Специальная индивидуальная программа развития по тактильной стимуляции
рабочая программа на тему

Светлана Геннадьевна Беляева

 

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР)  разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП) образования для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) тяжёлыми множественными нарушениями развития, составлена в соответствии Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Федеральных государственных образовательных стандартов образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное казённое  образовательное учреждение Ленинградской области

«Школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы,

 «Красные Зори»

       

Решение                                    «Утверждаю»

педагогического совета                                                        Приказ от________ №___        

         школы-интерната                                                                 Директор __________ /………………./

         Протокол от 30.08.2016 г.  №1                      

Специальная индивидуальная программа развития

Образовательная область: коррекционный курс

Предмет: стимуляция тактильной чувствительности

Обучающегося 1 «в» класса

Разработчик: учитель
Беляева Светлана Геннадьевна

2016/17 учебный год.

Петергоф, Санкт-Петербург

Индивидуальные сведения о ребёнке

Ф.И.О:

Дата рождения:

Домашний адрес:

Сведения о родителях:

Мать :

Отец :

Выписка из анамнеза: симптоматическая эпилепсия, ремиссия, ДЦП, спастический тетрапарез. Множественные контрактуры верхних и нижних конечностей. ЧАЗН. Расходящееся альтернирующее косоглазие с паралитическим компонентом.

Общие сведения об учащемся на начало  2016-2017 учебного года

          Ребёнок поступил в школу 01.09.2016 года в 1 класс. По заключению ПМПК у Ярослава тяжёлая умственная отсталость, ДЦП, речь отсутствует, слабовидение. Мальчик самостоятельно не передвигается,  сидит в инвалидной коляске с фиксацией. В течении 2-3 секунд удерживает вложенный в руку предмет. Взгляд на предмете не фиксирует, звук не локализует. Ярослав воспринимает происходящее вокруг него посредством тактильных ощущений.
           Эмоциональное состояние устойчивое. Мальчик спокоен. Реагирует на шум и крик.
         Обращённую речь не понимает, не соотносит себя с именем, но эмоционально реагирует на интонацию говорящего с ним: улыбается, вокализирует. Ему нравится, когда окружающие взаимодействуют с ним: тактильные прикосновения, игры-взаимодействия.
       Ярослав реагирует на воду, краску, сыпучие, твёрдые и вязкие материалы.
       У обучающегося отсутствует контроль выделений, находится в памперсе. Ест протёртую пищу. Во время приёма пищи, одевания, раздевания требуется полная помощь взрослого.
       Требуется полная постоянная помощь.
 

        При разработке специальной индивидуальной программы развития учитывались индивидуальные психофизиологические особенности обучающегося с глубокой умственной отсталостью. Речи и ее понимания нет. Не сидит, не стоит, не может самостоятельно изменить положение тела. Установить контакт  с ребенком возможно через тактильно-осязательную область в сопровождении с голосом.

Пояснительная записка

    Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана на основе  адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП) образования для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) тяжёлыми и множественными нарушениями развития, составлена в соответствии требований Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Федеральных государственных образовательных стандартов образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

    Программа разработана   на основе программ коррекционных курсов для детей и подростков с глубокой умственной отсталостью/ Т.А. Алексеева, Л.Б. Баряева, Л.И. Кайкина, Л.В. Капустянская и др.; Под ред. Н.Н. Яковлевой. – СПб.: ЦДК проф. Баряевой, 2015. – 54 с.

    Рабочая программа в соответствии с  учебным планом ОУ на 2016-2017 учебный год рассчитана на 33 часа (исходя из 33 учебных недель в году). Срок реализации 1 год.

      Целью программы является включение детей с тяжелой (глубокой) умственной отсталостью в специально организованную образовательно-развивающую среду, организация своевременного квалифицированного обучения детей, учитывающего их психофизические и возрастные особенности и направленного на  преодоление дефектов развития, адекватное включение их в окружающую социальную среду.

      Специальная индивидуальная программа развития  составлена на основании следующих нормативных документов:

Конституция Российской Федерации.

Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»»

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования 2009 г. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». с последующими изменениями (приказы Минобрнауки Российской Федерации от 20.08.2008 г. № 241; от 30.08.2010 г. № 889);

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

 Приказ  от 26.01.2016 года N 38  Министерства образования и науки Российской Федерации  «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года N 253».

Письмо Комитета по образованию Санкт-Петербурга «О направлении методических рекомендаций» № 03-20-1587/16-0-0 от 04.05.2016 г. (о разработке рабочих программ, курсов).

Приказ Комитета общего и профессионального  образования Ленинградской области от 10.08.2005г. №560 «Об утверждении регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Ленинградской области».

Концепция воспитания школьника в Ленинградской области: приказ Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 25.01.2010 г № 35.

Закон Ленинградской области от 24 февраля 2014 года №6-оз

"Об образовании в Ленинградской области"

●Устав Государственного казённого  образовательного учреждения Ленинградской области

«Школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы, «Красные Зори»

Учебный план школы-интерната «Красные Зори» на 2016-2017 учебный год.

Общая психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умеренной, тяжёлой или глубокой умственной отсталостью.

        Дети с тяжёлой и  глубокой умственной отсталостью имеют выраженные нарушения мышления, памяти, внимания. Часто не владеют  речью и нуждаются в уходе и присмотре. Значительная часть детей с тяжёлой и глубокой умственной отсталостью имеют другие нарушения (сенсорные, моторные, расстройства аутистического спектра и др.). В таких случаях речь идет о тяжелых и множественных нарушениях развития (ТМНР), которые представляет собой не сумму различных ограничений, а сложное качественное новое явление с иной структурой, отличной от структуры каждой из составляющих. Различные нарушения влияют на развитие человека не каждое по отдельности, а в своей совокупности, образуя сложные сочетания. В связи с этим требуется значительная помощь, объем которой существенно превышает размеры поддержки, оказываемой при каком-то одном нарушении.  Такие дети спонтанно издают только отдельные звуки. Они плохо понимают обращенную к ним речь и чаще реагируют на интонацию. Их поведение зависит от состояния органических потребностей: они спокойны, когда сыты, находятся в тепле и сухости, и проявляют беспокойство, когда находятся в неблагоприятных условиях.

        Уровень психофизического развития детей с тяжелыми множественными нарушениями невозможно соотнести с какими-либо возрастными параметрами. Органическое поражение центральной нервной системы, которое чаще всего являются причиной сочетанных нарушений, обусловливающих выраженные нарушения интеллекта, сенсорных функций, движения, поведения, коммуникации, в значительной мере препятствуют развитию самостоятельной жизнедеятельности ребенка в семье и обществе сверстников. Характер развития детей данной группы зависит от ряда факторов: этиологии, патогенеза нарушений, времени возникновения и сроков выявления отклонений, характера и степени выраженности каждого из первичных расстройств, специфики их сочетания, а также от сроков начала, объема и качества коррекционной помощи.

        В связи с выраженными нарушениями и (или) искажениями процессов познавательной деятельности, прежде всего: восприятия, мышления, внимания, памяти непродуктивным оказываются подходы, требующие абстрактного мышления, задействование процессов анализа и синтеза. Вследствие чего возникают серьезные трудности в усвоении «академического» компонента различных программ дошкольного, а тем более школьного образования.

            Интерес к какой-либо деятельности, если возникает, то, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер.

            Учитывая индивидуальные образовательные потребности, обучающегося, составлено тематическое планирование  по предмету «Тактильная стимуляция» при участии родителей.

Тематическое планирование

Тактильная стимуляция 33 часа

 (1 час в неделю)

Первое  полугодие

I четверть - 8 часов

Тема

Кол-во часов

Диагностика тактильного восприятия

1

 1.Стимулирование положительных эмоции на прикосновение, поглаживания, ласковые щекотания при общении с педагогом (напевание, спокойная речь, проговаривание потешек, слушания в записи классической и духовной  музыки, как  релаксирующего фона).

