Модифицированная (авторизованная) программа "История и культура родного края. Кубановедение» 10 - 11 класс коррекционной школы.
рабочая программа (10, 11 класс) по теме

Черепахина Нина Геннадьевна

Программа содержит целостное представление об историческом пути территории Кубани и судьбах населяющих её народов, основных этапах, событиях, происходивших на кубанской земле, а также роли крупных деятелях кубанской земли, с целью воспитания гражданских и патриотических качеств учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon modifitsirovannaya_programma.doc129.5 КБ

Предварительный просмотр:

Модифицированная (авторизованная) программа для учащихся 10 – 11 классов коррекционной школы VIII вида                                                            «История и культура родного края. Кубановедение»

Автор – составитель       программы Черепахина Н.Г., учитель географии ГБОУ школы №10 г. Белореченска

  1. Пояснительная записка

          Программа курса «История и культура родного края. Кубановедение» рассчитана на 2 года обучения: 10 – 11 класс (2 часа в неделю, 68 часов в год, всего 136 часов). Программа содержит целостное представление об историческом пути территории Кубани и судьбах населяющих её народов, основных этапах, событиях, происходивших на кубанской земле, а также роли крупных деятелях кубанской земли, с целью воспитания гражданских и патриотических качеств учащихся.

         Воспитание патриотизма среди учащихся школ, в том числе и коррекционных, – одно из главных условий национального возрождения.

         Патриот – это человек, знающий прошлое своей малой родины, преданный и любящий свою Отчизну, свой народ; человек, умеющий реагировать на изменения в обществе. Понятие «патриотизм» предполагает освоение учащимся обязанностей по отношению к семье, коллективу, к родному краю, Отечеству.

      Принципиальным отличием курса от других культурологических дисциплин является воспитательная, мировоззренческая направленность содержания. Она выражается, прежде всего, в том, чтобы увидеть "большое в малом", постичь высокий нравственный смысл национальных  традиций. Содержание программы построено с учетом принципов системности, научности, доступности и преемственности. Еще один важный методический принцип - принцип экзистенциальности, который позволяет обращаться к чувствам учащихся, эмоциональным оценкам исторического опыта человечества. Ценность этого опыта очевидна, т.к. он наряду с другими чувствами позволяет учащимся проникнуться любовью к родине, к истории родного края, гордостью к успехам земляков в труде, культуре, в ратных делах, сопереживать горю людей в разные исторические времена и др. Такой подход к изложению исторического материала является важным средством коррекции и развития эмоциональной сферы детей с ограниченными интеллектуальными возможностями, которые, как известно, слабо дифференцируют и понимают чувства как одно из проявлений социального интеллекта человека. Формирование у учащихся эмоционального отклика на исторические события, позволяет воспитывать у них не только эмпатические переживания, но и адекватную реакцию на события современности.

       Задачи программы:

 - воспитание гражданственности и патриотизма, любви к малой Родине;

 - освоение знаний об истории и культуре Кубани;

 - формирование целостной ориентации;

 - овладение нравственной, социальной культурой в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, этнонациональными традициями, географическими особенностями населения и хозяйства родного края;

 - развитие коммуникативной компетенции;

 - сформировать умение учащихся выражать свои мысли историческими терминами, что будет способствовать развитию мыслительной деятельности и речи.

 - применение приобретенных знаний, умений, навыков в повседневной жизни.

     Учащиеся должны знать.

1 – й уровень:

- основные периоды развития территории современного Краснодарского края;

 - различать в исторической информации факты и мнения, описания и объяснения;

 - имена главных исторических персонажей политической жизни Кубани, известных писателей, художников, деятелей культуры, науки.

Учащиеся должны уметь:

- описывать в устной речи основные исторические события, происходившие в разные времена на территории современного Краснодарского края;

- описывать в устной речи конкретных исторических деятелей, героев, известных людей Кубани;

- с помощью учителя объяснять слова и понятия, например: НЭП, оккупация, окружение, партизанское сопротивление, диверсии, капитуляция и др.;

        - показывать на карте места отдельных исторических событий.

2-й уровень предполагает аналогичные требования с учетом индивидуальных учебных возможностей учащихся, использование учителем системы помощи для более качественной реализации знаний

  1. Таблица тематического распределения количества часов.

