Программа индивидуальной работы с обучающимися девиантного поведения
рабочая программа по психологии (6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Фомина Л.Н.

Программа предоставляет детям и подросткам возможность попробовать себя (в качестве участника и организатора) в различных видах деятельности (участие в играх-викторинах, проектной деятельности, в круглых столах и т.д.), почувствовать себя востребованными. Одним из приоритетных направлений деятельности по работе с подростками является комплексный подход, создание единого воспитательного пространства. Необходимо объединить усилия учителей, классного руководителя, социального педагога, педагога-психолога,  учреждений дополнительного образования. Взаимное сотрудничество с другими профилактическими организациями позволяет совместно выбирать для каждого подростка индивидуальный подход, изучать его интересы, поддерживать, помогать преодолевать те проблемы, которые у него возникают.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа

индивидуального психолого-педагогического сопровождения в учебном процессе

обучающихся с девиантным поведением

Составитель:

Фомина Л.Н., педагог-психолог МБОУ «Русская национальная гимназия имени преподобного Сергия Радонежского»

Квалификационная категория – высшая

Г. Элиста, 2018 г.


В 1999 году в России был принят федеральный закон № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений», регламентирующий вопросы помощи и поддержки детей, фактически формирующий общегосударственную технологию работы с детьми «группы риска». Он представляет собой общегосударственную модель и технологию профилактической работы с несовершеннолетними.

            Программа предоставляет детям и подросткам возможность попробовать себя (в качестве участника и организатора) в различных видах деятельности (участие в играх-викторинах, проектной деятельности, в круглых столах и т.д.), почувствовать себя востребованными. Одним из приоритетных направлений деятельности по работе с подростками является комплексный подход, создание единого воспитательного пространства. Необходимо объединить усилия учителей, классного руководителя, социального педагога, педагога-психолога,  учреждений дополнительного образования. Взаимное сотрудничество с другими профилактическими организациями позволяет совместно выбирать для каждого подростка индивидуальный подход, изучать его интересы, поддерживать, помогать преодолевать те проблемы, которые у него возникают.

Цель программы: создание благоприятных  условий для развития личности ребенка  (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), профилактика девиантного поведения несовершеннолетних, активизация процесса приспособления ребенка к принятым в обществе правилам и нормам поведения.

Задачи программы

1.      Выявление проблем и своевременное, качественное оказание различного вида услуг по предупреждению или ликвидации девиантного поведения у несовершеннолетних.

2.      Предоставление адекватной, комплексной, межведомственной помощи несовершеннолетним с девиантным поведением и их семьям.

3.      Предоставление социальных, правовых, психолого-педагогических и иных мер по защите прав и законных интересов несовершеннолетних.

4.     Формирование у детей «группы риска» через информационно-просветительскую работу системы знаний о здоровье человека и здоровом образе жизни,  мотивации на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих людей.

  1. Формирование  творческих способностей, создание условий для самореализации личности через организацию досуга обучающихся.

Возраст детей, участвующих в реализации программы

Программа рассчитана для работы с детьми и подростками 10-18 лет.

Сроки реализации

Программа рассчитана на учебный год (сентябрь – май)

Ожидаемые результаты и способы оценки

  1. Повышение уровня воспитанности, навыков общения и культуры поведения.
  2. Занятость  детей во внеурочное время.
  3. Формирование у детей представлений об общечеловеческих ценностях.
  4. Создание благоприятной образовательной среды, способствующей  изменению  отношения к своему здоровью, выработке способности противостоять вредным привычкам, желанию и умению  вести  здоровый образ жизни.
  5. Повышение обученности  и недопущение пропусков уроков по неуважительной причине.
  6. Снижение количества детей состоящих на учете.

Этапы реализации программы

Первый этап – диагностический, формирование банка данных

  1. Информация об обучающихся (сбор сведений)
  2. Информация о семьях (сбор сведений)
  3. Психологическая диагностика  учащихся
  4. Списки состоящих на учете (приложение 1)
  5. Определение  комплекса мероприятий по реабилитации несовершеннолетнего
  6. Формирование пакета документов  на обучающегося, состоящего на учете (приложение 2)

Второй этап -  деятельностно-консультативный

Работа с обучающимися:

  • профилактика правонарушений (групповая работа, индивидуальные беседы по проблемам табакокурения, алкогольной и наркотической зависимости, спортивные мероприятия);
  • психологическое сопровождение (индивидуальные консультации, коррекционные занятия, анкетирование);
  • педагогическая помощь (создание ситуации успеха для детей асоциального поведения, вовлечение в учебную, трудовую и общественную деятельность ученическое самоуправления);
  • организация свободного времени обучающихся (организация социально-значимой деятельности детей через классное и школьное ученическое самоуправление, расширение видов творческой деятельности для удовлетворения интересов и потребностей детей через систему ДО города)

Работа с семьей:

  • просветительская работа (выпуск памяток, индивидуальные беседы);
  • коррекционная работа (индивидуальные консультации)

Третий этап – анализ и подведение итогов, дальнейшее планирование работы с подростком  с учетом выработанных рекомендаций.

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

п/п

Мероприятие

Срок выполнения

Ответственные

I этап

1.

