ПРОПАГАНДА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ.
статья (5 класс) на тему

Пропаганда – распространение в обществе знаний,     идей…, просвещение – знания, образование, их распространенность». (С. И. Ожегов  "Толковый словарь русского языка", 2001).

Пропаганда логопедических знаний ведется среди двух основных групп: учителей и родителей. Они находятся рядом с ребенком большую часть времени и имеют возможность оказать влияние на развитие и коррекцию речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл propaganda_logo_znaniy.docx16.27 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОПАГАНДА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ

КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ.

В настоящее время работа по пропаганде логопедических знаний имеет особое значение.  «Пропаганда – распространение в обществе знаний,     идей…, просвещение – знания, образование, их распространенность». (С. И. Ожегов  "Толковый словарь русского языка", 2001). Растет число учащихся с нарушениями речи, учителя и родители все чаще сталкиваются с проблемами неуспеваемости, они нуждаются в рекомендациях по работе с детьми-логопатами. Недоразвитие речи является общей проблемой.

Важность этой работы заключается еще и в том, что эффективность логопедической коррекции определяется согласованной деятельностью логопеда, родителей, учителей, воспитателей. Успех ребенка зависит от закрепления полученных на логопедических занятиях умений и навыков в других ситуациях.

Пропаганда логопедических знаний ведется среди двух основных групп: учителей и родителей. Они находятся рядом с ребенком большую часть времени и имеют возможность оказать влияние на развитие и коррекцию речи.

Семье принадлежит первостепенная роль в общем и речевом развитии ребенка. Мать – главный учитель, воспитатель и логопед для своего ребенка. В её силах (и обязанностях) заложить основы для нормального речевого развития, учить с рождения слышать слова и звуки, объяснять, читать, рассказывать, а также заметить отставание в речевом развитии, несоответствие нормам речи, вовремя обратиться к специалисту для  помощи.

Оказать большое влияние на развитие речи могут и учителя. Как педагоги они могут быстро определить недостатки в речи. Их задача – обратить внимание родителей на речь ребенка и указать на конкретные нарушения, направить к логопеду. Внимательные учителя сами могут оказать помощь детям, используя различные упражнения для развития речи.

        Но часто родители не замечают недостатков речи у своих детей, не находят    

        времени для  консультаций со специалистами, не понимают важности  

        проблемы; учителя не владеют  необходимыми знаниями для выявления

        детей с нарушениями речи и оказания им  помощи, иногда просто не знают о

        существовании логопеда и о возможности исправления тех или иных

        нарушений речи.

Учителям и родителям необходимо знать некоторые вещи.

Неправильная устная речь (косноязычная, некрасивая, неразборчивая), письмо и чтение с большим количеством ошибок часто вызывают чувство неполноценности, насмешки и оскорбления со стороны одноклассников, постоянные замечания и претензии учителей.  

Отклонения в развитии речи затрудняют общение с окружающими, нередко препятствуют правильному формированию познавательных процессов, влияют на эмоционально-волевую сферу. У таких детей часто формируется негативное отношение к родному языку, к процессу обучения в целом; у них могут возникнуть психические и соматические расстройства. Овладение правильной речью и своевременная помощь в исправлении речевых недостатков имеют огромное значение для формирования полноценной личности ребенка, для успешного обучения, для всей дальнейшей жизни. Речь занимает центральное место в процессе психического развития и напрямую связана с развитием мышления и сознания в целом.

Поэтому просвещение родителей и учителей в вопросах речевого развития и речевых нарушений является актуальной проблемой и очень важным звеном в работе логопеда.

Целями этой работы являются:

  1. Привлечение внимания к работе логопеда.
  2. Призыв к сотрудничеству.
  3. Повышение эффективности логопедической работы.
  4. Распространение необходимой информации.

Учитель-логопед вооружает необходимыми знаниями, обучает приемам коррекции, знакомит со специальной литературой и конкретными упражнениями для развития речи, информирует, консультирует по актуальным темам и дает рекомендации. Логопеду важно установить контакт с родителями и учителями и довести до их сведения информацию о необходимости занятий с логопедом, раскрыть серьезность проблемы нарушения речи.

При беседе с родителями задачей логопеда является мягкое изложение информации о существующих недостатках речи в тактичной, доступной форме.

Учитель-логопед в рамках указанного направления планирует и организует различные мероприятия.

Для родителей:

  1. Выступает на родительских собраниях
  2. Проводит индивидуальные беседы и консультации
  3. Приглашает на логопедические занятия
  4. Проводит комментированные открытые занятия, логопедические праздники
  5. Оформляет стенды с различной информацией
  6. Привлекает родителей к совместной деятельности с детьми
  7. Проводит анкетирование
  8. Ведет тетради связи

Для учителей:

  1. Выступает на педсоветах, заседаниях МО
  2. Проводит открытые логопедические занятия
  3. Проводит логопедические недели
  4. Составляет логопедические минутки для использования на уроках
  5. Проводит индивидуальные беседы и консультации
  6. Читает лекции (по результатам анкетирования, по запросам)

Темы бесед, выступлений, докладов для учителей и родителей:

  1. Роль семьи в развитии речи
  2. Условия нормального речевого развития
  3. Анализ результатов логопедического обследования
  4. Причины речевых нарушений
  5. О единстве требований логопеда, родителей, учителей к детям с нарушениями речи
  6. Логопедическая работа дома и на уроках. Речевые игры. Логопедические разминки
  7. Профилактика различных нарушений речи
  8. Характеристика речи каждого ребенка
  9. Логопедическое занятие
  10.  Каникулы – период утраты речевых умений и навыков

Варианты тем для логопедических стендов:

1.  О речи детей

2.  Советы родителям

3.  Список полезной литературы для развития речи

4.  Кто такой логопед

5.  Логопедические ошибки в письменной речи

6.  Артикуляционные упражнения

7.  Развитие мелкой моторики

8.  Как мы говорим?

9.  Произносительные таблицы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бисероплетение, как одно из направленний в работе дополнительного образования детей

В статье рассказывается о бисероплетение, его значение в работе с детьми в сфере дополнительного образования...

Метод проектов – одно из направлений учебной работы, предусмотренной Федеральным государственным образовательным стандартом.

Основное требование нового Федерального государственного образовательного стандарта – научить школьника учиться, то есть самостоятельно добывать знания из различных источников, уметь работать с...

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА

В презентации содержится краткое описание приемов и методов развития мелкой моторики....

Мониторинг, как одно из направлений в работе учителя - логопеда

Данный материал содержит информацию  о комплексном обследовании ребёнка с речевыми нарушениями, которое включает скрининг - диагностику, стартовую, промежуточную и контрольную диагностики. Монито...

Работа классного руководителя с родителями, как одно из направлений воспитательной работы

Доклад о работе классного руководителя с родителями обучающихся с умственной отсталостью...