Рабочая программа "Математические представления и конструирование" 8 класс VIII вид (2)
рабочая программа (8 класс) по теме

Крестовникова Галина Егоровна

Рабочая программа по предмету "Математические представления и конструирование" 8 класс, 8 вид (2 вариант) сотавлена для учащихся коррекционных школ с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и обучающихся на индивидуальном (надомном) обучении по индивидуальному образовательному маршруту, предназначена для одного конкретного ученика. Программа составлена на основе "Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью" Л.Б. Баряевой и др. и скорректированна в соответствии с учебным планом ОУ, с учетом индивидуальных психофизических возможностей учащегося.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progr.matem_.82.docx50.51 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение школа №487

Выборгского района Санкт-Петербурга

                                                        ПРИНЯТА

                                                                                           Решением Педагогического совета

                                                                    ГБОУ школы №487

                                                                     Выборгского района

                                                                                                  Протокол № _ от __ августа 20__ года

                                                                                                Председатель Педагогического совета

                                                                                            _______________(Директор школы)  

                                                               УТВЕРЖДЕНА

                                                                                      Директором ГБОУ школы №487

                                                                   Выборгского района

                                                                                        _______________Ю.Н. Кассихина

                                                                  _ сентября 20__ года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету:  Математические представления и конструирование

для учащегося 8 класса (VIII вид 2 вариант)

Ф. И. учащегося

Составитель: учитель Г.Е.Крестовникова

Санкт-Петербург

2017

Пояснительная записка. 

     В ходе реализации задач учебного предмета, который может быть определен только как «Математические представления и конструирование», особое внимание обращается на практическую направленность знаний, умений и навыков, которые формируются у школьников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью для их социально-бытовой адаптации. Именно для этой категории учащихся важно, чтобы содержание учебного предмета способствовало решению задач нравственного, умственного, речевого, трудового, эстетического и физического воспитания. Для овладения элементарными математическими представлениями большое значение имеет развитие сенсорных представлений, которые являются базой для конструирования.

     В «Программе образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью содержание учебного предмета «Математические представления и конструирование» направлено на формирование и преобразование получаемого детьми элементарного математического и конструктивного опыта путем активного, преднамеренного, осознанного овладения ими физической и социальной картиной мира, значимой для социально-бытовой адаптации учащихся.

     Большую роль в процессе формирования элементарных математических представлений и навыков конструирования у учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью играет чувственное познание, на основе которого становится возможным обучить их элементарной бытовой деятельности и сформировать навыки невербального и доступного вербального речевого общения.

     Учебный процесс по предмету «Математические представления и конструирование» построен на основе образовательных ситуаций. Среди них наиболее активно используются уроки-занятия (чаще всего на интегрированной основе), экскурсии, наблюдения, специальные игровые упражнения и игры (отобразительные, подвижные, сюжетно-дидактические, конструктивные, строительно-конструктивные), коллективный труд, рисование.

     Обучение строится таким образом, чтобы достичь максимальной активности ребенка, используя в процессе формирования элементарных математических представлений и навыков конструирования занимательные и игровые материалы, красочное и эмоциональное оформление уроков-занятий. Процесс обучения осуществляется с использованием практических, наглядных методов в сочетании со словесными.

     Для обучения предмету «Математические представления и конструирование» характерны индивидуальный и дифференцированный подход, значительно сниженный темп обучения, структурная простота содержания знаний, максимально возможная самостоятельность и активность в процессе обучения, многократная повторяемость материала при небольшом увеличении объема и усложнении его.

     Предмет   «Математические представления и конструирование» также интегрируется с различными учебными предметами и направлениями коррекционно-развивающей области.

     Рабочая программа по учебному предмету «Математические представления и конструирование» для 8 класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью  составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:

1. Программа «Образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией Н.Б.Баряевой, Н.Н Яковлевой, СПб, 2011год.

2.Учебного плана ГБОУ школа № 487 на _________ уч.год.

Срок реализации  программы:  1 учебный год.

Причина создания учебной программы.

     Так как в программе «Образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией Н.Б.Баряевой  предусмотрена нагрузка 3 час в неделю, а по учебному плану ГБОУ школы № 487 – 1 час в неделю, мною была проведена корректировка программы. Темы, изучаемые в 8 классе, оставлены без изменений, а количество часов уменьшено на 2 часа в неделю за счёт уплотнения учебного материала и тем программы.

