Программа коррекционно-развивающей работы с обучающимися девиантного поведения.
методическая разработка на тему

Антонова Наталья Александровна

Актуальность и необходимость  предложенной программы заключается в том, что дети с отклоняющимся поведением  нуждаются в особой поддержке со стороны  образовательного учреждения. Учителем отобраны методики, которые направлены на формирование социальных качеств, составляющих основу просоциального поведения подростков и молодежи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc122.5 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы

«Школа-интернат №12»

 г. Вяземского

Вяземского муниципального района Хабаровского края

Программа коррекционно-развивающей работы с обучающимися девиантного поведения.

Составитель:

Н.А. Антонова,

учитель высшей категории

Вяземский

 2016

Рецензия 

на Программу коррекционно-развивающей работы с обучающимися девиантного поведения

Актуальность и необходимость  предложенной программы заключается в том, что дети с отклоняющимся поведением  нуждаются в особой поддержке со стороны  образовательного учреждения. Учителем отобраны методики, которые направлены на формирование социальных качеств, составляющих основу просоциального поведения подростков и молодежи.

Программа  состоит из введения, основной части, списка литературы и приложения и содержит конкретные мероприятия, реализуемые  педагогом. Количество занятий: 5 и более. Форма проведения занятий  достаточно разнообразна: дискуссии, анкетирование, опросы, тесты, беседы, различные методики. Отдельно выделено занятие «Я и конфликт» с видеоматериалом.

Эта программа поможет педагогу эффективно организовать целенаправленную работу со школьниками  заявленной категории по формированию адекватных форм поведения.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

           Проблема «трудных учащихся»  одна из центральных психолого-педагогических проблем.

           Сложное  экономическое положение страны, крушение прежнего мировоззрения и несформированность нового, отсутствие должных знаний и умений как жить и работать в условиях конкурентного и высокопроизводительного производства – все это привело наше общество к серьезным трудностям и внутренним конфликтам. Особенно трудно в этот период оказалось подрастающему поколению. Среди молодежи усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, чаще и в крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность.

    В последнее время о школьниках с осложненным  поведением говорится и пишется немало. К этой категории мы относим неуспевающих, недисциплинированных школьников, педагогически  и социально запущенных.

    Особое внимание  в предлагаемой программе уделено преодолению  трудности жизни этих детей, трудности  их взаимоотношений с родителями, учителями, товарищами, сверстниками, взрослыми.

   Программа коррекционно-развивающей работы с учащимися составлена на основе методического пособия под общей редакцией доктора педагогических наук, профессора Попова В.А. «Формирование социального поведения детей и подростков». Мной отобраны методики, которые направлены на формирование социальных качеств, составляющих основу просоциального поведения подростков и молодежи: ответственность, умение контролировать свое поведение, уважение к другим людям и самоуважение.

    Эта программа поможет социальному педагогу организовать целенаправленную работу со школьниками среднего и старшего возраста по формированию адекватных форм поведения.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

  • Формирование адекватных форм поведения;
  • Развитие коммуникативных навыков

ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ:

  1. Следование за естественным развитием ребёнка на разных возрастных  этапах его жизни.
  2. Принцип социально-психологической  поддержки. Это процесс совместного определения с ребёнком его собственных интересов, возможностей, целей и путей преодоления – препятствий, мешающих ему сохранить его человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

  1. Формирование позитивного отношения к своим возможностям;
  2. Развитие навыков регуляции своего поведения;
  3. Снижение уровня эмоционального дискомфорта.

Программа  коррекционно-развивающей работы с учащимися девиантного поведения.

Время проведения занятия: 30-40 минут

Количество занятий: 5 и более

Форма проведения занятий: анкетирование, опросы, тесты, беседы, различные методики (неоконченных предложений, «Пословицы», «Ситуация выбора», «Недописанный тезис» и другие), ассоциативный эксперимент, ранжирование понятий, викторины.

