Ох, уж эти правила!
материал на тему

       Большинство наших детей зная правила правописания слов в русском языке не умеют применять их на письме. И становится обидно, когда ваш ученик, получая пятерки за устные ответы у доски, абсолютно неграмотно пишет в тетради слова на эти же правила в диктанте. Для ликвидации данной проблемы, при помощи речевых игр научим ребенка использовать правило в процессе письма,  грамотно писать на непроизвольном уровне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oh_uzh_eti_pravila.docx 28.21 КБ

Предварительный просмотр:

Большинство наших детей зная правила правописания слов в русском языке не умеют применять их на письме. И становится обидно, когда ваш ученик, получая пятерки за устные ответы у доски, абсолютно неграмотно пишет в тетради слова на эти же правила в диктанте. Для ликвидации данной проблемы, при помощи речевых игр научим ребенка использовать правило в процессе письма,  грамотно писать на непроизвольном уровне.

В каждой игре дается правило, на закрепление которого она направлена, а ниже предложен текстовый материал, позволяющий ребенку закрепить усвоенное или поможет вам проверить знания ребенка по правилу.

«Полет на Луну»

Игра основана на правилах популярных детских игр с фишками и кубиком, определяющим число ходов. Она поможет решить различные задачи: закрепить образ написанного слова, повторить правила орфографии, употреблять слова в различных грамматических формах, то есть поможет в тренировке навыков словоизменения, закреплении навыка поиска проверочных слов для безударных гласных, а также в составлении рассказов и пересказов. Игра может проводиться не только в устной, но и в письменной форме или с элементами письма.

Материал: игровое поле с изображенной на нем траекторией полета на Луну от старта до финиша с пронумерованными этапами, фишки или фигурки пилотов, кубик, лист с заданиями.

Количество игроков не ограничено.

Возраст играющих – от 5 до 15 лет (в зависимости от заданий).

Игровое поле раскладывается на плоской поверхности (на столе или на полу), на старте устанавливаются фишки каждого игрока. Первым делает ход тот, кто выбросил самое большое число на кубике. Затем каждый игрок делает такое количество шагов, которое указывает ему брошенный кубик. Но чтобы получить право сделать очередной ход, необходимо выполнить задание (придумать три слова на букву «А», записать пять слов под диктовку, составить предложение по схеме и т.д.). Если задание выполнено, то пилот остается на прежней орбите. Побеждает тот, кто первым достигнет Луны. Можно сразу провести весь цикл, можно разделить его на несколько этапов. Педагог составляет разные по темам и по сложности задания, в зависимости от индивидуальных проблем каждого ребенка.

Примеры заданий.

Все задания помогают лучше усвоить правило на правописание безударных гласных.

 

ПРАВИЛО. Правописание безударных гласных в русском языке часто можно проверить, изменяя слово или подбирая однокоренные слова так, чтобы сомнительный звук оказался под ударением, например: зима – зимний, бежать – бег.

Отгадай загадки, приведи проверочные слова к отгадкам (выполняется устно).

1. Чем больше колец, тем старше жилец (дерево). 2. На носу зверь носит рог и зовется… (носорог). 3. Меня льют, меня пьют, всем нужна я. Кто такая? (вода). 4. Длинный хвостище, рыжие волосища, сама хитрища (лиса). 5. Растет она вниз головою. Не летом растет, а зимою. Чуть солнце ее припечет, растает она и умрет (сосулька). 6. Ходит по двору будильник, разгребает лапой сор, расправляет с шумом крылья и садится на забор (петух). 7. принялась она за дело, завизжала и запела, ела-ела дуб-дуб, поломала зуб-зуб (пила). 8. Снег на полях, лед на реках. Ветер гуляет. Когда это бывает? (Зимой).

Примечание. Ребенок, выполнившее задание, получает право на следующий ход.

Вставь буквы, вслух подбирая проверочные слова.

Над бабушкиной избушкой висит хлеба кр…юшка.

Ст…ят в поле с…стрички – желтый гл…зок, белые реснички.

С…дит – з…ленеет, л…тит – пож…лтеет, уп…дет – поч…рнеет.

