«Нетрадиционные техники изобразительной деятельности в коррекционной работе с детьми»
методическая разработка

Сергеева Анжелика Ивановна

Изобразительная деятельность - как средство активизации  творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnie.docx25.12 КБ

Предварительный просмотр:

 «Нетрадиционные техники изобразительной деятельности в коррекционной работе с детьми»

Сергеева Анжелика Ивановна,

педагог дополнительного образования

ГБУ СО «Балаковский центр «Семья»

Нетрадиционные техники создают атмосферу непринуждённости, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально-положительное отношение к изобразительной деятельности. Ребёнок уже не боится, что у него что-то не получится, ведь любая клякса или пятно на листе в нетрадиционной технике превращается в облачко или цветок, бабочку или дерево и т.д., и он остаётся доволен результатом, а, следовательно, становится уверенным, у него пробуждается интерес к самостоятельному творчеству. Необычный материал привлекает внимание детей, и чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее проходят занятия.

Также использование различных нетрадиционных техник изображения позволяют скорректировать индивидуальные особенности детей. Как показывает практика моей работы, может способствовать ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей: внимание ребенка сосредотачивается на малой зоне и неточные движения руками постепенно становятся более уверенными.

 Аппликация из крупы и семян, природного материала 

    Подготовительный этап состоит из распечатки шаблона и подготовки крупы.

Для этого манку, рис, пшено раскрашивают в различные цвета. Процесс окрашивания мы выполняем вместе с детьми – насыпаем в баночки крупу, затем в каждую баночку капаем краску (смешиваем гуашь и воду) размешиваем до равномерного окрашивания крупы и рассыпаем сохнуть на чистый лист бумаги.

На белом или цветном картоне по контурам шаблона обводится изображение (за это время крупа подсохнет и с ней уже можно работать)

Далее поэтапно наносим клей на рисунок и заполняем цветной крупой.

 Аппликация из салфеток

Салфетки — один любимых материалов  для детского творчества (они приятны на ощупь). Из них можно делать разные объёмные аппликации. Такой вид творчества имеет большой плюс - возможность создавать поделки без ножниц.

Очень интересные поделки получаются из комочков. Сделать комочек достаточно легко — нужно взять салфетки, которые легко скатываются в шарики. Комочки разных размеров из бумаги делают методом сминания. Важно смять бумагу так, чтобы комочек получился плотным, и готовая поделка потом не развалилась. От размера кусочка бумаги зависит величина комочка и его применение в работе. Из маленьких бумажных шариков получаются красивые аппликации.

А из крупных комочков можно «слепить» снеговика, зайку, овечку, птичку, жучка. Кроме того, работа с бумажными комочками очень полезна для развития мелкой моторики, она позволяет ребенку научиться выполнять тонкие и точные движения пальцев рук.

На плотный картон наносим контуры рисунка. Небольшие фрагменты салфетки сминаем так, чтобы получились комочки. Затем, приклеивая комочки на соответствующие места, заполняем контур рисунка. 

Аппликация из макарон

Детям интересно создавать что-то собственными силами, не боясь что-либо испортить в процессе творения. Сколько таких интересных вещей можно сделать с помощью макарон!

На пластилиновую основу выкладываем по контуру сюжет будущей аппликации - цветочек, грибок, елочку,  машину, солнышко, рыбку и т.п. и поделка готова!

Такая аппликация безопасна, развивает мелкую моторику рук, фантазию и воображение. А главное - её невозможно испортить и можно использовать основу многократно, меняя только рисунок.

Рисование манкой

Это рисунки из крупы «насыпью», рисование крупами на бумаге или картоне с помощью клея. Сначала рисуем картинку карандашом. Потом аккуратно покрываем клеем ПВА часть рисунка, на которую будет насыпаться крупа. Ждём секунд 10 и стряхиваем лишнюю манку.

Также рисовать можно рисовать подкрашенной манной крупой. Окрасить манную крупу можно раскрошить грифель простого или цветных карандашей на листе бумаги и растереть  в нем крупу до тех пор, пока она не окрасится. Нежные оттенки получатся при смешивании крупы с измельченными разноцветными мелками. 

Рисование мятой бумагой

Подготовим краску: в блюдца наливаем немного воды и кистью добавляем и разводим краску. Чем больше краски - тем, насыщеннее будет цвет. Это занятие будет интересно ребенку: дети любят наблюдать, как краска растворяется в воде.                                                     Комочки из бумаги (которыми мы и будем рисовать) тоже лучше «накомкать» заранее, да побольше. Ведь для каждого цвета нужен свой «штампик»                                                                                                      Аккуратно обмакиваем скомканную бумагу в блюдце с краской нужного цвета и ненадолго прижимаем их к листу, чтобы оставить след. С помощью красок и кисти можно обозначить более четкие контуры или дополнить рисунок.

Печать штампами - нетрадиционной техника рисования (отпечаток втулкой).

Берем картонную втулку от туалетной бумаги и нарезаем по кругу полоски бахромой (ширина примерно 0,5 см., длина 4-5 см.). Расправляем эти полоски, придаем втулке форму цветка. Обмакиваем картонную втулку в краску. Затем наносим на чистый картонный лист. Обмакиваем картонную втулку в другую краску. Делаем отпечатки цветов.