п/п

Тема занятия

Цель занятия

Содержание и форма проведения

1.

Я в настоящем и мое будущее

Развитие самосознания

1.Беседа «Я и мое будущее»

2.Упражнение «Уважение»

3.Автобиографический опросник

4.Упражнение «Я люблю»

5.Упражнение «Мои одноклассники»

6.Упражнение «Линия жизни»

2.

Я и ответственность

(может быть 2 – 3 занятия)

Развитие чувства ответственности

1.Беседа «Что такое ответственность»

2.Правила поведения в школе (дискуссия)

3.Анкета «Могу ли я нести  ответственность?»

4.Упражнение «Права и обязанности»

5.Административная и уголов-ная ответственность

3.

Я и контроль

Развитие навыков контроля собственного поведения, умения принимать обдуманные решения

1.Упражнение «Что такое  контроль?»

2.Анкета «Могу ли я себя контролировать?»

3.Упражнение «Что меня отвлекает?»

4. Упражнение «Могу ли я принимать решения?»

4.

Я и конфликты

Развитие коммуникативных  навыков, навыков конструктивного выхода из конфликта

1.Упражнение «Конфликт – это…»

2.Упражнение «Конфликты бывают разными»

3.Упражнение «Я и мои эмоции»

4.Упражнение «Скажи кон-фликту: «Нет!»

5.Советы при конфликтах

6.Просмотр видеоролика

«Социальный конфликт»

5.

Моя будущая

профессия

Развитие самосознания,

профессиональное самоопределение

1.Упражнение «Могу. Хочу. Надо.»

2.Упражнение «Ассоциации»

СОДЕРЖАНИЕ организационно-методической  РАБОТЫ с учащимися девиантного поведения в течение учебного года

содержание работы

срок

ответственные

Организационно-методическая работа

1.

Посещение уроков в классах, где обучаются  дети данной категории

в течение года

Кл. руководит.

2

Индивидуальная работа с педагогами и

одноклассниками по созданию положительного психологического микроклимата вокруг учащихся

в течение года

Кл. руковод.

3

Активное привлечение учеников  к разнообразным школьным мероприятиям (в соответствии с художественными интересами и способностями детей)

в течение года

Кл. руковод.

4

Оказание правовой, социальной помощи

в течение года

Социальный педагог

5

Проведение профилактической работы с неблагополучными семьями

в течение года

Социальный педагог

Кл.руковод.

6

Обследование условий жизни и воспитания учащихся

декабрь, июнь и в течение года

Кл.рук.

7

Повышение правовой компетентности родителей через, беседы, консультации

в течение года

Социальный педагог

Кл.рук.

8

Организация  летнего отдыха учащихся

май, июнь

Социальный педагог

Кл.рук

9

Ведение документации (журналов, дневников наблюдений  и др.)    

в течение года

Кл.рук

10

Вызов на Совет Профилактики правонарушений, малый педсовет

По мере необходимости

Социальный педагог

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате использования программы коррекционно-развивающей    работы с обучающимися девиантного поведения предполагается формирование адекватных форм поведения и развитие коммуникативных навыков, а также формирование позитивного отношения к своим возможностям, развитие навыков регуляции своего поведения, снижение уровня эмоционального дискомфорта.

Исходя из принципа социально-педагогической поддержки, который является основополагающим принципом данной программы, предполагается создание ситуации успеха, что позволит достичь желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи.  М.: Просвещение, 1988.
  2. Зарецкий В.К., Смирнова Н.С. и др. Три главные проблемы подростка с девиантным поведением. – М.: Форум, 2011.
  3. Игры: обучение, тренинг, досуг / Под ред. В.В. Петрусинского.  М.: Новая школа, 1994.
  4. Клейберг Ю.А. Практикум по девиантологии. – М: Речь, 2007.
  5. Ковальчук М.А., Тарханова И.Ю. Девиантное поведение. Профилактика, коррекция, реабилитация. – М.: Владос, 2010.
  6. Колосов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников.  М., 1984.
  7. Конвенция ООН о правах ребёнка.  Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи, сорок четвертая сессия, Дополнение №49 (А/44/49), стр. 230-239.
  8. Кулагина   И.Ю.   Личность   школьника.   От   задержки   психического   развития  до одарённости.  М.: ТЦ Сфера, 1999.
  9. Лизинский В.М. Практическое воспитание в школе. Часть 1.  М.: Центр «Педагогический поиск», 2002.  
  10. Никитин А.Ф. Что такое правовая культура.  М.: Просвещение, 1988.
  11. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога.  М.: ТЦ Сфера, 2004.
  12. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога.  М.: Просвещение, 1996.
  13. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера.  М.: Просвещение, 1987.
  14. Павленок П.Д., Руднева М.Я. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения. – М.: Инфра-М, 2011.
  15. Петрова А.Б. Психологическая коррекция и профилактика агрессивных форм поведения несовершеннолетних с девиантным поведением. – М.: Флинта, 2008.
  16. Попов В.А. Формирование социального поведения детей и подростков.  Владимир, 1998.
  17. Пятницкая И.Н., Шаталов А.И. Трудные дети – трудные взрослые. – М.: КноРус, 2011.
  18. Рожков М.И. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением. – М.: Владос, 2006.
  19. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. – М.: Академический проект, 2007.
  20. Russell Jesse, Cohn R. Девиантное поведение. – М.: Bookvika publishing, 2012.

Приложение№1

Примерно  тематический  план мероприятий направленных на развитие у воспитанников  нравственных  качеств, обучение  детей навыкам  социально  поддерживающего  и  развивающего  поведения  в  обществе ,формирование представлений об  общечеловеческих  ценностях.

1-Кто  я,  какой  я.

 Формирование  понятийного  аппарата,  формирование  и  развитие  навыков  самопознания;  самопознание  личностных  качеств.

-Введение.

- Упражнение  «Иван  Сусанин».

-Что  же  такое  личность?

-Четыре  составляющих  личности  (познавательная  сфера, эмоционально  волевая,  мотивационная,  ценностная  сферы)

- Тест  «Личность».

-Рефлексия.                                                                           

2-Определим темперамент.

 Расширение  знания  учащихся  о  типах  темперамента,  развитие  рефлексии, диагностика  темперамента  подростков,  развитие  системного  мышления.

- Введение.

- Тест  Айзенка.

- игра  сломанный  телефон.

- Рефлексия.

3-Моё  лучшее  Я  (изучаем характер  и  характеристику  человека).

Обсуждение  с  подростками  проблемы  связанные  с  особенностями  формирования  их  характера;  научить  подростков  понимать  особенности  собственного  характера.  Развитие  рефлексии,  развитие  навыков  групповой  оценки.

- Введение.

- Упражнение  «Карниз».

- Упражнение  «Характер».

- Тест  «Объективность».

- Игра  «Расскажи  о  человеке».

- Подведение  итогов.

4-Мои  способности  (память,  внимание,  мышление  и т.д.).

Развитие  представлений  о способности к  запоминанию. Представления о памяти, ее процессах, видах. Приемы рационального запоминания.  Изучение продуктивности запоминания. Способность быть внимательным. Определение, виды, свойства, способы организации внимания. Индивидуальные стили переработки информации. Индивидуальные различия в способах восприятия и понимания.

- Введение.

- Упражнение  «Ощущение  и  восприятие».

- Познавательные  психические  способности  (память,  внимание,  мышление,  воображение).

- Тест  «Непроизвольная  память».

- Способы  тренировки  памяти.

- Опыт  «Осмысленность  восприятия  и  запоминания».

- Упражнение  «Обобщение».

-- Упражнение  «Вообажение»

5- Чувства,  эмоции, мимика.

Цель:  Расширить  знания  подростков  по  вопросам  общения;  дать  возможность  подросткам  разобраться  в  себе  в  своих  чувствах  и  эмоциях  с  целью  коррекции  своего  поведения  в  процессе  общения;  развитие  речи  учащихся  и  их  творческих  способностей.  Развитие  навыков  понимания  окружающих.

-  Физиогномика как наука.

- Упражнение  «Монета».

- Информация  о  жестах.

- Игра  «Таможня»

-Упражнение  «Общение  без  слов».

- Игра  «Мафия».

6-Быть  уверенным  это  здорово.

Цель:  Познакомить  подростка  с  признаками  агрессивного,  уверенного,,  и  не  уверенного  в  себе  человека;  сформировать  чувство  уверенности,  отработать  навыки  поведения  уверенного  человека.

- Психогимнастика  «Я  люблю  себя  за  то,  что…».

-Тест  «Насколько  вы  уверенны  в  себе»

- Ролевая  игра  «Я  могу  быть  разным»

7- Самопрезентация  учащихся:

Развитие  речи  воспитанников,  и  развитие  творческих  способностей.  Отработать  навыки  уверенного  поведения  подростков,  повышение  самооценки  .

-Упражнение  «Мои  сильные  стороны».

- Самопрезентация  подростков.

8.Тренинг  «Самопознание»:

Развитие навыков самоанализа, помочь воспитанникам осознать взаимосвязь различных жизненных этапов и событий. Показать возможность и необходимость планирования своего будущего. Формирование позитивного отношения к жизни, основы жизненного целепологания.

9-Давай  поговорим  или  методы  и  формы  общения.

Расширение  знаний  детей  по  вопросам  общения;  дать  возможность  подросткам  разобраться  в  себе  с  целью  коррекции  своего  поведения  в  процессе  общения;  развитие  речи  учащихся  и  их  творческих  способностей.

- Потребность  в  общении.

- Методы  и  формы  общения.

- Тест  «Приятно  ли  с  вами  общаться».

- Сленг – нужен  ли  он  людям.

- Психологическая  игра  «За  что  мне  нравятся  люди».

10- Мир  глазами  агрессивного  человека

Обучение  подростков  навыкам  распознавания  и  контроля  агрессивного   поведения.

- Что  такое  агрессия?

-Критерии  агрессивности  подростка.

- Психологическая  игра  «Противостояние»

 -Обучение  подростков навыкам  распознавания  и  контроля  агрессивного   поведения.

-Психологическая  игра  «камушек  в  ботинке».

11-  Подросток  и  конфликты.

Развивать  представления  о  сущности  конфликтов,  понимания  естественности  их  возникновения  в  повседневной  жизни;  показать  возможность  разрешения  большинства  разногласий  при  стремлении  находить  конструктивные  способы  их  преодоления;  отработать  стратегии  решения  повседневных  конфликтов.

- Аукцион  идей  по  теме – «Конфликт».

-Конфликтные  ситуации – «В  споре  рождается  истина».

- Компромисс.

- Психологическая  игра   «Беспроигрышный  метод  решения  конфликтов».

- Рефлексия, обратная  связь.

12- Отцы  и  дети  или  конфликт  поколений – можно  ли  его  избежать.

Помочь  подросткам  научится  избежать  конфликтных  ситуаций  в  общении  со  старшими.

- Введение.

- Тренинг  «Трудности  общения».

- Деловая  игра  «Отцы  и  дети»,  разыгрывание  и  обсуждение  конфликтных  ситуаций

- Рефлексия  ( Что  нового  я  сегодня  узнал,  чем  мне  помог  сегодняшний  разговор).

13- Умение  жить  среди  людей.

Цель:  Способствовать  осознанию  неизбежности  подчинения  моральным  и  правовым  нормам  в   обществе.

- Разминка.

-разыгрывание и обсуждение конфликтных сетуаций.

-  Игра  триада.

- Толерантность  в  современном  обществе.

- Игра «сломанные  квадраты».

14- Как  обратится  к  собеседнику.