10 класс

        

№ п/п

Разделы, темы

Кол – во часов

Введение

1

1

Древнейшие люди на Кубани.

4

2

Племена Кубани в начале I тыс. до н.э.

2

3

Греческие колонии на берегах Черного и Азовского морей

3

4

Нашествие кочевых народов на Северный Кавказ

3

5

Тмутараканское княжество

3

6

Кубанские земли в период монголо – татарского нашествия

3

7

Колонизация итальянцами черноморского побережья в конце XIII в.

2

8

Северо – Восточное Причерноморье под  властью Османской империи (кон. XV – XII вв.)

2

9

Народы Северо – Западного Кавказа в XVI – XVII вв.

3

10

Освоение Кубани русскими переселенцами в середине XVII в.

3

11

Народы Северо – Западного Кавказа в XVIII в.

5

12

Переселение казаков на Кубань.

6

13

Быт и культура казаков и адыгов

3

14

Декабристы на Кубани

4

15

Кавказская война

4

16

Социально – экономическое развитие Кубани во второй половине XIX в.

4

17

Кубанцы в общественном движении второй половины XIX в.

3

18

Развитие культуры во второй половине XIX в

8

Повторение

2

Итого

68 часов

 

11 класс

№ п/п

Разделы, темы

Кол – во часов

Введение

1

1

Россия и Кубань в начале XX века (1900 – 1917 гг)

7

2

Кубань и Черноморье в годы гражданской войны и НЭПа.

10

3

Индустриальные преобразования и коллективизация на Кубани и Черноморье.

2

4

Краснодарский край в предвоенные годы.

6

5

Краснодарский край в годы Великой Отечественной войны.

9

6

Кубань послевоенная (1945 – 1953 гг)

3

7

Кубань в период 1953  - 1964 гг.

5

8

Россия и Кубань в 70 – 80 –е годы.

6

9

На историческом переломе.

3

10

Переход к рыночным отношениям.

6

11

Современная Кубань.

9

12

Повторение.

1

Итого

68

  1. Содержание программы.

 10 класс.

Введение (1ч)

Тема 1. Древнейшие люди на Кубани (4 часа)

Эпоха камня на территории края. Первобытные стоянки. Типы жилищ – пещеры, гроты, землянки, шалаши.. Занятия древнего человека. Неолитические стоянки на Кубани. Родовой строй. Соседские общины. Племена военной демократии. Виды деятельности. Эпоха бронзы на территории края. Курган. Занятия. Расслоение родового строя и появление неравенства. Неоседлые племена Кубани V – II тыс. до н.э.

Тема 2. Племена Кубани в начале I тыс. до н.э. (2 часа)

Меото – сарматские племена. Скифы. Уклад жизни.

Тема 3. Греческие колонии на берегах Черного и Азовского морей (3 часа)

Жизнь греческого полиса. Строительство крепостных сооружений. Морские порты. Основные виды занятий: торговля, земледелие, ремесло, скотоводство. Культура. Свободные граждане и рабы. Образование и расцвет  Боспорского  государства. Греческие полисы и местное население в составе Боспорского  государства. Занятия населения. Работорговля. Торговые связи. Падение Боспорского  государства (IIIвек до н.э.). Набеги кочевников. Междоусобицы.

        Тема 4. Нашествие кочевых народов на Северный Кавказ (3 часа)

Великое переселение народов. Гунны и аланы.

Великая Булгария.

Хазарский каганат.

        Тема 5.Тмутараканское княжество (3 часа)

        Самый удаленный юго – восточный оплот Киевской Руси. Проникновение восточно – славянских дружин в Прикубанье. Княжеская власть. Занятия жителей Тмутараканского княжества.

Походы киевского князя Игоря.

Походы князя Мстислава Владимировича на Кубань.

        Тема 6. Кубанские земли в период монголо – татарского нашествия (3 часа)

Нашествие монголо – татар на Русь и Северный Кавказ. Разведывательный поход монголо – татарских орд (Джебе и Субедей). Поражение алан и половцев 1222 – 1223 гг. Героическая победа племен Прикубанья над нашествием Батыя (1237 г.)

Причины и цели походов Тамерлана на Северный Кавказ.

Последствия монголо – татарского нашествия для народов Северного Кавказа.

