Консультация для педагогов «Работа с трудными детьми и их семьями»
консультация (6 класс) на тему

Митичкина Елена Александровна

Организация работы с трудными детьми – это взаимодействие различных специалистов. Важное значение в работе с трудными детьми имеет  педагогическая деятельность. Главная задача работы педагогов – это профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних. Всегда легче что-либо предупредить, нежели исправлять допущенные ошибки и корректировать последствия действия негативных факторов на формирующуюся личность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_pedagogov_rabota_s_trudnymi_detmi.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное оздоровительное общеобразовательное учреждение Самарской области санаторная школа - интернат № 9

для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении,

города Самары

Консультация для педагогов

«Работа с трудными детьми и их семьями»

Подготовила: воспитатель

Митичкина Елена Александровна

2015-2016 учебный год

Трудные дети: что стоит за этим всем известным и, к сожалению, давно привычным термином? Для милиционера – это хулиган, для учителя «неформальный лидер», оказывающий неблагоприятное влияние на одноклассников, для воспитателя детского сада – шумный, подвижный, неуправляемый ребенок. А для родителей? В каждой семье свои трудные дети и свои проблемы. Те отклонения в поведении, которые в одной семье считаются проблемой, в другой – естественная норма жизни. Так кто же все-таки трудные дети? Трудные дети это те, чье поведение отклоняется от принятых в обществе стандартов и норм. Общество и, прежде всего, учителя и родители тратят колоссальные усилия на преодоление этих отклонений. Ученые и практики к группе трудных относят детей разных категорий. Это и дети с ярко выраженными способностями, которых обычно называют одаренными, и дети, имеющие различного рода проблемы: гиперактивного ребенка тоже можно считать трудным.

Термин трудные дети часто употребляют наряду с таким термином, как дети «группы риска». Нередко подростки группы риска вступают в конфликт с законом.

Попытаемся классифицировать категорию трудных детей.

  • По медико-биологическим основаниям можно выделить следующие подгруппы детей данной категории: одаренные; инвалиды; имеющие клинику соматических расстройств; страдающие нервными расстройствами; страдающие психическими заболеваниями; с синдромом дефицита внимания, с гиперактивностью (СДВГ).
  • В зависимости от положения ребенка в семье в категории трудных можно выделить: детей–социальных сирот; детей из неполных семей; детей из неблагополучных семей; детей из семей, в которых ребенок подвергается насилию.
  • В качестве основания можно также рассматривать возрастные этапы развития ребенка. И тогда в категории трудных можно выделить: детей, пришедших в первые классы школы («кризис, вызванный адаптацией к школе»); детей-подростков («кризис подросткового возраста»); детей-выпускников школы («кризис, вызванный вступлением в самостоятельную жизнь и необходимостью профессионального самоопределения»).
  •  В зависимости от действия различных социально-экономических факторов, влияющих на судьбу ребенка, можно говорить о следующих подгруппах в категории трудных детей: социально-дезадаптированные дети; дети беженцев; дети мигрантов; дети из зоны военных конфликтов; дети – жертвы Интернет–зависимости.

Организация работы с трудными детьми – это взаимодействие различных специалистов. Важное значение в работе с трудными детьми имеет  педагогическая деятельность. Главная задача работы педагогов – это профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних. Всегда легче что-либо предупредить, нежели исправлять допущенные ошибки и корректировать последствия действия негативных факторов на формирующуюся личность.

Рассмотрим возрастную педагогику в работе с «трудными» детьми.

1. «Трудный»: младший школьный возраст. 

В младшем школьном возрасте проявляются следствия неправильного семейного и детсадовского воспитания. Дети не умеют играть со сверстниками, общаться с ними, управлять собой, трудиться сообща, старательно выполнять работу. Отсюда - неудачи в игре, трудовых действиях, неуверенность в себе, обидчивость, упрямство, капризность, грубость, несдержанность, вялость, инертность.

Очень важно на данном этапе выявить детей, отстающих в развитии, с трудным характером, педагогически запущенных, слабо подготовленных к школе. Обратить внимание на сложность усвоения нового режима в жизни и деятельности, специфику взаимоотношений с учителем, изменение отношений с семьей, затруднения в учебной деятельности и выполнении домашних заданий.

Научить самостоятельно, готовить уроки, преодолевать трудности, знать, «что такое хорошо и что такое плохо». Создавая «ситуацию успеха», вовлекать в интересующую ребенка деятельность (игру, труд, учебу, досуг), обучая правильно относиться к неудачам, исправлять ошибки, уважать товарищей и взрослых, учить прощать друг другу слабости и недостатки. Ребенок не должен чувствовать своей отсталости, необходимо снять «синдром неудачника».

2. «Трудный»: средний школьный возраст. 

В подростковом возрасте трудновоспитуемость стимулируется не только отставанием в психическом развитии, но и недостаточным жизненным опытом. Подростки копируют поведение взрослых, несамостоятельны, преждевременно взрослеют. Так возникают недостатки поведения: грубость, невыдержанность, драчливость, заносчивость, негативное отношение к учебе, конфликты с окружающими.

