Управление мотивацией и стимулированием познавательной активностью школьников c ОВЗ на уроках математики
методическая разработка по теме

Кочухова Ирина Михайловна

   Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит учащихся с ОВЗ к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи - коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль. У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя. Целями школьного образования, которые ставят перед школой государство, общество и семья, помимо приобретения определенного набора знаний и умений, являются раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_kochuhova_i.m.doc622.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Солнечная СОШ № 1» Сургутского района ХМАО-Югры

Методическая разработка

 «Управление мотивацией и стимулированием познавательной активностью  школьников c ОВЗ на уроках математики»

Автор:

Кочухова Ирина Михайловна,

учитель математики,

высшая квалификационная категория,

МБОУ «Солнечная СОШ № 1»

 

2016/2017 учебный год


«… Только то, обучение в детском возрасте хорошо,

которое забегает вперед развития и ведет развитие за собой»

Л.С. Выготский

Введение

В последнее десятилетие обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных национальных приоритетов России. Основной идей государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» является  организация обучения детей с ограниченными возможностями в обычных образовательных учреждениях,  что позволит избежать помещения таких детей  на длительный срок в специализированные учреждения и обеспечит их постоянное общение со сверстниками.

В условиях реализации ФГОС особый акцент в преподавании математики сделан на формирование универсальных учебных действий у учащихся, обеспечивающих умение учиться, способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путем активного присвоения нового социального опыта.  В детские годы формируется мировоззрение, вырабатывается жизненная позиция и самооценка человека. От этих категорий зависит, как будет складываться в дальнейшем жизнь человека, какое место займёт он в этом мире.

"Десятилетиями в наши учительские головы вбивалась мысль, что школа должна, прежде всего,  давать знания, умения, навыки,  а кто не берёт их, тот, значит, не хочет учиться, и надо его заставить. Но школа - не раздаточный пункт, не склад готовых знаний... Первая задача школы - развить ребёнка, чтобы он мог и хотел добыть (а не получить) знания, мог приобрести умения и навыки" [1].

Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит учащихся с ОВЗ к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.

Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи - коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

Обучение математике должно носить практическую направленность и быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учить использованию математических знаний в нестандартных условиях.

В педагогике неизбежно возникают вопросы: «Чему учить?», «Зачем учить?», «Как учить результативно?».  Математика как предмет, куда менее занимательна, нежели литература или история, к тому же для его усвоения, кроме желания и старания ученика, требуется, чтобы не обошла его стороной «божья благодать» на сей предмет.

Проблема активизации обучения учащихся математике относится к числу наиболее актуальных проблем, т.к.  процесс обучения в школе должен быть интересным и увлекательным. Хорошо, когда он начинается со слова «хочется» и только постепенно, по мере взросления ребенка, переходит к слову «нужно». Педагоги, отмечая у обучаемых с ОВЗ равнодушие к знаниям, нежелание учиться, низкий уровень развития познавательных интересов, пытаются конструировать более эффективные формы, модели, способы, условия обучения.

Вопрос организации специальной работы с неуспевающими детьми, испытывающими различные трудности в процессе школьного обучения, поднимался на различных этапах прошлого и настоящего нашей страны. Однако признания необходимости организации работы с проблемными учащимися массовой школы без рассмотрения специфики коррекционно-развивающей работы, её форм и методов, явно недостаточно. Анализ литературы по проблеме приводит к пониманию того, что как раз аспект специально организованной работы со всеми категориями проблемных учащихся остаётся наименее разработанным. Работая с данной категорией учащихся, учитель сталкивается с проблемой недостатка учебно-методической литературы с описанием приёмов и методов психолого-педагогической коррекционной работы с отстающими учащимися с целью развития учебных умений, приёмов формирования способов, умений учиться, методов устранения пробелов в знаниях учащихся, упрочения или стимулирования эффективных форм мотивации учения.

Проведя экспериментальные методики для изучения уровня развития познавательной   деятельности школьников при переходе в 5 классе,   выявлено следующее:

  • учащиеся слабо ориентируются в условиях проблемной практической задачи, возникают трудности при анализе данных условий;
  • недостаточная связь между практическими действиями и их словесным обозначением, отмечается явный разрыв между действием и словом;
  • внимание неустойчивое, отмечаются трудности в его привлечении к нужным сторонам объекта;
  • наблюдаются неточности воспроизведения учебного материала даже при многократном повторении;
  • низкая способность к отвлечению и обобщению;
  •  некоторые учащиеся неадекватно реагируют на замечания учителя, одноклассников.