1

Стимуляция тактильных ощущений при общении с педагогом - как вербальном, так и не вербальном (держание за руку при общении с ребенком, пение педагогом духовных песнопений, чтение православных молитв,  нежное поглаживание ребенка по голове, лицу и руке во время звучания приятной классической и духовной музыки).

Игровое упражнение «Кто у нас хороший?», «Это я?».

3

2

Поглаживание головы шеи, рук, ног, легкий вибромассаж во время звучания приятной расслабляющей музыки (гусли).

Игра Сорока ворона», «Маленькие ножки бегут по дорожке», «Это я?».

2

3

Повторение пройденного материала в сочетании с музыкотерапией.

Игровые упражнения с использованием крема, косметического массажного бальзама (растирание, поглаживание, похлопывание).

 Игра «Жили у бабуси два веселых гуся…», « Это я?».

2

        

II четверть – 7 часов

2. Стимулирование тактильных ощущений при соприкосновении с различными материалами – 16 ч.

4

Стимулирование тактильных ощущений при соприкосновении

с материалами различной температуры (холодный, тёплый).

 Игровые упр. с металлическими колокольчиками, деревянными шариками,  упражнения на поочередное вкладывание в руку   игрушек (деревянные, пластмассовые, резиновые).

2

5

Повторение пройденного материала в сочетании с сеансом музыкотерапии на основе некоторых образцов классической и духовной музыки.

1

6

Стимулирование тактильных ощущений при соприкосновении с ватным мягким тампоном, перышком, кисточками разной жесткости.

 Игра с  ваткой, перышком.

Игра « Этот пальчик гриб нашел…», «Наши ручки».

2

7

Повторение пройденного материала в сочетании с сеансом музыкотерапии на основе некоторых образцов классической и духовной музыки.

2

III четверть - 10 часов

8

Стимулирование чувствительности тела с использованием предметов округлой и продолговатой формы

(резиновый мячик – гладкий, теннисный мячик – мохнатый, массажный мячик – колючий, палочка деревянная длинная и др.).

 Игровые упражнения с использованием крема («Сорока-ворона» и др.)

2

9

Повторение пройденного материала в сочетании с сеансом музыкотерапии на основе некоторых образцов классической и духовной музыки.

2

10

Стимулирование чувствительности тела  предметами с различными поверхностями

 (деревянная палочка гладкая и рифлёная, колючая шишка, мягкая вата, гусиное перо,  гладкие и массажные мячики, ветка от дерева, гладкий камень).

 Игра «Коза рогатая».

3

11

Повторение пройденного материала в сочетании с музыкотерапией.

Игровые упражнения с использованием крема, косметического массажного бальзама (растирание, поглаживание, похлопывание).

Игра «Маленькие ножки …», «Это я?» и др.

2

IV четверть – 8 часов

3. Активизация тактильных ощущений в ходе вибрационной стимуляции -6

12

Активизация тактильных ощущений с помощью распыления воды из пульверизатора (спрэя) комнатной температуры

Игровые упражнения с применением расслабляющего вибрационного массажа.

 Игра « Море волнуется раз…» и др.

1

13

Повторение пройденного материала в сочетании с сеансом музыкотерапии на основе некоторых образцов классической и духовной музыки.

2

14

Легкий вибромассаж рук, ног, спины с помощью вибромячиков.

 Игровые упражнения « Наша птичка», «Рельсы. Рельсы…» и др.

2

15

Повторение пройденного материала в сочетании с сеансом музыкотерапии на основе некоторых образцов классической и духовной музыки.

1

Диагностика тактильного восприятия

2

Итого:

33

Содержание программы

Обучающиеся с тяжелой и глубокой умственной отсталостью поисковыми способами ориентировки овладевают на примитивном уровне, поэтому обучение восприятию тактильных раздражителей имеет специфические особенности. Необходимым условием организации и проведения тактильных упражнений является их пошаговое освоение. Не всегда ответные реакции детей (двигательные, кожные, эмоциональные) соответствуют силе раздражителя. В связи с этим сначала организуется спокойное, медленное освоение пассивного способа обследования (рукой взрослого - совместные обследовательские действия взрослого с обучающимся ребенком). При нормализации тактильных и проприоцептивных ощущений соотношение пассивных, пассивно-активных и активных движений изменяется в пользу последних.

