Консультация для педагогов «Работа с детьми инвалидами»
консультация

Терехова Екатерина Михайловна

Во ―Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей говорится:  «Дети  мира  невинны,  уязвимы  и  зависимы.  Они  также  любознательны, энергичны и полны надежд. Их время должно быть временем радости и мира, игр, учебы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии и сотрудничестве...».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx21.87 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов «Работа с детьми инвалидами»

Во ―Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей говорится:  «Дети  мира  невинны,  уязвимы  и  зависимы.  Они  также  любознательны, энергичны и полны надежд. Их время должно быть временем радости и мира, игр, учебы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии и сотрудничестве...».

Таким  образом,  на  первый  план  выдвигается  самоценность  личности подрастающего человека, независимо от особенностей его развития и уровня здоровья. Именно идеи гумманизации привели к появлению в Законе об образовании положения о праве ребенка и его родителей самостоятельно определять форму получения образования и  образовательное  учреждение.  И  одаренные  дети,  и  дети  с  ограниченными возможностями здоровья, так же как и дети с нормативным развитием - все должны иметь возможность получить образование соответствующего уровня.

Дети с ОВЗ-это дети с ограниченными возможностями здоровья. Дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, т.е. это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет,  непризнанные  в установленном  порядке  детьми-инвалидами,  но имеющие временные или  постоянные  отклонения  в физическом  и (или)  психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания. Группа  дошкольников  с ОВЗ  неоднородна,  в неё входят  дети  с разными нарушениями развития, выраженность которых может быть различна.

В настоящее время выделяют следующие категории детей с нарушениями развития:

  • дети  с нарушениями  слуха (не слышащие  и слабослышащие),  первичное нарушение  носит  сенсорный  характер—нарушено  слуховое  восприятие, вследствие поражения слухового анализатора;
  • дети  с нарушениями  зрения (незрячие,  слабовидящие),  первичное  нарушение носит  сенсорный  характер,  страдает  зрительное  восприятие,  вследствие органического поражения зрительного анализатора;
  • дети  с тяжёлыми  нарушениями  речи, первичным  дефектом  является недоразвитие речи;
  • дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, первичным нарушением являются  двигательные  расстройства,  вследствие  органического  поражения двигательных центров коры головного мозга;
  • дети с задержкой психического развития, их характеризует замедленный темп формирования  высших  психических  функций,  вследствие  слабовыраженных органических поражений центральной нервной системы (ЦНС);
  • дети  с нарушениями  интеллектуального  развития,  первичное  нарушение органическое поражение головного мозга, обуславливающее нарушения высших познавательных процессов;
  • дети  с нарушениями  эмоционально-волевой  сферы(дети  с ранним  детским аутизмом (РДА)  представляют  собой  разнородную  группу,  характеризующуюся различными   клиническими   симптомами   и психолого-педагогическими особенностями;
  • дети  с комплексными (сложными)  нарушениями  развития,  у которых сочетаются  два и более  первичных  нарушения(например,  слабослышащие с детским  церебральным  параличом,  слабовидящие  с задержкой  психического развития и др.).

Существуют причины появления детей с ОВЗ.

1. Эндогенные (или внутренние) причины делятся на три группы:

  • Пренатальные (до рождения ребенка): это может быть болезнь матери, нервные срывы, травмы, наследственность.
  • Натальные (момент родов): это могут быть тяжелые роды, слишком быстрые роды, вмешательство медиков.
  • Постнатальные  (после  рождения):  например,  ребенок  стукнулся,  упал,  получил неправильное решение.

2. Экзогенные (или внешние) причины: причины социально биологического характера – это экология, табакокурение, наркомания, алкоголизм, СПИД.

Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ.

1.  У  детей  наблюдается  низкий  уровень  развития восприятия. Это  проявляется  в необходимости  более  длительного  времени  для  приема  и  переработки  сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире, затруднение при узнавании контурных, схематичных изображений предметов.

2. Недостаточно сформированы пространственные представления, дети с ОВЗ часто не могут  осуществлять  полноценный  анализ  формы,  становить  симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.