Поэтому-то и важно создать необходимые условия для каждого ученика, особенно для тех, чьи возможности здоровья ограничены. Для ребёнка с ограниченными возможностями школа является одним из важных факторов социализации, а также важным символом здоровья и полноценной жизни. Поэтому в представлении детей с ограниченными возможностями о своём будущем школа занимает существенное место.

При каких педагогических условиях возможен новый продуктивный опыт успешной активизации обучающихся?

Объектом исследования является процесс обучения математике, формирование познавательной активности учащихся.

Предмет исследования – методы и приемы, активизирующие познавательную деятельность.

Цель исследования: создание дидактически активной среды, способствующей продуктивной познавательной деятельности в ходе  учебного процесса  и  развития  мышления учащихся.

Задачи исследования:

- предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

- подготовка учащихся с интеллектуальной недостаточностью к самостоятельной жизни, к овладению доступными им профессиями, к посильному участию в труде;

-  формирование того или иного математического  понятия, знаний, умений, навыков только на основе неоднократных наблюдений реальных объектов, практических операций с конкретными предметами.

1. Особенности детей с ограниченными возможностями здоровья

Включение  детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс обычной школы является новым подходом для российского образования. Такой подход к обучению детей является инклюзивным образованием. Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. В основу инклюзивного образования положена идея, исключающая любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями [2].

У детей с ограниченными возможностями здоровья имеются физические и (или) психические недостатки (дефекты), которые приводят к отклонениям в общем развитии. В зависимости от характера дефекта, времени его наступления одни недостатки могут преодолеваться полностью, другие – лишь коррегироваться, а некоторые - компенсироваться. Раннее психолого - педагогическое вмешательство позволяет в значительной мере нейтрализовать отрицательное влияние первичного дефекта. Задержка психического развития (ЗПР) относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное место между нормой и патологией. Дети с задержкой психического развития не имеют таких тяжелых отклонений в развитии, как умственная отсталость, первичное недоразвитие речи, слуха, зрения, двигательной системы. Основные трудности, которые они испытывают, связаны прежде всего с социальной (в том числе школьной) адаптацией и обучением. Объяснением этого служит замедление темпов созревания психики. Нужно также отметить, что у каждого отдельно взятого ребенка с ЗПР может проявляться по-разному и отличаться и по времени, и по степени проявления. Наиболее ярким признаком ЗПР исследователи называют незрелость эмоционально-волевой сферы. Иначе говоря, такому ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. А отсюда неизбежно появляются нарушения внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью. Такой комплекс отклонений (нарушение внимания + повышенная двигательная и речевая активность), не осложненный никакими другими проявлениями, в настоящее время обозначают термином "синдром дефицита внимания с гиперактивностью" (СДВГ).

1. 1. Теоретико – концептуальные основы

Проблема активизации познавательной деятельности стояла перед педагогами всегда. Еще Сократ учил своих слушателей умению логически мыслить, искать истину, размышляя. Песталоцци, Дистервег учили так, чтобы школьник не только получал, но и искал знание.

Большой вклад в разработку методов активизации обучения внесла Н.К. Крупская. Формирование познавательной активности, считала Н.К. Крупская, развивает интерес, самостоятельность мышления, что обеспечивает прочное овладение знаниями и находит свое выражение в их практическом применении. Кроме того, она выделила стимулы, способствующие формированию познавательной активности, такие как применение исследовательского метода в работе, наличие игровых элементов в деятельности, эмоциональность взаимоотношений педагога и учащихся. Ю.К. Бабанский выделил наиболее распространённые способы формирования познавательного интереса: актуальность и новизна содержания, раскрытие значимости знаний, наглядность, занимательность, эмоциональность, сравнение и аналоги.

Теорию активизации учебной деятельности школьников Шамовой Т.И., Щукиной Г.И., в педагогических трудах которых организация и характер протекания познавательной деятельности выделены как один из стимулов формирования и развития познавательных интересов у учащихся и, как следствие, повышения качества знаний.

Вопросы работы с детьми, испытывающими различные трудности в процессе школьного обучения, рассматривали отечественные педагоги и психологи ещё в начале прошлого века (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, В.П.Кащенко).

Познавательная деятельность – это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся. Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку учебно-познавательной деятельности или учении.

Обучение не сводится к механической «передаче» знаний, умений и навыков, т.к. обучение является двусторонним процессом, в котором тесно взаимодействуют педагоги и учащиеся: преподавание и учение.
Отношение учащихся к учению преподавателя обычно характеризуется
активностью. Активность (учения, освоения, содержания и т.п.) определяется как степень (интенсивность, прочность) «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности. Познавательная активность и самостоятельность неотделимы друг от друга: более активные школьники, как правило, и более самостоятельные; недостаточная собственная активность учащегося ставит его в зависимость от других и лишает самостоятельности.