В СИПР предлагается следующий алгоритм развития тактильного восприятия в ходе обучения по предмету «Тактильная стимуляция»:

  • стимуляция развития тактильных ощущений обучающегося на прикосновения (поглаживание, легкое надавливание на руки, щеки и т.п.);
  • стимуляция развития тактильных ощущений при соприкосновении ребенка с материалами различной фактуры, температуры, плотности;
  • стимулирование тактильных ощущений в ходе вибрационного массажа;
  • стимулирование развития умений узнавать и различать тактильно непохожие материалы и предметы.

Направления работы:

  1. Стимуляция положительных эмоции на прикосновение, поглаживания, ласковые щекотания.
  2. Стимулирование тактильных ощущений при соприкосновении с различными материалами.
  3. Активизация тактильных ощущений в ходе вибрационной стимуляции.

Педагогические ориентиры:        

  • стимулировать длительное эмоционально окрашенное взаимодействие обучающегося с учителем с помощью различных тактильных раздражителей;
  • побуждать формирование интереса  ребенка к собственному телу, предпосылки к телесному ориентированию;
  • развивать с помощью специальных упражнений адекватную чувствительность тела обучающегося, уменьшая его гипо- или гиперчувствительность;
  • знакомить обучающегося с элементарными способами обследования фактуры предметов;
  • знакомить обучающихся со способами распознавания и  идентификации различных тактильных раздражителей (шершавое – гладкое – пушистое, холодное – горячее, мягкое – твердое, мокрое – сухое);
  • приучать обучающихся к адекватному реагированию на безопасные тактильные раздражители;
  • стремиться формировать у обучающихся  интегративные ощущения  (зрительно-тактильные, слуходвигательные);
  • побуждать каждого обучающегося к выражению тактильных предпочтений с помощью пантомимических средств.

Игры и игровые упражнения на стимуляцию чувствительности тела прикосновением, массированием, поглаживанием, с помощью сенсорных контактов:

  • массирование рук и ног;
  • поглаживание головы, шеи, рук, ног с проговаривание потешек, детских четверостиший (как «Коза рогатая», «Сорока-ворона»);
  • поглаживание с небольшим давлением с проговаривание потешек, детских четверостиший;
  • разминание (движения, позволяющие растирать мышцы и группы мышц);
  • массирование тела воздушным шариком, мехом, шерстяным лоскутом, щеткой, звучащей игрушкой;
  • массирование рук, ног теплыми предметами с проговаривание потешек, детских четверостиший и др.

Совместные упражнения взрослого с обучающимся направленные на стимуляцию чувствительности тела:

  •  использование  предметов округлой формы: воздушный шарик, теннисный, резиновый, пластмассовый, массажные мячи(как мохнатые, так и гладкие), валики и др.;
  • игры и упражнения в «сухом»  бассейне (погружение в шарики,  «купание» в шариках,);
  •  укладывание обучающегося различные  по тактильным ощущениям поверхности с целью стимулирования тактильных ощущений телом – мягкие, пушистые, гладкие и жесткие поверхности в теплой комнате (поверхности разной текстуры в сочетании со звуковым стимулом: шероховатое одеяло, хрустящая бумага, коврик или лоскутное одеяло из различных по фактуре кусочков ткани, с «шуршалками», «пищалками»);
  • опутывание лентами, поглаживание, пожатие рук;
  • игры и упражнения на прикосновение перышком, помазком для бритья, щеткой-сметкой с волокнами и др.;
  • игры и упражнение с использование приема похлопывания (губкой, рукой и пр.) по рукам, ладошкам,  ногам;
  • ритмичное похлопывание с проговаривание потешек, детских четверостиший и др.
  • упражнения на привлечение внимания обучающегося к дидактической вибрирующей игрушке и вызывание у него реакции на  движение вибрации.
  • вибрационный массаж рук, ног с помощью сенсорных вибромячиков.
  • игры и упражнения в «пальчиковом бассейне» (тазики и мисочки с разными наполнителями: песок, камушки, листья, шишки);
  • упражнения на стимулирование сенсорных ощущений обучающихся в ходе взаимодействия с природными материалами (снег, лед, вода, песок): прикосновение ими к разным частям тела, погружение рук и др.; игры и упражнения с водой (теплая и холодная).
  • совместные со взрослыми игры и игровые действия на восприятие различных свойств предметов и их поверхности, веществ:
  • влажного и сухого, мягкого, твердого, жесткого (вафельное и махровое полотенца и тд.);
  • игры и упражнения с использованием крема, лосьона, масла по показанию врача (приемы: растирание, поглаживание, похлопывание и.др.);
  • упражнения на развитие температурных ощущений: теплый, горячий, холодный  (прикосновение  к ребенку теплыми и холодными руками, тряпочками, игрушками,  типа «Мякиши» и др.);
  • заворачивание в одеяло, одевание ребенка, прикосновение грелкой,  льдом, направленной теплой и холодной воздушной струей фена и др.;
  • прикосновения к телу ребенка различными материалами: приятными (вата, мех, мягкая кисточка, плюшевая игрушка, пальцы, мячи) и, для тактильных ощущений обучающегося; менее приятными (камень, ветки дерева, металлическая тарелка, массажный мяч и пр.).
  • стимулирующие сенсорные упражнения с использованием предметов с дополнительными раздражителями (акустическими, визуальными, температурными).