Краткая характеристика учащегося.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Цель  и  задачи программы.

Цель: направлено на формирование и преобразование получаемого детьми элементарного математического и конструктивного опыта путем активного, преднамеренного, осознанного овладения ими физической и социальной картиной мира, значимой для социально-бытовой адаптации учащихся. Максимальное включение в образовательный процесс, в формировании доступных видов деятельности (предметно-практической, игровой, элементарной учебной, общения, трудовой).

Задачи:

  • Развитие элементарной, жизнеобеспечивающей ориентировки в пространственно-величинных, временных и количественных отношениях окружающей действительности.
  • Формирование практических навыков и умений в счете, вычислениях, измерении на наглядно представленном материале в бытовых ситуациях.
  • Формирование элементарных общеучебных умений.
  • Овладение элементарной терминологией, значимой для социально-бытовой ориентировки в окружающей действительности.
  • Развитие познавательных интересов жизнеобеспечивающего характера на основе ознакомления с бытовыми, здоровьесберегающими ситуациями, развитие наглядно-действенного мышления и элементов наглядно-образного и логического мышления.
  • Общее развитие учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

Условия реализации программы.

 Виды и формы организации учебного процесса.

      Для реализации данной программы используются разнообразные типы уроков, формы и виды работ, а также  средства обучения и технологии.

Уроки: традиционные (ознакомления с новым материалом;  систематизации и повторении изученного материала), комбинированные.

Формы работы на уроке:  индивидуальная работа.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие.

     При реализации данной программы используется одна форма контроля: индивидуальный. Контроль (диагностика) проводится  (в начале года)  и  итоговый (конец года).  

Инструментарий учителя: рабочая программа, календарно тематическое планирование, конспект урока, тематические презентации, методическая литература, наглядно-дидактический материал.

Учебно – тематический план.

Тема урока

Кол-во часов

Конструирование

5

Количественные представления

7

Представления о форме

5

Представления о величине

8

Пространственные представления

4

Временные представления

5

Всего

34

Содержание тем учебного курса.

Конструирование:

  • Игры и игровые упражнения с тематическими сборно-разборными грушками; с разрезными картинками со смысловыми разъемами; с сюжетними картинками с вырубленными частями круглой, квадратной и прямоугольной формы; с разрезными картинками с использованием образца (груши, овощи, фрукты, животные), на узнавание целого предмета по фрагментам и называние его.
  • Конструирование по объемному образцу (мосты, ворота). Конструирование из палочек (различные по цвету, фактуре и величине счетные палочки одинакового раз мера).
  • Постройки из строительного материала ( из 4-5 деталей) по образцу и словесной инструкции (с использованием указательных жестов).
  • Совместная деятельность учащегося по воспроизведению по образцу комбинаций из 3-5 мягких модулей.
  • Постройки по образцу после элементарного предварительного анализа совместно с учителем, выделение основних частей образца, определение необходимых строительных элементов с использованием невербальних и вербальних средств общения.

Количественные представления :

  • Формирование представлений учащегося о том, что любая совокупность объектов может бать сосчитана.
  • Упражнения и игры, в которых используется счет объектов в любом порядке. Упражнения на понимание учащимся принципа сохранения количества не зависимо от формы (в упражнениях с водой, песком, крупой).
  • Упражнения на определения состава числа в совместной деятельности учащегося и учителя.
  • Знакомство с монетами достоїнством 1, 5 копеек, 1, 2, 5 рублей (различие, набор и рамен монет).
  • Рисование цифр 0, 1, 2, 3, 4, 5 по трафаретам, на песке, на грифельной доске, в тетради, лепка из пластелина, выкладывание из природного материала, шнурков.
  • Упражнения с цифрами: набрать заданный номер из предложенных цифр (01, 112, 03, 02).
  • Игровые упражнения на выделение 1-4 предметов на основе тактильного обследования по типу игры «Чудесный мешочек».
  • Упражнения на определение состава числа в пределах 4-х. Знакомство с количеством в пределах 5. Соотнесение количества в пределах 5 с пальцами рук.
  • Знакомство с арифметическими задачами-иллюстрациями с открытым результатом на наглядном метериале в пределах 6-ти.