Активизацию можно определить как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стерео типичной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Главная цель активизации - формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.

Умение заинтересовать математикой – дело непростое. Как сформировать интерес к предмету у ребенка? Через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока.

        Существует три основных мотива, стимула, побуждающих учащихся к учебно-познавательной деятельности:

-  принуждение;

-  интерес к предмету;

-  сознательность [3].

1.2. Особенности организации коррекционно-развивающего обучения

При организации коррекционно-развивающей обучения в школе важно учитывать следующие принципы:

- динамичность восприятия учебного материала. Предполагает использование заданий по степени нарастающей трудности. Следует подбирать задания, при выполнении которых используются действия различных анализаторов: слухового, зрительного, кинестетического.

- принцип продуктивной обработки информации. В учебный процесс необходимо включать задания, предполагающие самостоятельную обработку информации учениками с использованием дозированной поэтапной помощи педагога. Предварительно учитель обучает работать с информацией по образцу, алгоритму, вопросам. Ученик осуществляет перенос показанного способа обработки информации на своё индивидуальное задание.

- принцип развития и коррекции высших психических функций основан на включении в урок специальных упражнений по коррекции и развитию внимания, памяти, навыков чтения  и устного высказывания.

- принцип мотивации к учению подразумевает, что каждое учебное задание должно быть четким, т.е. ученик должен точно знать, что надо сделать для получения результата. У ученика в случае затруднения должна быть возможность воспользоваться опорой по образцу, по алгоритму (забыл - повторю - вспомню - сделаю).

1. 3. Общие принципы и правила коррекционной работы 

1.Индивидуальный подход к каждому ученику. 
2.Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности). 
3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки. 

4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности [4]. 

Ошибкой является стремление все время помогать "особому" ребенку, ему надо позволить в каких-то случаях принять самостоятельное решение, похвалить и, таким образом, учить решать проблемы, справляться с ситуацией. На определенном отрезке времени необходимо давать лишь одно задание. Если ученику предстоит выполнить большое задание, то оно предлагается ему в виде последовательных частей, и учитель периодически контролирует ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы. Следует давать задания в соответствии с рабочим темпом и способностями ученика, избегать предъявления завышенных или заниженных требований к ученику с СДВГ. Необходимо создавать ситуации успеха, в которых ребенок имел бы возможность проявить свои сильные стороны. Пусть он станет классным экспертом по некоторым областям наук.

2. Методы и приемы стимулирования познавательного интереса учащихся

Метод – это последовательность совместных действий учителя и обучающихся, направленных на достижение поставленной задачи.

Прием – конкретный способ деятельности по достижению поставленной задачи. Учитель выбирает методы и приемы в зависимости от целей и задач учебного занятия.

В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.

Умение преподнести любой трудный материал доступно и наглядно, сосредоточить внимание учащихся на главном, настроить каждого на самостоятельный труд – вот основные задачи учителя на уроке, поэтому материал каждого этапа урока необходимо использовать для развития мыслительной деятельности учащихся. Этого можно добиться через применение в обучении математике разнообразных форм и методов обучения, игровых ситуаций и моментов, создание проблемных ситуаций, тестовых работ, межпредметных связей.

У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя. Целями школьного образования, которые ставят перед школой государство, общество и семья, помимо приобретения определенного набора знаний и умений, являются раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей. Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей. Включение активных методов обучения в образовательный процесс позволяет создать такую среду, как на уроке, так и во внеклассной деятельности, в том числе и для детей с ОВЗ.

Методы, обеспечивающие активную учебную деятельность школьников, наиболее полно отвечающие требованиям Стандарта:

-Объяснительно-иллюстративный используется для первичного ознакомления с учебным материалом и направлен на восприятие готовой информации (рассказ, лекция, демонстрация чертежей, моделей).

- Репродуктивный подразумевает воспроизведение «готовых» знаний и способов деятельности по готовому алгоритму.

- При проблемном изложении учитель ставит перед учащимися проблему, строит мыслительный эксперимент, приводит их к результату, показывает путь познания мира.

-  Частично-поисковый метод предполагает видение учениками проблем через постановку вопросов, требующих от них самостоятельного поиска недостающей информации, формулировки выводов. Данный метод должен занять ведущее место при работе в условиях реализации нового Стандарта.

- Исследовательский метод подразумевает самостоятельную деятельность обучающихся по решению конкретной проблемы. Группа выдвигает гипотезу, разрабатывает план работы над проблемой, проводит необходимые исследования, формулирует итоговые результаты.

Чтобы урок был интересен, в нем должно быть разумное сочетание необходимого и увлекательного. Подбор материала и форм работы, методы стимуляции посредством введения в структуру урока чего-то неожиданного, необычного, веселого, азартного, удивительного должны обеспечивать мыслительную деятельность учеников, – того, что вызовет интерес учащегося.

