ТВОРЧЕСТВО, КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ОВЗ МБОУС(К)ОШ «НАДЕЖДА
статья (7 класс) на тему

Статья о творческих успехах ребенка-инвалида

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_tvorchestve.docx29.93 КБ

Предварительный просмотр:

УДК:                                                                                   Новикова Л.А.

                                                                                                                       

        

        ТВОРЧЕСТВО, КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ОВЗ МБОУС(К)ОШ «НАДЕЖДА»

  Аннотация: статья посвящена вопросам социализации детей и подростков с особыми возможностями здоровья через их привлечение в творческую деятельность. Создание равных возможностей для инвалидов, как направление социальной политики, связано с обеспечением доступности не только образования и работы, но и различных форм культуры, культурной и досуговой деятельности. Данная деятельность является одним из существенных ресурсов оптимизации социальной активности инвалидов, обладающая способностью стимулировать процесс социализации, инкультурации и самореализации личности.

Автор представил  практические примеры работы с подростками, которые, не смотря на значительные нарушения своего здоровья, достигли заметных успехов в творчестве.

Ключевые слова: особые возможности здоровья, индивидуальный подход, гармонически развитая личность, творчество, процесс коммуникации, самовыражение, нетрадиционные техники изображения, 

творческие конкурсы, награды.

              Постановка проблемы.

Деятельность людей с инвалидностью и ОВЗ не может ограничиваться замкнутым пространством. Благодаря информации, получаемой в интернет - пространстве, можно выбрать для своего личностного развития занятие, отвечающее твоему интересу, твоим возможностям. Потребность человека в общении, идентификации, самоутверждении может быть реализована и через занятия творчеством. Проблема заключается в нас самих: желаем мы, или не желаем находить в себе силы для самосовершенствования, самостоятельного решения жизненны трудностей.

 

Целью статьи является демонстрация  практических примеров успешной социализации детей инвалидов и детей с особыми возможностями здоровья, благодаря  занятиям творчеством.

«…без зачатков положительного и прекрасного нельзя выходить человеку в жизнь из детства, без зачатков положительного и прекрасного нельзя пускать поколение в путь»

Ф.М. Достоевский

В МБОУС(К)ОШ «Надежда» г. Симферополя осуществляется комплексный подход к реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе создание оптимальных условий для развития творческих способностей детей с ОВЗ, необходимых для их дальнейшей социализации и интеграции в общество, раскрытия творческого потенциала, развития индивидуальных способностей путем освоения различных художественных материалов и техник.

Одним из главных условий достижения творческих успехов нашими учениками с ОВЗ является индивидуальный подход к каждому ребенку, сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации занятий.

Если художественно-творческая деятельность детей на индивидуальных занятиях протекает на эмоционально-чувственной основе, то, групповые занятия выстраиваются на познавательно-аналитическом уровне, обязательно с сохранением эмоционально-образного, творческого начала. Коллективные занятия проводятся с целью формирования опыта общения между детьми и развития чувства коллективизма.

При развитии творческих способностей детей с ОВЗ педагоги нашей школы стремятся сохранить и развить то присущее многим детям восприятие мира, которое позволяет видеть его прекрасным, многообразным, волшебным и добрым. Решение этой задачи зависит от гармоничного развития детей, в основе которого лежат эстетические средства.

Педагоги находятся в постоянном поиске нового вида творческой деятельности для учащихся нашего образовательного учреждения. Возникает множество вопросов: чем увлечь детей, чтобы было интересно, чтобы развивало? Как расширить возможности самовыражения и самопознания? Как облегчить процесс коммуникации с окружающими людьми для замкнутых и стеснительных? Как повысить личностную ценность, повысить уверенность в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком?

В процессе практической деятельности с детьми данной категории было замечено, дети нуждаются в общении, в особом внимании и признании: «Мы есть!», «Мы хорошие!», «Нам есть чем гордиться!». Эти дети рисуют, сочиняют стихи, их работы наполнены эмоциями, переживаниями, радостью, восторгом и болью. Эти дети в силу своих «ограничений» воспринимают мир ярче, острее, эмоциональней, чем их здоровые сверстники. Но иногда у них нет возможности быть замеченными, услышанными, востребованными.