        Тема 7. Колонизация итальянцами черноморского побережья в конце XIII в. (2 часа)

Генуэзские колонии на территории Кубани. Управление ими. Торговые города Приазовья. Политика итальянских купцов и их связь с местным населением. Работорговля.

Итоги двухвекового владычества генуэзцев на Северо – Западном Кавказе.

        Тема 8.Северо – Восточное Причерноморье под  властью Османской империи (кон. XV – XII вв.) (2 часа)

 Вторжение войск Османской империи. Изменения в хозяйственном укладе жизни. Строительство турецких крепостей (Тамань, Темрюк, Суджук – Кала).

Деградация материальной культуры.

        Тема 9. Народы Северо – Западного Кавказа в XVI – XVII вв. (3часа)

Ногайцы и адыги Кубани в XVI – XVII вв. Образ жизни. Социальный состав населения. Религия.

Прикубанье в системе международных отношений.

Правобережная Кубань в составе Крымского ханства. Султаны и мурзы. Рабы. Ислам.

        Тема 10. Освоение Кубани русскими переселенцами в середине XVII в. (3часа)

Раскольники на Кубани. Поселения. Укрепления. Отношения раскольников с официальной властью и донскими казаками.

Казаки – некрасовцы на Кубани в начале XVIII в. Некрасовцы. Строительство укрепленных городов. Система самоуправления.                 Быт, основные занятия, культура некрасовцев. Заветы Игната Некрасова.Переселение казаков в Турцию.

        Тема 11. Народы Северо – Западного Кавказа в XVIII в. (5 часов)

Кочевники Прикубанья. Ногайцы в степях Кубани.

Турецкие и крымские города на Северо – Западном Кавказе, их связь с местным населением. Торговля. Экспорт. Импорт.

Обострение борьбы между Россией и Турцией за обладание Северо – Западным Кавказом. Русско – турецкая война 1768 – 1774 гг. Кючук – Кайнарджикский мирный договор.

Установление южой границы Российской империи по р. Кубань. Русско – турецкая война 1787 – 1791 гг. Ясский мирный договор.

Русско  - турецкая война 1826 – 1828 гг. Возведение военных укреплений. Освоение Закубанья.

        Тема 12. Переселение казаков на Кубань (6 часов)

Образование черноморского войска. Падение Запорожской сечи. «Жалованные грамоты» Екатерины III.

Переселение черноморских казаков на Кубань. Основание Екатеринодара. Образование станиц и военных укреплений. Военная служба и хозяйственные занятия.

Первые кубанские атаманы. С.Белый, З.Чепега, А.Головатый, Ф.Бурсак.

Линейное казачество.

Казаки в Отечественной войне 1812 г.

Социальное разделение казачества. Отличительные черты в общественном и семейном быту.

        Тема 13. Быт и культура казаков и адыгов (3часа).

Быт и культура казаков. Курень, хата, саман, предметы быта.

Быт и культура адыгов. Традиционный уклад жизни. Основные занятия. Особенности расселения .Аул.

Народное просвещение, культура. Писатели, поэты, художники, исследователи прошлого Кубани.

        Тема 14. Декабристы на Кубани (4 часа)

Восстание декабристов в Петербурге.

Декабристы на чужбине. А.Бестужев – Марлинский, Н.Лорер, М.Нарышкин, А.Одоевский, А.Розен.

Участие декабристов в военных экспедициях.

Просветительская деятельность декабристов на Кубани.

        Тема 15. Кавказская война (4 часа)

Народы Кавказа в первой половине XIX в. Национальный и социальный состав населения.

Начало Кавказской войны. Военные экспедиции регулярной армии и казаков против адыгов.

Военные действия в Закубанье 1830 – 1853 гг.

Завершающий этап Кавказской войны 1860 – 1864 гг.

        Тема 16. Социально – экономическое развитие Кубани во второй половине XIX в. (4 часа)

Преобразования на Кубани в период великих реформ. Образование Кубанской области. Особенности отмены крепостного права. Переселение горцев на равнины.

Народная колонизация Кубани. Рост численности населения.

Развитие сельского хозяйства и торговли.

Становление промышленности и транспорта. Первый нефтяной фонтан. Регулярное пароходное движение по реке Кубань. Строительство железных дорог.

        Тема 17. Кубанцы в общественном движении второй половины XIX в. (3  часа)

Зарождение общественного движения в Кубанской области. Рост социальных противоречий.

Народники Кубани.