Представления о форме:

  • Практические действия, игровые задания, настольно-печатные игры на группировку предметов по форме, на соотнесение плоских и объемных форм, на идентификацию и выбор предметов по образцам с ориентировкой на форму.
  • Рисование фигур по трафаретам, по опорным точкам, вырезание фигур (с помощью учителя).
  • Лепка различных форм из пластелина.

Представления о величине:

  • Игровые упражнения , настольные игры и практические действия для закрепления представлений о величине. Использование примов наложения и приложения для сравнения.
  • Раскрашивание, штриховка, обводка по трафаретам, по опорным точкам зображений разной величины по образцу и словесной инструкции.
  • Экспериментирование с целью определения непрерывного количества (песка, воды), используя для этого разные емкости.

Пространственные представления:

  • Закрепление навыков перемещения в пространстве различных помещений (с помощью учителя) и представлений о схеме собственного тела и лица.
  • Игра с куклами на определение пространственного расположения. Стимулирование учащегося показывать, называть и выполнять соответствующие действия (с помощью учителя) в виде указательных жестов и словесного пояснения.

Временные представления:

  • Формирование представлений о прошедшем времени года. Чтение учителем стихов, рассказов о кременах года, уточняя их общин и различные признаки.
  • Игры и игровые упражнения, изобразительная деятельность с целью сравнения наиболее характерних признаков времен года.
  • Совместно с учащимся рассматривать пейзажне картинки о природе в разное время года, в разные части суток с последующей беседой по содержанию использованного материала.
  • Знакомство с календарем погоды.
  • Работа с пиктограммами о погоде и кременах года.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

     К концу учебного года у учащихся могут сформироваться следующие универсальные учебные действия:

  • Конструировать по объемному образцу с последующим выкладыванием аналогичных конструкций из плоскостных элементов на магнитной доске или на фланелеграфе, конструировать из палочек.
  • Выполнять действия с монетами достоинством 1, 5 копеек, 1, 2, 5 рублей (различение, набор и размен монет).
  • Решать арифметические задачи-иллюстрации с открытым результатом на наглядном материале в пределах шести, арифметические задачи-иллюстрации с закрытым результатом в пределах двух-трех, увеличивать и уменьшать каждое число на 1 (в пределах 6).
  • Изменять положения частей тела (поднять руки, вытянуть их вперед, поднять одну руку) по образцу, по словесной инструкции, стоя рядом с учителем, напротив него (ориентировка в паропротивоположных направлениях), использовать вербальные и невербальные средства в процессе показа и называния пространственных отношений.
  • Использовать часы в реальной жизни. Показывать стрелки часов, называть и показывать время от 1 до 6 часов на часах, переводить стрелки на указанное время (по образцу, по словесной инструкции), регулировать время по часам (по песочным часам, по таймеру), выполнять практические действия за определенное время (до 5 минут).
  • Овладение манипулятивными действиями предметами, значимыми для математической и конструктивной деятельности и для элементарных навыков жизнеобеспечения.
  • Формирование навыков предметно-практической деятельности с объемными и плоскостными объектами и элементарных коммуникативных навыков.
  • Развитие навыков общения по содержанию предмета «Математические представления и конструирование» на наглядной основе, овладение предметно-игровой деятельностью и элементами бытовой деятельности с математическим содержанием.

Перечень учебно-методического обеспечения.
  

Основная: Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б.Баряевой, Н.Н. Яковлевой, СПБ, 2011год.

Дополнительная:

  1. Баряева Л. Б. «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии)», СПб., Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена  «СОЮЗ», 2012 год.
  2. Андрющенко Н. В. « Монтессори-педагогика и  Монтессори-терапия», СПб.,«Речь», 2012 год.
  3. Баряева Л. Б., Кондратьева С. Ю. «Игры и логические упражнения с цифрами», СПб., «КАРО», 2013 год.
  4. Баряева Л. Б., Кондратьева С. Ю. «Математика для дошкольников в играх и упражнениях», СПб., «КАРО», 2011 год. 
  5. В.А.Козлова «Ориентировка во времени». Рабочая тетрадь, М., «Дрофа», 2012 год.

Скорректированное календарно-тематическое планирование «Математические представления и конструирование»

8 класс 34 часа (1 час в неделю)

№ п.п.

Кол-во часов

Дата

Темы уроков

Требования к уровню подготовки уч-ся

Примечание

1 четверть.

1.

1

Выкладывание фигур и линий из палочек по образцу. Выкладывание фигур и линий из палочек  самостоятельно.

