Применение нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с детьми с нарушениями развития
статья на тему

Малахова Надежда Владимировна

Сообщение о применении нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с детьтми с нарушениями умственного развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie.docx26.13 КБ

Предварительный просмотр:

Применение нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с детьми с нарушениями развития

Одним из наиболее близких и естественных для детей видов деятельности является изобразительная деятельность .Она помогает развитию и формированию зрительных восприятий, пространственных представлений, памяти других психических процессов. Как указывают психологи, для осуществления разных видов деятельности, умственного развития детей большое значение имеют те качества, навыки, умения, которые они приобретают в процессе изобразительной деятельности: умение пользоваться орудиями, планировать свои действия, ориентироваться на образец взрослого.

У детей формируется представление о предметах, их свойствах, качествах, форме, цвете, величине. Формируется настойчивость, аккуратность, трудолюбие. Изодеятельность содействует сенсорному воспитанию. Развитию наглядно-образному мышлению. В процессе изображения сочетается умственная и физическая активность, для создания изображения применяются усилия , осуществляются трудовые действия, овладеваются определённые умения. Шнурование ботинка, застёгивание пуговиц, кнопок демонстрируют большое количество ошибок, дети выполняют задания в медленном темпе и с меньшей степенью. Обуславливается это некоординированностью движений, нарушением их ритма и скоростью.

На занятиях у детей развивается мелкая моторика рук, пальцев. Дети овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разных, работ, приобретают ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными.

Изобразительная деятельность выполняет терапевтическую функцию: отвлекает детей от грустных, обидных, печальных событий, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное настроение, обеспечивает положительное, эмоциональное состояние ребенка. Поэтому важно включать в педагогический процесс, в жизнь детей разнообразную творческую деятельность.

Освоение трудовых умений и навыков связано с развитием таких волевых чувств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитываются умения трудиться, добиваться желаемого результата. Эти  умения и навыки дети приобретают на занятиях «Бытовая самостоятельность».

Формирование трудолюбия, навыков самообслуживания способствует участию детей в подготовке к занятию и уборке рабочего места.

Выделение свойств предметов( формы, величины, цвета, ритма) способствуют развитию у детей чувства формы, цвета, ритма. На занятиях по элементарной математике дети учатся действовать с предметами, игрушками . На занятиях происходит коррекция нарушений общей моторики, дети учатся перемещаться в пространстве, ориентироваться на плоскости стола и листа бумаги. Большое внимание уделяется разнообразным игровым упражнениям с сыпучими материалами, бумагой, плоскостными и объёмными моделями. Эти знания и умения дети, в дальнейшем, переносят детьми на занятия по изобразительной деятельности.

Как всякая познавательная деятельность, изобразительная деятельность имеет большое значение для  воспитания детей.

Умственное воспитание  У детей постепенно расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственных положений предметов окружающего мир, различных величинах. Развивается речь детей, обогащается их активный и пассивный словарь. На занятиях создаются благоприятные условия для формирования самостоятельности.

Сенсорное воспитание. Непосредственное, чувствительное знакомства с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами.

Нравственное воспитание. Воспитываются нравственно-волевые качества доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности, помогать другому.

Трудовое воспитание. Здесь сочетаются умственная и физическая активность. Умение пользоваться инструментами. Формированию трудолюбия способствует участие детей в подготовке к занятию и уборке после них.

 Овладеть умением изображать невозможно без развития зрительного восприятия для этого проводятся наблюдения на занятиях « Я познаю мир». Прежде чем изобразить  какой-либо предмет, необходимо предварительно с ним ознакомиться, запомнить его форму, величину, цвет.  Формируются эти представления в процессе непосредственного познания объектов изображения в играх, на прогулках, во время специально организованных наблюдений. Во время прогулок  нужно привлекать внимание детей к различным объектам: показать ему деревья, цветы и другими предметами живой природы.

Природа во все времена служила содержанием изобразительного творчества, в том числе и детского. Создаваемые детьми поделки способствуют закреплению и уточнению их знаний об объектах природы, формируется интерес к природе и положительного отношения к ней. В связи с этим целенаправленные наблюдения с детьми объектов природы должны осуществляться как единый процесс естество-научного и эстетического познания. Необходимо вызвать у детей положительное отношение к природе, яркие эмоциональные переживания. Изображая природу, дети испытывают эстетические чувства к ней, что делает их жизнь интереснее и содержательнее. В процессе наблюдений, при обследовании предметов и их частей перед их изображением, детей учат выделять форму предметов и их частей, величину и расположение частей в предмете, цвет.

Очень важна взаимосвязь занятий изобразительной деятельностью с занятиями по развитию речи. На занятиях детям читают сказки, стихи, они рассматривают иллюстрации, картины, они знакомятся с окружающими их предметами, используют образные сравнения. И занятия по изобразительной деятельности, в свою очередь, способствуют развитию речи  у  умственно отсталых детей, обогащая её образными выражениями, употребляемыми для характеристики того или иного события, явления, предмета. Усвоение названий форм, цветов способствует обогащению словарного запаса.