Образование на Кубани и в Черноморье марксистских кружков. Формирование пролетариата. Появление новой идеологии.

        Тема 18. Развитие культуры во второй половине XIX в. (8часов).

Развитие народного образования. Народные училища.. Воскресные школы для взрослых.

Развитие литературы. Библиотеки.

Музыкальная жизнь Кубани.

Художники Кубани и основание Екатеринодарской картинной галереи. (Ф.Коваленко)

Вклад Ф.Щербины, П.Короленко, Е.Фелицына в изучении истории Кубани.

Основные религии: православие и ислам. Духовенство. Монастыри. Церкви. Мечети.

Архитектура Екатеринодара. Архитекторы Кубани: братья И.и  Д. Черники, В.Филиппов, И.Мальгерб и др.

Формирование новой этнокультуры. Соединение русских, украинских и горских традиций.

        Повторение (2 часа)

11 класс.

Введение (1ч)

          Тема 1. Россия и Кубань в начале XX века (7 часов)

Кубань на рубеже XIX – XX вв.  Население Кубани в начале XX вв. Сословия,«иногородние», кубанские казаки.

Кубанская область и Черноморская губерния в 1900 -1916 гг. Предприятия пищевой, нефтяной и цементной промышленности. Первые электростанции. Развитие сельского хозяйства и  транспорта.         

Общественно – политическая жизнь в начале XX в. Стачки, забастовки, вооруженные выступления в годы революции 1905 – 1907 гг. Восстание 2- го Урупского  полка и 17 – го Пластунского батальона. «Новороссийская республика».

Культура и быт на Кубани в начале XX в.

Участие кубанцев в русско – японской войне.

Кубанцы на фронтах Первой мировой войны. Конные полки и пластунские батальоны. Подвиги казаков.

Революционное движение на Кубани.

Тема 2. Кубань и Черноморье в годы гражданской войны и НЭПа          (10 часов)

Причины и цели гражданской войны. Установление советской власти в Кубанской области и Черноморской губернии. Социалистические преобразования.

Основные этапы гражданской войны. Белый и красный террор. Зеленые. Эмиграция.

«Ледяной поход» добровольческой армии. Поход Л.Корнилова – А.Деникина на Екатеринодар (февраль – апрель 1918 г.) 

Легендарный «Железный поток». Окончание гражданской войны.

Кубанское казачество в гражданской войне.

Продразверстка и «расказачивание».

Кубань в годы НЭПа. Денационализация мелких и средних предприятий.  Перевод государственных предприятий на хозрасчет.

Итоги и уроки НЭПа.

Общество в 20 – е годы.

Культура в 20 – е годы.

Тема 3. Индустриальные преобразования коллективизация на Кубани и Черноморье (2часа)

Коллективизация. Методы проведения коллективизации. Голод на Кубани. Укрепление колхозов, совхозов, МТС

Индустриализация. Строительство и реконструкция промышленных предприятий. Строительство электростанций.

Тема 4. Краснодарский край в предвоенные годы (6 часов)

Административно – территориальные преобразования.

Особенности экономики накануне войны. Развитие нефтяной и цементной промышленности. Развитие транспорта, сельского хозяйства.

Политические репрессии.

Образование и культура в предвоенные годы. Введение всеобщего начального образования. Открытие вузов и театров. Создание кубанского казачьего хора.

Развитие физкультуры и спорта на Кубани.

Предвоенная литература.

Тема 5. Краснодарский край в годы Великой Отечественной войны        (9 часов)

Мобилизация сил для отпора врагу.

Оборона Туапсе. «Малая Земля».

Захват немцами территории края.

Период оккупации.

Кубанская Хатынь (Михизеева поляна).

Героизм советских людей в тылу врага.

Кубанцы на фронтах Великой Отечественной войны.

Освобождение края.

Трудовой героизм кубанцев во время войны.

        Тема 6. Кубань послевоенная (1945 – 1953 гг.)

Восстановление промышленности.

Восстановление сельского хозяйства.

Общественно – политическая жизнь. Советские, партийные, профсоюзные и комсомольские органы. Повышение уровня жизни кубанцев.

Тема 7. Кубань в период 1953 – 1964 гг. (5 часов)

Смерть И.Сталина. Демократизация общественной жизни.

Реформы Н. С.Хрущева.

Подъем экономики Кубани.