Наиболее приемлемыми методами в практической работе учителя с учащимися, имеющими ОВЗ, считаем объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, коммуникативный, информационно-коммуникационный; методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля. Роль мотивации в успешном обучении детей с ОВЗ трудно переоценить. Проведенные исследования мотивации обучающихся выявили интересные закономерности. Оказалось, что значение мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта обучающегося. Каждый метод активным делает тот, кто его применяет.

В процессе обучения учащихся широко используются словесные, наглядные и практические методы обучения. Специфика их применения диктуется особенностями познавательной деятельности умственно отсталых детей. Ученики, например, не могут одновременно усвоить большой объем материала, значит необходимо членение его на небольшие части. Кроме того, материал, сообщаемый только в словесной форме, не подкрепленный наглядностью или практическими действиями, плохо понимается школьниками, не запоминается, а, следовательно, важно сочетать эти методы.

Большое значение имеет сочетание разных методов. В зависимости от характера учебного материала и особенностей его усвоения школьниками выбираются те или иные методы для конкретного урока.

Одним из важных приемов обучения математике является сравнение, так как большинство математических представлений и понятий носит взаимообратный характер. Их усвоение возможно только при условии овладения способами нахождения сходства и различия, выделения существенных признаков и отвлечения от несущественных, использовании приемов классификации и дифференциации, установлении причинно-следственных связей между понятиями. Не менее важный прием — материализация, то есть умение конкретизировать любое отвлеченное понятие, использовать его в жизненных ситуациях.

На этапах сообщения новых знаний, при закреплении, повторении и самоконтроле выполненной работы применяется метод демонстрации. Он, как правило, применяется в сочетании с другими методами. Демонстрируются реальные объекты, все виды учебно-наглядных пособий. К наглядности относятся также технические демонстрационные средства.

Беседа — это вопросно-ответный метод обучения. Он используется на всех этапах процесса обучения. Применяются беседы для сообщения новых знаний, закрепления, повторения, а также контроля знаний учащихся.

Работа с книгой используется как метод получения новых знаний, а также как метод закрепления и повторения, систематизации и обобщения знаний. Главная цель обучения работе с книгой — это приобретение знаний и в некоторой мере — подготовка к самообразованию.

Внедрение современных компьютерных технологий в школьную практику позволяет сделать работу учителя более продуктивной и эффективной. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы, расширяя возможности организации взаимодействия учителя с другими участниками образовательного процесса.
Использование программы создания презентаций представляется очень удобным. На слайдах можно разместить необходимый материал, цифровые фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. В процессе коррекционной работы на их основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью. Мультимедийные презентации привносят эффект наглядности в занятие, повышают мотивационную активность, способствуют более тесной взаимосвязи учителя-логопеда и ребёнка. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.

Разнообразие существующих методов обучения позволяет учителю чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации учения. Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон.

Средства активизации необходимо использовать в системе, которая, объединив должным образом подобранные содержание, методы и формы организации обучения, позволит стимулировать различные компоненты учебной и коррекционно-развивающей деятельности у учащихся с ОВЗ.

Самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.

Используются следующие методические приемы:

• поэтапное разъяснение заданий;

• последовательное выполнение заданий;

• повторение учащимся инструкции к выполнению задания;

• пространственная близость к учащимся во время объяснения задания;

• чередование занятий и физкультурных пауз;

• предоставление дополнительного времени для завершения задания;

• предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания;

• использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения;

• обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске;

• сокращенные задания, направленные на усвоение ключевых понятий;

• сокращенные тесты, направленные на отработку базовых умений и навыков;

• обеспечение перемены видов деятельности (можно даже отвести ребенка в какое-нибудь тихое место);

• обеспечение копией конспекта других учащихся или записями учителя;

• демонстрация уже выполненного задания;

• индивидуальное оценивание ответов учащихся с ОВЗ;

• разрешение переделать задание, с которым ребенок не справился;

• оценка переделанных работ;

• использование системы оценок достижений учащихся.

Поэтому при организации учебно–воспитательного процесса используется следующие подходы:

  • замедленный темп обучения;
  • предупреждение умственных и физических перегрузок;
  • дозировка нагрузок и смена видов деятельности, например, одним видом деятельности учащиеся могут заниматься не более 10 – 15 минут;
  • использование разнообразных методов, приемов, форм и средств обучения правильное их сочетание;
  • организация многократных вариативных повторений и упражнений по применению знаний и умений в разных учебных и жизненных ситуациях;
  • наглядно – практический характер обучения;
  • опора на знания и жизненный опыт учащихся;
  • установление логических связей в изучаемом материале через внутри предметные и межпредметные связи.