Ниткография (нетрадиционная техника рисования) - выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контурных изображений различных предметов, т. е. "рисование" с помощью нити, проклеивание контура цельной нитью и заполнение силуэта нитями или мелко нарезанными кусочками ниток.

На плотную бумагу по контору рисунка наносим клей по мере приклеивания нити. Важно чтобы клей (должен быть густой) не высыхал. Приклеиваем нити по границам изображения, плотно прижимая к основе. После оформления внешнего контура, приступаем к заполнению внутренней части, которая также предварительно смазывается клеем, затем присыпается мелко нарезанными нитями так, чтобы не оставалось пробелов. Начинать лучше с мелких деталей, переходя к более крупным участкам рисунка.

Пуантилизм (нетрадиционная техника рисования) - метод изображения точками с помощью фломастеров (цветных маркеров).

Техника рисования точками необычна, интересна и довольно проста. Во время рисования в технике пуантилизм тренируются координация движений, точность и аккуратность, развивается мелкая моторика рук.  Важно, что при создании картинки краски нельзя смешивать между собой. При этом расстояние от одной точки до другой может быть большим, а можно, наоборот, располагать точки близко друг к другу.

Также данная техника позволяет  создавать общий положительный эмоциональный фон, поскольку изображение, полученное с помощью фломастеров (цветных маркеров), не требует высыхания, исключается растекание красок или их неаккуратное смешивание. 

Торцевание – это вид бумажного конструирования, искусство бумагокручения из гофрированной бумаги.

Существуют два вида торцевания:

           - на картоне -когда с помощью палочки и маленького квадратика бумаги создаются объёмные поделки, путем накручивания квадратика на палочку, трубочки-торцовочки. Это простая техника,  но она требует немало времени и усидчивости. Торцевание – работа не сложная, но кропотливая, она  развивает моторику, чувство вкуса, воображение и творческое мышлен

         Пластилинография – это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, полуобъемные. Вся эта деятельность положительно влияет на развитие мелких мышц кисти детей, учит работать кончиками пальцев, делает их более чувствительными, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся согласованными. Работа с пластилином оставляет приятные ощущения помогает расслабиться, что очень необходимо детям когда они гиперактивны.

Аппликация из яичной скорлупы

Один из интересных и увлекательных способов создания аппликаций – это яичная мозаика. Привлекает детей данный вид аппликации характерным хрустом при разламывании скорлупы на кусочки.

В работе используем скорлупу от вареных яиц, цвет скорлупы не имеет значения – белая или цветная. Техника изготовления проста: небольшой фрагмент рисунка смазываем клеем, сверху кладём кусочек скорлупы и надавливаем палочкой, скорлупа трескается и распадётся на мелкие кусочки, при этом трещинки образуют причудливые сетчатые узоры. (Показ техники выполнения и готового изделия).

Рисование на пене для бритья – это один из видов монотипии. Слово «монотипия» происходит от двух греческих слов: «моно» - один, «типос» - отпечаток. Это печать с одним уникальным отпечатком,  ценность которого в том, что его совершенно невозможно повторить.

Рисование на пене для бритья — процесс увлекательный и интересный. Пена приятна на ощупь, дарит новые тактильные ощущения и приятный запах. Легко смывается с рук, одежды и любой поверхности.

Пена для бритья необычная поверхность для рисования. Краску можно растягивать и закручивать в причудливые узоры, создавая неповторимый рисунок, что в свою очередь развивает творческое мышление и воображение ребенка. Непредсказуемость результата делает эту технику актуальной, интересной для творческой деятельности детей.

Таким образом, нетрадиционные техники изобразительной деятельности для детей – это область, в которой нет границ, это свободный творческий процесс, когда отсутствует слово «нельзя», а есть только желание и творчество самого ребёнка. 

Используя нетрадиционные техники изображения в работе с особенными детьми, мы помогаем им развиваться и справляться с эмоциональными и поведенческими трудностями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие изобразительных навыков у детей с ЗПР в процессе использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности"

Консультация для воспитателей и педагогов реабилитационного центра. Работая с детьми  с задержкой психического развития, я пришла к выводу, что развитие у них  изобразительных навыков...

Значение театрально-игровой деятельности в коррекционной работе с детьми

Значение игровой театрализованной  деятельности в  развитии дошкольника...

Эстетическое воспитание подростков путём использования нетрадиционной техник изобразительной деятельности

В статье рассматривается один из способов профилактики девиантного поведения, подчёркивается необходимость использования  средств  и методов изобразительной деятельности,   способс...

Применение нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с детьми с нарушениями развития

Сообщение о применении нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с детьтми с нарушениями умственного развития....

Нетрадиционные техники рисования в коррекционной работе с детьми ОВЗ

Нетрадиционные техники рисования в коррекционной работе с детьми ОВЗ...

Конспект занятия «Сторителлинг в изобразительной деятельности в коррекционной работе с детьми ограниченными возможностями »

Цель: Формировать умения выполнять аппликацию в нетрадиционной технике в виде цветочка, активизация творческой деятельности, коррекции по развитию психических процессов и эмоциональной сферы ребёнка....