Образование и наука. Научные институты сельскохозяйственного профиля на Кубани и внедрение их результатов в практику.

Культура и спорт.

        

Тема 8. Россия и Кубань в 70 – 80 –е годы (6 часов).

Развитие сельского хозяйства. Укрупнение и специализация сельскохозяйственного  производства.

Развитие ведущих отраслей промышленности. Развитие электроэнергетики, пищевой, нефтедобывающей, цементной, легкой промышленностей. Машиностроения.

Экологические проблемы Кубани. Строительство водохранилищ. Экологические проблемы морей, р.Кубань.

Трудовые подвиги советских людей.

Образование, культура и наука.

Застой в обществе.

        Тема 9. На историческом переломе (3 часа)

Приход к власти М.С.Горбачева.

Этапы перестройки.

Результаты перестройки.

Тема 10. Переход к рыночным отношениям (6часов)

Политическая жизнь на Кубани в начале 90 –х годов. Первые мероприятия по демократизации общественно – политической жизни.

Становление многопартийности. Новые политические лидеры Кубани.

Сельское хозяйство.

Промышленность.

Возрождение казачества.

Поворот к религии. Строительство церквей и мечетей.

         Тема 11. Современная Кубань (8 часов)

Кубань – житница страны. Развитие фермерских хозяйств.

Рост промышленного производства.

Развитие  образование и медицины.

Культура Краснодарского края.

Развитие физкультуры и спорта.

Ими гордится Кубань.

Развитие черноморских курортов.

Кубань – туристический регион.

Повторение (1 час)

Список рекомендуемой литературы:

  1. Родная Кубань. Страницы истории: книга для чтения. Под. ред. В.А. Ратушняка. Краснодар.2003.
  2. Трехбратов Б.А. История Кубани с древнейших времен до конца XVIII века: Учебник для 5 – 7 классов общеобразовательных школ. Краснодар.2000.
  3. Анфимов Н.В. Курганы рассказывают. Краснодар.1982.
  4. Аптекарев А.З. Боспорское царство. По страницам истории Кубани. Краснодар.1993.
  5. Моя Кубань. Природа, история, хозяйство, города Краснодарского края. Автор – составитель: Ситдикова Н.В. Ростов – на – Дону.2007.
  6. Алексеенко И.И., Алексеенко О.И. и др. Новейшая история Кубани.XX век. Краснодар. 2001.
  7. Спиридонов Н.Г. В огне войны гражданской 1917 – 1920 гг. Краснодар. 1984.
  8. Щетнёв В.Е., Смородина Е.В. история Кубани. XX век. Краснодар. 2001.
  9. Интернет – ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компилятивная программа по истории и культуре родного края для 11 класса профессиональной подготовки специальной (коррекционной) школы

Пояснительная записка  по курсу «История и культура родного края»  для 11  классов профессиональной подготовки специальной (коррекционной) школы.Данная компилятивная  програм...

урок по истории родного края 10 класс. "По страницам истории родного края"

В уроке использован материал истории 18 века, время правления Петра Великого, его "Каспийский поход" и влияние, оказанное на развитие Астраханской области....

Воспитание любви и интереса к родному краю в процессе приобщения дошкольников к традиционной культуре Родного края.

Татарстан – это особый культурный регион России: со своими традициями, промыслами, своими героями прошлого и настоящего. Многонациональность Татарстана – его достижение, его богатство. Может быть, в о...

Адаптированная рабочая программа по предмету " История и культура родного края" для 9 класса для учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и интеллектуальными нарушениями.

Данная адаптированная рабочая программа составлена на основе материалов книги "Культура родного края" авторов В.Н.Лупоядова и Л.Ю. Лупоядовой....

Презентация для урока "История и культура родного края" в 7 классе школы 8 вида на тему "Воронеж в годы ВОВ"

Данная презентация предназначена для использования в качестве наглядного материала на уроках истории (изучение истории родного края) в рамках программы 7 класса школы 8 вида (для детей с ОВЗ)...

Интегрированный урок «Уроки Сергия Радонежского» (история и культура родного края +чтение и развитие речи) в 5 классе

Цель: приобщить учащихся к святоотеческому и историко - культурному наследию России.Задачи:Обучающая: - приобщение обучающихся к духовной культуре и традициям на основе изучения жития Преподобного Сер...