ПРОПАГАНДА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ.
статья (5 класс) на тему
Пропаганда – распространение в обществе знаний, идей…, просвещение – знания, образование, их распространенность». (С. И. Ожегов "Толковый словарь русского языка", 2001).
Пропаганда логопедических знаний ведется среди двух основных групп: учителей и родителей. Они находятся рядом с ребенком большую часть времени и имеют возможность оказать влияние на развитие и коррекцию речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
propaganda_logo_znaniy.docx | 16.27 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОПАГАНДА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ
КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ.
В настоящее время работа по пропаганде логопедических знаний имеет особое значение. «Пропаганда – распространение в обществе знаний, идей…, просвещение – знания, образование, их распространенность». (С. И. Ожегов "Толковый словарь русского языка", 2001). Растет число учащихся с нарушениями речи, учителя и родители все чаще сталкиваются с проблемами неуспеваемости, они нуждаются в рекомендациях по работе с детьми-логопатами. Недоразвитие речи является общей проблемой.
Важность этой работы заключается еще и в том, что эффективность логопедической коррекции определяется согласованной деятельностью логопеда, родителей, учителей, воспитателей. Успех ребенка зависит от закрепления полученных на логопедических занятиях умений и навыков в других ситуациях.
Пропаганда логопедических знаний ведется среди двух основных групп: учителей и родителей. Они находятся рядом с ребенком большую часть времени и имеют возможность оказать влияние на развитие и коррекцию речи.
Семье принадлежит первостепенная роль в общем и речевом развитии ребенка. Мать – главный учитель, воспитатель и логопед для своего ребенка. В её силах (и обязанностях) заложить основы для нормального речевого развития, учить с рождения слышать слова и звуки, объяснять, читать, рассказывать, а также заметить отставание в речевом развитии, несоответствие нормам речи, вовремя обратиться к специалисту для помощи.
Оказать большое влияние на развитие речи могут и учителя. Как педагоги они могут быстро определить недостатки в речи. Их задача – обратить внимание родителей на речь ребенка и указать на конкретные нарушения, направить к логопеду. Внимательные учителя сами могут оказать помощь детям, используя различные упражнения для развития речи.
Но часто родители не замечают недостатков речи у своих детей, не находят
времени для консультаций со специалистами, не понимают важности
проблемы; учителя не владеют необходимыми знаниями для выявления
детей с нарушениями речи и оказания им помощи, иногда просто не знают о
существовании логопеда и о возможности исправления тех или иных
нарушений речи.
Учителям и родителям необходимо знать некоторые вещи.
Неправильная устная речь (косноязычная, некрасивая, неразборчивая), письмо и чтение с большим количеством ошибок часто вызывают чувство неполноценности, насмешки и оскорбления со стороны одноклассников, постоянные замечания и претензии учителей.
Отклонения в развитии речи затрудняют общение с окружающими, нередко препятствуют правильному формированию познавательных процессов, влияют на эмоционально-волевую сферу. У таких детей часто формируется негативное отношение к родному языку, к процессу обучения в целом; у них могут возникнуть психические и соматические расстройства. Овладение правильной речью и своевременная помощь в исправлении речевых недостатков имеют огромное значение для формирования полноценной личности ребенка, для успешного обучения, для всей дальнейшей жизни. Речь занимает центральное место в процессе психического развития и напрямую связана с развитием мышления и сознания в целом.
Поэтому просвещение родителей и учителей в вопросах речевого развития и речевых нарушений является актуальной проблемой и очень важным звеном в работе логопеда.
Целями этой работы являются:
- Привлечение внимания к работе логопеда.
- Призыв к сотрудничеству.
- Повышение эффективности логопедической работы.
- Распространение необходимой информации.
Учитель-логопед вооружает необходимыми знаниями, обучает приемам коррекции, знакомит со специальной литературой и конкретными упражнениями для развития речи, информирует, консультирует по актуальным темам и дает рекомендации. Логопеду важно установить контакт с родителями и учителями и довести до их сведения информацию о необходимости занятий с логопедом, раскрыть серьезность проблемы нарушения речи.
При беседе с родителями задачей логопеда является мягкое изложение информации о существующих недостатках речи в тактичной, доступной форме.
Учитель-логопед в рамках указанного направления планирует и организует различные мероприятия.
Для родителей:
- Выступает на родительских собраниях
- Проводит индивидуальные беседы и консультации
- Приглашает на логопедические занятия
- Проводит комментированные открытые занятия, логопедические праздники
- Оформляет стенды с различной информацией
- Привлекает родителей к совместной деятельности с детьми
- Проводит анкетирование
- Ведет тетради связи
Для учителей:
- Выступает на педсоветах, заседаниях МО
- Проводит открытые логопедические занятия
- Проводит логопедические недели
- Составляет логопедические минутки для использования на уроках
- Проводит индивидуальные беседы и консультации
- Читает лекции (по результатам анкетирования, по запросам)
Темы бесед, выступлений, докладов для учителей и родителей:
- Роль семьи в развитии речи
- Условия нормального речевого развития
- Анализ результатов логопедического обследования
- Причины речевых нарушений
- О единстве требований логопеда, родителей, учителей к детям с нарушениями речи
- Логопедическая работа дома и на уроках. Речевые игры. Логопедические разминки
- Профилактика различных нарушений речи
- Характеристика речи каждого ребенка
- Логопедическое занятие
- Каникулы – период утраты речевых умений и навыков
Варианты тем для логопедических стендов:
1. О речи детей
2. Советы родителям
3. Список полезной литературы для развития речи
4. Кто такой логопед
5. Логопедические ошибки в письменной речи
6. Артикуляционные упражнения
7. Развитие мелкой моторики
8. Как мы говорим?
9. Произносительные таблицы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Бисероплетение, как одно из направленний в работе дополнительного образования детей
В статье рассказывается о бисероплетение, его значение в работе с детьми в сфере дополнительного образования...
Метод проектов – одно из направлений учебной работы, предусмотренной Федеральным государственным образовательным стандартом.
Основное требование нового Федерального государственного образовательного стандарта – научить школьника учиться, то есть самостоятельно добывать знания из различных источников, уметь работать с...
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА
В презентации содержится краткое описание приемов и методов развития мелкой моторики....
ТВОРЧЕСТВО, КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ОВЗ МБОУС(К)ОШ «НАДЕЖДА
Статья о творческих успехах ребенка-инвалида...
Формирование новой модели аттестации учителей и подготовка наборов ЕФОМ – одно из направлений планируемой работы в период с 2017 по 2020 г.
Статья о новой модели аттестации...
Мониторинг, как одно из направлений в работе учителя - логопеда
Данный материал содержит информацию о комплексном обследовании ребёнка с речевыми нарушениями, которое включает скрининг - диагностику, стартовую, промежуточную и контрольную диагностики. Монито...
Работа классного руководителя с родителями, как одно из направлений воспитательной работы
Доклад о работе классного руководителя с родителями обучающихся с умственной отсталостью...