Выявление детей с девиантным поведением: трудной жизненной ситуации, из асоциальных семей; пропускающие уроки без уважительной причины; состоящие на учете

сентябрь

классный руководитель, социальный педагог

2.

Сбор информации для социального паспорта школы

сентябрь

социальный педагог, классный руководитель

3.

Составление и корректировка банка данных обучающихся и семей

сентябрь, январь

классный руководитель, социальный педагог

4.

Сверка банка данных со специалистами городских служб профилактики (КДН)

1 раз в учебное полугодие

социальный педагог

5.

Диагностические мероприятия на начало учебного года

Динамическая диагностика

сентябрь-октябрь,

январь

классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог;

педагог-психолог

6.

Формирование пакета документов по сопровождению обучающегося, состоящего на учете  

сентябрь-октябрь

классный руководитель, социальный педагог

7.

Планирование индивидуального сопровождения детей с девиантным поведением

сентябрь-октябрь

классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог

II этап

8.

Индивидуальные беседы для классных руководителей  по профилактике правонарушений и сопровождению обучающихся, состоящих на различных видах учета

октябрь-апрель

социальный педагог, педагог-психолог

9.

Индивидуальные беседы с обучающимися  на профилактические темы

сентябрь-май

классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог

10.

Индивидуальная работа с детьми девиантного поведения по коррекции отклоняющего поведения

сентябрь-май

Педагог-психолог

11.

Индивидуальные беседы с родителями по вопросам воспитания, обучения и взаимоотношений с ребенком

сентябрь-май

классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог

12.

Привлечение родителей к  участию в школьной жизни детей через школьные  и классные  мероприятия

октябрь-май

классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог

13.

Отслеживание уровня подготовки обучающихся, состоящих на различных видах учета, к учебному году (посещение уроков, наличие учебников, тетрадей)

октябрь-май

классный руководитель, социальный педагог

14.

Классные часы и беседы с приглашением  специалистов профилактических структур города

2 раза в месяц по отдельному плану

классный руководитель, социальный педагог

15.

Рейды по микрорайону с инспектором ОДН ОМВД

ежемесячно

классный руководитель, социальный педагог

16.

Посещение семей обучающихся, состоящих на различных видах учета и составление актов

октябрь и апрель, а также по необходимости

классный руководитель, социальный педагог

17.

Оформление профилактических стендов

октябрь-май

социальный педагог, педагог-психолог

18.

Заседание профилактического совета школы

ежемесячно

классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог

19.

Вовлечение подростков в общественную жизнь школы и класса через ученическое самоуправление

октябрь-май

классный руководитель, социальный педагог

20.

Помощь в организации свободного времени обучающихся девиантного поведения

октябрь-май

классный руководитель, социальный педагог

21.

Контроль  за занятостью обучающихся, состоящих на различных видах учета, во внеурочное время

октябрь, январь,

апрель

классный руководитель, социальный педагог

22.

Анализ успеваемости обучающихся, состоящих на различных видах учета

1 раз в четверть

классный руководитель, социальный педагог

23.

Отчет о работе  проведенной с обучающимися, состоящими на различных видах учета

январь, май

классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог

24.

Взаимодействие  с городскими  организациями системы  профилактики  по вопросу летнего отдыха и трудоустройства обучающихся

апрель, май

классный руководитель, социальный педагог

III этап

25.

Координационный совет  по результатам  индивидуального сопровождения обучающихся в течение учебного года

май

классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог

26.

Диагностические мероприятия на конец учебного года: анкетирование, тестирование, опрос.

май

классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог

27.

Планирование работы на следующий учебный год

май

классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог, координатор профилактической работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционно-развивающей работы с учащимися девиантного поведения.

Актуальность и необходимость предложенной программы заключается в том, дети с отклоняющимся поведением нуждаются в особой поддержке со стороны образовательного учреждения. Социальным педагогом отобран...

Программа индивидуальной работы с обучающимися по повышению качества обученности по предмету английский язык.

Если у вас есть обучающиеся, отстающие по английскому языку, а по остальным предметам имеют высокие показатели, эта программа поможет спланировать действия учителя по повышению качества успеваемости т...

Программа коррекционно-развивающей работы с обучающимися девиантного поведения.

Актуальность и необходимость  предложенной программы заключается в том, что дети с отклоняющимся поведением  нуждаются в особой поддержке со стороны  образовательного учреждения. Учител...

«Гражданско-патриотическое воспитание как фактор социализации личности обучающихся девиантного поведения. Из опыта работы.»

Актуальность:Сегодня современная жизнь предъявляет человеку новые требования. Главными из них являются: нести ответственность за своё поведение и действия, активная жизненная позиция,  овладение ...

Технологии социальной работы по развитию патриотического воспитания обучающихся девиантного поведения как средство становления личности в условиях ФГОС

Тема военно-патриотического воспитания очень важна в системе общегражданского воспитания подрастающего поколения нашей Родины. Будущее страны - дети. Сегодня современная жизнь предъявляет человек...

Практические рекомендации "Как вести себя с обучающимися девиантного поведения"

Практические рекомендации "Как вести себя с обучающимися девиантного поведения"...