Кинезиотерапевтические упражнения на активизацию мышечных реакций обучающегося:

  • стимуляция мышечных реакций стоп с помощью материалов разной фактуры;
  • украшения ног и рук ребенка яркими и/или звенящими браслетиками;
  • стимуляции губ обучающегося пальцами взрослого, используя приемы пощипывания, прикосновения льдинками, холодной тканью, детской грелкой и др.;
  • массаж щек ребенка (приемы логопедического массажа).

Телесно-ориентированные упражнения, направленные на развитие телесного контакта ребенка и взрослого: брать на руки, усаживать на колени, ласково прижимать к себе, сопровождая действия рифмованными текстами, например, «Коза рогатая..», «Сорока-ворона…», «Шла большая черепаха..» и т.п., прикасаясь к ребенку руками и различными приятными на ощупь предметами и материалами  и т.п.

Обследование тактильной сферы

  • Стимуляция положительных эмоций на прикосновение, поглаживания, ласковые щекотания: игровые упражнения на стимуляцию эмоционального взаимодействие обучающего с учителем с помощью различных тактильных раздражителей.
  • Стимулирование тактильных ощущений при соприкосновении с различными материалами: игровые ситуации, в ходе которых ребёнок стимулируется прикосновениями к разным частям тела природными материалами (вода, песок, веточки, пёрышки, шишки), игры и упражнения с песком и водой.  Игры и упражнения на стимуляцию чувствительности тела с помощью сенсорных контактов с воздушным шариком, теннисным (мохнатым), резиновым пластмассовым (гладким), массажными мячами и.т.д.; игры и упражнения в сухом бассейне (погружение в шарики, «купание» в шариках. игры и упражнения с прикосновениями к ребёнку тёплыми и холодными руками, прикосновения грелкой, направление холодной воздушной струи феном, заворачивание в одеяло и др
  • Активизация тактильных ощущений в ходе вибрационной стимуляции: игровые упражнения с применением массажа. Игровые упражнения на водном матраце.
  • Повторение пройденного материала, итоговая диагностика усвоения программы. Повторение материала, изученного в течение года в сочетании с сеансами музыкотерапии на основе духовной, классической музыки, а также звучания в записи « Звуков природы» (пение птиц, журчание ручейка, шум морского прибоя и т.п.).  
  • Итоговый мониторинг усвоения программы.