Формирование  культурных  ценностей  и  культуры  речи  подростков. Развитие  речивоспитанников,  и  развитие  творческих  способностей.

- Круглый  стол «Как  обратится  к  собеседнику»

15- Борьба  с  конфликтами.

Необходимость  научить  подростков  оценивать  конфликты  и  своё  участие  в  них,  вымышленное  или  реальное.

- Тест  «Оценка  собственного  поведения  в  конфликтной  ситуации».

-  Психологическая  игра  «Конфликт  и  способы  его  преодоления»

- Упражнения  «Комплемент».

16-Берегите  друзей.

Раскрыть  явление  дружбы;  обсудить  роль  дружбы  в  жизни  человека  ,  ознакомить  с  факторами  которые  влияют  на  зарождение  дружбы.  Развивать  творческие  и  дискуссионные  навыки.

- Введение.

- Дискуссия  «Живешь  не  с тем , с кем  хочешь,  а  с тем  с кем  сдружишься».

- Тест  «Настоящий  друг».

- Психологическая  игра  «Телефон  доверия».

17-Игра – Невероятное  путешествие.

Цель: Создать условия для организации и сплочения детского коллектива, развитие навыка конструктивного группового взаимодействия (умение выслушать и понять другого, налаживать сотрудничество), независимо от многообразия проявлений их индивидуальности; развитие навыка принятия коллективного решения; снизить уровень тревожности, эмоционального напряжения.

- Введение в игру

-. Непредвиденная катастрофа.

-“Презентация индивидуальности”.

-“Как жить на острове”.

-“Совместные действия”.

-“Сколько меня”.

-“Обратно домой”. Обсуждение.

18- да здравствует вежливость.

Помочь воспитанникам вспомнить о пользе вежливых слов, учить быть вежливыми в различных ситуациях. Воспитывать вежливость, уважительное отношение к людям.

19-Мир вокруг меня моё богатство:

Дать возможность подросткам осознать богатство, которым они владеют в следующих вариантах.

Мое богатство – это я сам, мои качества, моя индивидуальность.

Мое богатство – это мои родные и друзья, те кто меня любит..

 Мое богатство – это окружающий мир.

20- Беседа о дружбе.

Раскрыть личностную и социальную значимость дружбы и товарищества как высших человеческих чувств; формировать умение различать дружбу и товарищества; воспитывать культуру чувств.

21- Я, ТЫ, ОН, ОНА вместе дружная семья, или нужно ли быть толерантными.

Познакомить учащихся с понятием «толерантность», выявить основные черты    толерантности. Воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям  и культуре разных народов.  Развивать  терпимость к различиям между людьми. Сформировать правильное представление о толерантности.

-Что такое толерантность.

-религия и толерантность

- игра волшебная рука.

22-Зажги звезду добра.

Обогащение духовного мира и мотивационного обеспечения жизни через поселения в подростке  светлых образов и мыслей. Развивать потребности в нравственном самосовершенствовании, сориентировать детей на ценности человеческой личности;

Что такое доброта.

Сказкотерапия «звёздная страна»

23- Беседа на тему «Дружба»

Углубить представление подростков о дружбе,  формировать положительную нравственную оценку таких человеческих качеств, как надёжность, верность, обязательность, взаимовыручка. Способствовать развитию критического отношения к себе, побуждать воспитанников к анализу собственных поступков, прививать навыки терпимости и корректного отношения с друзьями.

24-тренинг «Формула успеха».

Создать  условия  для саморазвития, самоутверждения в процессе совместной деятельности подростков. Формирование эмоционально положительной Я-концепции: Я могу, способен, значу; Формирование способностей к активному самопроявлению и самовыражению сообразно своим личностным особенностям; Развивать невербальные способы взаимодействия и общения; умение давать и принимать информацию , формировать терпимость к чужому мнению, сплоченность группы

-Упражнение «Ожидание»

-Игра «Корзинка»

- Упражнение «Имена»

- Упражнение “Копилка”

- Формула успеха.

