Доклад "Стимулирование познавательной деятельности учащихся на нетрадиционных уроках"
статья (алгебра) по теме

Трунова Веря Вячеславовна

Стимулирования познавательной деятельности учащихся через нетрадиционные уроки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Вязовская СОШ»

Доклад

Стимулирование познавательной деятельности учащихся на нетрадиционных уроках

Выполнила Трунова В.В.

Вязовое - 2011

В образовательном процессе познавательная деятельность учащихся играет ведущую роль, так как посредством неё осуществляется усвоение содержания обучения. Исследования Л.П.Буевой, В.В.Давыдова, А.В.Маргулиса, А.М.Матюшкина, И.Ф.Харламова, Т.И.Шамовой и др. показывают, что улучшению результативности и качества образовательного процесса в целом способствует повышение уровня самостоятельности познавательной деятельности школьников через её активизацию. Наиболее остро проблема активизации познавательной деятельности учащихся встает при обучении детей подросткового возраста. Это связано с тем, что в 13-14 лет начинается интенсивное нравственное и социальное формирование личности, наблюдается стремление ребенка к «взрослости», главной проблемой становится общение со сверстниками, желание подростка найти себя, самоопределиться. Интерес к учебе ослабевает, снижается работоспособность, следовательно, качество знаний ухудшается. Между тем подростковый возраст является важным в становлении личности ребенка, именно в этот период закладывается фундамент ценностей и знаний, полезных и необходимых для жизни.

Одной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого потенциала учебного материала с целью овладения новым знанием. Работать над активизацией познавательной деятельности - это, значит, формировать положительное отношение школьников к учебной деятельности, развивать их стремление к глубокому познанию изучаемых предметов. Для привития глубокого интереса учащихся к математике, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся разного возраста. Основная задача учителя - повышение удельного веса внутренней мотивации учения. Формирование познавательной активности возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна. Интересный учебный предмет- это учебный предмет, ставший «сферой целей» учащихся в связи с тем или иным побуждающим его мотивом (Фридман, Кулагина. Психологический справочник учителя.- М., Просвещение, 1991). Следовательно, высокая познавательная активность возможна только на интересном для ученика уроке, когда ему интересен предмет изучения. И наоборот, «воспитать у детей глубокий интерес к знаниям и потребность в самообразовании - это означает пробудить познавательную активность и самостоятельность мысли, укрепить веру в свои силы» (Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию.- М., Просвещение, 1985).

Я стараюсь, пробуждая интерес к своему предмету, не просто осуществлять передачу опыта, но и укреплять веру в свои силы у каждого ребенка независимо от его способностей. Следует развивать творческие возможности у слабых учеников, не давать остановиться в своем развитии более способным детям, учить всех воспитывать у себя силу воли, твердый характер и целеустремленность при решении сложных заданий. Все это и есть воспитание творческой личности в самом широком и глубоком понимании этого слова. Но для создания глубокого интереса учащихся к предмету, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся.

Особенность нашего времени - это потребность в предприимчивых, деловых, компетентных специалистах в той или иной сфере общественной, социальной, экономической и производительной деятельности. Необходимо быть грамотным, чтобы нормально «функционировать в сложном и требовательном обществе». А быть грамотным в быстро меняющемся мире означает быть просто лучше образованным. Чем выше уровень образованности, тем выше профессиональная и социальная мобильность. На своих уроках предлагаю ученикам различные виды самостоятельной деятельности, требующие мобилизации знаний, умений, способности принимать решения, брать на себя ответственность, воспитывающие волю к победе и преодолению трудностей. В процессе такой работы ученики привыкают к востребованности своих знаний, убеждаются в значимости образования.

Нетрадиционные уроки.

В качестве средств активизации учения школьников выступают:

  1. учебное содержание
  2. формы
  3. методы
  4. приемы обучения

В школьной практике и в методической литературе принято делить методы обучения на стандартные и нестандартные.