Условия реализации СИПР обучающегося с тяжёлыми и множественными нарушениями развития (технологии, используемые в обучении ребёнка):

- индивидуализация обучения

- игровые технологии

-ИКТ

-создание адаптированной коррекционно-развивающей среды под ребёнка

- «пошаговое» обучение в процессе совместных действий с педагогом

Планируемые результаты освоения обучающимся с тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития АООП

 Предполагаемые примерные личностные результаты освоения:

  • осознание себя (в ситуации «здесь и сейчас», в пространстве, своей принадлежности к определённому полу, как «Я»);
  • социально – эмоциональное участие доступным способом в процессе общения и совместной деятельности;
  • доброжелательность, эмоциональная отзывчивость по отношению к другим;
  • владение алгоритмом действий в игровой, учебной, бытовой ситуации;
  • владение доступными знаниями, умениями, навыками, отражающими индивидуальный вариант содержания образования.

Предполагаемые примерные  БУД освоения программы:

  • стимулирование двигательных эмоционально-окрашенных взаимодействий обучающегося с учителем с помощью различных тактильных раздражителей;

  • ознакомление со способами распознавания и идентификации различных раздражителей,

  • стимулирование развития адекватной чувствительности тела с помощью специальных упражнений;

  •  побуждение обучающегося к выражению тактильных предпочтений, к адекватному реагированию на безопасные тактильные раздражители как вербальные, так и не вербальные.

 Оценка динамики обучения по следующим критериям (1 раз в полугодие, т.е 2 раза в год)

«выполняет действие самостоятельно» (с),

«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной) (и),

«выполняет действие по образцу» (о),         

«выполняет действие с частичной физической помощью» (п),

«выполняет действие со значительной физической помощью» (пп),

«действие не выполняет» (!),

«узнает объект» (у),

«не всегда узнает объект» (нву),

«не узнает объект» (н).

      Оценка отражает степень самостоятельности обучающегося: выполняет ли он учебную задачу, включенную в СИПР, самостоятельно, либо со значительной или частичной физической помощью, по образцу, подражанию или по инструкции.

Примерные показатели самостоятельности учащегося (ПС)

Условные обозначения

Действие выполняется взрослым (ребенок пассивен)

!

Действие выполняется ребенком:

          - со значительной помощью взрослого

пп

          - с частичной помощью взрослого

п

          - по последовательной инструкции (по изображению или вербально)

и

          - подражая или по образцу

о

          - самостоятельно

с

- узнает объект

у

- не всегда узнает объект

нву

- не узнает объект

н

                Предметно-развивающая среда для работы с учеником

Примерный перечень оборудования.

Деревянные и пластмассовые бусы.

Игрушки из разных тканей.

Игрушки мелкие резиновые, бумажные, пластмассовые, пенопластовые, изображающие людей, животных, насекомых, растения, птиц, транспорт.

Игрушки музыкальные: погремушки, бубен, дудочки, барабан, колокольчик, свистульки, деревянные ложки и т.п.

Игрушки-подвески.

Интерактивное игровое оборудование «Звездное небо», «Зеркальный шар с мотором», «Пузырьковая колонна», напольный ковер(для занятий в темной сенсорной комнате).

Любые предметы, которые можно ронять на пол (кубики, мягкие игрушки, деревянные ложки, резиновые пищащие игрушки и т. д.).

Маты: детские напольные и настенные, складные, сборные (высота 7-10 см, длина от 1-3 м) и др.

Музыкальные игрушки (погремушки, колокольчики, шарманка, свистульки, бубен, барабан, дудочка, треугольник и др.).

Музыкальные игрушки самодельные (звучащие коробки, деревянные палочки и др.

Музыкальные инструменты: губная гармошка, свирель, бутылочки музыкальные, трещотки, маракасы, румба, аккордеон, кастаньеты, цитры, гусли, свирели, электронные инструменты.

Музыкальный центр с подборкой аудиоматериалов.

Разнообразные музыкальные игрушки.

Разные по форме и фактуре тканевые мешочки с различными наполнителями: атласные узкие мешочки разные по цвету и с разными наполнителями; мешочки из разных по фактуре тканей и с разными наполнителями; небольшие плоские квадратики из лакированной кожаной ткани 8 цветов; банка с лоскутами разных по фактуре тканей, сшитых между собой для вытягивания.

Тряпичный яркий браслет с колокольчиком или бубенчиком, застёгивающийся на липучку.