3. Особенности использования методов и приемов обучения

на уроках математики

Прием «Отсроченная отгадка». В начале урока учитель дает загадку, отгадка к которой будет дана в процессе изучения нового материала. Либо учитель загадывает загадку в конце урока. Чтобы отгадкой начать следующий урок.

Прием «Лови ошибку», где учитель во время объяснения материала намеренно допускает ошибку. Либо учитель предлагает ребятам задачу, с ошибками в решении, обнаруживая которые, дети находятся в роли педагога.

Прием «Практичность теории».  Введение в теории осуществляется через практическую задачу, полезность которой очевидна ученикам.

Приемы повторение пройденного материала. Самым распространенным способом является традиционный репродуктивный способ, когда ученики дословно повторяют вслед за учителем, либо учебником. Мы поговорим об активных приемах, например  «Повторяем с контролем». Ученикам предлагается составить ряд вопросов по изучаемому материалу, ответить на них самостоятельно.

Прием «Свой пример», где ребята предлагают свои примеру по изучаемому материалу. Например, при решении задач по теме: «Сложение и вычитание смешанных чисел» детям предлагается самим составить пример, сопровождающийся рисунком по теме, составьте задачу по данным таблицы.

Одной из  основных и первоначальных задач на уроке математики является выработка  у ребят навыков хорошего счета. Однако однообразие заданий в виде примеров на вычисление притупляет интерес,  как к счету, так и к урокам вообще. На помощь приходят интернет-технологии, где в гости к ребятам приходят любимые герои мультфильмов (рис.), сказочные персонажи. Детям предлагается найти либо ошибку, допущенную героем, либо проверить или найти верное решение. Нравится детям, когда даются задания на исправление преднамеренной ошибки в решении, на восстановление частично стертых записей.

Пример. Незнайка решил задачу, но записи частично стерлись, помогите ему восстановить решение: «В доме пятиклассника Коли живет кот. За год ему скормили 346 кг рыбы, «Вискаса»– в 6 раз больше, чем рыбы. Сколько всего рыбы, «Вискаса» скормили коту за год?»  (6 класс).

 Решение: 1) 346…6 = …(кг) – «Вискаса»

                 2) 346 + … = 2422(кг) – всего.

Недописанная фраза, незавершенная  задача, недосказанное условие в задаче стимулируют работу учащихся. Например, недописанная фраза может быть использована в математических диктантах. Закончите предложение: «Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно…» (5 класс).  Заполни пропуски: «Разделить числитель и … дроби на …, называется …»,  можно использовать в проверочной работе по теме: «Преобразование обыкновенных дробей» (6 класс).

Следующий приём создания на уроке ситуаций занимательности. Занимательные элементы могут быть напрямую связаны с изучаемой темой, а могут быть искусственными – совсем не связанными с темой урока. Если мы намереваемся внушить  ученикам интерес к математике, то занимательные элементы того или иного типа должны присутствовать на каждом уроке. Например, тестовые вопросы. Учитель записывает на доске число 34 и задает вопросы, ученик быстро отвечает. Вопросы:

-  назовите число, предшествующее 34;

-  назовите число, последующее;

-  представьте число в виде суммы двух одинаковых слагаемых;

-  представьте число в виде суммы двух различных слагаемых;

-  представьте число в виде произведения;

-  представьте число в виде частного;

-  представьте число в виде разности;

Поиск закономерностей. Ученикам предлагается уловить закономерность и дописать по два числа в каждом ряду:

2, 4, 6, 8, …

1, 2, 4, 8, …

Прежде чем сообщить учащимся те или иные знания, необходимо создать у них определенную положительную установку на восприятие и осмысление этих знаний. Это достигается созданием игровой или жизненно-практической ситуации, в которой ученики почувствовали бы недостаток знаний для решения определенной жизненной или учебной задачи, их заинтересовавшей. У учащихся пробуждается чувство ожидания нового, неизвестного. Например, прежде чем познакомить учащихся с вычислением расстояний на местности или на карте по теме: «Масштаб», учитель спрашивает у них: «Возможно ли определить расстояние между городами с помощью линейки и карты?».