Неадекватные возрастным особенностям школьников воспитательные воздействия вызывают у них сопротивление, накапливается отрицательный опыт, что усугубляет личные недостатки.

Необходимо подчеркивать взрослость подростка, его ответственность за себя и свою деятельность, учить различать истинную и ложную красоту человека, воспитывать невосприимчивость к отрицательному поступку, формировать коллективизм и предупреждать эгоистичность, формируя адекватную самооценку. Чрезвычайно важно правильно подобрать поручения в классе с учетом интересов ребенка и сообщества сверстников.

Подростковая лень - особый объект внимания воспитателя, которая обесценивает многие положительные качества личности и ярче подчеркивает непослушание, нечестность, недисциплинированность, грубость: необходимо помочь подобрать ребенку интересное дело, сосредоточиться в нем, проявить настойчивость и организованность. Создание ситуации успеха в учебном процессе, организация оценочной деятельности, предупреждение невротических расстройств и патологических влечений - вот заботы воспитателя в работе с подростковым «трудным» детством.

3. «Трудный»: старший школьный возраст. 

Старшие подростки, взрослея, тянутся к самостоятельности. Но социального опыта, многих практических умений, необходимых сил и способностей еще нет. Назревает конфликт между пониманием норм поведения и их выполнением, чувствами и разумом, планами и возможностями. Разрыв между познанием мира и самопознанием лишает ребенка возможности саморегуляции и самовоспитания. Интересы гаснут, безответственность преобладает, праздный образ жизни торжествует.

Необходимы обращение в микрогруппах ближайшего окружения, деятельность, направленная на самопознание и самоопределение, формирование потребности в постоянном самовоспитании, активное приобщение к труду, достижение личных и общественных целей. Главное условие для этого - высокая культура общения и педагогический такт учителя, долготерпение и вера в силы подростка.

Но без участия родителей трудно и порой невозможно добиться результатов в работе с трудными детьми. Когда воспитание в семье идёт вразрез с социально-педагогической работой школы, результат может оказаться нулевым.

Главным институтом воспитания является семья, то, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

 Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

В сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника. Одна из главных задач социального педагога – изучение микроклимата в семье учащегося девиантного поведения.

Мы стараемся убедить родителей, что они являются живым примером для своих детей и именно их усилия и старания формируют у детей уважительное отношение к семейным обязанностям, осознание национальных традиций и т.д.

Нередко родители понимают, что отношения с ребёнком нужно менять. Но, привыкнув действовать лишь путём запретов, диктата, наказания, не знают, как это сделать. Тогда следует предложить родителям поставить себя на место ребёнка и наоборот, и попробовать оценить ситуацию. Такой приём даёт очень сильный эффект, так как позволяет родителю осознать и пережить состояние ребёнка. После этого многие родители пересматривают свои поступки.

Работая с ребёнком, мы и его учим глядеть на себя глазами других людей, видеть и правильно оценивать свои поступки. Стараемся объяснить почему взрослые недовольны его поведением и чего они от него ждут.

Вместе с родителями мы анализируем требования, которые они предъявляют к ребёнку. Искусство воспитания состоит в том, чтобы в каждом конкретном случае найти средство воспитания, адекватное поставленной цели.

Воспитание детей, в том числе «трудных», если оно построено на открытости, правдивости, честности, - высочайшее искусство и творчество, которое доставляет и родителям и педагогам радость.

«Учитель разума – в школе, учитель души – в кругу семьи».

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с трудными детьми и семьями

В данной статье описываются основные направления работы классного руководителя с трудными детьми и их семьями...

программа по работе с «трудными детьми», детьми «группы риска».

(Программа, направленная на профилактику правонарушений в детской и подростковой среде и обеспечение безопасности на территории образовательного учреждения.)...

Рекомендации классному руководителю при работе с трудными детьми и детьми группы риска

В последнее время о трудных школьниках, о детях «группы риска», пишется и говорится немало. Как правило, так называют неуспевающих, недисциплинированных школьников, дезорганизаторов... - т...

Роль социального педагога в работе с трудными детьми

В современном мире всё чаще появляются громкие новости, связанные с отклоняющимся поведением у детей и подростков: правонарушения, употребление ПАВ и т.п.Не всегда родители могут помочь своему чаду и ...

Работа с трудными детьми, состоящими на учёте с семьями льготных категорий (многодетные, опекаемые, состоящими на различных видах учёта)

Направления профилактической работы с воспитанниками, состоящими на различных видах учета. Координационный план работы классного руководителя с детьми, состоящими на различных видах учёта...

Социально-педагогические аспекты работы с «трудными» детьми и детьми «группы риска».

Во все времена, при всех экономических формациях заботой учителя являются не только знания обучающихся, но и их нравственный облик, культура поведения. Поэтому очень важна работа педагогов с теми обуч...

Консультация для педагогов «Работа с детьми инвалидами»

Во ―Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей говорится:  «Дети  мира  невинны,  уязвимы  и  зависимы.  Они  также  любо...