Приложение

Игры и игровые упражнения на тактильную стимуляцию

  1. Стимуляция положительных эмоций на прикосновение, поглаживания, ласковые щекотания

  1. Игра "Наша птичка"

Цель: Стимуляция головы шеи, рук, ног с проговариванием потешек, детских четверостиший

Легко дотрагивайтесь до ножек ребенка, поглаживайте его ступни, ручки, перебирайте пальчики, дотрагиваясь до каждого ноготка ребенка

Как у нашей птички

Темные реснички.

Как у нашей крошки

Тепленькие ножки.

Как у нашей лапки

Ноготки-царапки.

1.2 Игра "Кто у нас хороший?"

Цель: Стимуляция различных мест тела, с целью распознавания эмоциональных реакций ребенка.

Ребенок лежит на спине. Поглаживая  голову, шею, руки ноги произносим стишок.

Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Ярослав хороший!
Ярослав пригожий!

1.3.  Игра "Это я?"

Цель: Стимуляция различных мест тела, с целью распознавания эмоциональных реакций ребенка.

Эта игра связана с множеством прикосновений к ребенку, она помогает ему скорее осознать части своего тела.

Ученик лежит на спине.

 Скажите: "А где наши пальчики? …Вот они!".

Прикоснитесь к ним, погладьте, слегка сожмите своими пальцами  его.

Также с носиком, ухом, плечом, ногой.

Игра развивает доверие, приносит радость общения друг с другом.

  1. Стимулирование тактильных ощущений при соприкосновении с различными материалами

2.1. Игровое упражнений «Игра с перышком»

Цель: Стимуляция и обогащение тактильных ощущений

Ребенок сидит или лежит так, чтобы вам обоим было удобно. Легко погладьте перышком тыльную сторону руки ребенка. Когда ребенок поймет, что это не страшно, переходите к поглаживанию ладони, каждого пальчика, между пальчиками. Поглаживайте быстрее или медленнее, надавливайте с разной силой. Поглаживайте другие части тела — ноги, ступни, спину и т. д.

Похожие упражнения можно выполнять, используя различные предметы: кусочки кожи, колючие мячики, ватные шарики, кисточки и т. д.

2.2. Игровое упражнение «Наши ручки»

Цель: Стимуляция тактильных ощущений, развитие мелкой моторики В глубокой миске, наполненными: фасолью, кусочками поролона, рисом, камушками и т.д.  Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения — координированными,

Пальчиковый массаж в «сухом бассейне» можно сопровождать стихотворным текстом или выполнять под музыку.

  2.3. Игровое упражнение «Круглый, круглый»

Цель: Стимулирование чувствительности тела с использованием предметов округлой формы

Педагог помещает ребенка на модуль; сам располагается рядом. Затем берет гладкий, колючий, шершавый мячик (поочередно), поглаживая ею руки и пальчики ребенка. Затем вкладывает мячик в ладошку ребенка. Он начинает ощупывать различные по фактуре мячики. Затем каждым мячиком педагог катает по разным частям тела ребенка.

     

 2.4. Игра "Щекотка"

Цель: Стимулирование чувствительности тела предметами с различными поверхностями.

Пощекочите перышком, кусочком ваты, шишкой, пером кулачок и пальчики ребенка, декламируя стишок:

Наша деточка в дому,

Что оладушек в меду,

Что оладушек в меду,

Сладко яблочко в саду!

Возможно, некоторые дети с двигательными нарушениями нуждаются, наоборот. В укреплении нервно-мышечного тонуса рук. Тогда, используя потешку, выполните упражнения укрепляющего массажа, а затем начинайте стимулировать хватательный рефлекс, вкладывая в ладошку ребенка перышко или кисточку.

          2.5. Игровое упражнение «Водичка, водичка»

Цель: Стимуляция тактильных ощущений при знакомстве с разной температурой воды

Знакомим ребенка с разной температурой воды. Это тоже очень важно. Это можно сделать с пластиковыми бутылками. Налейте холодную воду, слегка потеплее, теплую, погорячей, горячую. Дайте ребенку потрогать бутылки. Можно попробовать погружать пальчик в воду, налитую в стаканчик или выливать из бутылки на руку и сравнивать.

