Работа классного руководителя по профилактике вредных привычек и формирование культуры ЗОЖ
статья (9 класс) на тему

Андраханова Татьяна Георгиевна

работа классного руководителя по профилактике вредных привычек и формировании культуры ЗОЖ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа классного руководителя по профилактике вредных привычек и формирование культуры ЗОЖ

  Проблема здоровья, развития и воспитания детей остаётся важнейшей государственной проблемой. Каждое образовательное учреждение призвано обеспечить не только учебный процесс, но равно содействовать нормальному развитию обучающихся и охране их здоровья. Это чётко оговорено

в п. 51 “Закона об образовании”.

Классный руководитель несет ответственность за целевую воспитательную работу в классном коллективе, моделирует, организует и стимулирует развитие личности учащихся. Являясь посредником между социумом и ребенком, организует систему отношений через разнообразные виды деятельности классного коллектива, создает условия для развития каждой личности, раскрытия его потенциальных способностей, защиты интересов детства.

          Целью моей работы в этом направлении является воспитание физически здоровой, психически и нравственно устойчивой, духовно богатой, социально активной, ответственной личности, способной к дальнейшей социализации в обществе.

Основными задачами в достижении данной цели являются:

  • формирование осознанной потребности в здоровом образе жизни обучающихся;
  • активизация социального опыта по формированию ответственного отношения к здоровью как ценности;
  • формирование у учащихся ориентиров на общечеловеческие ценности, любовь к своей родине, ее народу, семье ;
  • создание благоприятного воспитательного фона, способствующего осмыслению и усвоению нравственных норм, духовной культуры человечества;
  • формирование коммуникативной культуры.

Реализация этих задач осуществляется с учетом мнений и запросов всех участников учебно-воспитательного процесса

 Все дети разные и в работе по профилактике вредных привычек и формирование культуры здорового образа жизни, стандарта работы нет. Каждый классный руководитель применяет в профилактической работе с детьми формы, приёмы и методы, адекватные ситуации.

В своей работе использую следующие приемы и методы:

Индивидуальные: такие как беседа, консультация, обмен мнениями, выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы.

  • Групповые: такие как советы дел, творческие группы, органы самоуправления.
  •  Коллективные: такие как коллективные дела, конкурсы, концерты, походы, соревнования, привлекает к общешкольным акциям.

При этом в работе необходимо учитывает, что:

  • ребёнок, подросток, девушка и юноша уже сегодня живут реальной жизнью, а не просто готовятся к будущей, взрослой;
  • нужна интересная, отвечающая общечеловеческим потребностям, возрастным и половым особенностям учащихся реальная жизнь с разнообразными видами деятельности (не только учебными, но и трудовыми, благотворительными, общественно-значимыми, досуговыми) имеющими познавательно-мировоззренческую, эмоционально-волевую, действенно-практическую направленность;
  • каждый воспитанник должен найти себе дело по душе, ощутить чувство успеха, уверенности в себе, без чего невозможно сформировать достоинство и нравственную устойчивость человека.
  • в своей работе нужно ориентироваться на приоритетные, наиболее популярные формы работы с сегодняшними детьми и подростками, сохраняя то лучшее, что накоплено отечественной и зарубежной практикой и методикой воспитания.

Мне хотелось бы остановиться на наиболее важных аспектах профилактики асоциальных явлений.

1. Ликвидация пробелов в знаниях учащихся является важным компонентом в системе ранней профилактики правонарушений, наркомании и формировании здорового образа жизни.

Ежедневный контроль за успеваемостью со стороны классного руководителя позволяют своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения индивидуальной работы с такими учащимися.

Если учащийся по каким-либо причинам не усвоил часть учебной программы, у него появляется психологический дискомфорт, он отвлекается, отвлекает других, что приводит к нарушению дисциплины на уроке

2. Борьба с прогулами занятий является вторым важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений.

Необходимо учитывать, что у ученика, прогулявшего хотя бы один урок, если не принять к нему своевременных мер, появляется чувство безнаказанности, которое подтолкнет его на повторные прогулы и в конечном итоге превратит в злостного прогульщика. 3.  Организация досуга учащихся, широкое вовлечение учащихся в занятия спортом, художественное творчество, кружковую работу - одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга.

4. Пропаганда здорового образа жизни К программе формирования здорового образа жизни, профилактике вредных привычек надо привлекать специалистов: медиков, наркологов, психологов.

 5. Правовое воспитание. Широкая пропаганда среди учащихся, их родителей (законных представителей) правовых знаний – необходимое звено в профилактике асоциального поведения. Проведение бесед на классных часах, родительских собраниях, разъяснительной работы о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для подростковой среды виды преступлений, понятий об административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних и их родителей дают мотивацию на ответственность за свои действия.

6. Работа по выявлению учащихся и семей, находящихся в социально-опасном положении Чаще всего девиантное поведение возникает у ребёнка от проблем внутри семейных, и где как не в школе его научат общечеловеческим ценностям.

При выявлении конфликтов между родителями и детьми, проблем в семейном воспитании, работу рекомендуется проводить одновременно с родителями и детьми.

Потому воспитывать необходимо и родителей, что более сложно.

Для того, что бы работа с родителями дала наибольший эффект, необходимо использовать различные формы связи с ними. Важной частью практической деятельности классного руководителя по поддержанию контактов с семьей, профилактике правонарушений среди обучающихся является регулярное личное посещение учащихся дома. Это наиболее распространённая и эффективная форма индивидуальной работы с родителями. Классный руководитель посещает семьи своих воспитанников, изучая на месте не только бытовые условия, но и характер организации семейного воспитания.