Стандартный вид обучения является самым распространенным и представляет собой обучение знаниям, умениям и навыкам по схеме: изучение нового - закрепление - контроль-оценка. В настоящее время традиционное обучение постепенно вытесняется другими видами обучения, так как определяются другие требования к личности и процессу ее развития в школе.

Нетрадиционные формы уроков позволяют сделать математику более доступной и увлекательной, привлечь интерес всех учащихся, привлечь их к деятельности, в процессе которой приобретаются необходимые знания, умения и навыки. Применяя в течение ряда лет в свое практике нестандартные уроки, я сделала вывод, что такие уроки повышают эффективность обучения, предполагают творческий подход со стороны учителя и ученика. Это одна из форм активного обучения. В своей работе я применяю следующие нестандартные уроки:

  1. урок-соревнование;
  2. урок-игра;
  3. урок-путешествие;
  4. урок-практикум;
  5. урок-лекция;
  6. урок-консультация;
  7. интегральные уроки;
  8. урок-конференция;
  9. урок-зачет;
  10. урок-отчет;
  11. урок-сказка;
  12. урок-семинар.

    Важнейшей проблемой, волнующей всех педагогов, является повышение эффективности урока как основной формы обучения и воспитания учащихся. Положительно изменить многое в отношении детей и подростков к учению может творческий подход учителей к подготовке и проведению урока. В целях активизации учащихся, развития интереса, побуждения их к приобретению знаний можно вводить в практику работы занимательные разновидности урока.

   Одним из факторов стимулирующих познавательную деятельность учащихся является нетрадиционный урок, которые в практики работы учителей приобретают все большее значение. Убыстрение темпа современной жизни требует использование нетрадиционных уроков. Нетрадиционные уроки увлекают учащихся своей необычностью проведения, приносят радость и удовлетворение учителю и ученику, расширяют кругозор, развивает зоркость, наблюдательность и смекалку.

   Многообразие видов нетрадиционных занятий обуславливается тематикой уроков, местом каждого из них в разделе учебной программы, а также уровнем подготовки и заинтересованности учителя и учеников. Все эти виды уроков могут быть применены к любому школьному предмету, но обязательно с учетом особенностей каждого. В этом и заключается их общепедагогическая ценность.

    Основная цель нестандартных уроков пробуждение у учащихся интереса к уроку и предмету. В этих целях я стараюсь разнообразить формы и методы обучения, тщательно подбираю дополнительный материал, морально поощряю малейшие усилия и успехи ученика.    Опыт показывает, что в основе интереса к учению лежит импульс любопытства: что такое? Кто такой? Зачем и для чего это нужно? Это любопытство постепенно переходит в любознательность,  проявляемую на отдельных этапах и в разных моментах изучения тем. Познавательный интерес стимулирует вопросы, задаваемые ученикам и учениками. Здесь проявляется энтузиазм, инициатива, стремление участвовать в познавательной деятельности по собственному желанию.

урок-игра

    Постоянную прописку в процессе обучения школьников получили уроки в игровой форме. Игра оказывает благоприятное влияние на формирование детской души, развитие умственных способностей. В игре растущий человек познает жизнь. Уже одно представление о предстоящем уроке-игре способно вызвать у ребенка положительные эмоции, приятное волнение, сообразительность, мгновенную сосредоточенность ума, чтобы применить эти навыки на практике. Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником. Игра развивает внутреннюю речь и логику.

урок-соревнование

    Так же в своей работе я применяю уроки-соревнования. в которых есть элемент игры, где учащимся в командах предоставляется возможность проявить свои способности, быстроту, ловкость, находчивость, умение делать выбор из предложенных вариантов. Урок-соревнование содействует воспитанию коллективизма и дружбы среди ребят.

урок-путешествие

    Часто провожу уроки-путешествия. Всякое путешествие предполагает передвижение пешком или поездку на каком либо транспорте. Путешествие предполагает перемещение в форме необычных воображаемых действий. Для эффективной и творческой работы на каждой станции подбирается познавательный учебный материал., который созвучен с названием станции и темой урока. на каждой станции предлагается ученикам различные задания (устный счет, математический диктант, вычислительный эксперимент и другое). Такие задания формируют внимание к содержанию и форме урока (индивидуальной, групповой, коллективной) учат сравнивать, сопоставлять, вдумчиво выполнять. Ученики с самого начала урока осознают цель работы.

урок-практикум

 Другой  нетрадиционный вид урока-урок-практикум. Основная его цель- обеспечить мотивацию учебной деятельности по теме программы средствами практических занятий. Наиболее сильным мотивом здесь признается понимание учеником практической значимости приобретаемых знаний и умений. На уроке-практикуме ученик-соучастник творческого процесса учения, познания, воспитания, что обеспечивает ему возможность применять свои творческие знания на практике.

урок-конференция

 Уроки-конференции проводятся с целью выявить в наибольшей степени активность и самостоятельность школьников. При этом в результате столкновения индивидуальных суждений создается общественное мнение, и сам процесс его формирования служит средством воспитания личности, ибо ставит ее в условие, содействующие выработке самостоятельных взглядов, побуждает аргументировать, отстаивать свою точку зрения, то есть способствует формированию принципиальности мнений и развитию общественной активности школьников.

урок-отчет

   Можно использовать в работе и урок-отчет. Он имеет своей целью не только осуществлять обратную связь в цепочке «учитель-ученик», но и позволяет учащимся проявлять свои способности, склонности, войти  в тот микроколлектив (работа на уроке проходит преимущественно в группах), в котором он чувствует наиболее самостоятельным. Уроку-отчету всегда предшествует большая подготовительная работа учителя с классом: оформление плана отчета для предварительного ознакомления с ним учащихся, подготовка различных наглядных пособий, листа учета знаний и умений по теме, проверка готовности ассистентов учителя из школьников, подбор дополнительной к учебнику литературы, составление различного рода памяток. Каждая группа поиска, творческая, лекторская, анализа в течении урока демонстрирует свои знания и умения в различных видах учебной и речевой деятельности: работа с книгой, в умении делать устные сообщения, анализировать. На уроках такого типа учащиеся не только отчитываются о том , что знают и умеют, но и продолжают узнавать новое. Разновидностью урока является творческий отчет, который включает в себя и элементы игры и особенности урока-отчета. Самое главное, что такой вид работы пробуждает интерес к науке,  расширяет кругозор, развивает у детей находчивость, смекалку, сообразительностью.

урок-сказка

  Урок-сказка по математике по своему виду прозаический, сюжетный. Действие сказки для учеников необычно, удивительно, а порой таинственные события имеют приключенческий характер. Положительные герой преодолевает трудности (решая задачи), достигают своих целей, поставленных в начале урока учителем. В конце сказки наиболее отличившиеся получают призы. Такой урок начинается своеобразной присказкой, в которой сказочные персонажи вовлекают детей с помощью сказочных приемов в мир математических действий. В уроке-сказке развита эстетическая сторона воспитания детской культуры, которая сочетается с известной поучительностью.

Урок-консультация

 Урок-консультация-это особая ситуация общения, участники которого приобретают жизненно важные умения, задавать вопросы-адекватно воспринимать их, отвечать на поставленный вопрос- правильно осмысливать ответ. Консультация в школе проводится по текущему материалу или по темам повторения изученного ранее, систематически в течении всего года. Особую заботу составляет на уроке-консультации систематизация знаний учащихся по тем разделам курса, которые изучались в предыдущих курсах. Такое повторение требует включение в занятия базисных знаний и умений. Работа может быть организована по вариантам, по группам с привлечением консультантов, подготовленных учителем. Таким образом учащиеся повторяют, систематизируют знания и умения, учатся ставить цель работы, планировать и осуществлять учебную деятельность, приобретают навыки взаимо-и-самоконтроля.

Урок-лекция

Проведение уроков-лекций, уроков-семинаров по отдельным вопросам курса, планирование целой темы, с применением лекционно-семинарского метода позволяет учителю изложить материал укрупненными порциями, высвободив тем самым время для более эффективного повторения вопросов теории и решения задач. такая форма организации занятий позволяет усилить практическую направленность преподавания, активнее приобщать учащихся к работе с учебником и дополнительной литературой, обеспечив в результате более высокий уровень математической подготовки учащихся. При проведении урока-лекции заранее пишется тема, цель, расширенный план. При изложении используются таблицы, диаграммы, привлекаются заранее подготовленные учащиеся с краткими сообщениями из истории математики, составляется список литературы по теме, которая имеется в кабинете. В целях контроля за работой учащихся, предлагается им записать лекцию в тетрадь.

Урок-семинар

Семинары можно проводить в форме смотра знаний, на который приглашаются представители администрации школы, общественных организаций и другие. В ходе смотра оценивается качество знаний учащихся, уровень овладения навыками их самостоятельного приобщения, умения активно применять знания в практической деятельности. Смотр проводится не чаще одного раза в полугодие, в два этапа. В первом подготовительном, определяется тема смотра, назначается жюри, готовится программа., определяется состав участников. Второй этап-смотр. Жюри оценивает результаты выполнения домашних заданий. Далее учащимся предлагаются задания. Оценки выставляются на основе ответов (знание теории, умение применять теорию к решению задач и другое)

Урок-зачет

Зачеты используются при итоговой проверке. В ходе предлагается выявить знания учащихся на двух уровнях. Особенно важно проверить усвоен ли обязательный для всех учащихся материал на необходимом минимальном уровне. Зачет способствует выявлению пробелов в знаниях учащихся. Второй уровень проверки знаний считается повышенным.

Он не обязателен для все учащихся. Задания этого уровня выполняются по желанию и результаты оцениваются баллами «4» и «5»

Блочное изучение.

В последнее время все больше распространяется опыт изучения теоретического материала укрупненными блоками с тем, чтобы высвободить не менее двух-трех уроков для решения задач. Первый из серии уроков посвящается нахождению общих приемов с помощью изученной теории. Этот урок вместе с изученным ранее теоретическим материалом становится основой для последующих уроков-практикумов, на которых учащиеся проявляют больше самостоятельности, а учитель имеет возможность учесть их индивидуальные особенности. Форма работы на нем - коллективная. На втором и третьем уроках идет коллективное и групповое решение более сложных задач. На последнем уроке этой серии каждый ученик решает задачи самостоятельно в соответствии со своими возможностями.

Урок-турнир.

Подготовка к уроку-турниру проводится заранее. Класс разбивается на команды, каждая выбирает название, девиз, капитана. Дается творческое домашнее задание: составить задачу для команды соперников, чтобы она отражала основные вопросы изучаемой темы, была оригинально составлена и оформлена. На такие уроки я приглашаю родителей, своих коллег, классного руководителя.

Индивидуальная работа.

Индивидуальная работа с учащимися является необходимым условием развития личности школьника. Я считаю, что этот вид работы с учащимися должен присутствовать в каждом моменте урока. Большое значение имеет организационный момент каждого урока. Как быстро настроить детей на работу, но сделать это без понуканий и строгости? Для повышения интереса к предмету я использую быстрые математические диктанты. От обычных диктантов их отличают три особенности:

  1. Задания не одинаковы по трудности. Сначала предлагаются очень легкие, потом все сложнее и сложнее.
  2. Изменяется темп диктанта. Сначала медленный, затем убыстряется.
  3. Одновременно с классом у доски работают 2 ученика. Это дает возможность проверить свои ответы.

В своей работе я использую элементы проблемного обучения с целью обнаружения нового свойства математического объекта.

Например, тема: «Признаки делимости». Описываю такую жизненную ситуацию, при которой от некоторого финансового документа оторван один кусочек, и в результате первая цифра числа Х152 неизвестна. Бухгалтер знает, что это число четырехзначное, оно должно делиться на три (деньги предстоит поровну разделить на три бригады), а также помнит, что первая цифра этого числа больше 5. Как восстановить неизвестную цифру? Цифра восстанавливается с помощью признака делимости на 3.

Опыт лишний раз подтверждает, что при проблемном обучении на всех его этапах, отмечается активная познавательная деятельность учащихся. Но нужно быть хорошим стратегом и вовремя создавать для интеллекта детей посильные трудности. В этом и заключается наша работа: не ликвидировать все преграды на пути ребят к вершине знания, а планомерно создавать их. Это позволит детям не только осознанно владеть школьной программой, но и продвинуться на пути формирования своей личности. 

Информационные технологии.

Чтобы детям в современной школе интересна была математика, можно использовать на уроках и дополнительных занятиях элементы информационных технологий. Информационные технологии способны решать многие педагогические задачи, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, приобретения и закрепления профессиональных навыков, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения. Использование информационных технологий на уроках позволяет формировать и развивать познавательную мотивацию школьников к получению новых знаний, помогает создавать условия успешности каждого ученика на уроке, значительно улучшает четкость в организации работы класса или группы учащихся. Позволяет создавать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость ребенка.

Тестовые задания.

Среди инновационных для школы методов обучения, привнесенных из практики вузовского образования, следует отметить, прежде всего, тесты, которые максимально содействуют развитию математического мышления учащихся, т.е. выполняют развивающую функцию. Применение тестов на уроках математики обеспечивает не только объективную оценку знаний и умений учащихся, но и эффективную обратную связь в учебном процессе, выявляет факт усвоения знаний, что необходимо для получения реальной картины того, что уже сделано в ходе учебного процесса и что предстоит сделать. Прежде чем применять тесты на уроке, необходимо определиться в целях изучения данной темы и конкретного урока, то есть определиться, как ученики должны усвоить данный учебный материал: только узнавать, различать, что к чему (1-й уровень), или выполнять какие-то задания, что-то определять, доказывать, то есть действовать в известной им стандартной ситуации (2-й уровень), а может быть вы выводите своих учеников на уровень эвристической деятельности, учите умению действовать в нестандартной для них ситуации (3-й уровень). Затем необходимо познакомиться и освоить методику составления тестов, их оценку, составить шкалу оценок, в соответствии с которой оценивать работы учеников. В заключении результаты тестирования анализируются, и делается вывод, проектируется дальнейший учебный процесс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование нетрадиционных форм проведения уроков для активизации познавательной деятельности учащихся»

Важнейшей проблемой, волнующей всех педагогов, является повышение эффективности урока как основной формы обучения и воспитания учащихся. Положительно изменить многое в отношении детей и подростк...

"Нетрадиционные формы и методы обучения. Игра как один из методов активации познавательной деятельности учащихся" Обобщение опыта работы.

Описание системы работы учителяМешковой Марины Анатольевны,учителя русского языка и литературы...

Статья "ИКТ как средство активизации познавательной деятельности учащихся с ОВЗна уроках окружающего мира".

IВ статье раскрыты особенности применения ИКТ в специальной (коррекционной) школе VIII вида, обосновано (проведены исследования)  использование ИКТ как средства повышения эффективности и кач...

Нетрадиционные формы и методы проведения уроков как один из путей повышения познавательной деятельности учащихся

Урок - гибкая форма организации обучения. Он включает разнообразное содержание, в соответствии с которым используются необходимые методы и приемы обученияТрадиционные уроки: уроки изучения нового мате...

Активизация познавательной деятельности учащихся через нетрадиционные формы урока.

Я, Герасименко Тамара Владимировна, учитель ГБОУ  школы №  356 Московского района  г. Санкт-Петербурга работаю над данной темой  с 2017 года.Развитию активной познавательной деятел...

Нетрадиционные формы урока с ИКТ как способы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка

Одной из актуальных проблем в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация познавательной деятельности учащихся. Решить эту проблему помогает использование ...