2.6. Игровое упражнений "Зеркало"

Цель: Стимулирование тактильного восприятия

Вам понадобится детский крем и гребенка.

Выдавите немного крема на носик, щечки, лобик и подбородок малыша. Поглаживая лицо ребёнка, приговаривайте:

Зеркало любит

Чистые лица,

Зеркало скажет:

- Надо умыться!

Возьмите расческу, причесывайте малыша, рассказывайте дальше:

Зеркало охнет:

- Где же гребенка?

Что же она

Не причешет ребенка!? …

  1. Развитие духовной сферы  личности

3.1  Чтение, пение педагогом православных молитв, духовных песнопений

  • Молитва Господня «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся», « Царю Небесный» и др.
  • Чтение и пение акафиста святым угодникам Божиим (Св. блж. Ксении Петербургской, Свт. Николаю Чудотворцу, Божией Матери и др.)
  • Использование педагогом  на занятиях приемов  пассивной музыкотерапии на основе духовной и классической музыки (как фон, действующий наподсознание и духовно-эмоциональную сферу  личности ребенка).

    СD  и аудио записи:

  • духовных произведений в исполнении церковных хоров;
  • колокольных звонов;

классической музыки в переложении для детей.

 Список литературы

  1. Айрес Э.Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э.Дж. Айперс; пер. с англ. Юлии Даре. – М.: Теревинф, 2009.

  2. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Знакомимся с окружающим миром. – М.: ДРОФА, 2007.
  3. Гаврилушкина О.П. Ребенок отстает в развитии? Семейная школа. – М.: ДРОФА, 2010.
  4. Ковалец И.В. Азбука Эмоций: Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере. – М.: ВЛАДОС, 2003
  5. Коррекционная работа с детьми в обогащенной предметно-развивающей среде / Под.ред. Л.Б. Баряевой, Е.В. Мусатовой. – СПб.: КАРО, 2006.
  6. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет / Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Д.В. Сергеева и др. – М.: Просвещение, 2000
  7. Методика учебно-воспитательной работы в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: Учеб-метод. пособие / М.Ветланд, С.Е. Гайдукевич, Т.В. Горудко и др.; Науч. ред. С.Е. Гайдукевич. – Мн.: БГПУ, 2009
  8. Музыкальная гимнастика для пальчиков / Сост. М.Ковалевская, худ. А. Веселов. – СПБ.
  9. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажнокововй. – М.: ВЛАДОС, 2010
  10. Сенсорная комната – Волшебный мир здоровья / под ред. Л.Б. Баряевой, Ю.С. Галлямовой, В.Л. Жевнерова. – СПб.: ХОКА, 2007
  11. Татаринцева А.Ю. Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда. – СПб.: Речь, 2007.
  12. Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и в обществе. Социализации детей с нарушением интеллекта. – СПб.: Речь, 2005
  13. Штрасмйер В. Обучение и развитие ребенка раннего возраста: Пер. с нем. / под ред. Н.М. Назарововй. М.: «Академия», 2002.

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА С ТЯЖЁЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫГосударственное автономное образовательное учреждениевысшего профессионального образованияМОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯКАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И...

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ по предметам учебного плана обучающегося индивидуально на дому

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ по предметам учебного плана обучающегося индивидуально на дому...

Специальная индивидуальная программа развития по предметам учебного плана обучающегося индивидуально на дому (8 класс)

Программа  составлена  с учетом требований федерального образовательного стандарта  образования для обучающих   с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),...

Специальная индивидуальная программа развития по предметам учебного плана обучающегося индивидуально на дому (1 класс)

Программа  составлена  с учетом требований федерального образовательного стандарта  образования для обучающих   с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),...

Специальная индивидуальная программа развития для обучающегося индивидуально на дому 2 класса

Рабочая программа развития предназначена для обучающегося с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (интеллектульными нарушениями) в условиях надомного обучения для 2 класса...

Специальная индивидуальная программа развития обучающегося индивидуально на дому

Предназначеена для учителей, работающих с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...