Инновационные практики работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья
статья по русскому языку

Капитонова Наталья Александровна

Эта статья о том, какие методы помогают учителю  успешнее  работать на уроках русского языка и литературы  с теми детьми, которые имеют проблемы со здоровьем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРАКТИКИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ И ДЕТЬМИ   С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Капитонова Наталья Александровна, кандидат филологических наук, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 18 имени Э.Д.Потапова города Мичуринска Тамбовской области

Аннотация: В статье раскрываются инновационные практики  работы учителя русского языка и литературы с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ. Описываемые методы будут полезны  педагогам общеобразовательных школ, родителям, имеющих детей с ограниченными возможностями. Использование данных технологий позволят успешно социализироваться детям- инвалидам в современном мире.

Ключевые слова: адаптация, дети-инвалиды, дети с овз, дистанционное обучение, информационные технологии, применение ИТ , развитие, социализация.

В наше время наряду со здоровыми детьми часто участниками образовательного процесса становятся дети-инвалиды ( в силу разных заболеваний: от сахарного диабета до нарушения работы  пищеварительного тракта) и дети с ограниченными возможностями здоровья (здесь чаще всего дети с ЗПР и различной степенью умственной отсталости). Такие дети имеют право обучаться в школе или на дому по  врачебному заключению, но в любом случае они отличаются от других детей своей работоспособностью и усваиваемостью учебного материала.  Это даёт дополнительную нагрузку для учителя, потому что необходимо индивидуально подойти к  выбору форм и методов организации детской деятельности.  Я считаю, что слово инвалид не должно стать преградой  к достижению  личностных качеств ребёнка. Это обязательное условие социализации таких детей. В этом случае педагогическая деятельность  должна стать  инновационной, т. е. такой, при которой происходит развитие образовательного процесса.

        Главным принципом работы, на мой взгляд, должен быть принцип психологической комфортности для активности, самореализации ребенка и принцип доверия и поддержки. Главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка. Прежде всего,  необходимо проявление педагогического такта и правильного  чередования умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного дидактического материала и средств наглядности.

        У детей-инвалидов и детей с ОВЗ часто встречается низкая мотивация к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому для работы с ними необходимо искать новые практики работы.

В своей работе с такими детьми я использую личностно-ориентированный подход к обучению, который реализуется через использование разных технологий,  а в последние годы  и дистанционной.

Прежде всего, отмечу  игровые технологии, ведь  игра выполняет  важные функции:

развлекательную (нужно не только развлечь детей, доставить удовольствие, воодушевить, но и  пробудить интерес к знаниям);

коммуникативную (детям-инвалидам и детям с овз бывает трудно наладить контакт со сверстниками, а игровое общение этому способствует),

функцию самореализации (очень важно почувствовать свою значимость и незаменимость),

игротерапевтическую (направлена на преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности)

функцию межнациональной коммуникации (происходит усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей)

функцию социализации (включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития)

рекреационную (в игре происходит восстановление и воспроизводство утраченных сил, т.е. реализуется рекреационная функция)

      На уроках дети очень любят импровизированные интеллектуальные игры  в стиле «Брейн-ринг», "Что? Где? Когда?",  "Умники и умницы", «Первый знаток»,  «Турнир эрудитов», "Своя игра"… Эти  игры, спроецированные на учебный материал, создают атмосферу здорового соревнования. Очень нравится ребятам театрализованная игра. Это могут быть уроки по темам: «Казнить, нельзя помиловать», «Время познавать, искать, удивляться», "Басни И.А. Крылова", «Страна орфография», "В стране русских сказок», «Горе от ума" и т.д. На таких уроках создается атмосфера раскованности, свободы мышления. Там, где наставление  сменяется совместной  работой, находящей свое выражение в театральном действии или игре, когда безразличие  сменяется заинтересованностью, а учитель становится таким же  участником действия, устанавливается крепкая связь между учащимися  и учителем.

       Помогает мне в работе с детьми и  компетентностно – ориентированное обучение, включающее любые виды проектной деятельности: исследовательские и практико-ориентированные проекты; практические работы поискового и исследовательского характера, имеющие жизненный (бытовой, профессиональный, социальный) контекст, задания с ограничением по времени, в том числе мини-проекты, реализуемые в рамках урока.

