колокол», «Лимоны», «Колодец» и т.д.).

3. Комплекс упражнений на модуляцию голоса («Стоп», «Баюшки-баю» и т.д.).

4. Комплекс упражнений на мышечную релаксацию и координацию движений («Улитка», «Червячок», «Лодочка», «Чечётка» и т.д.).

5. Голосовой тренинг.

6. Пропевание куплетов известных детских песен.

2.3. Дикция .

Практические занятия - артикуляционная гимнастика:

1. Комплекс упражнений на отработку дикции («В лесу», «Комарики», «Молотки» и т.д.).

2. Комплекс упражнений на освоение четкости и ясности произношения на материале скороговорок с труднопроизносимыми сочетаниями звуков.

2.4. Орфоэпия.

2.4.1. Содержание понятия «орфоэпия». Буква и звук. Речь письменная и устная.

Практические занятия:

Комплекс упражнений на развитие способностей узнавать и различать речевые звуки («Веселые колокольчики», «Зайки-барабанщики», «Найди игрушку» и т.д.).

2.4.2. Гласные и согласные звуки.

Практические занятия:

Комплекс упражнений на длительное и плавное произношение гласных и согласных звуков («Паровоз», «Ауканье» и т.д.).

Комплекс упражнений на звукоподражание («Устами младенца», «Пыхтелки», «Жук и бабочка» и т.д.).

2.5. Работа над текстом .

2.5.1. Темпоритм речи, соотношение фраз и частей по темпу как одно из средств выражения соотношения главного и второстепенного в чтении.

Практические занятия:

1) Комплекс упражнений по логопедической ритмике. Произношение фраз под прыжки, хлопки и т.д.

2) Подвижные игры, сопровождаемые речью («Погуляем-поиграем», «А мы громко хлопаем …» и т.д.).

2.5.2. Логические ударения. Определение логических ударений по смысловому признаку.

Практические занятия:

1) Комплекс игр на выделение в стихах логических ударений («Веселые горнисты» и т.д.).

2) Коллективное прочтение текста с различными перестроениями на сцене, а также с использованием гимнастических упражнений.

2.5.3. Выразительное чтение четверостиший.

Практическое занятие – «Словарный КВН».

Тема 3. Актерское мастерство и основы сценической грамоты.

3.1. Наблюдательность как важнейший признак сценического действия .

Практические занятия:

1. Комплекс упражнений на развитие наблюдательности (например, наблюдение за изменениями в природе; привлечение внимания к характерным признакам, отличающим одно явление природы от другого и т д.).

2. Комплекс игр на развитие наблюдательности («12 палочек», «Прятки», «Все к своим флажкам» и т.д.).

3. Комплекс игр на подражание («В больнице», «В магазине» и т.д.).

Также можно использовать в этом разделе творческие игры:

1) бытовые игры («В семью», «В гости» и т.д.)

2) игры на сюжеты из жизни детей («В детский сад», «В школу» и т.д.)

3) игры с профессиональными сюжетами (в шоферов, пожарников, врачей и т.д.)

4) игры на героико-романтические сюжеты (в летчиков, космонавтов и т.д.)

5) сюжетные игры, связанные с просмотром кинофильмов и телепередач, с чтением сказок и рассказов.

3.2. Сценическое действие.

Сценическое действие как главное выразительное средство актерского искусства. Предлагаемые обстоятельства как совокупность условий, в которых происходит сценическое действие.

Практические занятия:

1. Простейшие этюды на сценическое действие (открываю дверь из класса в коридор, потому что … и т.д.).

2. Более сложные этюды на темы, предложенные руководителем:

1) групповые этюды («В библиотеке», «В цирке», «На дискотеке» и т.д.)

2) этюды на темы сказок («Двенадцать месяцев», «Золушка» и т.д.)

3) этюды на темы басен И. Крылова («Стрекоза и муравей», «Ворона и лисица» и т.д.)

4) парные и индивидуальные этюды (например, мальчик поскользнулся, упал, ушиб ногу, надо помочь товарищу и т.д.)

5) этюды на взаимовыручку («Борьба за мяч», «Волк во рву» и т.д.)

3.3. Сценическое внимание.

Внимание. Виды внимания – произвольное, непроизвольное. Объекты внимания – внешние и внутренние. Особенности внимания, необходимые при игре на сцене.

Практические занятия:

1. Комплекс упражнений на развитие произвольного внешнего внимания (например, осмотреть предмет, отметить его особенности и подробно описать их по памяти; на ощупь с закрытыми глазами рассортировать монеты; узнать по запаху вещь и т.д.).

2. Комплекс упражнений на развитие произвольного внутреннего внимания (например, вспомнить ощущение вкуса мороженого; вспомнить запах сосны; произвести в уме какое-либо несложное вычисление и т.д.).

3. Комплекс игр на внимание («Кто первый?», «Что летает?», «Заяц без норки», «Летающий мешочек» и т.д.).

4. Комплекс этюдов на сценическое внимание (я внимательно вдеваю нитку в иголку – сначала настоящую, потом воображаемую; я внимательно ищу какую-либо вещь – сначала на самом деле, потом «будто бы прятал»; я в темноте пробираюсь между стульями и т.д.)

Тема 4. Ритмопластика.

4.1. Ритмика.

Практические занятия:

4.1.1. Совершенствование навыков выполнения комплекса упражнений, развивающих чувство ритма:

1) отстукивание, прохлопывание заданного ритма

2) ходьба с хлопками в различном ритме (с переходом на бег)

3) ходьба под музыку (с ускорением, замедлением)

4) построение и переход в колонну, шеренгу, круг

5) прыжки под музыку под скакалку

6) бросание, подбрасывание, ловля мяча или обруча.

4.1.2. Ритмическая гимнастика:

1. Комплекс упражнений с переменным шагом в стороны

2. Прыжки на одной или двух ногах с хлопками в разном ритме

3. Комплекс упражнений с предметами (гимнастическая палка, обруч и т.д.)

4. Бег под музыку

5. Комплекс упражнений с различными видами синкоп

6. Комплекс музыкальных игр («Музыкальный мяч», «Волшебная шапка», «Веселая дудочка» и т.д.)

7. Комплекс подвижных игр под музыку («Сорока - белобока», «День и ночь», «Хитрый кот» и т.д.)

8. Комплекс упражнений на построение и перестроение («Корзиночка», «Цепочка» и т.д.)

9. Комплекс ритмических упражнений с музыкальным заданием - передача в движении характера музыки, ритма («Погода», «Времена года» и т.д.)

4.2. Пластика.

4.2.1. Понятие «акробатика». Ёе значение в формировании актерской личности.

Практические занятия:

1. Совершенствование навыков выполнения комплекса упражнений

2. Комплекс простых акробатических упражнений (кувырки, «березка» и т.д.).

4.2.2. Пантомима. Движение и образ.

Практические занятия:

1. Комплекс игр на развитие пантомимических навыков («Замри», «Неподвижные фигуры», «Зеркало», «Угадай и повтори» и т.д.)

2. Пластические этюды («Аленький цветочек», «Водоросли», «Роботы» и т.д.)

3. Комплекс упражнений на равновесие («Лягушка - веселушка», «Переправа через ручей», «Выше ноги» и т.д.)

4.3. Танцевальная азбука .

Русские народные танцы и пляски. Простейшие элементы исполнения русских народных танцев и плясок (занятие рекомендуется проводить с использованием видеоматериалов).

Практические упражнения:

1. Совершенствование навыков выполнения упражнений для развития техники танца.

2. Комплекс упражнений и элементов русских народных танцев:

2.1. Девочки – руки на платье, мальчики – руки на поясе

2.2. Полуприседания

2.3. Вытягивание ноги вперед, в сторону

2.4. Подъём на носочках

2.5. Повороты и наклоны головы

2.6. Повороты и наклоны корпуса и т.д.

3. Разучивание несложных композиционных рисунков («Диагонали», «Хоровод» и т.д.).

Тема 5. Репетиционно – постановочные работы.

5.1. Основные этапы работы над театральным действием .

Особенности театральных постановок. Их виды и жанры. Понятие «мизансцена». Мизансцена как часть театрального действия. Виды и примеры мизансцен.

Практические занятия:

1. Предварительный разбор произведения для постановки. Первоначальное знакомство с творчеством автора произведения, определение жанра произведения.

2. Определение главных событий постановки.

3. Работа над отдельными эпизодами и сценами.

4. Работа над отдельными картинами и постановкой в целом с включением всех компонентов театрального действия. Уточнение мизансцен.

5. Выпуск и показ постановки.

6. Обсуждение постановки с активом кружка, обмен впечатлениями, обсуждение достоинств и недостатков.

Тема 6. Концертная деятельность.

