Главные вкладки

    Конспект и презентация к уроку русского языка в 5 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Окончания имён существительных 3 склонения в Р.Д.П.падежах ед. числа.
    презентация к уроку (5 класс) на тему

    Урок объяснения нового материала. Цель: познакомить учащихся с окончаниями имён существительных 3 склонения в Р.Д.П. падежах.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:


    Тема: Окончания имён существительных  3 склонения в Р. Д. П. падежах  

    Урок объяснения нового материала

    Цель: познакомить учащихся с окончаниями имён существительных 3 склонения в родительном, дательном и предложном падежах                                                              

    Задачи:
    1. Образовательные: научить правильной постановке вопросов к именам существительным 3-го склонения в родительном, дательном и предложном падеже, установлению зависимости между словами, грамотному написанию окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падеже.
    2. Коррекционно-развивающие: учить правильному построению предложений, развивать связную речь (в устной и письменной форме)
    3. Воспитательные: воспитывать интерес к изучению родного языка.

    По завершению урока учащиеся должны:
    Знать: что существительные в родительном, дательном и предложном падеже имеют окончание и.
    Уметь: распознавать падежи, определять окончания.
    Методы организации учебной деятельности, применяемые учителем на уроке: дифференцированный подход
    Формы организации учебной деятельности, применяемые учителем на уроке: индивидуальные, групповые
    Оборудование: учебники;  наглядный материал, карточки, презентация

    Ход урока:
    1.Организация детей к уроку:
    - Сегодня на уроке нам необходимо:
       быть внимательными, активными, старательными;
       уметь распознавать тип склонения, падеж существительных;
       будем продолжать учиться красиво и грамотно писать, думать и рассуждать.

    2. Проверка д.з.     Слайд 2                                                                                                          - назовите слова, которые вы подчеркнули ( лошадь, скромность, мышь, совесть)       - это слова какой части речи?  Какого склонения?                                                                                                                   - в каком падеже они стоят ?  (И.п.)                                                                                                 - объясните выражение «резвая лошадь», «скромность».

    Итог: c заданием справились, продолжаем работу дальше.

    3. Оформление работы в тетради:                                                                                                

     - число                                                                                                                                       -  классная работа                                                                                                                          - Окончания имён существительных  … склонения  в  ….     …    … падежах.                                                                                                  

    4. Словарная работа.       Слайд 3

    Задание. Отгадать загадки, отгадку записать. При письме вспоминайте правила правописания.

     Каждый год я к вам лечу-                                                                                                                                                      Зимовать у вас хочу-                                                                                                                               И ещё красней зимой                                                                                                                                           Ярко-красный галстук мой.       Снегирь.

    Маленькая юркая пташка,                                                                                                   На ней жёлтая рубашка.              Синица.                            

    Под полом скребусь, а кошки боюсь.                  Мышь.

    За красным цветком потянулся, - и ой.                                                                                                                                      Кто же боли виновник?                                                                                                                                                                                         C колючкой рукой оттолкнулся,                                                                                                              Обманчив красивый      ….                 Шиповник 

    Красная девица сидит в темнице,                                                                                            А коса на улице.                                  Морковь. 

    5. Проверка.    Слайд 4.                                                                                                            – к какой части речи относятся записанные слова?                                                                         - докажите, используя опорную схему                               Слайд 5.                                  –найдите среди записанных слов сущ. 3 склонения и докажите.    Слайд 6

    6. Уточнение и дописывание темы урока.                                                                                                              – Сегодня на уроке мы просклоняем эти сущ. и проследим за окончаниями в трёх падежах:Р. Д. П.                                                                                                                        – Почему сразу в трёх падежах, вы мне ответите, когда выполним работу.

    7. Склонение существительных мышь и морковь.

           И.п.    кто?   мышь,        что?   морковь.                                                                                                         Р.п.    кого? мыши,        чего? моркови.                                                                                       Д.п.    кому? мыши,       чему? моркови                                                                                    В.п.    кого?  мышь,       что?   морковь                                                                                        Т.п.    кем?    мышью,    чем?  морковью                                                                            П. п.   о ком?  о мыши,  о чём?  о моркови 

            -подчеркнуть Р. Д. П. падежи.                                                                                                                    – выделить окончания сущ. в этих падежах.

    8. Вывод .

            Р. п. – кого? чего?  ---   -И                                                                                                        Д.п. –  кому? чему? ---   - И                                                                                                           П.п.-   о ком?о чём? ---- - И                                                                                                                                                          

                                                                    

            - почему берём сразу 3 падежа?                                                                                                         - как их отличить?(по вопросам)

    9. Закрепление.

        1.Составить словосочетания.

        Подошёл  (сирень)                      Д.п. (к)

        Написать (тетрадь)                     П.п. (в)

        Приготовиться (осень)               Д.п. (к)

        Отсутствовал (болезнь)              Р.п.(из-за)

       

      2. Составить с одним из них предложение. 

     

      3. Работа с учебником. С. 216, у.342

    10. Подведение итога урока.