Уметь выкладывать геометрические фигуры из палочек; работать с «архитектурным набором» и выкладывать из него конструкции.

2.

1

Занятия с детскими «архитектурными наборами».

3.

1

Выполнение конструкции типового дома.

4.

1

Обучение прямому и обратному счету в пределах 1-9. Последовательное выделение каждого предмета или  картинки в пределах  9.

Называть цифры, располагать их в прямом и обратном порядке.

Последовательно выделять каждый предмет (картинку) в пределах 9; располагать в определенном порядке числа натурального ряда; упражняться в работе на калькуляторе; выполнять счетные операции на сложение и вычитание в пределах 9.

5.

1

Счет различно расположенных предметов в пределах 9.

6.

1

Числа натурального ряда  в пределах 9.

7.

1

«Запись»  цифр на  калькуляторе.

8.

9.

2

Счетные операции  на сложение.

10.

1

Счетные операции  на  вычитание.

2 четверть.

11.

1

Конструирование природного ландшафта.        Упражнения  по конструированию.

Уметь конструировать простую по содержанию диораму; складывать предметные, сюжетные разрезные картинки.

12.

1

Складывание предметных и сюжетных разрезных картинок.

13.

1

Продолжить знакомство с монетами  достоинством  1,5 копеек и знакомство с монетами  достоинством   1,2,5рублей.

Дальнейшее знакомство с монетами; уметь использовать их; уметь считать на калькуляторе;

Решать арифметические задачи на сложение и вычитание.

14.

1

Упражнения  в счёте на  калькуляторе.

15.

1

Решение арифметических задач  на сложение.

16.

1

Решение арифметических задач на вычитание.

17.

1

Конструирование и моделирование  геометрических фигур.

Конструировать, моделировать геометрические фигуры; узнавать предметы по его фрагментам; выкладывать плоские фигуры.

3 четверть.

18.

1

Конструктивная деятельность с использованием счетных палочек и плоских фигур.

Уметь конструировать, используя счетные

палочки и плоских фигур; зарисовывать готовые конструкции по клеточкам.

19.

1

Зарисовка готовых конструкций  по клеточкам.

20.

1

Упражнения на перемещение четырех – шести объемных и  плоских элементов.            

21.

1

Знакомство с числом и цифрой  10.

Знать число и цифру 10, место числа в числовом ряду; счет в прямом и обратном порядке; определять пропущенное число; последовательно выделять предмет; считать различно расположенные объекты в пределах 9; знать числа натурального рядя (10 больше 9 на 1, 6 меньше 7 на 1); формировать понятия «увеличить на…», «уменьшить на… Узнавать цифры от1 до 10 в правильном и перевернутом виде; уметь дорисовывать и рисовать цифры по трафарету; конструировать и лепить из пластилина из деталей цифры; выкладывать цифры из природного материала; различать монеты и бумажные деньги; считать деньги на калькуляторе.

22.

1

Числовой ряд от 1 до 10. «Называние»  числового ряда в прямом и обратном порядке.

23.

1

Определение пропущенного числа. Последовательное выделение каждого предмет (в пределах 7).

24.

1

Счет различно расположенных объектов в пределах 9. Упражнения в счет на основе  тактильного и зрительного восприятия.

25.

1

Числа натурального ряда (10больше  9 на 1). Числа натурального ряда (6  меньше 7 на 1).

26.

1

Увеличение каждого  числа на 1 в пределах 10. Уменьшение каждого числа на 1 в пределах 10.

27.

1

Узнавание  цифр 1,2,3,4,5,6,7,8,9,0 в правильном и перевернутом виде. Дорисовывание  и рисование цифр от 1 до 10 по трафарету, опорным точкам.

4 четверть.

28.

1

«Строительство»  жилого дома.

«Строительство» самостоятельно из конструктора заданных предметов; конструировать плоские изображения на ковролинографе.

29.

1

«Строительство» дворца.

30.

1

«Строительство»  машины.        

31.

1

Конструирование плоских изображений на ковролинографе.

32.

1

Решение арифметических задач  в пределах двух – четырех.

Уметь решать арифметические задачи в пределах двух – семи; выполнять действия на сложение и вычитание в пределах 10.

33.

1

Решение  арифметических задач   на сложение в пределах пяти – семи.

34.

1

Действия сложения и вычитания в пределах десяти.