Взаимосвязь занятий изобразительной деятельностью с музыкальными занятиями так же очень много даёт детям в их эстетическом, творческом развитии.

Каждый вид изобразительной деятельности позволяет развивать в детях умственную активность, творчество и многих другие качества, без которых невозможно формирование основ социально- активной личности.

Аппликация-один из видов изобразительной деятельности основанный на наложении различных форм и закреплении их на другом материале.

Аппликация-инструмент всестороннего развития ребенка.

Аппликация помогает формировать и развивать воображение, память, зрительное восприятие. У детей формируется настойчивость, любовь к труду, терпение. Аппликация важна для развития координации движений. При помощи этой деятельности развивается мелкая моторика, тактильные ощющения. Ребенок испытывает много положительных эмоций.

Аппликация может быть:

предметной, состоящей из отдельных изображений(цветок, дерево, птица и т.д.);сюжетной, отображающей те или иные события; декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.

Нетрадиционные техники аппликации.

Обрывная аппликация. Этот способ хорош для передачи фактуры образа(пушистый цыпленок, облако) В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Обрывная аппликация полезна для развития мелкой моторики рук.

Накладная аппликация. Эта техника позволяет получить многоцветное изображение. На большие формы накладываются меньшие.

Коллаж. Технический прием в изобразительном  искусстве, заключающийся в создании живописных произведений путем наклеивания на основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Коллажем также называют произведение, целиком выполненное в этой технике. Коллаж главным образом исполняется для получения эффекта неожиданности от сочетания разнообразных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения.

Аппликация из салфеток. Из салфеток можно делать разные поделки. Этот вид творчества имеет ряд плюсов:

-возможно создавать шедевры без ножниц;

-развивать мелкую моторику рук;

-развивать тактильное восприятие, используя бумагу различной фактуры.

Аппликация из крупы. Для детей полезно развивать мелкую моторику. Дети перебирают крупу пальцами, совершают щипковые движения. С крупой можно создавать различные поделки. Для этого крупу окрашивают с помощью гуаши.

Аппликация из засушенных растений. Работа с природным материалом вполне доступна детям. Интересно и полезно общение их с природой. Оно развивает мышление, наблюдательность, трудолюбие. Занятия природным материалом способствует воспитанию у детей любви к родной природе, бережного отношения к ней.

Занятия изобразительной деятельностью требуют от детей затраты, дополнительных физических усилий. Это даёт возможность укрепить мышечную систему верхних конечностей, развивать координацию движений, осуществлять коррекцию физических недостатков, имеющихся у определенной группы умственно отсталых детей. Опора в коррекционно-педагогической работе делается на игровые приёмы, так как игра является ведущим видом деятельности у детей.

Знания, приобретенные умственно отсталыми  детьми на занятиях одним видом изобразительной деятельности, могут с успехом использоваться на занятиях другими видами работы и с использованием других материалов.

Создавать красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции.

Литература

1 Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П. Обучение игре дошкольника с интеллектуальной недостаточностью. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития-2003-№3

2 Светлова И.Е. Развитие мелкой моторики-М- ЭКСПО-Пресс 2001

3 Баряева Л.Б.,Гаврилушкина О.П. Игры – занятия с природным и рукотворным материалом СПб: Союз,2005.

4 Захарова Ю.В. «Рисуем вместе необычными способами»-Дефектология 2010№7 с.11-17.

5 Катаев А.А.,Стребелева Е.А..Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников.-М Просвещение 1990г.

6 Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: Программно- методические материалы

\Под ред.И.М.Бгажноковой.-М.,Владис,2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие изобразительных навыков у детей с ЗПР в процессе использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности"

Консультация для воспитателей и педагогов реабилитационного центра. Работая с детьми  с задержкой психического развития, я пришла к выводу, что развитие у них  изобразительных навыков...

Коррекционная направленность изобразительной деятельности в работе с детьми с ОВЗ

Данная статья рассматривает изобразительное искусство как коррекционное направление в работе с детьми с ОВЗ....

Эстетическое воспитание подростков путём использования нетрадиционной техник изобразительной деятельности

В статье рассматривается один из способов профилактики девиантного поведения, подчёркивается необходимость использования  средств  и методов изобразительной деятельности,   способс...

«Влияние занятий изобразительной деятельности в работе с детьми ОВЗ»

Ценность изобразительной деятельности в том, что она помогает ребятам найти в жизни свой собственный творческий путь, помогает в профессиональном самоопределении, способствует реализации их творческих...

Нетрадиционные техники рисования в коррекционной работе с детьми ОВЗ

Нетрадиционные техники рисования в коррекционной работе с детьми ОВЗ...

«Нетрадиционные техники изобразительной деятельности в коррекционной работе с детьми»

Изобразительная деятельность - как средство активизации  творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья. ...

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С НАРУШЕН

Статья   раскрывает  работу по изодеятельности  с детьми  дошкольного возраста, имеющих ограничения здоровья по зрению....