Из практики видно, что творчество – это непременное условие успешной самореализации личности, позволяющее проявить себя. Вкладывая себя в творческую деятельность, человек изменяется, совершенствуется.

В этом векторе работы с детьми с ОВЗ, наше внимание привлекает Арт-терапия - метод лечения посредством художественного творчества.

Общество заинтересовано в том, чтобы воспитывающиеся в нем люди могли активно и целенаправленно преобразовывать действительность, познавая ее законы, удовлетворять свои потребности, глубже проникать в сущность своего бытия и бытия мира.

Наиболее полно из творческой деятельности ребенка изучено рисование. Оно тесно связано с развитием наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, а также выработкой навыков анализа, синтеза, сопоставления, сравнения, обобщения. В процессе рисования дети учатся выделять главные и второстепенные детали, передавать пропорции. Учатся рассуждать, делать выводы.

При рисовании развивается внимание память, цветовые восприятия, зрительно-двигательная координация.

Процесс творчества может доставлять детям, кроме удовольствия, огорчения, так как они часто совершают ошибочные операции. При работе с красками, рисунки часто выглядят неаккуратными. При нарушениях моторики иногда трудно узнать тот или иной предмет, изображаемый на детском рисунке.

Для начинающих художников нашей школы очень подходят нетрадиционные техники изображения, такие как монотипия, «печатание листьями», «рисование нитками», «печатание бумагой», «рисование зубной пастой», мыльной пеной, ребром картона, методом напыления, с помощью соли, кляксами, клеем, рисование руками, рисование по кругу, мятый рисунок, рисование по стеклу, рисование клейстером, мокрым по мокрому, пятнография.

Такие занятия могут включать и сказкотерапию, и игротерапию, анималотерапию, метод Франсу Делькарта, цветотерапию, музыку.

На занятиях с использованием нетрадиционной техники развивается ориентировочно-исследовательская деятельность, предоставляется возможность экспериментировать. Все необычное привлекает внимание, заставляет удивляться. Ребятам очень нравятся такие занятия.

При нетрадиционной технике изображения, вместо образца задаваемой работы, показывается только способ действия с нетрадиционными материалами. Это дает толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности.

Эти техники не утомляют детей, а коллективная работа сближает ребят между собой. Во время творческого процесса, снижается эмоциональное напряжение.

Многолетний опыт работы в нашей коррекционной школе свидетельствует о том, что увеличилось количество желающих принимать участие в художественных выставках, повысилось качество детских творческих работ. Ученики нашей школы участвуют в различных творческих конкурсах, получают награды, грамоты и дипломы.

Особо хочется отметить творческие успехи талантливой ученицы 6 класса Вероники Тумановой. Девочка принимает активное участие в городских, республиканских конкурсных программах эстетически-художественного направления наравне со всеми. Год от года совершенствуется талант юной художницы, и в этом заслуга замечательного педагога, учителя изобразительного искусства Гульнары Айяровны Менваповой.  В течение последних лет, работы Вероники были представлены на различных конкурсах детского творчества муниципального, республиканского, федерального уровня. Они отмечены Дипломами I и II степеней.

Так, в 2013-2015 годах Вероника Туманова стала дипломантом следующих конкурсов: «Рисуют дети на планете Мир», «Дети рисуют звезды», «Возрождение духовных семейных традиций», «История Великой победы в истории семьи», «Прикосновение к истокам», а также победителем природоохранных акций: «Птица года - стриж черный», «Дети за гуманное отношение к животным», «Первоцвет».

За победу в муниципальном конкурсе рисунков «70 лет освобождения Крыма и города Симферополя от фашистских захватчиков», проходившем в апреле 2014 года Вероника Туманова награждена медалью «Юный защитник Отечества».

В 2015году Вероника поступила в Симферопольскую художественную школу.