25-Мат не наш формат, или поговорим о сквернословие.

формирование языковой культуры личности- вырабатывать этикет общения у подростков, прививать любовь к родному языку в условиях детского дома;

Анкета «Моё отношение к сквернословию»

Лекция «Мат – не наш формат, или правда о сквернословии»

26-Хитрости общения или как просить чтобы не отказали.

Развитее у воспитанников умения правильно выражать свои мысли, улучшение  контакта общения.

Приложение №2

Мероприятия направленные на воспитание правовой культуры, формирование гражданской позиции подростков, профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних.

1Конвенция  о  правах  ребенка  и  реальности  детства  в  России.

Ознакомить подростков с Конвенцией о правах ребенка; содействовать воспитанию нравственно-правовых норм, основанных на уважении к правам и свободам человека, правам ребёнка. На основе положительной мотивации усвоения знаний о Конвенции содействовать  воспитанию убеждения, что обладание правами и свободой неразрывно связано с ответственностью за свои поступки и поведение; содействовать воспитанию культуры прав человека; расширение правового  кругозора воспитанников.

2-Свобода  личности  и  её  границы.

Способствовать  формированию  знаний  и  убеждений  о  необходимости  подчинения  регуляторам  личных (гражданских  свобод) – конституционным  обязанностям.  Формирование  навыков  законопослушного  поведения.

- Вводная  беседа.

- Игра  «меню».

- Игра  «Пирамида  правовой  активности»

3-Наш - адрес  Россия.

Воспитание  патриотизма  и  гражданственности,  чувства  гордости  за  свою  Родину;  

- Вступление  

- Что  мы  Родиной  зовём.

- Игра  «Наш  адрес  Россия».

- Подведение  итогов.

4-Честь  и  достоинство.

Раскрытие  моральной  сущность  чести  и  достоинства  человека;  воспитание  чувства  ответственности  за  свои  поступки;  подвести  подростков  к  мысли  о  необходимости  жить,  следуя  нравственным  правилам  жизни,  сохраняя  свою  честь  и  достоинство.

- Круглый  стол.    Вопросы: а) какой смысл  вы  вкладываете  в  понятия  «честь»  и  «достоинство»  человека.  б) честность,  в) скромность,  ответственность, е) самоуважение, ё) гордость  ит.д.

- Литературно – правовая  викторина.

5-Мой  взгляд

Проанализировать  типичные  правонарушения  среди  несовершеннолетних;  выяснить  их  причину,  указать  способы  поведения  в  критических  ситуациях.

- Вступление.

- Правовая  психологическая  игра  «Мой  взгляд2.

6-Моя  жизнь.  Мои права.

Формирование  гражданской  позиции, развитие  гражданской  инициативы  и  гражданской  ответственности  воспитанников.

- Вступление.

- Анализ  мультипликационных  фрагментов.

-  Экспресс -  опрос.

 Подведение  итогов.

7-Школьная  жизнь  и закон.

Формирование  у  учащихся  способности  соотнести  правовые  нормы  с  реальными  межличностными  отношениями,  способствовать  развитию  морально – правовой  рефлексии.

- Мозговой  штурм.

- Упражнение   «Сотрудничество».

- Работа  с  дилеммой.

- Упражнение  «Займи  позицию -  защита  или  обвинение».

8- Самовоспитание  и  проблема  выбора.

Подвести  подростков  к  мысли  о  необходимости  самовоспитания;  заострить  внимание  на  выборе  положительного  идеала  на  пути  к  самосовершенствованию;  оказать  помощь  в  выборе  положительных  жизненных  целей .

-  Дискуссия   «Знай, выбор  сделать  в  жизни  придёт  и  твой  черёд».

9-Сказка  лож  да  в  ней  намёк.

Цель:  научить  подростков  применять  в  жизни  основные  права  и  свободу  Декларации  прав  человека.