    11. Д.з. с. 216, выучить правило, у. 343

       

                                                                                                           

       

                                                                                                                                                                                                                                                  

     

    Вставить пропущенные буквы, определить падеж и склонение.
    Двигались по тропинк., по дорог..
    Прочитал в книг., о земл.,
    Запах от черёмух., от яблон..
    -Что общего между этими словами?(орфограмма в окончании сущ, 1 скл.)
    -Чем отличаются? (падеж)
    -Одинаковые ли окончания? (нет)

    Повторение изученного:
    - У меня в руках ромашка с семью лепестками. Как называется такой цветок?
    - Он и поможет нам проверить, как хорошо вы знаете падежи и склонение имен существительных.(Выходит 1 человек дергает лепесток, отвечает на вопрос).
    Вопросы на лепестках:
    - Что такое имя существительное?
    - Как изменяется имя существительное?
    - Сколько падежей в русском языке?
    - Какие существительные относятся к 1склонению?
    - Какие существительные относятся ко 2склонению?
    - Какие существительные относятся к 3склонению?
    - Как определить падеж имён существительных в предложении?

    Изучение нового материала:
    Молодцы! Повторили, давайте теперь попробуем сформулировать тему нашего урока.
    Как различить родительный, дательный и предложный падежи? (По вопросам)
    Делаем вывод на примерах (степь, молодежь, вещь)
    Запишите в свои тетради слова и поставьте их в р.п., д.п., п.п.: степь, молодежь, вещь. (Какие окончания у вас получились?)
    Давайте сформулируем правило (Сущ. 3 скл. в р.п., д.п., п.п. имеют окончания и)
    Откройте учебник на стр. 216 и прочитайте правило. (Раздать карточки с таблицей, дети заполняют.)
    Физкультминутка:
    А теперь, ребята, встать
    Руки медленно поднять,
    Пальцы сжать, потом разжать,
    Руки вниз и так стоять.
    Наклонитесь вправо, влево.
    И вернитесь вновь за дело.

    Молодцы! А теперь давайте применять наши знания, на уроке.

    Работа на закрепление:
    В каких падежах пишется окончание и?
    А теперь мы с вами поиграем в игру `Найди свою пару`.
    Учащимся раздаются карточки, на которых записаны неоконченные пословицы, а на доске записаны подходящие по смыслу слова. Учащимся необходимо составить полное предложение определив пару.

    Труд ведёт к чест... и славе
    Сила жизн... в дружбе
    Без волнения и заботы не жди радост... от работы.

    Работа по карточкам (раздать карточки, дифференцированная работа).
    Работа по учебнику: стр. 216, упр.342
    Рефлексия: (подведение итогов)
    - О чем мы сегодня говорили на уроке?
    - Что нового вы узнали об имени существительном?
    - Какие окончания имеют имена существительные в родительном падеже, дательном и предложном падежах 3 скл.?
    Дом. Задание: выучить правило, стр.217, упр. 343
    Выставление оценок.

    Евгения Владимировна Курбатова

    Евгения Владимировна Курбатова


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Урок русского языка. 5 класс

    Слайд 2

    Урок русского языка. 5 класс

    Слайд 3

    часть речи обозначает отвечает Имя существительное

    Слайд 4

    3 – склонение ж. р. на Ь Повторение

    Слайд 5

    Словарная работа

    Слайд 6

    Словарная работа

    Слайд 7

    СН Е ГИ ́ РЬ С И НИ́ЦА МЫШ Ь Ш И ПО́ВНИК М О РКО́ В Ь Проверка

    Слайд 8

    Окончания имён сущ. 3 склонения в Р.Д.П. падежах Р.п. - кого ? чего ? - И Д.п. - кому ? ч ему ? - И П.п. – о ком ? о чём ? - И

    Слайд 9

    Упражнения на закрепление Составить словосочетания. Подошёл (сирень). Д. п. (к) Написать (тетрадь). П.п. (в) Отсутствовал (болезнь). Р. п. (из-за) Приготовиться (осень). Д.п. (к)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Словарная работа на уроках русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

    В материале работы описаны задачи над работой со словарным словом, формы деятельности, показана работа со словарным словом,описано проведение констатирующего эксперимента с заданиями, сделаны выв...

    Использование занимательности на уроках русского языка в специальных (коррекционных) школах VIII вида

    Одним из эффективных методов и приемов, активно воздействующих на познавательную деятельность учащихся, является дидактическая игра. Развитию связной речи детей способствуют загадки. Фонематический сл...

    Реализация задач словарной работы на различных уроках русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида

    Слово, являясь основной единицей языка, выполняет следующие функции: номинативную – т. е. называет конкретные предметы, действия, признаки, явления, отвлечённые понятия. Организуясь грамматически в пр...

    Контрольная работа по русскому языку 7 класс коррекционной школы VIII вида Тема: «Имя существительное»

    Цель: повторить и закрепить  знания учащихся об имени существительном. Задачи: уметь находить в тексте имена существительные и отличать  их  от  других  частей  речи, опр...

    Презентация к уроку математики в 4 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Табличное умножение и деление на 9. Действия с числами в пределах 100".

    В данном материале представлена презентация к уроку математики в 4 классе коррекционной школы VIII вида.Презентация содержит иллюстрированную задачу, числовые выражения с проверкой, графический узор.П...

    Словарная работа на уроках русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида

    Словарная работа на уроках русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида...