Активизация познавательной деятельности учащихся через нетрадиционные формы урока.
статья по истории (7 класс)

Герасименко Тамара Владимировна

Я, Герасименко Тамара Владимировна, учитель ГБОУ  школы №  356 Московского района  г. Санкт-Петербурга работаю над данной темой  с 2017 года.

Развитию активной познавательной деятельности учащихся способ­ствует игра.

Игра на уроке истории - активная форма учебного занятия в ходе которой моделируется определенная ситуация прошлого или на­стоящего: "оживают" и "действуют" люди – участники исторической дра­мы. Во время таких уроков у школьников создается игровое состояние -эмоциональное отношение к исторической действительности, "безлюдная" история как бы наполняется персонажами, которых учащиеся сами изобра­жают  в играх различного типа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gerasimenko_t._v._metodicheskaya_tema_1.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая тема:

«Активизация познавательной деятельности учащихся через нетрадиционные формы урока»

Я, Герасименко Тамара Владимировна, учитель ГБОУ  школы №  356 Московского района  г. Санкт-Петербурга работаю над данной темой  с 2017 года.

Развитию активной познавательной деятельности учащихся способствует игра.

Игра на уроке истории - активная форма учебного занятия в ходе которой моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего: "оживают" и "действуют" люди – участники исторической драмы. Во время таких уроков у школьников создается игровое состояние -эмоциональное отношение к исторической действительности, "безлюдная" история как бы наполняется персонажами, которых учащиеся сами изображают  в играх различного типа.

Игра побуждает учащихся перевоплотиться  в другого человека из прошлого или современности, он как бы "примеряет на себя далекий от повседневной практики образ. Школьники моделируют историческую  реальность.

Выделяются два признака исторической игры:

1) наличие прямой речи (диалогов) участников воображаемой ситуации, будто бы имевшей место в прошлом;

2) или происходящей в наши дни (с обсуждением прошлого).

Игры классифицируются по различным признакам:

  • по целям;
  • по числу участников;
  • по характеру отражения действительности.

Выделяются:

Имитационные,  символические,  исследовательские игры.

  • Первые основаны на игровом моделировании той или  иной сферы труда;
  • Вторые - на четких правила игровых символах;
  • Третьи - на новых знаниях и способах деятельности.

Существуют классификации мер, которые показывают различие между играми с четкими внешними заданными правилами и играми без внешних правил. Они основаны на импровизации и внутренней логике моделируемого процесса.

Классификация исторических игр:

Деловые состоят из:

1)   обсуждения,

2) исследования.

Деловые с элементами ретроспективы   включают в себя наличие различных участников: современников, "очевидцев" событий, которые принимают участие в судах, съездах, митингах, клубах путешественников, телемостах и др.

Ретроспективные это:

1) ролевые:

а) театрализованные представления,

б) театрализованные игры,

в) проблемно-дискуссионные игры.

2) неролевые:

а) конкурсные игры,

б) маршрутные игры.

3) тренинговые:

а) настольные,

б) на основе заданного алгоритма,

в) сюжетные.

Кроме  исторической  игры на уроках истории нужно использовать элементы дискуссии, которая помогает выявить многообразия  точек зрения участников на какую-либо проблему.

Дискуссии тоже делятся на несколько групп или типов.

I тип - структурированная или регламентированная

имеет четкий план, структуру и регламент обсуждений.

П тип - дискуссия с, элементами игрового моделирования

Суть этого занятия заключается в том, чтобы взглянуть на поставленную  проблему не просто с позиций современного человека, а под углом   зрения представителей определенного социального лагеря (движения, , слоя и др.).

Урок такого типа заключается в обсуждении  проблемы позиций "очевидцев" событий, как бы отстраняясь от оценок современных людей, учебников, дополнительной литературы.

Ш тип - проектная. Это метод подготовки и защиты проекта по  определенной теме. За неделю - две учащиеся узнают тему и модель  анализа проблемы.

Существует также классификация дискуссий по формам проведения

1)   "дебаты" - спор вокруг четко сформулированного тезиса двух моделей

2)  вторая модель - "вертушка" - вовлечение всего класса в обсуждение

а) уроки-митинги;

б) уроки-суды;

в)   уроки-диспуты.

Таким образом, игра - это одна из форм обучения, это  яркий  эмоциональный  праздник.

"Руководство игровой деятельностью должно включать в себя заботу о том, чтобы  каждый нашёл учащиеся получали максимум радости, удовольствия, чтобы нашел себя в обучающем процессе "учение с увлечением". Игра способствует, повышению интереса к предмету, она стимулирует, активизирует познавательную деятельность  учащихся". (Дайри Н.Г. Активизация познавательной деятельности учащихся" 1., 1979, стр 14).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности учащихся через применение опорных конспектов на уроках русского языка

В данном  материале, отправленом на конкурс методических разработок и исследовательских работ по методике В.Ф.Шаталова, представлен опыт работы с опорными конспектами...

Методика. Статья "Активизация познавательной деятельности учащихся через развитие внимания и памяти на уроках географии"

В статье дается материал ,который дает основание применть принципы и моменты с методической точки зрения ,как применять методы и приемы,чтобы активизировать мыслительную деятельность учащихся на урока...

Заметки при чтении конкурсной работы В. И. Ивановой «Активизация познавательной деятельности учащихся через применение опорных конспектов на уроках русского языка», критические и дружеские

Статья не критическая в общепринятом значении слова критический. Это просто заметки-размышления по ходу чтения конкурсной работы Валентины Ивановны. В одном случае я позволяю не согласиться с авторско...

Презентация "Активизация познавательной деятельности учащихся через использование технологии исследовательской деятельности"

Презентация "Активизация познавательной деятельности учащихся через использование технологии исследовательской деятельности"...

Обобщение педагогического опыта по теме"Активизация познавательной деятельности учащихся через игровую деятельность на уроках истории и обществознания".

Цель работы: создание условий для самореализации учащихся в учебно-воспитательном процессе и развитии их ключевых компетенции на основе использования современных педагогических технологий и методов об...

Презентация обобщения педагогического опыта работы по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся через игровую деятельность на уроках истории и обществознания."

Цель опыта: создание условий и системы работы с использованием игровых технологий для  активизации познавательной деятельности учащихся.    Задачи опыта: Раскрыт...

«Активизация познавательной деятельности учащихся через систему использования ИКТ на уроках истории»

Развитие научно-технической базы современной школы, изменение интересов современных школьников, увлекающихся компьютерными технологиями, вынуждают учителя искать все новые и новые средства воздействи...