Практические занятия.

Тема 7. Итоговое занятие.

Заключительная беседа руководителя с разбором работы каждого участника кружка. Перспектива работы  на следующий учебный год.

        

Требования к уровню подготовки учащихся

После окончания первого года занятий  учащиеся младшего школьного возраста  должны

знать:

- правила поведения при занятиях любыми видами театральной деятельности;

- понятие «театр», виды театров;

- знать правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;

уметь:

- выполнять простейшие упражнения по актерскому мастерству;

- выполнять разминку, подготовить свое тело к работе под руководством педагога;

- выполнять артикуляционную и дыхательную гимнастику под руководством педагога.

навыки:

- выполнять упражнения актерского тренинга на внимание, память и фантазию в присутствии постороннего человека;

- преодолевать страх перед публичным выступлением.

После окончания  занятий учащиеся среднего школьного возраста должны

знать:

- понятие «танец», основные танцевальные направления.

- простые элементы русских народных танцев и плясок.

уметь:

- декламировать стихи;

- выполнять основные движения русских народных танцев;

- выполнять пластические и актерские этюды на темы, предложенные педагогом;

- выполнять базовые упражнения на общую физическую подготовку;

- применять полученные знания и умения при выступлениях на общешкольных мероприятиях и на мероприятиях вне школы.

навыки:

- внимательно, не отвлекаясь работать на протяжении всего времени занятий;

- выполнять упражнения актерского тренинга в присутствии постороннего человека.


Список литературы:

1. Ануфриев А.Ф., Костромина С. П. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М.: Ось 89, 2001. – 115 с.

2. Баряева Л. Н., Вечканова И. С. Театрализованные игры – занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии. – СПб.: Союз, 2001. – 309 с.

3. Буйлова Л. Н., Кленова Н.В. Дополнительное образование в современной школе. - М.: Сентябрь, 2004. – 192 с.

4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском развитии. – М.: Просвещение, 1991. – 90 с.

5. Выготский Л. С. Психология и развитие ребенка. – М.: ЭКСМО, 2003. – 509 с.

6. Выготский Л. С. Психология искусства. – М.: Современное слово, 1998. – 480 с.

7. Диагностика и развитие актерской одаренности / Сб. науч. трудов. – Л.: ЛГИТМИК, 1986. – 154 с.

8. Дмитриев А. С. Коррекция двигательных нарушений у учащихся вспомогательных школ средствами физического воспитания. – К.: Издательство Красноярского университета, 1987. – 151 с.

9. Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера. – М.: Просвещение, 1978. – 334 с.

10. Корсакова Е. А. Мастерство речи. Выпуск № 1. – М.: Искусство, 1953. – 68 с.

11. Кох И. Э. Основы сценического движения. – Л.: Искусство, 1962. – 566 с., с ил.

12. Краткий дефектологический словарь. М.: «Просвещение», 1964. – 397 с.

13. Кристи Г. В. Основы актерского мастерства. – М.: Советская Россия, 1971. – 135 с.

14. Лапшин В. А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии. – М.: Просвещение, 1991. – 143 с.

15. Лебединская К. С. Диагностика раннего детского аутизма. Начальные проявления. - М.: Просвещение, 1991. – 97 с.

16. Маллер А. Р., Цикото Г. В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. М.: Академия, 2003. – 208с.

17. Мастерство актера / Межвуз. сб. науч. трактатов. – М.: ГИТИС, 1990. – 220 с.

18. Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М.: Просвещение, 1991. – 204 с.

19. Нарушение речи и голоса у детей / Сб. науч. трактатов. – М.: МГПИ, 1979. – 118 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Учимся мыслить»по программе Криволаповой Н.А.

Курс внеурочной деятельности «Учимся мыслить» предназначен для формирования метапредметных УУД, развития познавательных и творческих способностей и интересов, предполагает освоение способов деятельнос...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги в мире информатики" + рабочие тетради

Рабочая программа составлена для учащихся 3-4 класса .Занятия проводятся по группам, по 1 часу 1 раз  в две недели. Во время занятия обязательными являются физкультурные минутки, гимнастика для г...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Хочу все знать!» (2016-2017 учебный год) (программа направлена на развитие познавательной деятельности на период 1 год)

Данный курс имеет духовно-нравственную, познавательную, исследовательскую направленность, предлагает новые для воспитанников знания, не содержащиеся в образовательных базовых предметов.Программа рассч...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...