При ознакомлении с новым материалом используется метод работы с учебником. Однако надо помнить, что этот метод «добывания» новых знаний может быть использован не всеми учащимися. Для первоначального ознакомления с новой темой учащимся, которые могут самостоятельно разобраться в тексте учебника, предлагается тщательно отобранный учителем необходимый материал. Предъявлять учащимся учебник целесообразнее всего при ознакомлении с новым случаем выполнения арифметического действия, который является более сложным по сравнению с ранее изученным. Например, после изучения сложения многозначных чисел с переходом через разряд в одном разряде учащимся можно предоставить возможность разобраться по учебнику в рассмотрении случаев сложения с переходом через разряд в двух (или даже трех) разрядах. Учащиеся должны показать, какой существенный признак отличает эти вычисления от рассматриваемых  примеров ранее. Естественно, что этот метод можно применять лишь тогда, когда в учебнике материал изложен достаточно подробно, с правильно подобранными примерами-образцами.

Неизменным успехом пользуется у школьников выполнение творческих заданий по геометрическому материалу: «Геометрические тела», «Масштаб» (6 класс). В качестве еще одной из форм обучения, стимулирующих учащихся к творческой деятельности, можно предложить создание одним учеником или группой учеников мультимедийной презентации, сопровождающей изучение какой-либо темы. Здесь каждый из учащихся имеет возможность самостоятельного выбора формы представления материала, компоновки и дизайна слайдов. Кроме того, они имеют возможность использовать все доступные средства мультимедиа, для того, чтобы сделать материал наиболее зрелищным.

«Практические» методы:

- измерение,

- вычерчивание геометрических фигур,

- моделирование,

- нахождение значений числовых выражений и т. д.

Самостоятельная работа – метод организации деятельности учащихся, при котором новые теоретические знания ученики приобретают самостоятельно и могут применять их в аналогичной, а порой и новой ситуации. Данный метод используется на этапе закрепления новых знаний, формирования умений, совершенствования знаний. Бытовало мнение, что умственно отсталые учащиеся не могут самостоятельно «добывать» знания. Если учитель расчленяет материал на небольшие порции, то усвоение какой-то промежуточной порции возможно и при самостоятельной работе умственно отсталых школьников [5] (приложение).

Практическая работа с предметами, направляемая объяснением учителя, может служить базой для обобщения. Например, учитель знакомит учащихся с названием и количеством элементов треугольника. Каждый ученик получает треугольник. У всех учащихся они разного вида, размера, цвета. Модель треугольника демонстрируется и перед классом. Учитель объясняет, что треугольник имеет углы, показывает их. Учащимся предлагается практическая работа — отыскать углы на моделях своих треугольников и посчитать их количество. Ученики должны сделать вывод: у любого треугольника три угла. Учитель знакомит учащихся с названием и других элементов треугольника: вершинами, сторонами. Учащиеся отыскивают их на своих моделях, подсчитывают количество и приходят к выводу, что сторон и вершин в треугольнике тоже по три. Они обводят, чертят треугольник, подписывают названия его элементов на моделях или чертежах. Однако метод изложения знаний требует максимума активности от учителя, а не от учащихся. Например, в 6-м классе после знакомства с темой «Сложение смешанного числа с дробью» можно дать учащимся разобрать самостоятельно сложение смешанного числа со смешанным (11/3+21/3). Но следует иметь в виду, что некоторым учащимся будет необходим образец для выполнения действия (11/3+21/3 = 31+1/3 = 32/3). Разобравшись в решении такого примера самостоятельно, они, осмыслив его, смогут перенести свои знания на решение аналогичных примеров. Другим учащимся доступно выполнение действий без образца — они в состоянии использовать свой прошлый опыт и имеющиеся знания.

Упражнения должны развивать инициативу, творчество учащихся. С этой целью подбираются такие упражнения, которые требуют от учащихся выбора наиболее рационального пути решения, выполнения того или иного действия. Например, решая пример вида 250+126+34+350, учащиеся должны использовать переместительное и сочетательное свойства сложения, а решая пример вида 199 + 75 — прием округления. Кроме того, они должны самостоятельно составить пример или задачу данного вида.

Известно, что если ребенок заинтересован работой, положительно эмоционально настроен, то эффективность занятий заметно возрастает. Выработка любых умений и навыков у умственно отсталых школьников требует не только больших усилий, длительного времени, но и однотипных упражнений. Дидактические игры позволяют однообразный материал сделать интересным для учащихся, придать ему занимательную форму. Положительные эмоции, возникающие во время игры, активизируют деятельность ребенка, развивают его произвольное внимание, память. В игре ребенок незаметно для себя выполняет большое число арифметических действий, тренируется в счете, решает задачи, обогащает свои пространственные, количественные и временные представления, выполняет анализ и сравнение чисел, геометрических фигур. Используются игры «Веселый счет», «Живые цифры», «Вычислительные цепочки», «Круговые примеры», «Игра рук», «Молчанка».