Прошлый и нынешний учебные года, для учащейся 7 класса МБОУ»С(К)ОШ «Надежда», так же отмечены творческими успехами.

Туманова Вероника - призер конкурсов:

  • Муниципального этапа Республиканского конкурса рисунков «Я голосую за Россию» I степень (Пр. УО № 147от 09.03.2016г.);
  • Республиканского этапа Крымского конкурса «Космические фантазии» III степень (Пр. МОНМ РК № 368 от 17.03.2016г.);
  • Республиканского конкурса на лучшую творческую работу, посвященную 95-летию со дня рождения дважды Героя Советского Союза Амет-хана Султана в номинации «Творческая работа (боевой листок)» II степень (Пр. МОНМ РК № 57 от 25.01.2016г.);
  • Всероссийского конкурса рисунков «Звездная эстафета». Награждена дипломом (12 апреля 2016г.);
  • Всероссийского фестиваля для детей и молодежи с ОВЗ «Царскосельский вернисаж». Награждена дипломом (г. Пушкин - июнь 2016г.);
  • Муниципального конкурса рисунков «Я голосую за Россию».  Награждена Дипломом I степени (Пр.№ 630 от 15.03.2017г.);
  •  Муниципального конкурса листовок «Скажи терроризму - нет!» Награждена дипломом I степени (сентябрь 2017г.).
  • Согласно постановления администрации города Симферополя от  25.12.2017года №4878, одаренным учащимся муниципальных общеобразовательных учреждений МОГО Симферополь Республики Крым в том числе  Тумановой Веронике Сергеевне, учащейся МБОУ«С(К)ОШ«Надежда», выдан сертификат на получение единовременного денежного вознаграждения в размере 10 тыс.

Выводы.

Мы искренне рады успехам наших воспитанников и гордимся их результатами. Главным критерием оценки их работ является не столько их талантливость, сколько их способность трудиться, добиваться желаемого результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый, по-настоящему желающий этого.

       Литература.

1.Конвенция ООН о правах инвалидов.

2.Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ»                                 от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ.

   3.Федеральный закон «О государственной социальной помощи»                                 от 17.07.1999г №178-ФЗ.

   4.Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"                                  от  29.12.2012 N 273-ФЗ (действующая редакция, 2016).

   5. Е.Н. Лебедева «Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с задержкой психического развития». Москва «Классик.Стиль».2004г.  

   6.ГудинаТ.В.  статья: «Досуговое творчество детей – инвалидов». Журнал «Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова №1/том16/2010

        

Сведения об авторе: 

     Новикова Людмила Александровна,  социальный педагог I категории,

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждение «Специальная (коррекционная)  общеобразовательная школа  для детей с ограниченными возможностями здоровья «Надежда» муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым,

e - mail: ludanovikova52@mail.ru,  моб. тел.: +7-978-7699185


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бисероплетение, как одно из направленний в работе дополнительного образования детей

В статье рассказывается о бисероплетение, его значение в работе с детьми в сфере дополнительного образования...

Метод проектов – одно из направлений учебной работы, предусмотренной Федеральным государственным образовательным стандартом.

Основное требование нового Федерального государственного образовательного стандарта – научить школьника учиться, то есть самостоятельно добывать знания из различных источников, уметь работать с...

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА

В презентации содержится краткое описание приемов и методов развития мелкой моторики....

ПРОПАГАНДА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ.

Пропаганда – распространение в обществе знаний,     идей…, просвещение – знания, образование, их распространенность». (С. И. Ожегов  "Толковый словарь русского языка", 2001).П...

Мониторинг, как одно из направлений в работе учителя - логопеда

Данный материал содержит информацию  о комплексном обследовании ребёнка с речевыми нарушениями, которое включает скрининг - диагностику, стартовую, промежуточную и контрольную диагностики. Монито...

Работа классного руководителя с родителями, как одно из направлений воспитательной работы

Доклад о работе классного руководителя с родителями обучающихся с умственной отсталостью...