- Игра  «Сказка  лож  да  в  ней  намёк».

- Подведение  итогов.

I0 - Административная  и  уголовная  ответственность  несовершеннолетних. Понятие  и  особенности  уголовной  ответственности  несовершеннолетних.  Нормы  уголовной  ответственности  несовершеннолетних  в  УК  РФ.  Законодательные  нормы  административных  правонарушений.  Законодательные  нормы  производства  по  уголовным  делам  в  отношении  несовершеннолетних.

11.права и обязанности школьника .                                                                    

 Обсудить с воспитанниками общие правила поведения в школе,поведение на занятиях. Поведение учащихся до начала, в перерывах и после окончания занятий. Поведение учащихся в столовой,  правила пользования библиотекой.  Рекомендации к внешнему виду учащихся.

 Ответственность учащихся.                                                                                                

12Мир  детей  в  пространстве  мира  взрослых.  

Данное  занятие  является  итоговым  по  темам  «Конституция»  и  «Конвенция  о  правах  ребенка»,  проходит  в  форме  викторины  и  дает  возможность  закрепить  пройденный  ранее  материал  и  проверить  уровень  знаний  учащихся  по  изученным  вопросам.

13Что  в  имени  тебе моем?

На  основе  Конвенции  о  правах  ребенка  и  Семейного  кодекса.  Почему законодательство  защищает  наше  право  на  имя.  Расшифровка  имен  по  словарю  Даля.  Психологическая  характеристика  носителя  имени.

14Насилие  и  закон. 

Формы  насилия. Жертва  и  свидетель  насилия.  К  кому  обращаться  за  помощью,  если  вы  стали  жертвой  насилия.  Законы,  защищающие  жертву  насилия.

15 От  безответственности  до  преступления  один  шаг.

Круглый  стол  с  привлечением  специалистов:    инспектор  ПДН  ОВД,  социальный  педагог.  Учащимся  предлагаются  примерные  ситуации  из  жизни  подростков,  а    в  процессе  дискуссии  они  выясняют,  какую  ответственность  люди  несут  друг  перед  другом

16Турнир  знатоков  права.

Правовая  игра.  В  процессе  игры,  дети  закрепляют  полученные  знания,  ,  через  решение  практических  задач,  повторение  основных  определений   и  терминов. Формирование интересов к истории своей страны, формирование и развитие навыков работы в коллективе, развитие навыков творческого мышления

17.Хулиганство  как  особый  вид  преступления  несовершеннолетних.

Юридическая  квалификация  хулиганства.

 Виды  наказаний  несовершеннолетним  за  хулиганство.

Обсуждение  ситуаций  о  преступлениях  несовершеннолетних.

18.Суд  над  хулиганством. Правовая  игра.  Воспитанникам   предоставляется  возможность  в  процессе  игры  побывать  участником  судебного  заседания:  судья,  присяжные  заседатели,  прокурор,  адвокат,  свидетели  со  стороны  обвинения  и  со  стороны  защиты,  секретарь.  На  рассмотрение  суда  поступило  3  заявления  от  лиц,  оказавшихся  свидетелями  следующих  ситуаций:  дело № 1 «Хулиганское  поведение  в  автобусе»,  дело № 2 «Об  обрывании  цветов  с  клумбы»,  № 3 «Хулиганство  на  дискотеке». Учащиеся  должны  обсудить  поступки  оступившихся  подростков  и  правильно,  с  помощью  УК  РФ  и  КоАП  РФ  инкриминировать  им  данное  деяние  и  назначить  наказание.    

19. Мои социальные роли,.

Беседа по правовому воспитанию ориентирован на достижение конкретных практических результатов по социализации личности, помогая ей осмыслить свои социальные роли, овладеть необходимыми знаниями, умениями и опытом исполнения этих ролей в соответствии с нормами гуманистической этики и действующего права. В ходе проведения беседы вырабатываются практические рекомендации для подростков по действиям в случаях нарушения их прав.