Посещая регулярно семьи учащегося, классный руководитель накапливает ценный материал, изучает взаимоотношения между детьми и родителями. Вместе с тем он добивается, чтобы родители стали ближайшими помощниками школы в формировании у учащихся моральных качеств. К сожалению, родители не всегда поддерживают требования школы, классного руководителя. Приглашать родителей следует не только после того, как ученик нарушил дисциплину или стал плохо учиться. Иногда он ведет себя неплохо, хорошо учится, но не участвует в общественно полезной работе. Не занятое свободное время порождает лень, замкнутость, нарушение поведенческих качеств.

Классному руководителю необходимо информировать родителей не только об учебных делах детей, но и о взаимоотношениях в классном коллективе. Важно вместе с родителями искать пути закрепления у школьников положительных качеств и преодоления недостатков в их поведении.

7. Проведение индивидуальной воспитательной работы. Одним из важнейших направлений профилактической школьной деятельности является выявление, постановка на внутри школьный контроль обучающихся с асоциальным поведением и разработка для них индивидуальной воспитательно-образовательной программы. Индивидуальные формы пронизывают всю внеурочную деятельность, общение педагогов и детей. Они действуют в групповых и коллективных формах и, в конечном счёте, определяют успешность всех других форм, особенно с трудными детьми. К ним относятся: беседа, задушевный разговор, консультация, обмен мнениями, выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи в конкретной работе, совместный поиск решения проблемы, задачи. Эти формы можно применять и каждую в отдельности, но чаще всего они сопровождают друг друга. Перед педагогами в индивидуальных формах работы стоит одна из важнейших задач: разгадать ученика, открыть его таланты, обнаружить все ценное, что присуще его характеру, устремлениям, и все, что мешает ему проявить себя. С каждым необходимо взаимодействовать по-разному, для каждого нужен свой конкретный, индивидуализированный стиль взаимоотношений. В индивидуальных формах работы заложены большие воспитательные возможности. Разговор по душам может оказаться для ребёнка полезнее нескольких коллективных дел.

Основными системообразующими факторами по формированию здорового образа жизни в 9 классе, где я являюсь классным руководителем, стали спортивно- оздоровительная, ценностно-ориентированная и диагностическая деятельность. Учитывая это используются разнообразные формы работы:

Физкультминутки на каждом уроке

Динамические паузы, проводимые на каждом уроке

День здоровья, «Прогулка на лыжах всем классом», «Убери наш общий класс, чтоб училось лучше нам».

День профилактики, беседы с социальным педагогом и психологом

Тематические классные часы, например: «Я здоровье берегу сам себе я помогу», «Скажем вредным привычкам нет», «Наше поколение выбирает здоровы образ жизни» и т.д.

Круглые столы «Здорово быть здоровым» и др.

Акции “Поговорим о правильном питании”

Конкурсы рисунков, плакатов, тематических стенгазет

Ролевые игры: «Ты оператор машинного доения», «Мы санитары чистоты и порядка», «Ты полевод» и т.д.

Участие в спортивных мероприятиях.

Профилактика вредных привычек эффективна, повышения качества ЗОЖ, если:

• Применяются как традиционные, так и современные подходы в профилактической работе.

• Профилактическая работа проводится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

• Детям и взрослым предоставлена объективная информация о психоактивных веществах; их воздействии на человека, последствиях применения.

• В процессе профилактической работы происходит формирование устойчиво-негативного личностного отношения к вредным привычкам, адекватной самооценки, навыков общения и саморегуляции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИСТЕМА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК, В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ

Описание работы классного руководителя  по формированию здорового образа жизни...

Классный час по профилактике вредных привычек среди несовершеннолетних «Вредные привычки»

Классный час «Вредные привычки»  посвящен  профилактике вредных привычек у подростков (алкоголизм, курение, наркомания, игромания) и пропаганде здорового образа жизни. В подростковом возраст...

Система просветительской работы классного руководителя по профилактике вредных привычек (алкоголизма и наркомании) с семьями, воспитывающими глухих детей.

Работа коррекционной школы направлена на то, чтобы помочь неслышащим детям адаптироваться в социуме, найти свое место среди слышащих людей, достойно жить и трудиться. Продуктивной э...

Система просветительской работы классного руководителя по профилактике вредных привычек (алкоголизма и наркомании) с семьями, воспитывающими глухих детей

Работа коррекционной школы направлена на то, чтобы помочь неслышащим детям адаптироваться в социуме, найти свое место среди слышащих людей, достойно жить и трудиться. Продуктивной э...

ПРОФИЛАКТИКА ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК И ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗОЖ

Доклад на МО воспитателей и классных руководителей ГБПОУ "МССУОР №1" Москомспорта от 15.12.16г...

«Анализ работы в классном коллективе по профилактике вредных привычек: неприятие алкоголя, табака, наркотических средств и психотропных веществ»м

Одна из современных проблем - возрастающие в массовых масштабах многообразные формы вредных привычек, к которым следует отнести: алкоголизацию, табакокурение, наркотизацию, токсикоманию, компьютерную ...

Работа по профилактике вредных привычек и формирование культуры ЗОЖ обучающихся

Профилактика вредных привычек и формирование культуры здорового образа жизни обучающихся....