При использовании метода сравнения имеется возможность выделить существенные признаки одного понятия и сравнить их с существенными признаками другого, подчеркивая черты сходства и различия. Сравнение требует от учащихся постоянного сопоставления фактов, их анализа и, следовательно, активной мыслительной деятельности. Например: «Сравнить два числовых выражения: (37 + 13) · 2 = 100 и 37 + 13 · 2 = 63. Выполнить действия. Объяснить, почему получились разные ответы».

В коррекционной школе следует отдать предпочтение таким методам обучения, которые активизируют познавательную деятельность учащихся, включают их в поиски путей решения поставленных вопросов. Этим требованиям отвечает использование метода беседы, особенно эвристической. Беседой учитель пользуется тогда, когда учащиеся имеют определенный запас представлений для формирования на их основе новых знаний, понятий. Он готовит систему вопросов, с помощью которых не только воспроизводится усвоенный ранее учащимися материал, но организуются наблюдения учащихся. Учитель управляет восприятием, помогает выделить главное, установить взаимоотношения между изучаемыми фактами, свойствами объектов, явлений, их обусловленностью и ведет учащихся к обобщениям, выводам, выбору действий при решении задач. Беседа активизирует учащихся, будит мысль. Важно создавать игровые и жизненные ситуации, в которых школьники учатся использовать полученные математические знания в вычислениях, измерениях, черчении для решения практических задач. Выбор методов на определенном этапе урока зависит от целей, которые решаются на этом этапе.

Заключение

Педагогические приемы коррекционной работы отличаются тем, что они стимулируют компенсаторные процессы развития умственно отсталых детей и позволяют формировать у них новые положительные качества. Результатом учебно-воспитательной работы является овладение учащимися определенным объемом знаний, конкретных умений и навыков. В результате коррекционной работы у учащихся формируются обобщенные учебные и трудовые умения, которые отражают уровень самостоятельности учащихся при решении новых учебных и учебно - трудовых заданий. Результаты учебно-воспитательной и коррекционной работы отличаются также темпом их достижения: обучение учащихся конкретным умениям, знаниям и навыкам происходит гораздо быстрее, чем исправление недостатков их развития.

Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени стимулируют познавательную активность учащихся с ОВЗ.
Таким образом, применение активных методов и приёмов обучения повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся, что в равной мере относится и к детям с ОВЗ. .

Итак, выбор методов определяется конкретными условиями обучения. Но какой бы метод или их сочетание, ни использовал учитель на уроках математики, он должен учитывать психофизические особенности учащихся, доступность для них учебного материала, наличие наглядных и технических средств обучения. Весь имеющийся в распоряжении учителя арсенал должен быть направлен на активизацию познавательной деятельности учащихся, на их воспитание и развитие, максимальное ослабление и преодоление дефектов мыслительной и эмоционально-волевой деятельности учащихся.

Одними уроками, выполнением программ, реализацией стандартов обучения трудно развивать и поддерживать интерес к предмету. Кроме уроков, должна быть внеклассная жизнь с соревнованиями, конкурсами, кружковыми и факультативными занятиями. Вот где простор для занимательности, для ненавязчивого «учения с увлечением», для развития способностей и навыков в непринужденной обстановке, не ограниченной строгими рамками отбора тематики занятий.

Высокая познавательная активность возможна только на интересном для ученика уроке, когда ему интересен предмет изучения. И наоборот, «воспитать у детей глубокий интерес к знаниям и потребность в самообразовании – это означает пробудить познавательную активность и самостоятельность мысли, укрепить веру в свои силы».

Любой педагог, пробуждая интерес к своему предмету, не просто осуществляет передачу опыта, но и укрепляет веру в свои силы у каждого ребенка независимо от его способностей. Следует развивать творческие возможности у слабых учеников, не давать остановиться в своем развитии более способным детям, учить  развивать у себя силу воли, твердый характер и целеустремленность при решении сложных заданий. Все это и есть воспитание творческой личности в самом широком и глубоком понимании этого слова. Но для создания глубокого интереса учащихся к предмету, для развития их познавательной активности необходим поиск средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся разного возраста.

   

Литература

1. М.С. Соловейчик. Журнал «Начальная школа». Издательский дом «первое сентября», № 10/2003

2. Что такое ИНКЛЮЗИВНОЕ (включающее) образование?  [Электронный ресурс] www.inva-life.ruforum/43-86-1

3. Щербакова Ю.В.  Занимательная математика на уроках и внеклассных мероприятиях. 5-8 классы. М.: Глобус, 2008. – 174 с.

4.Общие принципы и правила коррекционной работы...[Электронный ресурс] www. infourok.rustatya_o_rabote_s_detmi…ovz-165889.htm

5. Перова М. Н. Дидактические игры и упражнения по математике. — М., 1997

Приложение 1

Карточка по теме: "Умножение обыкновенных дробей", 6 класс

Теория

Произведение обыкновенных дробей — это дробь, числитель которой равен произведению числителей, а знаменатель — произведению знаменателей. 