20.Диспут «Труд- право или обязанность» 

Расширение правовых знаний воспитанников в области трудовых отношений, ознакомление с разнообразием законов РФ, регулирующих отношения в области труда.  Разъяснение понятий: трудоустройство, трудовой договор, трудовая книжка, испытательный срок, время отдыха, увольнение и т. д.. Особенности  регулирования  труда  работников  в  возрасте  до  восемнадцати  лет.  Ограничение  видов  работ  и  оплата  труда  несовершеннолетних

21.Ответственность и свобода.

Дать  возможность    подросткам   пережить  взаимосвязь   понятий

«ответственность» и «свобода» в следующих  вариантах :1. Свобода – это особое внутреннее состояние, необходимое человеку для проявления его индивидуальности.  2. Только мы несем ответственность за свою жизнь. Это возможно потому, что в жизни всегда существует  свобода выбора; следовательно, мир не виноват во всех наших бедах. 3. Часто наш выбор осложнен тем, что мы несем ответственность за других людей.

Приложение № 3

Анкетирование учащихся с целью изучения их отношения к вредным привычкам (курение, алкоголизм, наркотики, токсические вещества) и девиантного поведения.

- Индивидуальная  психологическая  карта  трудновоспитуемого  подростка.

-Тест К. Томаса  «Стратегии  поведения  в  конфликтных  ситуациях»

-Диагностика  уровня  сформированности  толерантности  у  подростков.

-Анкета  по  выявлению  трудновоспитуемых  в группе.

-Методика  определения  некоторых  специфических  личностных  особенностей  трудновоспитуемых  подростков.

-Тест  на  самооценку.

-Методика  для  изучения  социалезированности  личности  подростка.

-Анкета  (изучения  мнения  подростков  по  проблемам  зависимости).

-Методика  определения  «Уровень  воспитанности  учащихся».

-Анкета «Подросток  группы  риска  в  социуме».

-Анкета  способностей  подростка.

-Диагностика  нравственной  воспитанности.

-Направленность  личности  (ориентационная  анкета).

-Опросник  Айзенка.

-Тест  Люшера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционно-развивающей работы с подростками с девиантным поведением с использованием возможностей сенсорной комнаты

Психологически здоровый человек — это человек, жизнь которого полна смысла. Он не тревожный, лишен комплексов, не боится неудач, не агрессивный, оптимистичный.Психическое здоровье детей и подростков —...

Программа коррекционно-развивающей работы с учащимися девиантного поведения.

Актуальность и необходимость предложенной программы заключается в том, дети с отклоняющимся поведением нуждаются в особой поддержке со стороны образовательного учреждения. Социальным педагогом отобран...

Рабочая программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе

Рабочая    программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе разработана в соотве...

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА «МОЯ УНИКАЛЬНОСТЬ», ДЛЯ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ, НАПРАВЛЕННАЯ НА ИЗМЕНЕНИЕ ИХ «ОБРАЗА Я»

Программа “Моя уникальность” разработана для обучающихся с девиантным поведением с учетом возрастных особенностей старших подростков и способствует позитивной социализации учащихся.  ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОВЗ (ИТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ) ДЛЯ 5-9 КЛАССОВ

Данная рабочая программа коррекционного курса "Логопедические занятия" для обучающихся 5-9 классов с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) создана с учётом применения высокотехнологичного оборудо...

Программа индивидуальной работы с обучающимися девиантного поведения

Программа предоставляет детям и подросткам возможность попробовать себя (в качестве участника и организатора) в различных видах деятельности (участие в играх-викторинах, проектной деятельности, в круг...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Коррекционно-развивающих занятий (КРЗ) для обучающегося 6в класса с ОВЗ (умственная отсталость) (СИПР)

Рабочая программа учебного предмета «Коррекционно-развивающие занятия» разработана на основе:- Адаптированной основной образовательной программы обучающихся, воспитанников с умеренной, тяж...