       Ну и ,конечно же, необходим индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ребенку, включая и детей, имеющих проблемы со здоровьем. Этому способствует  использование на уроках разноуровневых заданий и  разноуровневой системы оценивания.

      Здоровьесберегающий подход является самой важной составляющей на занятиях, учеба должна приносить позитивные  и благоприятные эмоции, которые только способствуют укреплению здоровья. Обязательны на уроке физкультминутки, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, создание благоприятного психологического климата на уроке, упражнения на релаксацию.

      Применение компьютерных технологий в работе с детьми-инвалидами и детьми с овз в наше время уже получило широкое распространение, но все же является инновационной практикой и  позволяет использовать сочетание словесных методов   со зрительными; задействовать как визуальный канал восприятия информации детьми (цветовая палитра, анимационные эффекты), так и аудиальный (звуковые файлы – дикторский текст, музыка), что помогает учащимся лучше понять и усвоить материал, повысить темп занятия, увеличить долю самостоятельной работы детей.

      Одной  из успешных практик работы является арт-терапия. Использование искусства как терапевтического фактора вполне доступно для педагога.      Арт-терапия является средством свободного самовыражения, предполагает атмосферу доверия, терпимости и внимания к внутреннему миру человека, особенно на уроках литературы, где уместно использовать такие виды:

изотерапия — лечебное воздействие средствами изобразительного искусства (этот вид деятельности повышает  творческую активность, учит мыслить смело и свободно, ребенок становится пытливым, наблюдательным, эмоционально отзывчивым)

имаготерапия — воздействие через образ, театрализацию, драматизацию;

музыкотерапия — воздействие через восприятие музыки;

сказкотерапия — воздействие посредством сказки, притчи, легенды. Лечение сказкой является эффективным методом  , когда работа идет на внутреннем, подсознательном уровне. Для этого  подходят  обучающие или развивающие сказки, которые  расширяют знания ребенка и по предмету, и  об окружающем пространстве, воспитывают и корректируют  поведение в различных жизненных ситуациях. Для результативности следует обыграть сказку, сделать выводы, чтобы ребенок сам дошел до морали.

       Закон РФ «Об образовании» делает получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования обязательным, необходимым, потому что оно является одним из основных и неотъемлемых условий  будущей  успешной социализации и самореализации в жизни. И это является важнейшей задачей государственной политики.

Список основных источников:

1.Антонова Е.С. Где искать ресурсы для обновления школьной методики? Русский язык в школе. 2007. №6.

2.Белый В.И. О современных тенденциях в распространении методов проектного обучения. Школьные технологии. 2010. №2.

3.Григорьев Д.В. Технология социальной проблемно-ценностной дискуссии. Классный руководитель. 2010. №5.

4.Разработки уроков, презентации, конспекты занятий (http://www.testsoch.com)

5.Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (http://festival.1september.ru)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Организация работы по формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек с детьми с ограниченными возможностями здоровья"

В данном материале представлены материалы из моего опыта работы в направлении формирования ЗОЖ. Дети с ОВЗ являются так называемой "группой риска" в плане асоциального поведения. Проживая рядом с людь...

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ И ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

В решении совместного заседания коллегий Министерства образования РФ, Министерства здравоохранения РФ, Госкомспорта России, Президиума Российской академии образования, состоявшегося 23 мая 2002года,го...

Доклад "Инновационные формы в обучении и медицинской реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья"

Применение инновационных методов и информационных технологий давно вошло в учебный процесс нашей школы в качестве одного из эффективных средств обучения и развития детей с тяжелыми нарушениями речи....

План работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья

План разработан с целью создания в техникуме условий, предоставляющих равные возможности получения профессионального образования детям-инвалидам и обучающимся с ограниченными возможностями здоровья...

РМО февраль, 2022г. « Инновационный опыт учителей-логопедов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Мастер-класс: «Нетрадиционный метод  работы учителя-логопеда с использованием камешек – марблс  зффективно и интересно. Венедиктова Т.П. Учитель – логопед МАДОУ №20. П...

Организация работы учителя физической культуры с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Организация работы учителя физической культуры с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) представляет определенные вызовы, но вместе с тем является важным и неотъемлемым компонентом их обр...