3.Внимание неустойчивое,  рассеянное,  дети  с  трудом переключаются  с  одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием  интеллектуальной  активности  детей,  несовершенством  навыков  и  умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.

4. Память – заметное преобладание наглядной памяти над словесной.

5. Снижена познавательная активность.

6. Мышление–выраженное отставание в развитии наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

7. Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.

8. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны.

9. Речь – все компоненты языковой системы не сформированы.

10. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости.

Этап  дошкольного  детства — время  вхождения  ребенка  с  ОВЗ  в первую общественную образовательную систему — дошкольное обучение и воспитание. Для оптимального осуществления интеграции на этапе дошкольного детства необходимо соблюдать специальные условия воспитания и обучения детей с ОВЗ, организовывать без барьерную  среду  их  жизнедеятельности. В  процессе  образовательной  деятельности  в дошкольном учреждении важно гибко сочетать индивидуальный и дифференцированный подходы; это способствует тому, чтобы все дети принимали участие в жизни коллектива.

Организация воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ предполагает внесение изменений  в  формы  коррекционно-развивающей  работы.  Для большинства  детей характерны  моторные  трудности,  двигательная  расторможенность,  низкая работоспособность,  что  требует  внесения  изменений в  планирование  образовательной деятельности  и  режим  дня.  В  режиме  дня должны  быть  предусмотрены  увеличение времени, отводимого на проведение гигиенических процедур, прием пищи. Большинству детей  с  ОВЗ  необходим  адаптационный  период.  

Адаптация — это часть приспособительных реакций ребенка, который может испытывать трудности при вхождении  в  интеграционное  пространство  (не  вступает  в контакт,  не  отпускает родителей, отказывается от еды, игрушек и др.). В этот период воспитатель должен снять стресс,  обеспечить  положительное  эмоциональное  состояние  дошкольника,  создать спокойную обстановку, наладить контакт с ребенком и родителями. Для организации и проведения коррекционных мероприятий необходимо знать некоторые особенности дидактического материала. При подборе материала для детей с нарушениями зрения надо учитывать его размеры, контрастность цветов; для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата подбирать выраженную, легко ощутимую тактильную поверхность.

В соответствии с возможностями детей с ОВЗ определяются методы обучения. При планировании  работы  важно  использовать  наиболее  доступные  методы:  наглядные, практические,   словесные. Выбор   альтернативных   методов создает   условия, способствующие  эффективности  процесса  обучения. Вопрос  о  рациональном  выборе системы  методов  и  отдельных  методических  приемов  решается  педагогом  в  каждом конкретном случае. Это диктует необходимость усиления сенсорной основы обобщения за счет демонстрации различных наглядных средств, способствующих раскрытию сущности понятий. Консультативно-просветительское  сопровождение  семьи.  Родители  являются полноправными участниками воспитательно - образовательного процесса. Они должны иметь всю информацию о том, какое психологическое и педагогическое воздействие оказывается  на  их  ребенка  в  ДОУ.  Вовлечение  родителей  в  коррекционно - педагогическое  воздействие  влечет  за  собой  рост  их  активности,  повышение педагогической компетентности, а также меняет характер отношений родителей к ребенку и его особенностям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Работа с трудными детьми и их семьями»

Организация работы с трудными детьми – это взаимодействие различных специалистов. Важное значение в работе с трудными детьми имеет  педагогическая деятельность. Главная задача работы педагогов – ...

План работы с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ

В данном материале помещена информация о планируемых мероприятиях с детьми -инвалидами и детьми с ОВЗ в течение учебного года....

Работа педагога - психолога с детьми – инвалидами, не посещающими государственные учреждения

Дети-инвалиды, не посещающие дошкольные и школьные учреждения в силу тяжести психофизических нарушений обслуживаются педагогом-психологом и получают социально-педагогические услуги на дому....

План работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья

План разработан с целью создания в техникуме условий, предоставляющих равные возможности получения профессионального образования детям-инвалидам и обучающимся с ограниченными возможностями здоровья...

Инновационные практики работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья

Эта статья о том, какие методы помогают учителю  успешнее  работать на уроках русского языка и литературы  с теми детьми, которые имеют проблемы со здоровьем....