Чтобы умножить дробь на дробь, надо:

  • Сократить дроби, если возможно
  • Найти произведение числителей и произведение знаменателей;
  • Выделить целую часть из неправильной дроби. 

Пример:

При необходимости, дробь сокращают. Рассмотрим ещё один пример.

Пример:

В случае умножения смешанных чисел, их сначала представляют в виде неправильных дробей.

Пример: .

Карточка по теме: «Деление дробей», 6 класс

Теория

Чтобы разделить дробь на дробь, надо:

  • Умножить первую дробь на дробь, обратную второй;
  • Найти произведение числителей и произведение знаменателей;
  • Сократить дроби, если возможно

Пример:

Реши самостоятельно:

а) ;     б) ;        в) ;     г)          д) .

Приложение 2

Чтобы найти дробь от числа, нужно число умножить на эту дробь

Пример: Найти от 30

от 30 =

Реши самостоятельно:   а)  от 24   б)  от 21        

Чтобы найти число по его дроби, нужно число разделить на эту дробь

Пример: Найти которого равны 30

которого 30 = 30 :

Реши самостоятельно:   а)  которого равны 28   б)  которого 45        

Реши задачу, определяя, что нужно найти (дробь от числа или число по его дроби)

За два дня вспахали 240 га. Во второй день вспахали того, что было вспахано в первый день. Сколько га вспахали в каждый из дней.

Карточка  по теме: «Сокращение дробей», 6 класс

Теория

Что значит сократить дробь?

Мы знаем, что обыкновенные дроби  подразделяются на сократимые и несократимые дроби. По названиям можно догадаться, что сократимые дроби можно сократить, а несократимые – нельзя.

Определение. Сократить дробь – это значит разделить ее числитель и знаменатель на их положительный и отличный от единицы общий делитель. Понятно, что в результате сокращения дроби получается новая дробь с меньшим числителем и знаменателем, причем, в силу основного свойства дроби, полученная дробь равна исходной.

Для примера, проведем сокращение обыкновенной дроби 8/24, разделив ее числитель и знаменатель на 2. Иными словами, сократим дробь 8/24 на 2. Так

Приложение 2

как 8:2=4 и 24:2=12, то в результате такого сокращения получается дробь 4/12, которая равна исходной дроби 8/24 (смотрите равные и неравные дроби). В итоге имеем .

Примеры: Посмотрим еще раз на цепочку  дробей.

Дробь  можно сократить на 2 и получить  или сократить на 4 и получить .

Дробь  нам не получится сократить до  или , зато легко сократить на 5 и получить .

Только одну дробь из представленных мы не можем сократить: .

Такая дробь называется несократимой. Ее нельзя сократить.

Остальные сократимые. Их можно сократить.

Реши самостоятельно.

Сократи дроби:

а)      б)       в)                     .

Дома:

а)     б)    в)                     .

Приложение 4

Карточка  по теме: «Как выделить целую часть дроби», 6 класс

Теория

Как выделить целую часть дроби?

Как неправильную дробь перевести в правильную? Для этого надо выделить из нее целую часть. А как выделить целую часть дроби? Рассмотрим, как это следует делать, в теории и на примерах.

Чтобы из неправильной дроби выделить целую часть, нужно:

1) Разделить с остатком числитель на знаменатель.

2) Неполное частное записать в целую часть.

3) Остаток (если он есть) записать в числитель.

4) Знаменатель оставить тот же.

Теперь рассмотрим, как выделить целую часть дроби, на конкретных примерах.

Примеры.

Перевести неправильные дроби в правильные:  \[1)\frac{{59}}{7};2)\frac{{33}}{4};3)\frac{{17}}{5};4)\frac{{27}}{9}.\]

1) Делим с остатком числитель на знаменатель:  \[59:7 = 8(ocmamok3)\]

Неполное частное равно 8. Это — целая часть. Остаток от деления равен 3. Его записываем в числитель. Знаменатель 7 переписываем без изменения:  \[\frac{{59}}{7} = 8\frac{3}{7}.\]      \[2)33:4 = 8(ocmamok1),\]

значит,   \[\frac{{33}}{4} = 8\frac{1}{4}.\]       \[3)17:5 = 3(ocmamok2),\]    значит,  \[\frac{{17}}{5} = 3\frac{2}{5}.\]      \[\frac{{27}}{9} = 3,\]

так как числитель делится на знаменатель нацело.

1. Выдели целую часть из неправильной дроби и сделай проверку:
 
Задача

2. Запиши неправильную дробь в виде смешанного числа:
 
Задача