Слово б…ло, да дело ч…рно.

Скажешь с н…готок, а перескажут с л…коток.

Любишь к…таться – люби и саночки в…зить.

В…лков б…яться – в лес не х…дить.

 

Вставь пропущенные буквы и перепиши.

В…сеней тр…пою

Апрель заш…гал.

Везде голубые

Осколки з…ркал.

С улыбкою подружки

Гл…дят в зеркала –

Опять им в…снушки

В…сна прин…сла.

 

Вставь буквы на месте пропусков. Перепиши. Как ты думаешь, на какую тему составлены эти предложения?

Ос…нь поз…лотила л…са и п…ля.

Пож…лтели д…ревья на л…сных опушках.

Д…твора отправилась в путешествие по л…сным тр…пинкам.

Пот…нул х…лодный в…терок.

 

Вставь буквы на месте пропусков. Перепиши. Придумай заголовок к этому тексту.

Д…ревья бывают толстые, тонкие, высокие, низкие, пр…мые, кр…вые. А в г…рах можно увидеть дер…во в…лосатое. Увидишь и гл…зам не поверишь! Ствол снизу Зв…риной шерстью оброс. Ст…ишь и гладишь м…хнатое дер…во, как собаку.

 

Вставь буквы на месте пропусков.

В…ооне где-то бог послал

Кусочек сыру.

На ель в…рона взобралась,

Позавтракать совсем уж было собралась,

Да призадумалась,

А сыр во рту д…ржала.

На ту беду л…са бл…зехонько б…жала.

Л…сица видит сыр,

Л…сицу сыр пл…нил.

Плутовка к д…реву на цыпочках подходит,

В…ртит хв…стом, с в…роны глаз не сводит.

 

Грамматическое лото

Игра помогает усвоить на непроизвольном уровне различные правила русского языка, увидеть сложности ребенка в их усвоении и понимании. Может быть проведена как в устной, так и в письменной форме. В игре могут участвовать от 2 до 5 человек в возрасте от 8 до 15 лет.

Материал: 100 карточек по основным орфографическим темам школьной программы (написание «Ь» после шипящих, правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-, слитное/дефисное написание наречий и т.д.), по 10 карточек на каждое правило со словами, в которых пропущены буквы (то есть имеется несколько комплектов карточек на каждое правило орфографии), 100 плоских прямоугольных фишек. На каждой карточке, в зависимости от правила, есть от трех до шести слов, не повторяющихся на другой карточке, и картинка, не обязательно, связанная по значению со словами на карточке (предметное или веселое сюжетное изображение, повышающее эмоциональный фон игры и способствующее запоминанию изучаемого материала).

Ведущий (педагог) выбирает орфографическое правило для закрепления, соответствующее уровню речевого развития и школьным проблемам ребенка. Он раздает участникам по 2 карточки, называет различные составляющие правила (на каждой карточке имеются по одному слову на каждую составляющую) и просит играющих закрывать плоскими фишками слова на карточке в соответствии с названным условием. При этом у играющего всегда должно оставаться одно незакрытое контрольное слово для последующего угадывания (самостоятельного выведения правила).

Пример игровой карточки грамматического лото для изучения правописания слов с приставками ПРЕ-, ПРИ-. Учитель дает следующие указания:

  • закрыть слово, в котором приставка ПРЕ – имеет значение слова «очень»;
  • закрыть слово, в котором приставка ПРИ-  имеет значение присоединения;
  • закрыть слово, в котором приставка ПРИ – имеет значение неполного действия;
  • закрыть слово, в котором приставка ПРЕ – имеет значение, близкое к значению приставки ПЕРЕ-;
  • закрыть слово, в котором приставка ПРИ- имеет значение близости.

  В нашем примере контрольным словом будет слово с приставкой ПРИ- в значении близости. Другие игроки контролируют правильность выбора слова, и в случае ошибки играющий пропускает ход, а названное правило повторяется через несколько ходов. Выигрывает тот, кто первым закрыл все нужные слова на своей карточке и сформулировал правило по контрольному слову (самостоятельно или с помощью других игроков).

Игроки могут закончить игру, или обменяться карточками, или взять новые на эту же тему (на этом или следующем занятии), и соревнование продолжается. Игра может быть продолжена в письменной форме. Ведущий просит выписать  с карточки все слова в два столбика – с при ставкой ПРИ – и с приставкой ПРЕ-, а затем придумать с ними предложения или составить целый рассказ, употребляя в се слова. Для рассказа можно использовать и имеющуюся на карточке картинку. Выигрывает тот, кто первый справился с заданием и не сделал ошибок. Ведущий тут же просматривает написанный текст и подчеркивает ошибки, на исправление которых тоже требуется время, то есть ребенок, закончивший первым, может в результате оказаться последним. Это условие игры способствует в конечном счете преодолению импульсивности при письме – одного из существенных механизмов дисграфии, а также переводу от внешнего контроля со стороны взрослого  и других детей, участвующих в игре, к самоконтролю.

 

ПРАВИЛОВыбор приставок ПРЕ-, ПРИ- зависит от значения. Приставка ПРЕ- придает словам следующие значения: высокой степени и качества (можно заменить словами «очень», «весьма») – пребольшой, премудрый; значение «через», «по-иному» (преобразовать, превратить). Приставка ПРИ- придает словам следующие значения: пространственной близости (прибрежный, пришкольный); присоединения, прибавления, приближения (приделать, пригибать); совершения действия в неполной мере или на ограниченный срок (присесть, приостановить); доведение действия до конца (приглушить, придумать); совершение действия в чьих- либо интересах (приберечь, припрятать).

 

  ПРЕ- или ПРИ-? Объясни, почему выбрана именно такая приставка?

Пришкольный, приписать, пришить, премудрый, преувеличить, прикатиться, непрерывный, приморский, приклеить, приехать, превозмочь, преподаватель, приготовить, прескверный, прилепить, непреодолимый, приободриться, приползти, предобрый, приправа, приставить, преломление.

 

Вставь буквы. Спиши слова, разделив на два столбика: с приставкой ПРЕ- и ПРИ- (в каждом столбике должно получиться по 13 слов).

Пр…мчаться, пр…вязать, пр…скучный, пр…рвать, пр…дорожный, пр…возмочь, пр…открыть, пр…станционный, пр…скакать, пр…смешной, пр…гласить, пр…одоление, пр…тупиться, пр…бавить, пр…кусить, пр…градить, пр…образить, беспр…страстный,пр…сытиться, пр…тихнуть, пр…следовать, пр…ступник, пр…порошить, пр…восходный, непр…взойденный, пр…увеличение.

 

А теперь посмотри на  слова  и запомни: в этих словах ПРЕ- и ПРИ - - не приставки, а сочетания букв, их написание нужно запомнить:

президент

неприхотливый

премьера

приватный

президиум

привередливый

преамбула

приверженец

прельщать

привидение

преследовать

привилегия

претензия

придирчивый

пресечь

примитивный

престиж

приоритет

прекращать

причудливый

 

 

Приставка или нет? Выпиши слова  только с приставками ПРЕ- и ПРИ-.

Прискорбный, приверженец, причудиться, преградить, пристанище, премия, прилежание, пригорок, призовой, приколоть, неприметный, препарат, превосходный, премудрость, премировать, престиж, признание, природа, приторный, принцип, притормозить.

 

Объясни различие в написании приставок, составь словосочетания.

Предание – придание, претворить – притворить, пребывать – прибывать, преклонить – приклонить, преступить – приступить, преходящий – приходящий.

 

Сказки – небылицы

Чтобы отработать правила, вместе с ребятами придумывайте забавные рассказы, такие как мини-сказка про ПРЕ и ПРИ (Таня Егорова, 11 лет): «Жила- была ПРИдумка. Она любила ПРИдумывать всякие наряды. Как-то раз ПРИдумала себе платье. ПРИмерила – неПРИятно. ПРИсела. ПРИзадумалась, решила ПРИшить к платью кружева. ПРИшила и ПРИшла показать ПРЕ. «ПРЕлестно, ПРЕвосходно!» - ответила ПРЕ. ПРИдумка ПРИпрыгнула, ПРИхлопнула, ПРИтопнула, ПРИльнула к ПРЕ и сказала, что в следующий раз ПРИдумает что-нибудь, специально для ПРЕкрасной ПРЕ. «ПРЕмного благодарна», - ответила ПРЕ».

А вот еще одна сказка, придуманная Сережей Ивановым (12 лет) после изучения темы «Слитное и раздельное написание ПОЛ-, ПОЛУ-» : «В ПОЛвторого я проснулся от чьего-то ПОЛУшепота на ПОЛУострове. Неожиданно я согнулся в ПОЛУовал и не смог выговорить и ПОЛслова. Все потому, что вчера мы с друзьями играли и в игре пробежали ПОЛ-острова, проплыли ПОЛморя, потом устали и уже на ПОЛдороги поймали ПОЛУэкипаж. Мы проехали ПОЛ всей горной дороги, нас высадили и мы прошли ПОЛ-луга до дома самостоятельно. Вот так весело живется всем мальчишкам на нашем ПОЛУострове!»

 

«Словесный бой»

Игра тренирует навыки применения теоретических знаний (склонения существительных, спряжения глаголов, система родов существительных и т.д.), повышает грамотность ребенка, расширяет словарный запас, помогает сформировать графический образ слова, преодолеть пространственные трудности, выработать правильную стратегию решения задачи, то есть эта игра содержит в себе элементы полимодального воздействия на процесс письма. Игра требует максимального внимания, сосредоточенности, вдумчивости.

Материал: лист бумаги с расчерченным полем 6 х 6 клеток и свободным пространством для записи и подсчетов результатов.

В игре могут участвовать от 2 до 4 игроков старше 12 лет.

Сначала игроки выбирают тему, например «Животные». Затем каждый из них по очереди называет буквы, имея в виду придуманное название животного. На игровом поле каждого игрока эти буквы могут быть записаны в любой клетке так, чтобы сложить из них названия животных или по горизонтали, ил по вертикали. Слова могут пересекаться и перетекать одно в другое. Игроки обязаны заносить в игровое поле все названные буквы, в том числе и те, которые не составляют задуманные ими слова, но называются противником. Каждая буква может называться многократно, то есть ребенок может гибко менять свою стратегию игры, учитывая ходы противника. Когда все клетки поля всех игроков будут заняты, в свободную часть выписываются получившиеся слова. Затем происходит подсчет очков: за слово из 6 букв игрок получает 8 очков, из 5 – 6 очков, из 4 – 5 очков, из 3 – 3 очка, из 2 – 1 очко. Выигрывает тот, кто набрал наибольшее количество очков.

Ниже представлен пример заполненного игрового поля в игре «Словесный бой»: лисица – 8 очков, осел – 5 очков, барс – 5 очков, бык – 3 очка, лось – 5 очков, собака – 8 очков, рысь – 5 очков, слон – 5 очков. Всего 44 очка: о г о с е л с в б а р с ь у а ш ы л б ы к о с о я р а ф ь н.

 

л

и

с

и

ц

а

о

г

о

с

е

л

с

в

б

а

р

с

ь

у

а

ш

ы

л

б

ы

к

о

с

о

я

р

а

ф

ь

н

 

«Пасьянс, ил Игра в карты»

При изучении теоретических тем можно использовать принцип игры в карты. Такая игра закрепляет теоретические знания, обогащает словарный запас, развивает память и внимание ребенка.

Материал: несколько пар карточек с синонимами (антонимами).

Количество играющих: от 2 человек.

Каждому участнику раздаются по 4 карты, все остальные выкладываются в «базар». Играющие по очереди показывают друг другу карты, если совпадает парочка, то она остается у того, кто показывал карту. После того как были показаны карты, из «базара» набирается по три карты. Выигрывает тот, кто наберет больше парочек.

Материал для карт при изучении синонимов:

большой – огромный;

свитер – кофта;

трудный – сложный;

супруга – жена;

синий – небесный;

дождь – ливень;

серый – мышиный;

сырой – мокрый;

игрушка – кукла;

солдат – воин;

врач – доктор;

рыдать – плакать;

волшебник – колдун;

балерина – танцовщица.

 

Материал для карт при изучении антонимов:

большой – маленький;

ребенок – взрослый;

небо – земля;

холодильник – печка;

море – суша;

лето – зима;

утро – вечер;

радостно – грустно;

легкий – трудный;

сказка – реальность;

черный – белый;

пушистый – гладкошерстный.

темный – светлый;

 

 

Материал для карт при изучении однокоренных слов. Каждый комплект состоит из 4 карточек:

Печать – печатный – печатать – печатник;

Печь – печурка  - печеный – выпечка;

Лев – львиный – львица – львенок;

Левый – влево – левша – слева;

Белый – белеть – белок – белизна;

Белка – бельчонок – беличий – бельчата;

Стол – столовая – столик – столешница;

Сто – сотый – сотня – сотник;

Горе – горевать – пригорюнился – горюшко;

Гора – пригорок – горочка – гористый;

Водить – водила – водитель – проводник;

Вода – подводник – водяной – водянистый.

 

«Граммино»

Игра основана на правилах игры в домино. Требуется изготовить 28 карточек-фишек, каждая  из которых поделена на две части: в одной части помещена буква, в другой – слово с пропущенной буквой. Для каждого правила требуется свой комплект фишек. В игре могут принимать участие от 2 до 4 человек, каждый из которых берет по 7 карточек. Неразобранные карточки откладываются в «базар». Любым способом определяется игрок, который будет ходить первым. Он выкладывает на стол любую карточку. Игроки по очереди подставляют свои карточки к одному или другому концу выложенной карточки, образовывая цепочку, так, чтобы имеющаяся на карточке буква была пропущена в слове. Если нужной карточки у игрока нет, он отправляется за ней на «базар» и берет карточки, пока не будет нужной буквы или слова. Выигрывает тот, кто первым выложит свои карточки.

Комплекты игры разрабатываются для различных правил: правописание безударных гласных в корне, правописание согласных в корне, правописание «Ъ» и «Ь», падежные окончания существительных.

 

«Лотограм»

Игра помогает усвоить правила правописания проверяемых безударных гласных в корне, сомнительных и непроизносимых согласных, падежных окончаний существительных. Для игры нужны 36 больших карточек, на которых написаны слова с пропущенными проверяемыми буквами, и 36 маленьких карточек, на которых написаны проверочные слова. Для каждого правила требуется свой комплект карточек. В игре могут принимать участие от 2 до 6 человек. Большие карточки со словами раздаются поровну всем игрокам, затем выбирается ведущий, который забирает маленькие карточки с проверочными словами. Ведущий громко называет проверочные слова. Если слово подходит кому-то из игроков, тот кричит: «Моё!», забирает карточку и кладет ее на нужное слово. Выигрывает то игрок, который первым закроет слова на всех своих карточках.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы классного часа с презентацией о правах ребёнка "Имею право на права"

Материалы классного часа с презентацией о правах ребёнка "Имею право на права"....

Права человека. Права гражданина России. Документы, регламентирующие права.

Урок 19 ОЗОЖ 8 класс. По теме"Права человека.Права гражданина России. Документы, регламентирующие права."...

Разработка урока по праву Общая собственность и порядок защиты права собственности. защита неимущественных прав.

Целевая аудитория:  Учитель (преподаватель)  Класс(ы):  11 класс  Предмет(ы):  право: основы правовой культуры   ...

Объекты экологического права. Право собственности на природные ресурсы и право природопользования

презентация предназначена для уроков по дисциплине "Основы экологического права"...

Учебный проект урока по теме « Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Формы права»

Учебный проект урока по теме  « Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Формы права»...

Формирование элементарных общепринятых норм и правил поведения в социуме через организацию тематической правовой недели «Мы имеем право» Правовая неделя «Мы имеем право». (для разновозрастной группы 14- 17 лет).

Цели:1. Углубление знаний детей о правах и обязанностях.2. Воспитание умения считаться с мнениями и интересами других людей.3. Формирование доброжелательности, чувства справедливости, уважения друг к ...